Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки в начале столетия: основные тенденции развития — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки в начале столетия: основные тенденции развития

2017-10-11 645
Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки в начале столетия: основные тенденции развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки в начале столетия: основные тенденции развития

Закат Pax Britanica

Если XIX век часто и не без оснований называли «английским», то наступившее новое столетие оказалось далеко не таким благоприятным для Британии, как век прошедший. Уже на самом рубеже веков Англии пришлось столкнуться и пережить достаточно серьезное и неприятное испытание - англо-бурскую войну (1899-1902 гг.). Хотя в конечном счете англичане смогли сломить сопротивление жителей бурских республик - Трансвааля и Оранжевой - и включить их в состав Британской империи, победа на Юге Африки досталась дорогой ценой. Англия, традиционно проводившая политику «блестящей изоляции», на сей раз оказалась в одиночестве, вопреки собственному желанию: общественное мнение практически всех ведущих стран осуждало политику Лондона. Кроме того, война убедила правящую элиту Англии в том, что возможности их страны далеко не безграничны, и это заставляло серьезно задуматься над принципами ее внешней политики и вообще над перспективами Британии в новом веке.

Причин для тревожных размышлений было действительно немало. Англия, еще совсем недавно безусловно доминировавшая в сфере экономики, являвшаяся «промышленной мастерской мира», начала сдавать свои позиции. Соединенные Штаты и Германия по многим важным показателям не только приблизились, но даже стали обгонять Англию. Темпы развития английской экономики, особенно ее новейших отраслей, определявших уровень продвинутости страны, замедлились. Над Англией реально нависла угроза потери статуса страны-эталона прогресса. Почему это произошло? - над этим вопросом все чаще задумывалось все большее число англичан.

Создав в XIX веке огромную колониальную империю и получая от ее эксплуатации солидные политические и материальные дивиденды, Англия вместе с тем к началу XX века стала чувствовать и определенные издержки подобного варианта развития. Английский капитал предпочитал вкладывать средства в заморские владения, где процент прибыли был намного выше, чем на родине, и отдача от вложений капитала была быстрее. Собственно английская экономика, нуждавшаяся в обновлении и модернизации, остро ощущала нехватку средств. Классическим примером подобной ситуации стало положение в угледобывающей промышленности, некогда ключевой отрасли английской экономики. Нехватка средств для ее реконструкции вела к хроническому застою и жестким социальным конфликтам, которые постоянно лихорадили английское общество.

Шок от англо-бурской войны вызвал сложную перегруппировку сил в правящих кругах. В 1902 г. правительство возглавил Бальфур. В центре дискуссий, захвативших в то время английское общество, было три вопроса: какой быть британской колониальной империи, как строить внешнюю политику страны и, наконец, рабочий вопрос. По всем трем сюжетам в правящей элите возник серьезный раскол. Это усиливало политическую нестабильность. Разногласиями в стане консерваторов умело воспользовались либералы. Их активная политико-пропагандистская деятельность принесла плоды: на парламентских выборах 1905 г. они одержали весьма уверенную победу. В новом составе парламента им принадлежало 401 место, а консерваторам лишь 157. Важно отметить, что 29 парламентских мандатов получили представители созданной незадолго до этого новой партии - лейбористской .

