Модуль 1. Основные исторические этапы развития социально-культурной деятельности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Модуль 1. Основные исторические этапы развития социально-культурной деятельности

2017-10-11 485
Модуль 1. Основные исторические этапы развития социально-культурной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

 

по дисциплине Теория и история социально-культурной деятельности

 

для направления подготовки (специальности) 51.03.03 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

 

Виды занятий Распределение по семестрам в часах Всего часов
семестр семестр семестр семестр
           
Общая трудоемкость          
Аудиторные занятия, в т.ч.:          
лекционные (ЛК)          
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)          
лабораторные (ЛР) - - - - -
Самостоятельная работа студентов (СРС)          
Форма промежуточного контроля в семестре* - - -   -
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) - - - - -

Краткое содержание курса

Семестр

 

Семестр

Семестр

Семестр

Форма текущего контроля

Реферат

Семестр

1. Педагогические воззрения восточных славян.

2. Формирование семьи у Восточных славян как социального института.

3. Последствие золотоордынского ига в развитии системы воспитания.

4. Развитие европейских форм досуга в первой четверти ХVIII в.

5. Реформы Петра I в области социального призрения.

6. Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению.

7. Культурно – просветительная деятельность деятелей художественной культуры, науки, образования ХVIII в.

8. Социально – культурная деятельность фабрикантов, заводчиков, купцов.

9. Коллекционирование и благотворительность как формы культурно – досуговой деятельности в ХIХ в.

10. Особенности содержания и организации политико-просветительной работы в условиях фронта и тыла во время ВОВ.

11. Реституция культурных ценностей. Проблемы, дигрессии, взгляды.

12. Культурно-просветительная работа и социальные процессы в 1956 –1990 гг.

Семестр

1. Ретроспективный анализ развития научных исследований по социально- культурной проблематике.

2. Принципы, функции, методы социально-культурной деятельности.

3. Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде.

4. Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества.

5. Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности.

6. Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга.

7. Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий.

8. Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности.

9. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов.

10. Педагогическая сущность социально-культурной деятельности.

11. Среда и факторы воспитания.

12. Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени.

Семестр

1. Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

2. Современные проблемы досуга и пути их разрешения.

3. Современные концепции досуга.

4. Виды и формы досуга.

5. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды.

6. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки.

7. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество».

8. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа.

9. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм.

10. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества.

11. Сущность социальной защиты и реабилитации и их анализ как сферы социально-культурной деятельности.

12. Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры.

13. Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе.

14. Цели и задачи социокультурной реабилитации и их актуализация в современных условиях.

Семестр

1. Человек как субъект социально-культурной деятельности.

2. Семья как традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека.

3. Типология современной семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи.

4. Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания.

5. Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности.

6. Понятие социальной группы. Малые и большие социальные группы.

7. Элита как социокультурная страта. Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института.

8. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений.

9..Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института.

10. Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта.

11. Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

12. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере.

Рекомендации по определению варианта, темы для написания реферата, методические рекомендации по написанию реферата.

Реферат – письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала.

Структура реферата: 1. Титульный лист. 2. Введение. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения.

Введение к реферату – важнейшая его часть. Здесь необходимо обосновать актуальность выбранной темы; охарактеризовать степень проблемы; цель и задачи работы; выбранный метод (или методы) исследования и основные источники информации.

Основная часть может состоять из двух, трех или более параграфов. Основная часть реферата структурируется по главам и параграфам (пунктам и подпунктам), количество и название которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Ссылки на источники могут быть по тексту работы постранично в нижней части страницы (фамилия автора, его инициалы, полное название работы, год издания и страницы, откуда взята ссылка) или в конце цитирования (номер литературного источника из списка литературы и страницы, откуда взята ссылка). Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

Заключение – не больше 2 страниц. Оно не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но содержать собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя студенты вынесли из работы над рефератом.

Список использованной литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентами в процессе написания реферата законов, учебников, справочников, энциклопедий, монографий, статей и т.п. литературных источников, интернет-источников. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации.

