Методы исследования, сопровождения и коррекции поведения детей «группы риска» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методы исследования, сопровождения и коррекции поведения детей «группы риска»

2017-10-11 413
Методы исследования, сопровождения и коррекции поведения детей «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВСТУПЛЕНИЕ

Начало XXI века характеризуется поиском содержания и путей развития человека, который задумывается о целях и средствах достижения целей, становится цельной социально-адаптированной личностью.

Согласно концепции Джорджа Герберта Мида, личностное самосознание формируется через процесс восприятия других людей, личностей - «обобщенного другого», представляющий собой ценности и стандарты поведения некоторой группы[18, с.45].

По данным федеральной службы государственной статистики России за 2012 год в России 650 тысяч официально признанных детей-сирот[20]. Большинство из них - так называемые «социальные сироты», то есть дети, родители которых живы, но лишены родительских прав в силу разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания ребенка условия и пр.).

Обратимся к истории. В конце 1910-х, начале 1920-х годов в ходе Первой Мировой войны, Гражданской войны, Октябрьской революции, в результате голода, неурожаев и болезней Россия столкнулась с проблемой большого количества беспризорных детей. Детские дома того времени были двух видов. Первый - детский дом-колония, где содержались малолетние преступники. Законы жизни и пребывания в таких домах были близки к тюремным. Второй - детский дом-коммуна. Здесь занимались перевоспитанием бывших беспризорников, лиц, осуждённых за нетяжкие преступления. Основными методами исправления были производительный труд, коллективная ответственность, привлечение воспитанников к управлению коммуной. Отличительной особенностью данного вида детских домов было отсутствие ограждений и постоянной охраны. Стоит отметить, что у выпускников таких учреждений была малая доля рецидивов, а некоторые из них стали героями войны и труда. Любопытен тот факт, что самым суровым наказанием в коммуне было изгнание на улицу.