Правительство возглавил лидер либералов Г. Кэмпбелл-Баннерман. В нем было немало ярких фигур, блиставших тогда на политическом небосклоне Британии: Г. Асквит, Э. Грей, Д. Ллойд-Джордж, У. Черчилль и др. В области внешней политики, проанализировав ситуацию, правительство пошло на ревизию традиционных принципов политики «блестящей изоляции». Во внутренней политике власти тревожили процессы, проходившие в рабочем движении. Стремясь не допустить распространения радикальных идей в рабочей среде, Ллойд-Джордж, занимавший пост министра торговли и промышленности и отвечавший за сферу индустриальных отношений, решительно проводил курс на постепенную интеграцию профсоюзов в рамки существующей политической системы. В 1906 г. был принят Закон о трудовых конфликтах, затем о пенсионном обеспечении и о введении 8-часового рабочего дня (первоначально только для шахтеров) и, наконец, о страховании по болезни и безработице. Таким образом, были заложены основы системы социального обеспечения. Одновременно власти стремились изолировать лейбористов и оторвать от них профсоюзы. В 1909 г. при рассмотрении так называемого «дела Осборна» профсоюзам было запрещено взимать деньги со своих членов на политические цели, что серьезно подрывало финансовую базу лейбористской партии. Правда, в 1913 г. под давлением профсоюзов этот вердикт был отменен.

Несмотря на маневры и уступки со стороны правящих кругов, социальная атмосфера в предвоенной Англии была весьма непростой. Источником особых треволнений оставалось положение дел в угледобывающей промышленности, где острые трудовые конфликты становятся нормой. Это потенциально создавало благоприятную среду для распространения социалистических идей, что, естественно, вызывало беспокойство у правящей элиты. Главным инструментом борьбы с распространением радикальных настроений и одновременно способом модернизации общества становится либеральный реформизм . В Англии его укоренение связано прежде всего с именем Ллойд-Джорджа, который в министерстве Асквита (с 1908 г.) занимал чрезвычайно важный пост министра финансов.

В 1909 г. им был подготовлен и внесен на рассмотрение парламента проект бюджета, предусматривавший выделение 1% расходов на проведение социальных реформ. Это представлялось как начало войны с бедностью. С одной стороны, этого было явно недостаточно для решения данной проблемы, с другой, - это было действительно новое слово в государственной социальной политике. Не удивительно, что данное предложение вызвало бурные дискуссии и в обществе в целом, и в парламенте. Чтобы успокоить оппонентов, называвших бюджет «революционным», Ллойд-Джордж одновременно предусматривал значительное увеличение расходов на морские вооружения. Против этого консерваторы не возражали, но возникал вопрос: откуда взять деньги? Для финансирования этих статей бюджета предполагалось, во-первых, повысить косвенные налоги на табак, спиртные напитки, почтовые марки, что было ударом по широким слоям населения, а во-вторых, увеличить налоги на крупные состояния, земельную собственность и наследство, что вызвало возмущение английской аристократии. После ожесточенной борьбы, пройдя палату общин, бюджет был все же похоронен палатой лордов. Такая ситуация повторялась дважды. Тогда на повестку дня встал вопрос о реформе парламента.

В мае 1911 года палата общин приняла билль о реформе парламента. На сей раз палата лордов отступила и новый закон, ограничивавший ее прерогативы (теперь она имела только право «задерживающего вето») вступил в силу. Кроме того, она отстранялась от решения финансовых вопросов, и теперь, обладая заметным перевесом в палате общин, либералы могли смело проводить в жизнь свои идеи в этой сфере. Однако победа над палатой лордов не означала, что перед правительством открывались безоблачные горизонты. Вновь резко обострился ирландский вопрос.

Стремясь предотвратить взрыв в этой, пожалуй, самой неспокойной части Британской империи, либералы были вынуждены пойти на уступки: в апреле 1912 г. в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 г. Особенно сложной была ситуация в северной части Ирландии, в Ольстере, где, в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии с Лондоном. И среди католиков, и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту. В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии и был принят, наиболее развитая провинция этого острова - Ольстер - исключалась из сферы его действия.

Немало проблем существовало и в других частях Британской империи. В «жемчужине британской короны» Индии заметно активизировались противники английского владычества. Еще в 1906 г. индийская партия Национальный конгресс выдвинула требование предоставления самоуправления для Индии. В качестве средства давления на колониальные власти она организовала кампанию бойкота английских товаров. Обстановка там быстро накалялась. И опять-таки либералы сочли за лучшее пойти на определенные реформы. В 1909 г. к управлению колонией стали осторожно подключать верхушку местного общества. Таким образом англичанам удалось на время сбить нараставшую волну движения протеста.