После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.). Каждое приложение нумеруется и оформляется с новой страницы.

Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов:

· монографические – рефераты, написанные на основе одного источника;

· обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.

Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

Экзамен 6 семестр

1. СКД как научная область знания: объект, предмет, категориальный аппарат.

2. Концептуальные подходы к осмыслению понятия «социально-культурная деятельность».

3. Социально- культурный уклад древнерусского государства: традиции, законы, социально-педагогические воззрения.

4. Социально- культурный уклад русской цивилизации в Х-ХV вв.

5. СКД в России XV-XIII вв.: специфика, содержание.

6. Общественно-просветительное движение, внешкольное образование, досуг в России ХIХ – начале ХХ вв.

7. Культурно-просветительная работа годы Великой отечественной войны (1941-1945гг.) и послевоенный период.

8. Социокультурные процессы в России (1956-1990 гг.).

9. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.

10. Сущность социально – культурной деятельности.

11. Функции, принципы и методы социально-культурной деятельности.

12. Содержание СКД.

13. Основные пути, средства, методы формирования имиджа субъекта социокультурной деятельности.

14. Использование социологических методов исследования сферы досуга.

15. Институциональные формы СКД: типология, социальные функции, цели, задачи и технологии.

16. Неинституциональные формы СКД: типология субъектов СКД.

17. Технологии возрождения традиционных форм СКД (промыслы, ремесла, обряды, и др.).

18. Сущность и концептуальные основы социально-культурной политики.

19. Сферы реализации социокультурной деятельности.

20. Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

21. Народная художественная культура и творчество.

22. Экономическая политика государства и система социальной защиты.

23. Цели и задачи социокультурной реабилитации.

24. Образование как сфера СКД.

25. Субъекты СКД.

26. Социокультурные институты как субъекты СКД; их классификация

27. Специфика, функции и содержание деятельности универсальных досуговых центров

28. Типы культурно-досуговых учреждений, их характеристика и особенности.

29. Организация СКД в парках, музеях, культурно-спортивных комплексах.

30. Организация молодежных движений, волонтерской деятельности специалистами СКС.

31. Учреждения дополнительного образования детей: виды, направления деятельности.

32. Национально-культурные и культурно-образовательные центры: содержание деятельности, функции и методы работы.

33. Информационная деятельность центров народного творчества и досуга.

34. Основные направления деятельности учреждений СКС.

35. Информационно - методическое обеспечение СКД.

36. Основные направления СКД за рубежом.

37. Особенности организации досуга за рубежом.

38. Технология организаторской деятельности специалиста СКД.

39. Профессиональная этика менеджера СКД.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие / Аванесова Г. А. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236с.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учеб- ник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Асанова, С.О.Дерябина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.

3. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.

4. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.

5. Бочарова Н. И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие / Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. - Москва: Академия, 2001. - 208 с.

6. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: учеб. пособие / Т. С. Бронникова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 224 с.

  1. Васина С.Е. Культурно-досуговая деятельность // Система ценностей соврем. об-ва. – 2011. - № 16. – С. 204-208.

8. Волнина Н.Н. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Забайкалье (кон. XVII - нач. XX вв.): моногр. / Волнина Наталья Николаевна. - Чита: ЗабГУ, 2013. - 104 с.: ил.

9. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - Москва: МПСИ: Флинта, 1998. - 240 с.

10. В часы досуга / ред.-сост. Е.Д. Гончарова. - Москва: Педагогика, 1982. - 208 с.

11. Жамсуева О. С. Досуг сельской молодёжи на современном этапе развития российского общества (на примере Республики Бурятия): автореф. / Жамсуева Ольга Сергеевна. - Улан-Удэ: БГУ, 2013. - 26 с. - б/ц.

12. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник. – М.: МГУКИ, 2011. – 396 с.