Известный советский педагог и писатель А. С. Макаренко был сторонником организации и работы детских домов-коммун. На сегодняшний день в России функционирует более двух тысяч детских домов и школ-интернатов, в которых воспитывается около ста тысяч детей. Проблема обучения и воспитания таких детей является острой и требует всестороннего изучения, поскольку развитие личности, формируемой в условиях закрытого специализированного закрытого учреждения имеет ряд особенностей. Результаты различных исследований свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития ребенка-сироты, о его отличии от ребенка, воспитывающегося в семье[20]. Важнейшую роль в формировании специфических особенностей детей-сирот играют социальные условия их развития и, прежде всего, психическая депривация, т. е. недостаточное удовлетворение основных потребностей ребенка в любви и привязанности, безусловном принятии в течение длительного времени и в серьезной степени. Это формирует ''безэмоциональный характер'' ребенка, его интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, агрессивность, неуверенность в себе. При этом большое количество межличностных контактов с учителями, воспитателями, товарищами в детском коллективе, как правило, поверхностны, безэмоциональны, формальны. Для ребенка-сироты легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений. Негативный опыт взаимодействия со взрослыми накладывает отпечаток на мотивацию обучения данной категории детей. Воспитатели и учителя не становится ''источником жизненного смысла'' для самого ребенка, они остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому переданные им знания чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения, не находят применения на практике. Обратной стороной взаимодействия может стать сверхценность общения с педагогом, которая базируется на дефиците общения со взрослым. Такая особенность мотивации общения со взрослым не способствует становлению учебной деятельности и часто даже препятствует нормальному протеканию этого процесса. Ребенок так хочет понравиться учителю, заслужить его персональное внимание, одобрение, что это заслоняет от него содержание выполняемой учебной задачи. Гипермотивация общения со взрослым скрывает дефекты в развитии произвольной саморегуляции у детей, выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия. Ребята, охотно принимаясь за выполнение любого задания, данного учителем, часто не могут с ним справиться, если педагог не следит за каждым действием ребенка и не оценивает его положительно. Вместо творческого мышления у детей развивается классификационное мышление, вместо становления произвольности в поведении - ориентация на внешний контроль, вместо умения самостоятельно справляться с трудной ситуацией - тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других. Навряд ли стоит ожидать от воспитанника детского дома инициативности и самостоятельности в выполнении поставленной перед ним задачи. При отсутствии пошагового контроля со стороны взрослого действие либо не будет завершено, либо будет выполнено кое-как, формально. Причем на критику взрослого ребенок отреагирует очень агрессивно. Агрессивность, в свою очередь, является также одной из основных характеристик личности ребёнка-сироты. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении. Поэтому работа с такими детьми требует от педагогов необходимости преодолевать внутреннее недоверие и недоброжелательность со стороны детей, требует большой наблюдательности, немало терпения и педагогического такта в сочетании с доброжелательностью и уважением достоинства своих подопечных. Социальные условия развития детей-сирот, депривация означает также то, что в условиях закрытого учреждения дети постоянно находятся в кругу одних и тех же впечатлений, в кругу одних и тех же коммуникативных ситуаций, одних и тех же педагогических воздействий. В этом таится опасность получения детьми узких, бедных представлений об окружающей действительности. Особенно опасно это для детей, слабо развитых интеллектуально, чьи знания, представления о мире и без того неразвиты, фрагментарны в силу психофизиологических данных. Таким образом, педагогам, работающим с детьми, необходимо уделять особое внимание обогащению и расширению чувственного опыта детей: чаще выходить на экскурсии, в театры, музеи, на выставки, участвовать в спортивных и конкурсных движениях за пределами детского дома, интерната, школы. Формирование представлений о себе, о мире и о себе в мире является важнейшим этапом в развитии каждой личности. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей, жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для ребенка взрослым. Отсутствие у детей-сирот стабильно значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: у детей не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как «конформность» - зависимость от других, что делает этих детей легкой добычей криминальных структур[18]. Как и все дети, дети-сироты стремятся начать самостоятельную жизнь, у многих их них возникает навязчивое желание уйти из детского дома. Здесь кроется проблема социальной неподготовленности детей к взрослой жизни. Кажущаяся им свобода оказывается мнимой и опасной, поскольку они не готовы к принятию самостоятельных решений, не умеют конструктивно общаться с новыми людьми. В связи с этим особое внимание стоит уделить вопросам социально-бытовой и правовой ориентировки детей. У детей-сирот слабо сформировано чувство «Я». Причина этого кроется в том, что эти дети крайне мало осведомлены о себе и своем прошлом. У них обычно бывают весьма туманные представления о собственной семье. Объяснение ребенку в простой и понятной, но правдивой форме того, как с ним обстояло дело раньше и как обстоит сейчас, обычно способствует его успокоению. Для сироты крайне необходимо четкое понимание личности родителей, адекватное представление о них. Однако, исходя из личной педагогической практики, здесь можно отметить, что тема семьи, дома, родителей является нежелательной темой на уроке для многих учителей с психологической точки зрения. Эти темы вызывают негативные эмоции у некоторых учащихся, поэтому их необходимо озвучивать на уроке крайне корректно. Дети, оказавшиеся без материнской заботы, часто имеют невротические реакции, высокую тревожность. Педагогу необходимо преодолеть защитные негативные реакции детей, стараться формировать представления о здоровой и счастливой семье, рассказывать о роли отца и матери в семье, поскольку каждому воспитаннику в самостоятельной жизни рано или поздно придется взять функции родителей на себя, быть ответственными и грамотными родителями для своих будущих детей.

Актуальность исследования

Тематика исследований поведения в связи с психологическим сопровождением школьников «группы риска» особенно актуальна в настоящее время, поскольку люди живут в социуме и принадлежат разным социальным группам с разными социальными нормами. Проблема поведения важна в контексте построения здоровой семьи, общества, государства. Результаты научного исследования поведения используются в криминологии, психопатологии, социологии, педагогике. Научные исследования и данные практики воспитания школьников говорят о том, что недостаточная социально-личностная готовность к принятию социальных норм может базироваться на отсутствии у школьников навыков культуры поведения, недостаточного овладения ими знаниями о нормах и правилах общения из-за отсутствия руководства взрослым в повседневной жизни. Применение арт-терапевтических методик в социальной работе с детьми, воспитанниками сиротских учреждений очень актуальна на сегодняшний день. Проблема применения различных методов адаптации, реабилитации и коррекции в различных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стоит очень остро. Созданию эмоционально положительного микроклимата в социуме способствует готовность ребенка к принятию норм социального поведения, основанная на позитивном примере окружения. Главная цель арт-терапии - это гармонизация состояния человека. Задачи арт-терапии таковы: концентрировать внимание личности на его эмоциях и чувствах; создать необходимые условия, способствующие выражению и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять; содействовать нахождению социально приемлемого выхода как позитивных, так и негативных чувств[24].

 

 

РАЗДЕЛ I

ОБЗОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И МЕТОДИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

1. 1 Особенности поведения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» или дети «группы риска» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых [6,c.121–124].