Англо-бурская война заставила правящую элиту серьезно задуматься над будущим империи. Наиболее здравомыслящей части английских верхов становилось очевидным, что сохранять империю в неизменном виде невозможно: необходимы шаги, направленные на ее приспособление к меняющемуся миру. Именно в этом контексте следует рассматривать действия Лондона по предоставлению прав самоуправления ряду переселенческих колоний. Вслед за Канадой, которая получила самоуправление еще в 1867 г., статус доминиона (самоуправляемой части империи) получили Австралия (1900 г.), Новая Зеландия (1907 г.) и Южно-Африканский Союз (1910 г.). С начала века стали регулярно проводиться Имперские конференции, где представители английского правительства и доминионов совместно обсуждали вопросы внешней и торговой политики.

Все эти события происходили на фоне неуклонно ухудшающихся англо-германских отношений. Концентрированное выражение это соперничество получило в гонке морских вооружений. Постепенно эти вопросы превращаются в предмет главной заботы английского правительства, оттесняя на задний план все другие проблемы. Однако объяснимое повышенное внимание правительства к этим вопросам имело и другую сторону. Англия все больше втягивалась в конфликт с Германией, причем его уровень постоянно нарастал и находить его развязку с каждым днем становилось все сложнее. А это означало, что вероятность военного столкновения противоборствующих сторон становилась все более реальной.

5.16.

.17.

5.18.

5.19.

Фашизм по-итальянски

Родиной фашизма была Италия. Он возник на итальянской земле в сложные послевоенные годы и являлся порождением и отражением тех сложных и болезненных процессов, которые происходили тогда в этой стране. Фашистские организации стали возникать в Италии с весны 1919 г. Лидером этого движения стал Б. Муссолини, бывший социалист, исключенный из партии в 1914 г. за несогласие с ее антивоенной платформой. Вплоть до 1921 г. это было именно движение, а не политическая партия. Четкой программы у его участников еще не было. Они эксплуатировали, и довольно успешно, те эмоции, которые господствовали тогда в итальянском обществе: разочарование и недовольство. А отсюда жажда перемен, которые и обещали фашисты.

Обещание и критика - вот суть их тактики в тот период, когда они еще только шли во власть. В многочисленных выступлениях Муссолини щедро звучали обещания обеспечить «величие нации», резко критиковались державы-победительницы за несправедливое отношение к Италии на Парижской мирной конференции, ожесточенным нападкам подвергалось собственное правительство и демократия в целом за неспособность эффективно отстаивать интересы нации. Себя же последователи Муссолини провозгласили выразителями интересов всей нации, вне зависимости от социальной принадлежности избирателей. Это не исключало выдвижение специфических лозунгов, ориентированных на каждую конкретную социальную группу (земля тем, кто ее обрабатывает, право голоса женщинам, участие рабочих в управлении производством и т.д.).

Фашистские организации вели не только пропаганду своих идей, они создавали «отряды самообороны», которые обычно называли чернорубашечниками. Их использовали для запугивания противников фашистов. Яростный антикоммунизм фашистов стал привлекать к ним симпатии власть имущих, всерьез обеспокоенных ростом влияния левых. Используя политическую нестабильность, характерную для Италии начала 20-х годов (с июня 1921 по август 1922 г. в стране сменилось три кабинета), фашисты стали откровенно претендовать на власть, утверждая, что только они способны избавить страну от хаоса. С этой целью они в 1921 г. преобразовали свое движение в партию.

В конце 1922 г. в ходе обсуждения текущего момента на съезде своей партии в Неаполе, констатировав, что страна переживает очередной политический кризис, фашисты предъявили правительству требования относительно предоставления им ряда ключевых административных постов. В случае отказа фашисты объявили о том, что начнут массовый поход своих сторонников на Рим. Ситуация накалилась до предела. Правительство подало в отставку, ибо король отказался подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения.