13. Жарков А.Д., Жаркова А.А. Игра как выразительное средство. Научно-методический комплекс «Игра+Праздник». Книга I. – М.: Кейп Паблишерз. – 2011. – 72 с.

14. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 480с.

15. Игры - обучение, тренинг, досуг. В 4 кн. Кн. 1-4 / под ред. В. В. Петрусинского. - Москва: Новая школа, 1994. - 368 с.

16. Игры-обучение, тренинг, досуг...:: В 7 книгах. Кн.6,: На пути к совершенству. Искусство экспромта/ / В. В. Петрусинского; Под ред. В.В. Петрусинского. - М.:: "Энроф",, 1995.

17. Инновационные технологии в обучении культурно-досуговой деятельности: Сборник науч. статей. – М.: МГУКИ, 2011.

18. Козырева С.В. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / С.В. Козырева; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2014. – 147 с.

19. Кокова И.В. Развитие социальных компетенций у участников творческих коллективов, фестивалей и праздников по месту жительства как необходимое условие формирования социокультурного пространства // Науч. обозрение. Сер. 2: Гуманитар. науки. - 2012. - № 5. - С. 134-138.

20. Куцакова Л. В. Летний досуг с детьми: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Куцакова Людмила Викторовна. - Москва: Просвещение, 1996. - 88 с.: ил.

21. Медико-социальные основы независимой группы инвалидов / В.С. Ткаченко. - М.: Дашков и Ко, 2011.

22. Рябов С.В. Социально-культурные условия развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в деятельности учреждения дополнительного образования // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2011. - № 2. - С. 111-114.

23. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений: учеб. пособие / Санкин Лев Абрамович. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 336 с.

24. Социально-культурная деятельность: теория и практика; учеб.-метод. Пособие / Ю.Д. Багаув, М.И. Гомбоева, Н.Н. Замошникова, С.В. Козырева; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2014. – 211 с.

25. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / [А.Н. Сухов и др.]; под ред. А.Н. Сухова. — 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.

26. Творчество в детском оздоровительном лагере: кн. для воспитателей и педагогов / сост. А.Г. Трушкин, П.П. Пивненко, В.В. Абраухова, Н.П. Овсянникова и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

27. Трудовой кодекс РФ ФЗ редакция от 28.06.2014, с последними изменениями.

28. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ: Монография. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2011. – 352 с.

29. Фетисов, А.В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики / А.В. Фетисов. - СПб.,2011.

30. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях. – СПб. Издательство «Лань», издательство «Планета музыки», 2016.

31. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2011. – 736 с.

32. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2011. – 475с.

33. Экономика фирмы: учебник / [А. С. Арзямов и др.]. – Москва: Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2011. – 526, [1] с.
Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. – Изд. 2-е, исправ. и доп. — М., МГУКИ, 2013. – 456 с.

Дополнительная литература

1. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

2. Гришин, В. В. Разрабатываем бизнес-стратегию фирмы: практ. пособие / В. В. Гришин, В. Г. Гришина. – М.: Дашков и К°, 2012. – 208 с. (У 9(2)291 Г 859 1416422).

3. Дерябина А. Л. Оздоровительно-досуговые и фитнесс-технологии: компетентностный подход: учеб.-метод. пособие / А. Л. Дерябина, А. В. Стафеева. - Чита: ЗабГГПУ, 2012. - 141 с.

4. Зацепина М. Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие / Зацепина Мария Борисовна; под ред. Т.С. Комаровой. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.

5. Игры-обучение, тренинг, досуг. Кн.5: Педагогические игры / под ред. В.В. Петрусинского. - Москва: "Энроф", 1994. - 135 с.

6. Интернет-технологии в экономике знаний: учебник / под ред. Н. М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 448 с. – (Высшее образование). (У. в И 733 1416031).

7. Кузнецова, И. А. Большой справочник для малого бизнеса: практ. пособие / И. А. Кузнецова, Е. А. Петрухина, И. Ю. Руденко. – М.: Дашков и К°, 2012. – 368 с. (У 9(2)290 К 891 1405225).