В соответсвии с действующим законодательством дети-сироты - это граждане в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Когда говорят о сиротах как о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. С этой точки зрения, поведение сирот может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам. С другой стороны категория детей-сирот в последнее время рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития. Выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей-сирот к категории риска. Можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические, как особый вид социальных.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому[21].

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым подсчётам, оно составляет от 600 до 800 тысяч[20].

Проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как их число не уменьшается, а непрерывно растет. Отклонения в поведении детей, как показывают многочисленные исследования, возникают в результате политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.

Конечно же, кроме влияния семьи и школы очень важен еще и личностный фактор. От степени социальной зрелости ребенка зависит, пойдет ли он на поводу негативных воздействий или будет способен им противостоять. Речь идет о сформированности его самооценки, перспективе видеть свое будущее, интересе к учебе, установках на позитивные образцы поведения и т.д. Крайней формой проявления факторов, обуславливающих дезадаптацию детей и подростков, является выталкивание их на улицу, принуждение к асоциальным и криминальным занятиям, вовлечение в преступную деятельность[15].

 

Примеры эмпирической работы при помощи методик арт-терапии в психологическом сопровождении детей «группы риска»

Практические занятия являются необходимым условием профессиональной специализации педагога-психолога. Такие занятия активизируют теоретические знания, полученные студентами на лекциях и путем самостоятельного изучения специальной литературы. Установление контакта с ребенком является необходимым условием для успешного последующего его психологического сопровождения.

Приспособление к меняющимся условиям жизни требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, замкнут, беспокоен, малообщителен, агрессивен. Познавательная активность, как правило, снижается или угасает совсем. Подобное поведение - это реакция на переживаемый стресс. В данном случае ребенку необходимо помочь, оказать эмоциональную поддержку. Эту проблему можно решить средствами арт - терапии. Через творчество можно наладить с ребенком контакт, подарить ему веру в себя и показать ребенку, что взрослый может быть помощником. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям сиротам, пережившим сильные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия и обеспечивает её различными изобразительными материалами – красками, глиной, находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы.Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребёнка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одно из форм диалога.В зависимости от индивидуальных особенностей и конкретной ситуации, дети могут демонстрировать различную степень активности, выбирая тот или иной материал и способы работы с ним. Художественные материалы и способы работы с ними в процессе арт - терапии с детьми могут быть весьма разнообразными.