Вместо этого король пригласил Муссолини в Рим и предложил ему возглавить правительство. 30 октября 1922 г. участники фашистского марша на Рим вступили в столицу, и в тот же день Муссолини возглавил правительство, которое поначалу носило коалиционный характер. С этого момента началась перестройка политической системы Итальянского королевства. В отличие от Германии, где этот процесс проходил весьма и весьма стремительно, в Италии переходный период, по крайней мере внешне, характеризовался сохранением значительных элементов преемственности с прошлым. Продолжал функционировать парламент, ни одна из старых партий не была запрещена, сохранилась старая Конституция. Но это был лишь фасад.

Правительство Муссолини сразу же начало расширять собственные полномочия в ущерб правам парламента. Из сферы полномочий парламента по существу изъяли финансовые вопросы и все, что связано с деятельностью административных органов. В 1923 г. была проведена избирательная реформа: вместо пропорциональной системы распределения мандатов вводилась мажориторная, выгодная правящей партии. Разработка законодательных инициатив по существу осуществлялась в Большом фашистском совете, которым руководил сам Муссолини, а парламент лишь штамповал эти предложения. Фашистские вооруженные отряды (чернорубашечники) приобрели статус государственного института, подчиненного лично Муссолини.

Активную работу по созданию подконтрольных фашистской партии профсоюзов вели ее функционеры. Фашисты по-иному, чем в остальной Европе, подходили к задачам профсоюзов: они должны были способствовать формированию единства нации. Их численность быстро росла, и они стали претендовать на монопольное право представлять интересы трудящихся. В 1923 г. началось преследование инакомыслящих: первый процесс состоялся над группой коммунистов во главе с А. Бордигой. Не согласных с политикой фашистской партии увольняли с работы.

Эти действия не встречали должного отпора. На руку фашистам играло постепенное улучшение экономической конъюнктуры. После прихода к власти фашисты провели ряд мероприятий, нацеленных на стимулирование деловой активности: были сняты ограничения на операции с ценными бумагами, осуществлена денационализация предприятий связи и общественного транспорта, сокращено государственное субсидирование промышленности, снижено налогообложение с корпораций. Промышленный рост сопровождался постепенным нарастанием инфляционных тенденций. Примерно с 1926 г. это стало порождать серьезные проблемы в сфере финансов: курс лиры начал быстро падать. Для стабилизации лиры пришлось осуществить внешнее заимствование, что позволило вернуться к золотому стандарту.

Очень скоро выяснилось, что декларации, которые использовались фашистами в борьбе за власть, и их реальная социально-экономическая политика далеко не всегда совпадают. Первой на это отреагировала интеллигенция. Одним из самых популярных критиков фашизма был депутат парламента, известный журналист Маттеотти. Его имя стало своеобразным символом борьбы с фашизмом. По личному приказу Муссолини 10 июня 1924 г. Маттеотти был похищен и убит. Эта демонстративная расправа вызвала у эмоциональных итальянцев такой взрыв возмущения, который породил острейший политический кризис. Вся деятельность антифашистских сил не смогла так всколыхнуть Италию, как эта акция самих фашистов. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений с требованиями отставки правительства и наказания убийц Маттеотти.

Муссолини был явно растерян, он никак не ожидал такого поворота событий. Впервые после прихода фашистов к власти зашевелилась оппозиция в парламенте. Там создался так называемый Авентинский блок, попытавшийся взять на себя роль координатора антифашистских выступлений. По инициативе А. Грамши это объединение поддержали и итальянские коммунисты. Они предлагали максимально стимулировать массовые действия, готовить всеобщую политическую забастовку. Однако остальные участники Авентинского блока стремились ограничить развернувшуюся кампанию протеста жесткими легалистскими рамками, свести ее к моральному осуждению фашизма. Разногласия внутри антифашистских сил снижали их эффективность в противоборстве с фашизмом.