8. Муштук, О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства / О. З. Муштук. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 304 с. (У 9(2)290 М 934 1408233).

9. Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: монография / В. Э. Полетаев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 282 с. – (Национальные проекты). (У 050 П 497 1407190).

10. Продленный день в школе: режим и организация досуга/ под ред. О. А. Лосевой. - Москва: Педагогика, 1991.

11. Синичкина, Н. Е. Новые страницы в истории педагогики университетского образования Петербурга рубежа XX-XXI вв. / Н. Е. Синичкина // Санкт-Петербург в истории и культуре России: материалы междунар. науч.-практ. конф.; под ред. И. Ю. Лапиной; СПбГАСУ. – СПб., 2012. – С. 15-23.

12. Синичкина, Н. Е. О «девиациях» в новой педагогической действительности высшей школы / Н. Е. Синичкина // Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности: материалы Всерос. науч.-практ. конф.; под ред. И. Ю. Лапиной, Н. Е. Синичкиной; СПбГАСУ. – СПб., 2012. – С. 264-268.

13. Хаймович, М. И. Бизнес в Российской Федерации: правовые и налоговые проблемы / М. И. Хаймович, Д. Д. Хаймович. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 531 с. (Х 623.0 Х 155 1412136).

14. Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. – Москва: ИД Юрайт, 2011. – 678с.

15. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы*

№ п/п Название сайта Электронный адрес
  Теория социально-культурной деятельности yaro-nik.narod.ru/Teoriya/
  История социально-культурной деятельности yaro-nik.narod.ru/istoriya/
  Технологические основы социально-культурной деятельности. window.edu.ru/.../pdf2txt?p_id...p...
  Готовые работы по дисциплине: теория, методика и организация www.nauka-shop.com/mod/shop/.../158/
  Формирование национального самосознания средствами социально-культурной деятельности. diplomnie.com/publ/110-1-0-26379
  Историография педагогической теории dibase.ru/article/19102009_ryabkovvm/3

 

 

Ведущий преподаватель: ст. преподаватель Т. Ц-Е. Намсараева

Заведующий кафедрой: доктор культурологии, профессор М. И. Гомбоева

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

 

по дисциплине Теория и история социально-культурной деятельности

 

для направления подготовки (специальности) 51.03.03 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

 

Виды занятий Распределение по семестрам в часах Всего часов
семестр семестр семестр семестр
           
Общая трудоемкость          
Аудиторные занятия, в т.ч.:          
лекционные (ЛК)          
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)          
лабораторные (ЛР) - - - - -
Самостоятельная работа студентов (СРС)          
Форма промежуточного контроля в семестре* - - -   -
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) - - - - -

Краткое содержание курса

Семестр

 

МОДУЛЬ 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КУРСА.

1.Объект и предмет курса. Цели, задачи.

2.Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной

деятельности.

3.Формирование понятийно-категориального аппарата теории социально- культурной деятельности.

4.Источниковедческая и учебно-методическая база курса «Социально- культурная деятельность».

ТЕМА 2. ПРОТООБРАЗЦЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ УКЛАД РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В Х – ХIV вв.

 

1.Общинный уклад - основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

2.Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян*.

3.Социально-культурная деятельность на Руси в Х – ХIV вв. Формирование семьи как социального института.

4.Х век. Принятие христианства на Руси и его роль в духовном развитии общества.

5.Новые прогрессивные тенденции в педагогической мысли ХII в., разработка проблем познания и обучения нравственного совершенствования личности.

6.Разгром крупнейших русских княжеств в 1237 – 1239 гг., гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига. Последствия ига в развитии русской системы воспитания.

 

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ УКЛАД РОССИИ ХV-VIIвв. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ в ХVIII в.

1.ХV - ХVII вв. - время развития феодальных и крепостнических отношений. Просвещение в ХV –ХVIIвв. и духовная жизнь народа.

