Модуль 4. Субъекты социально-культурной деятельности. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Модуль 4. Субъекты социально-культурной деятельности.

2017-10-11 367
Модуль 4. Субъекты социально-культурной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 18. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Эволюционное развитие человека на пути его превращения в активного субъекта социально-культурной деятельности.

2.Диалектика ступеней: от биологического индивида через социализацию к члену общества, способному выполнить определенные социальные роли и далее к формированию личности как уникальной индивидуальности, проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

3.Реализация активности социализированной личности в различных видах духовной деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, аффективной, проективной, коммуникационной.

4.Личность – реальность особого рода, уникальная в своей основе. Дискуссионное толкование общей модели личности, ее показателей в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджера, отечественных ученых (С.Иконниковой, А.Ковалевой, И.Кона, А.Леонтьева, К.Платонова, Э.Соколова, В. Ядова и др.).

5.Несостоятельность одномерной характеристики личности. Стратификационность структуры личности. Органическая взаимосвязь ее основных компонентов, психофизическая адаптация в среде обитания, общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).

6.Приоритетность индивидуализации личности в досуговой сфере в отличие от других сфер жизнедеятельности.

7.Классификация лиц, выступающих в качестве субъектов социально-культурной деятельности на профессиональной и непрофессиональной основе.

8.Поколение как относительно самостоятельный социальный институт, реализующий свойственные ему социальные функции. Передача культурных ценностей – приоритетная функция поколений. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер этого процесса, направленного на обогащение, накопление и развитие социокультурного опыта.*

 

ТЕМА 19. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.

1.Субъекты социально-культурной деятельности. Общее и особенное понятий «социальный институт».

2.Два уровня понимания сущности социального института: как нормативное явление, совокупность сложивщихся социальных норм, обычаев, нравов, объединившихся главной целью, ценностью или потребностью; как учреждение (служба) или совокупность учреждений, обладающих определенным назначением. Понимание сущности социально-культурного института. Его определение как социального института, обеспечивающего осуществление культурной деятельности.

3.Классификация социально-культурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций в обществе.

4.Семья - традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека.

5.Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи.

6.Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье.

7.Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания.

8.Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Их роль в кооперировании воспитательных возможностей родителей, создании условий для обмена производственным, семейно-бытовым и педагогическим опытом, организации богатой по содержанию и формам воспитывающей и развивающей социально-культурной среды. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых.*

 

 

ТЕМА 20. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1.Понятие социальной группы по оценкам социологов. Малые и большие социальные группы. Малая группа как носитель и пользователь одной или нескольких социально-культурных технологий. Малая группа как общность людей, которая характеризуется постоянством межличностных контактов и высоким эмоциональным уровнем отношений, единством целей, убеждений, совпадением духовных интересов.

2.Большая группа или «страта» - многочисленная, постоянно обновляющаяся общность людей, обладающих каким-либо общим признаком. Большие группы – творцы и пользователи социально-культурных технологий. Типичные для современного цивилизованного общества социокультурные страты: национальные, субъкультурные, политические, эстетические, досуговые, религиозные и др.

3.Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института.

4.Закон РФ «Об общественных объединениях (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере.*

5.Общественные организации, основанные на членстве, создающиеся гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей в социально-культурной сфере.

6.Общественное движение, состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, преследующее культурозащитные, природоохранительные и иные аналогичные цели.

7.Общественные фонды: разновидность некоммерческих фондов, не имеющие членства, ставящие целью формирование имущества и его использование на общественно полезные начинания.

8.Общественное учреждение, не имеющее членства, ставящее целью оказание конкретного вида социально-культурных услуг.

9.Орган общественной самодеятельности: общественная организация самого различного профиля и наименования, не имеет членства, ставящее целью удовлетворение потребности своих участников в совместном решении различных социальных и культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.

 

ТЕМА 21. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

 

1.Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института, представляющего «четвертую власть». Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм, ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

2.Технический прогресс как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ.

3.Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации.*

 

ТЕМА 22. ОТРАСЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ.

1.Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации, их общие признаки и различия. Принципы классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

2.Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта.

3.Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.*

4.Учреждения и организации народного творчества. Центры народных промыслов и ремесел.