Пока противники фашистского режима спорили о методах борьбы с ним, Муссолини готовился к ликвидации всех тех элементов демократического строя, которые хотя бы формально сохранялись в Италии. Из правительства были изгнаны все министры, не являвшиеся членами фашистской партии. В ноябре 1926 г. была принята серия чрезвычайных законов, запрещавших всякую легальную антифашистскую деятельность: все партии, кроме фашистской, подлежали роспуску, закрывались оппозиционные газеты, лица, подозреваемые в антифашистской деятельности, подлежали административной высылке, ряд видных деятелей антифашистского движения, в том числе значительная часть руководства ИКП, были арестованы. В 1927 г. были учреждены важнейшие репрессивные органы фашистского государства - особый трибунал и тайная полиция. Из государственных органов изгнали всех нелояльных фашизму служащих. В 1928 г. высшая законодательная власть была передана Большому фашистскому совету.

Муссолини заявлял, что все эти изменения идут в русле решения глобальной задачи - построения «корпоративного государства», в котором воцарит классовая гармония. В 1927 г. была принята Хартия труда, в которой излагались основные принципы корпоративизма. В качестве фундамента нового государства предполагалось создать корпорации, которые бы объединяли всех предпринимателей и рабочих, занятых в каждой данной отрасли производства, для сотрудничества во имя общенациональных интересов. Строительство корпораций сильно подстегнул экономический кризис 1929-1933 гг. За эти годы было создано 22 корпорации, руководители которых (их назначало правительство) входили в Национальный совет корпораций, осуществлявший вместе с правительством жесткие меры по руководству всеми аспектами экономической жизни страны.

Параллельно с решением задач по унификации политической системы и созданию корпоративного государства, Муссолини стремился создать свою империю. В сферу итальянских интересов, по его мнению, попадали Балканы, все Средиземноморье, Северо-Восточная Африка. Он часто повторял, что видит свою миссию в возрождении мощи и величия Римской империи. Решение этих амбициозных задач требовало укрепления военно-промышленного комплекса Италии. В 1934 г. была введена государственная монополия внешней торговли, чуть позднее установлен госконтроль над аграрным рынком. В 1936 г. был национализирован Итальянский банк. Отныне через него фашистское государство стало контролировать всю кредитно-денежную систему страны. Экономика была переведена на работу в режиме автаркии. Все эти меры способствовали быстрому экономическому росту страны, правда, одновременно и усилению разбалансированности экономики, ибо государство стимулировало и поддерживало в первую очередь те отрасли и предприятия, которые были необходимы для укрепления военного потенциала страны. Например, в то время как объем продукции энергетической промышленности в 30-е годы вырос на 63%, производство текстильной промышленности упало на 18%.

Несмотря на все условия фашистского режима, достигнуть полной экономической автаркии ему не удалось. По масштабам экономической мощи Италия по-прежнему уступала своим основным конкурентам на международной арене, и в силу этого ее амбициозные внешнеполитические планы повисали в воздухе. Это наглядно продемонстрировала агрессия Италии против Эфиопии в 1935 г. Война даже с таким предельно слабым в военном и экономическом отношении государством оказалась очень серьезным испытанием для итальянской экономики. Эти события показали, что одна, без помощи более мощного союзника, Италия не способна бороться за собственное величие. Отсюда и сближение во второй половине 30-х годов с Германией, вместе с которой Муссолини готовился к решающему этапу борьбы за установление в мире «нового порядка».

Ричины Первой мировой войны. Планы сторон

Первой мировой войне предшествовали следующие крупные войны:

Испано-американская (1898 г.), империалисты США стремились захватить важные в экономическом и стратегическом отношении острова в Тихом и Атлантическом океанах и в Карибском море, принадлежащие Испании. Исход этой войны был в пользу США, что предопределило неизмеримое экономическое и военное превосходство штатов над феодальной Испанией.