2.Расширение функций семьи. Внимание к семейному воспитанию в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» ХVII века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры.

3. Особенности проведения досуга различными сословиями населения России; традиционность и европейские новшества в культурно-досуговой сфере. Крестьянский досуг в России. Ориентация дворянства на западные образцы и формы досуга.

4.Решения Стоглавого собора (церковно-земского) 1551 г. и их влияние на культурно-просветительную сферу.

5.Раскол русской православной церкви в ХVII в. и его последствия. Процесс «обмирщения» культуры ХVII века.

6.Открытие Московской славяно-греко-латинской академии в 1687г., как центра просвещения в России. Роль Киевской академии в просвещении.

7.Развитие европейских форм досуга в России. Влияние Петра I на появление в России ассамблей, балов, маскарадов. Дворянские салоны, клубы. Возникновение Московского благородного дворянского собрания и его роль в появлении новых досуговых занятий*.

8.Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Первые клубные общности, организации клубного типа и клубы; возникновение и основные направления деятельности. Деятельность Вольного экономического общества (с 1765г.) по распространению практических сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.

 

ТЕМА 4. ОБЩЕСТВЕННО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ВНЕ- ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДОСУГ В РОССИИ Х1Х – начала ХХ в.

1.Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции в дворянский период освободительного движения. Культурно-просветительные и социокультурные просветительные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в литературе.

2.Особенности организации, форм, содержания, призрения в первой половине ХIХ в. «Закрытое» и «открытое» призрение. Начало женского образования в России*.

3.Бурное развитие культурно-просветительной мысли общественного и частного призрения в России во второй половине ХIХ в. Отмена крепостного права. Влияние реформ 60-х гг. на экономическое и социально-культурное развитие общества, перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права.

4.Зарождение и развитие профессиональных союзов в России в года революции 1905–1907гг. Социально-политическая и культурно-просветительная деятельность союзов. Создание различных комитетов, обществ, попечительств (трезвости, грамотности, университетов, народных развлечений и гуляний и т.д.).

5. Развитие первых легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно - политической работы в конце 90-х и начале ХХ века.

6.Расширение рекреативной и развивающей функций досуга в начале ХХ века. Развитие исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности нации и народностей России.

7.Революционные события в России в начале ХХ века. Изменение содержания культурно-просветительной и досуговой деятельности.

 

ТЕМА 5. КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ, ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРИОД 1917 – 1941 гг.

1.Февральская революция 1917г. Социально-культурная политика новой власти. Социальные проекты Временного правительства. Народные инициативы.

2.Октябрьская революция. Первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы.

3.Гражданская война и расширение идеологических запретов. Формирование централизованного управления. Организация агитпропотделов в партийных органах в 1919г. Создание в 1920г. главполитпросвета как центра всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формирование системы партийного руководства через парткомы, парткомиссии, клубные, партийные фракции и т.д.

4.Осложнение положения в сфере культуры: нарастание материально-финансовых трудностей, истощение дореволюционного запаса капитала, утверждение «остаточного принципа». Резкое сокращение количества школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.

5.Основные теоретические положения внешкольной, культурно-просветительной, политико-просветительной работы в трудах П.П.Блонского, А.А.Богданова, Б.О.Боровича, И.Гревса, Ф.Каптерева. Н.К.Крупской, В.И.Ленина, АВЛуначарского, АС.Макаренко, Е.Н.Медынского, В..Ф.Плетнева, М.А.Ростопчиной, М.Томского, Л.Троцкого, С.Т.Шацкого и др.

6.Введение новой экономической политики (НЭП). Некоторый отход от принципа централизации и методов административного управления, утвердившихся в годы военного коммунизма. Особенности политпросвет работы на частных предприятиях. Ориентация на развитие демократических форм руководства политпросвет сферой.

7.Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х – начале 30-х гг. Культпоход, его задачи, этапы и результаты проведения. Библиотечный поход.