 

ТЕМА 23. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Многосложность и противоречивость духовной жизни общества: позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества, обогащение населения, расширение количества видов и форм художественного творчества, развитие деятельности общественных объединений, движений, клубов, ассоциациаций.

2. Востребованность и освоение огромного гуманитарного потенциала русской культуры. Восстановление религиозной культуры народа.

3.Недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора как важнейшего ресурса духовного преображения России.

4. Развитие массовой коммерческой культуры как необходимого компонента демократического общественного устройства и рыночной экономики гражданского общества. Наполнение рынка досуговыми товарами и услугами, программами, в соответствии с реально существующими потребностями и интересами различных культурных групп и отдельных личностей.

5. Связи с зарубежными странами.

6.Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика менеджера СКД.

Форма текущего контроля

Реферат

Семестр

1. Педагогические воззрения восточных славян.

2. Формирование семьи у Восточных славян как социального института.

3. Последствие золотоордынского ига в развитии системы воспитания.

4. Развитие европейских форм досуга в первой четверти ХVIII в.

5. Реформы Петра I в области социального призрения.

6. Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению.

7. Культурно – просветительная деятельность деятелей художественной культуры, науки, образования ХVIII в.

8. Социально – культурная деятельность фабрикантов, заводчиков, купцов.

9. Коллекционирование и благотворительность как формы культурно – досуговой деятельности в ХIХ в.

10. Особенности содержания и организации политико-просветительной работы в условиях фронта и тыла во время ВОВ.

11. Реституция культурных ценностей. Проблемы, дигрессии, взгляды.

12. Культурно-просветительная работа и социальные процессы в 1956 –1990 гг.

Семестр

1. Ретроспективный анализ развития научных исследований по социально- культурной проблематике.

2. Принципы, функции, методы социально-культурной деятельности.

3. Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде.

4. Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества.

5. Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности.

6. Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга.

7. Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий.

8. Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности.

9. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов.

10. Педагогическая сущность социально-культурной деятельности.

11. Среда и факторы воспитания.

12. Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени.

Семестр

1. Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

2. Современные проблемы досуга и пути их разрешения.

3. Современные концепции досуга.

4. Виды и формы досуга.

5. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды.

6. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки.

7. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество».

8. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа.

9. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм.

10. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества.

11. Сущность социальной защиты и реабилитации и их анализ как сферы социально-культурной деятельности.

12. Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры.

13. Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе.

14. Цели и задачи социокультурной реабилитации и их актуализация в современных условиях.

Семестр

1. Человек как субъект социально-культурной деятельности.

2. Семья как традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека.

3. Типология современной семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи.

4. Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания.

5. Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности.

6. Понятие социальной группы. Малые и большие социальные группы.

7. Элита как социокультурная страта. Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института.

8. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений.

9..Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института.

10. Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта.

11. Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

12. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере.

Рекомендации по определению варианта, темы для написания реферата, методические рекомендации по написанию реферата.

Реферат – письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала.

Структура реферата: 1. Титульный лист. 2. Введение. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения.

Введение к реферату – важнейшая его часть. Здесь необходимо обосновать актуальность выбранной темы; охарактеризовать степень проблемы; цель и задачи работы; выбранный метод (или методы) исследования и основные источники информации.

Основная часть может состоять из двух, трех или более параграфов. Основная часть реферата структурируется по главам и параграфам (пунктам и подпунктам), количество и название которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Ссылки на источники могут быть по тексту работы постранично в нижней части страницы (фамилия автора, его инициалы, полное название работы, год издания и страницы, откуда взята ссылка) или в конце цитирования (номер литературного источника из списка литературы и страницы, откуда взята ссылка). Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

Заключение – не больше 2 страниц. Оно не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но содержать собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя студенты вынесли из работы над рефератом.

Список использованной литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентами в процессе написания реферата законов, учебников, справочников, энциклопедий, монографий, статей и т.п. литературных источников, интернет-источников. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации.

После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.). Каждое приложение нумеруется и оформляется с новой страницы.

Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов:

· монографические – рефераты, написанные на основе одного источника;

· обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.

Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.