Англо-бурская война (1899-1902 гг.). Причиной войны было намерение Англии захватить две маленькие бурские республики на юге Африки (ныне ЮАР), на территории которых находились богатейшие залежи золота и алмазов. В 1900 г. Англия направила против буров 200-тысячную армию (впоследствии доведя ее количество до 450 тысяч). Защищая свою независимость, буры создали на милицейской основе армию в 60 тыс. человек. Однако, несмотря на партизанское движение, были вынуждены в 1902 году прекратить сопротивление.

Русско-японская война (1904-1905 гг.). Ее причиной послужило столкновение интересов царской России и империалистической Японии, стремящейся превратить в свои колонии Корею, Маньчжурию и другие районы Дальнего Востока. Россия имела 300 тыс. солдат и 57 боевых кораблей. Япония создала с помощью США и Англии большую армию - 370 тыс. человек и 73 боевых корабля. Россия недооценила силы противника и плохо подготовилась к войне. Военные неудачи и нарастание революции внутри страны вынудили царское правительство принять продиктованные Японией условия мира.

Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 года и продолжавшаяся до 11 ноября 1918 года, возникла в результате обострения политической и экономической борьбы между крупнейшими империалистическими странами Европы. Это привело к разделу мира на два враждебных лагеря и возникновению двух группировок: Тройственного союза - Германия, Австро-Венгрия, Италия и Тройственного согласия или Антанты - Англия, Франция и Россия.

Война между крупными европейскими державами была выгодна империалистам США, так как в результате этой борьбы складывались благоприятные условия для дальнейшего развития американской экспансии, особенно в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Американские монополии делали ставку на максимальное извлечение выгод из войны в Европе.

В связи с тем, что война за передел мира затрагивала интересы всех империалистических стран, в нее постепенно оказались втянутыми большинство государств мира. Война стала мировой, как по своим политическим целям, так и по масштабу.

Подготавливая войну, империалисты видели в ней:

Во-первых, средство разрешения внешних противоречий;

Во-вторых, средство, которое могло бы помочь им справиться с ростом недовольства населения их собственных стран и подавить нарастающее революционное движение.

По своему характеру война 1914-1918 гг. была империалистической, захватнической, несправедливой с обеих сторон. Это была война за то, кому больше грабить и угнетать.

Планы военных действий основных участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение сражений за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной.

Характерен в этом отношении стратегический план Германии (план Шлиффена), намечавший быстрый разгром заведомо превосходящих сил Антанты путем проведения крупных наступательных операций, сначала против армий Франции и Англии, а затем против России. Это обстоятельство определило выбор стратегической формы наступления - фланговый обход и окружение основных сил противника. С целью обхода и окружения французской армии фланговый маневр намечалось осуществить через Бельгию в обход главных сил французской армии с севера. На востоке намечалось развернуть 15-16 дивизий, которые должны были прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск.

Хотя плану Шлиффена были присущи такие положительные моменты, как учет факторов внезапности и роли стратегической инициативы, правильный выбор направления основного удара и сосредоточения сил на решающем направлении, в целом он оказался порочным, поскольку в нем неправильно оценивались возможности своих войск и противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказало требование германского генерального штаба сковать русские армии в период нанесения Германией основного удара по Франции. В связи с этим австро-венгерский генеральный штаб запланировал одновременно активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен без реального учета экономических и моральных возможностей страны. Наличие сил не соответствовало поставленным задачам.

Французский план хотя и предусматривал активные наступательные действия, но носил пассивно-выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий противника. План предусматривал создание трех ударных группировок, но только одна из них (Лотарингская) получила активную задачу - наступать на Лотарингию и Эльзас. Центральная группировка должна стать связующим звеном, прикрывающим границу в своей полосе, а бельгийская - действовать в зависимости от поведения противника. Если немцы начнут наступать через территорию Бельгии, то эта армия должна быть готова к наступлению в северо-восточном направлении; если же немцы не предпримут активных действий в нейтральной Бельгии, она должна была наступать в восточном направлении.