Первым фактором положительного терапевтического воздействия является само рисование. Художественная экспрессия - выражение чувств, потребностей, мыслей ребёнка посредством его работы различными изобразительными материалами и создание художественных образов. Положительный эффект арт-терапии достигается за счёт «исцеляющих» возможностей процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.
Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок требуют символических средств коммуникации, ибо непосредственное их выражение будет слишком болезненным.
Вторым фактором являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Помимо важности самой изобразительной деятельности необходимо учитывать, что организация поведения ребёнка и его изобразительной работы способствует структурированию его психического опыта. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме - то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт-терапевтических занятий у ребёнка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.
И последним, но не мене важным фактором терапии являются интерпретация и вербальная обратная связь. Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как ребёнок передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно двигается к их осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и ребёнок начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительного процесса и проводить самосознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень[24].
Одной из важных проблем, с которой сталкиваются специалисты при работе с детьми-сиротами, долго воспитывающимися в детском доме - неразвитость воображения и творческого мышления, основу чего составляет боязнь свободно проявлять себя, с отсутствием умения играть у воспитанников детских домов, что связано не столько с ограниченностью их социального опыта, игровых навыков и умений, сколько с отсутствием свободного, не детерминированного внешне поведения, имеющего признаки игры.
Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми, практически отсутствие личного времени, которым ребёнок может распоряжаться по своему усмотрению не предоставляют ребёнку самостоятельности: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности, лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать своё поведение, а формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний. А между тем наличие творческого мышления и воображения - необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «я-концепции». Таким образом, чем выше уровень развития творческих способностей ребёнка, тем более свободным он становится и формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды и самого себя[36].
Вторая проблема - отношения ребёнка, длительное время находящегося в детском доме, со взрослым. Практически все дети-сироты перенесли травму разрыва с родителями - людьми, которых они любили и, несмотря ни на что, были привязаны к ним. Обычно, в их контактах ни с родителями, ни с работниками детского дома не было стабильности, которая так нужна детям для возможности образования значимой привязанности. Психологические исследования свидетельствуют о том, что нарушения общения, первоначально возникающие в диаде ребёнок - значимый взрослый, затем распространяются и на другие формы общения со взрослыми и сверстниками[17]. Выделяются два момента в общении воспитанников детского дома со взрослыми: с одной стороны напряжённость данной потребности, неудовлетворённость в потребности принятия со стороны взрослого, с другой – примитивность, неадекватность и неразвитость форм общения со взрослым. Неудовлетворённость в потребности общения проявляется в высокой исполнительности, безусловной, непосредственной зависимости ребёнка от взрослого, гипертрофированной сензитивностью ко всякому обращению взрослого, желанием обратить на себя его внимание, заслужить похвалу, что особенно актуально для младших школьников. Вместе с этим, несформированность навыков общения прорывается агрессивностью, стремлением обвинить окружающих, неумением и нежеланием признать свою вину, т.е. доминированием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособностью конструктивно решить конфликт[43]. По мнению исследователей, большой проблемой является зависимость ребёнка, воспитываемого в детском доме, от взрослого. В младшем школьном возрасте она обнаруживается, как неспособность ребёнка выполнить даже не сложное задание без пошагового контроля учителя или воспитателя, в доминировании желаний отвечать требованиям взрослого, его социальным ожиданиям. В подростковом возрасте, зависимость ярко проявляется в особенностях становления «Я», самосознания и самооценки. Несмотря на это, обычно воспитатели и учителя не только не борются с этой эмоциональной зависимостью детей, но и максимально используют её в процессе обучения и воспитания. Сознательно или нет, взрослые стремятся культивировать такую зависимость, рассматривая её как проявление любви, несмотря на то, что подобная невротическая зависимость опасна для ребёнка[34].
Подобное взаимоотношение со взрослым отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, прежде всего на его саморегуляцию, рефлексию, самостоятельную оценку результатов собственной деятельности.
Следующим важным вопросом в отношении детей-сирот является неразвитость способности к рефлексии, неумение осознавать себя, своих чувств, эмоций, переживаний – и, как следствие - отсутствие эмпатии и интереса к другим людям, способности откликаться на переживания другого человека, понимать его эмоциональное состояние и чувства. В дальнейшем это приводит индивида, и без того имеющего сложности в общении, к неумению выстроить дружеские, интимные отношения с человеком противоположного пола, большим трудностям в создании семьи, одиночеству, нереализованности себя, как члена социума[22].
Четвёртая проблема - формирования «я-концепции», самооценки ребёнка. «Я-концепция» формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, особенно важную роль в её формировании играют детско-родительские отношения. В подростковом возрасте «я-концепция» приобретает активную роль, влияя на интерпретацию жизненного опыта, на те цели, которые человек ставит перед собой, на систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценку достижений – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение. Для развития личности человека, становления его я-концепции важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие, каким его видят, как оценивают[19]. Любой человек очень рано начинает ощущать, переживать, а впоследствии осознавать эти оценки и взгляды. Исследования показали, что у детей воспитывающихся вне семьи неразвита способность выстроить «образ я», дифференцировать собственный взгляд на себя и то впечатление, которое они создают у других. Ребёнок, с раннего детства растущий вне семьи, лишён безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное, нерасчленённое отношение к себе, сводящееся часто к негативной оценке, поскольку такова чаще всего оценка воспитателей.
Люди с высокой самооценкой, высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности, хорошей обучаемостью и меньше болеют. Доказано даже, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе. Из психотерапевтической практики известно, что при работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях. Для достижения хороших результатов совершенно необходимо проводить специальные занятия по повышению уровня самоуважения, самооценки ребёнка.