8.Развертывание клубного строительства в 30-е гг., развитие сети библиотек, парков молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Передвижные формы культурно-просветительной работы, Олимпиады, смотры художественной самодеятельности*.

9.Последствия насильственной коллективизации; санкционированный голод в начале 30-хгг. Милитаризация труда в СССР. Трудовые почины, развитие соревнования, ударничество.

10.Репрессии против видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства, религии. Политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия репрессии. Начало переселения народов и его последствия.

11.Отрицательные последствия культа личности, командно-бюрократических методов руководства, «запретительства», насилия над творчеством. Культурно-просветительные учреждения как орудие осуществления классовой, национальной борьбы и репрессий.

12.Достижения и негативные процессы в области социально-культурного развития государства в предвоенные годы.

 

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945гг.) И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

1.Директивы Наркомпроса РСФСР, решения ВЦСПС, ЦК Союза работников искусства о деятельности в условиях военного времени. Перестройка деятельности культурно-просветительных, социальных учреждений в соответствии с требованиями военного времени.

2.Культурно-просветительная работа в Вооруженных силах СССР как составная часть политической работы в Красной Армии и на Флоте, эффективное средство патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага.

3.Создание с начала войны фронтовых, армейских Домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных; походных клубов, библиотек, агитпоездов и др. Организация культурно-просветительной работы среди воинов нерусских национальностей с учетом особенностей языка, обычаев, уклада жизни, национальных традиций.

4.Варварское уничтожение, разграбление фашистами учреждений культуры, культурных ценностей, социальной инфраструктуры страны на оккупированной территории Советского Союза. Героические усилия работников культуры по спасению культурных ценностей.

5.Основные направления культурно-просветительной работы в тылу; организация агитационно-пропагандистской, массово – политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культурно – просветительных учреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования*.

6.Развертывание художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом, организация их досуга и отдыха в условиях тяжелого труда*.

7.Восстановление разрушенных культурно – просветительных учреждений, возобновление в них работы. Участие в этом общественности; освобождение помещений профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее используемых не по назначению. Увеличение государственных ассигнований на социально-культурные нужды.

8.Социально – культурные последствия второй мировой войны для народов СССР.

9.Культурно–просветительная и социальная работа в 1945 - 1955гг.Социально – культурная ситуация в СССР после Великой Отечественной войны (демографическая ситуация; положение семей погибших на войне, сирот, инвалидов, состояние жилищного фонда, учреждений образования, культуры). Результаты насильственного «переселения народов».Состояние социального обеспечения населения страны. Продовольственный и жилищный кризис.

10.Деятельность культурно – просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны.

11.Перестройка культурно – просветительной работы в соответствии с задачами мирного времени, трудности в ее организации. Возникновение общественной научно – просветительной организации – «общества по распространению политических и научных знаний», создание развитой сети этого общества в регионах страны.

12.Усиление репрессий по отношению к целым народам, отдельным социальным группам, слоям общества.

13.Развитие сельского хозяйства. Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно- просветительной работы. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культурно-просветительных работников. Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах.

14.Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы. Активизация исследования истории культурно-просветительной работы, теоретического осмысления актуальных проблем, ее содержания, организации и методики.

 

ТЕМА 7. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ в 1956 –1990 гг.

1.ХХ съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества, «оттепель» середины 50-х гг. Реабилитация репрессированных: ее политическое, нравственное, социально-культурное значение.

2.Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно – просветительной и социальной работе. Развитие досуговых форм деятельности.

3.Нарастание негативных процессов в экономике, социальной мерах на рубеже 70 – 80-х гг. торможение процессов демократизации в обществе в т.ч. и в культурно – просветительной работе. Причины этого торможения.

4.Культурно – просветительная работа и социалистическое соревнование, школы коммунистического труда, экономическое образование трудящихся.Развитие интеграционных процессов в клубном и библиотечном деле.

5.Широкое развитие самодеятельного движения в стране. Легализация общественно – политических движений, естественно – научных, религиозных, худо


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.