Английский план исходилиз того, что всю тяжесть ведения войны на суше должны взять на себя союзники - Россия и Франция. Основной задачей английских вооруженных сил считалось обеспечение господства на море. Для действий на суше намечалась переброска семи дивизий во Францию.

Русский план войны в силу экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала предусматривал одновременные наступательные действия против Австро-Венгрии и Германии. План имел два варианта.

Варианту«А». Если Германия сосредоточит главные силы против Франции, то основные усилия русской армии направлялись против Австро-Венгрии.

Варианту«Г». В случае нанесения Германией главного удара по России, русская армия свои основные усилия обращала против Германии. Северо-Западный фронт должен был разгромить 8-ю немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией. Юго-Западному фронту ставилась задача окружить австро-венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу Первой мировой войны стратегическое развертывание войск в соответствии с принятыми планами войны было закончено Германией и Францией через 16-17 суток. России потребовалось на мобилизацию и развертывание войск 30 суток. К началу войны ни одна из сторон не имела общего превосходства в силах.

Таким образом:

1. В эпоху империализма, когда противоречия, присущие капиталистическому обществу, доходят до крайней степени обострения, когда развитие капитализма идет крайне неравномерно и скачкообразно, когда происходит всемерное нарастание политической реакции и военной агрессии, ведутся захватнические, разбойничьи, грабительские войны за передел мира, за мировое господство. В эпоху империализма войны перерастают в мировые.

2. Образование союзов крупнейших государств Европы явилось явной подготовкой к войне и указывало на неотразимость ее приближения. Внутренние и внешние противоречия заставили правящие круги европейских государств ускорить развязывание войны. Империалисты старались внушить народам мысль о неизбежности вооруженных столкновений, всячески насаждали милитаризм, разжигали шовинизм. Буржуазия, играя на патриотических чувствах народов, оправдывала гонку вооружений, маскировала захватнические цели лживыми рассуждениями о необходимости защиты Отечества от внешних врагов.

3. Общим для всех планов стран-участниц Первой мировой войны явилось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также обеих враждующих коалиций. В то же время они отражали острые противоречия между отдельными империалистическими государствами внутри коалиций, каждая из которых стремилась больше военного бремени возложить на своих союзников и больше богатств получить при дележе добычи.

Стратегические планы были лишены целеустремленности, не определяли достаточно четко направления главных ударов и не обеспечивали создания необходимого превосходства для достижения целей войны.

Первый период новейшей истории открылся трагической главой в истории человечества – Первой мировой войной. Но она не столько разрешила прежние проблемы и противоречия, сколько породила новые. Причины первой мировой войны многообразны.


Основные причины войны:

 


  • Борьба за сферы влияния между ведущими странами мира;

  • Стремление к новому переделу колоний;

  • Рост внутриполитических противоречий в странах Европы и стремление решить или избежать их с помощью войны;

  • Оформление противоборствующих военно-политических союзов: Антанта и Тройственный союз, гонка вооружений, милитаризация экономики.

 

Участники:

Антанта: Франция + Великобритания + Россия

1904 1907

 

Тройственный (Четверной) союз:

Германия + Австро-Венгрия + Италия + Турция

1879 1882 1914

- Италия + Болгария

1915 1915

 

Взаимные претензии:
Великобритания:

 


  • Германия - главный соперник в европейской политике, в торговле на море и в борьбе за колонии;

  • Между странами проходила необъявленная экономическая и торговая война;

  • Великобритания не могла простить Германии поддержку буров в англо-бурской войне 1899–1902

  • Но в тоже время стремилась сохранить Германию в качестве соперника России и Франции на европейском континенте;

  • Стремилась отобрать у Турции богатые нефтью земли Месопотамии и Аравийского полуострова.