Ещё одной проблемой, актуальной в работе с детьми сиротами, является выстраивание временной перспективы, то есть работа с прошлым и будущим ребёнка. Психологические исследования подтверждают, что воспитанники детских домов имеют суженную, ограниченную самым ближайшим будущим временную перспективу. Важно, что формирование мотивации, связанной с достаточно отдалённым будущим наиболее интенсивно происходит в подростковом и раннем юношеском возрастах. Благоприятное развитие личности в этот период связано со становлением жизненного плана и глубокой, протяжённой временной перспективой будущего. Напротив, при неблагоприятном развитии личности фиксируется значительное сужение временной перспективы, тенденция жить сегодняшнем днём, не заботясь о завтрашнем или даже вообще как бы игнорируя движение времени[10].
Говоря о том, что дети живут сегодняшнем днём, настоящим, психологи объясняют это отсутствием чётких представлений о своём прошлом. Значение субъективного прошлого в развитии личности человека, становлении его идентичности часто недооценивается. Воспитатели, приёмные родители, зная, каким тяжёлым, часто почти невыносимым было прошлое их воспитанников, из самых лучших побуждений стараются о нём не вспоминать, всеми силами отвлекать ребёнка от воспоминаний о нём, подчеркнуть, что его жизнь начинается заново «с чистого листа». Это, однако, ни в коем-случае нельзя делать, потому что человек не может жить без прошлого. Вытесненное, неосмысленное, как бы забытое, оно в действительности никуда не уходит, а остаётся чуждым, враждебным, раздирающим личность на части. Идентичность как целостность, непрерывность во времени на этом пути недостижима. Из этого следует, что каким бы тяжёлым и безрадостным не было прошлое ребёнка, он должен его помнить. Взрослые должны заботиться о том, чтобы помочь ребёнку восстановить эти воспоминания, переработать их и включить в целостный субъективный опыт. И, наконец, повышенный уровень агрессии, который наблюдается у детей, долгое время проведших в детском доме. Причины возникновения данного явления вторичны: ощущение отторгнутости и заброшенности вследствие неудач в формировании родительской привязанности, возникновение в последствии негативной Я-концепции. Дефекты в становлении идентичности. При неустойчивости, спутанности, противоречивости и неопределённости я-концепции возникает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях глубокий эмоциональный дискомфорт как правило, выливается в агрессию. Всякий человек рождается с потенциалом конструктивной агрессивности, то есть стремлением освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя. При нормальном развитии конструктивная агрессивность ведёт к творчеству и гармоническому совершенствованию человека. При дефектном воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, поскольку потенциал агрессии должен найти выход для сохранения психического и физического здоровья[15].

Во время арт-терапевтических сессий работа в той или иной мере ведется со всеми вышеперечисленными проблемами. Недирективность и безопасная обстановка, созданная терапевтом, а так же большой выбор художественных материалов, способствует развитию творческой активности и воображения. Взаимодействие с терапевтом по определённым, установленным правилам в условиях безоценочного, безусловного принятия ребёнка, организует поведение ребёнка, способствует структурированию его психического опыта. Если арт-терапевт обладает достаточным уровнем профессионализма, если ему на сессии удалось создать безопасную обстановку безусловного, безоценочного приятия, ребёнок, в общении с ним получает то, что ему так необходимо в общении со взрослым - безусловную любовь, поддержку и внимание. В то же самое время, когда терапевт чётко контролирует соблюдение правил ребёнком, он организует его поведение, позволяя приобрести более конструктивные навыки коммуникации. Результатом взаимодействия арт-терапевта и ребёнка во время сессии будет приобретение ребёнком психологической автономности, когда он, уверенный в принятии взрослого, начав использовать полученные новые коммуникативные навыки, перестанет чувствовать невротическую зависимость от него. Кроме того, процесс и результаты художественной деятельности помогают ребёнку оказаться в ситуации успеха. Если это ощущение будет поддержано и закреплено так же вне арт-терапевтических занятий, то данный опыт начинает значительно меняет представление ребёнка о себе в сторону выстраивания позитивной «я-концепции».
Третий фактор арт-терапевтического воздействия - интерпретация и обратная связь позволяет решить такую проблему, как неумение осознавать себя, различать свои эмоции и чувства. Рисуя, создавая образы, выражая свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, ребёнок со временем становится способным описать его, а вместе с тем и осознать. Когда рисунок воплощает чувство, ребёнок как бы видит проявление своего чувства в материальном мире, что облегчает ему задачу назвать и распознать его. Таким образом, арт-терапевтические занятия становятся помощью ребёнку в приобретении навыков рефлексии. Через осознание себя, понимание ценности своих чувств и внутреннего опыта, победу над страхом себя неизвестного, ребёнок становится готов к пониманию и принятию чувств окружающих его людей. Во время арт-терапевтической сессии, кроме того, ведётся работа над расширением временной перспективы ребёнка. Она заключается в проработке прошлого, часто негативного и загнанного вглубь сознания опыта. Дело в том, что образы прошлого, спрятанные, неосознаваемые, никуда тем не уходят, а от рисунка к рисунку начинают прорываться в работах ребёнка. Очевидно, что многие «запретные» и, тем не менее, актуальные для ребёнка попавшего в беду темы - такие как секс, насилие, голод, смерть, утраты и многие другие - очень сложно обсуждать, пользуясь лишь словами. Для того, чтобы их обсуждать, необходим иной язык. Искусство предоставляет его, позволяя трансформировать сложные переживания. Невербальным способом выражая образы прошлого, ребёнок делится ими с арт-терапевтом, оказываясь уже не один в этой борьбе с монстрами в своём сознании. В какой-<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.