Эти и другие внешнеполитические интересы привели Великобританию к отказу от политики «блестящей изоляции» и вступлению в антигерманский союз.

Франция:

 


  • Германия – главный противник на европейском континенте;

  • Стремилась взять реванш за поражение во франко-прусской войне 1870 г.;

  • Надеялась вернуть Эльзас и Лотарингию, присоединить Саарский угольный бассейн и Рур;

  • Французские товары не выдерживал конкуренцию с немецкими на европейском рынке;

  • Боялась потерять колонии в Северной Африке.


По этим причинам Франция стала активным участником антигерманского блока.

Россия:

 


  • Стремилась расширить свою территорию за счет Австро-Венгрии, присоединив Галицию;

  • Претендовала на контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы;

  • Расценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад как нарушение договора о разделе сфер влияния на Балканах;

  • Надеялась сохранить роль «защитника всех славянских народов» на Балканах, поддерживая антиавстрийскую и антитурецкую борьбу народов Балкан.

  • С помощью победоносной войны Россия стремилась отодвинуть время решения назревших внутригосударственных проблем.


Для решения этих задач Россия нашла союзников в лице Великобритании и Франции.
США:

 


  • Стремились проникнуть на европейский рынок;

  • Надеялись усилить свое влияние в Азии и увеличить проникновение в Китай.


Т.е. стать активным участником европейской политики.
Германия:

 


  • Молодое динамичное государство стремилось к военному, экономическому и политическому лидерству;

  • Активное завоевание рынков сбыта привело к столкновению интересов с Великобританией;

  • Стремилась сохранить и расширить колониальные владения за счет Франции, Голландии, Бельгии, Великобритании;

  • Вмешивалась в политику ближневосточного региона.


Германия наиболее агрессивно стремилась к доминированию в мировой политике.
Австро-Венгрия:

 


  • Расширить свою территорию за счет России, Румынии, Сербии;

  • Отобрать у России роль «защитника всех славянских народов»;

  • Укрепить авторитет императорской власти за счет победоносной войны;

  • Подавить нарастающие антиавстрийские настроения у народов многонациональной империи.


Столкнувшись интересами с Россией, Австро-Венгрия оказалась в одном блоке с Германией.
Италия:

 


  • Молодое государство стремилось укрепить свой авторитет в Европе;

  • Надеялось получить территориальные приобретения в Европе и в колониях.


Однако Италия обладала весьма ограниченными возможностями для ведения войны, поэтому в начале войны объявила о своем нейтралитете и впоследствии выступила на стороне Антанты.


Турция:

 


  • Соперничала с Россией и Великобританией за господство над черноморскими проливами и влияние на ближневосточную политику;

  • Стремилась подавить нарастающее национально-освободительное движение поращенных славянских народов на своей территории.

 

Повод:

28 июня 1914 г. в столице Боснии – г.Сараево – членом тайной сербской патриотической организации «Молодая Босния» Гавриилом Принципом были убиты племянник и наследник австро-венгерского императора эрцгерцог Франц-Фердинанд и его жена Софья.


Начало войны:

23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с требованием допустить в страну австрийских полицейских для расследования убийства. Сербия отклонила это требование.

28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

29. июля Россия объявила мобилизацию. Германия выдвинула ультиматум России с требованием прекратить мобилизацию. Россия отклонила ультиматум.

 

1 августа Германия объявила войну России. Эта дата и признана началом Первой мировой войны.

2 августа Германия вторглась на территорию Бельгии. Франция начала мобилизацию.

3 августа Германия объявила войну Франции и Бельгии.

4 августа Великобритания объявила войну Германии.

6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.
Соотношение сил накануне войны:

АНТАНТА ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
Высокопрофессиональная британская армия и морской флот; Неисчерпаемые людские ресурсы российской армии, мужество русских солдат; НО Промышленная отсталость России, слабое развитие коммуникаций. Коррумпирова<

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.