ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

2017-10-11 748
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Обращение к студентам……………………………………………………………….стр. 2

 

Центр здоровья…………………………………………………………………………стр. 3

 

Диспансеризация определенных групп взрослого населения………………………стр. 5

 

Профилактический медицинский осмотр……………………………………………стр. 6

 

Социально значимые заболевания…………………………………………………… стр. 8

 

Теоретические аспекты науки о здоровье…………………………………………… стр. 9

 

Движение и здоровье…………………………………………………………………..стр. 11

 

Самоконтроль при занятиях физической культурой………………………………...стр. 15

 

Питание и здоровье…………………………………………………………………….стр. 20

 

Самоконтроль за массой тела………………………………………………………… стр. 26

 

Стресс. Способы уменьшения эмоционального и физического напряжения…….. стр. 28.

 

Релаксационные техники………………………………………………………………стр. 30

 

Вопросы для самоподготовки………………………………………………………….стр. 34

 

Задания для внеаудиторной исследовательской работы……………………………..стр. 35

 

Литература, нормативные документы…………………………………………………стр. 38

Уважаемые студенты!

Нездоровый образ жизни, низкая гигиеническая культура граждан приводит увеличению в обществе хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Данная группа заболеваний относится к социально значимым заболеваниям, которые имеют общие особенности. Они не знают границ, они «помолодели», ухудшают качество жизни, нарушают физическое здоровье, психическое и социальное благополучие человека, вызывают опасные для жизни осложнения и приводят к инвалидизации и высокой смертности. Разрушительное воздействие хронических неинфекционных заболеваний сказывается не только на здоровье личности. Они вызывают депопуляционные процессы – уменьшение общего количества населения, увеличение количества больных людей и инвалидов, увеличение затрат на решение социальных проблем больного населения. Общей причиной этих заболеваний является разрушительный образ жизни человека.

К студентам и выпускникам медицинских учебных заведений предъявляются повышенные требования по информированности, знаниях основ науки о здоровье и здоровом образе жизни; умениям сохранения здоровья; самоконтролю за личным здоровьем; умениям распространять это среди окружающих. Здоровый человек успешнее справляется с профессиональными и семейными обязанностями, более активен в повседневной жизнедеятельности.

Государственный образовательный стандарт предъявляет требования к студентам среднего профессионального медицинского образования, сформулированные в перечне общих и профессиональных компетенций.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 970) определяет Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

5.1. Медицинский лабораторный техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Цели диспансеризации

1) раннее выявление ХНИЗ(состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ, основных факторов риска их развития, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

2) определение группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;

3) проведение краткого профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития и здоровых граждан, а также проведение индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ пациента) граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

4) определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя, данного по форме и в порядке, которые утверждены МЗ РФ (прил. №2 пр. МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1177н). Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации, в порядке и по форме, которые утверждены МЗ РФ (прил. №3 пр. МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1177н).

Этапа диспансеризации

1 этап: выявление у граждан признаков ХНИЗ, ФР их развития, потребления наркотических средств и ПАВ; определение медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачей-специалистов для уточнения диагноза на втором этапе.

Считается законченным при выполнении не менее 85% от установленного объема обследования.

Заканчивается приемом (осмотром) врача-терапевта, включающим определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения и проведением краткого профилактического консультирования.

2 этап: дополнительное обследование и уточнение диагноза, проведение углубленного профилактического консультирования

определения группы диспансерного наблюдения граждан, с выявленными заболеваниями (состояниями), а также здоровых граждан, имеющих высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск.

Профилактический медицинский осмотр

(краткая информация для граждан перед прохождением диспансеризации) Приложение № 15 к Порядку прохождения диспансеризации определённых групп взрослого населения.

Основные цели профилактического медицинского осмотра

Раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), к которым относятся:

- болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;

- злокачественные новообразования;

- сахарный диабет;

- хронические болезни легких.

Указанные болезни обуславливают более 80 % всей инвалидности и смертности населения нашей страны.

Кроме того, профилактический медицинский осмотр направлен на выявление и коррекцию основных факторов риска развития указанных заболеваний, к которым относятся:

повышенный уровень артериального давления;

повышенный уровень холестерина в крови;

повышенный уровень глюкозы в крови;

курение табака;

пагубное потребление алкоголя;

нерациональное питание;

низкая физическая активность;

избыточная масса тела или ожирение.

Где и когда можно пройти профилактический медицинский осмотр

Граждане проходят профилактический медицинский осмотр в медицинской организации по месту жительства, работы, учебы или выбору гражданина, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь.

Ваш участковый врач (фельдшер) или участковая медицинская сестра или сотрудник регистратуры подробно расскажут Вам где, когда и как можно пройти профилактический медицинский осмотр, согласуют с Вами ориентировочную дату (период) его прохождения.

Сколько времени занимает прохождение профилактического медицинского осмотра

Прохождение профилактического медицинского осмотра, как правило, требует два визита. Первый визит занимает ориентировочно 2 -3 часа. Второй визит через 1 -2 дня (зависит от длительности времени необходимого для поступления к врачу результатов Ваших исследований) к участковому врачу по времени занимает около 1 часа.

Если по результатам профилактического медицинского осмотра у Вас выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск участковый врач сообщает Вам об этом и направляет на дополнительное исследование или на углубленное профилактическое консультирование.

Как пройти профилактический медицинский осмотр работающему человеку

 

Согласно статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

 

Какая подготовка нужна для прохождения профилактического медицинского осмотра

Для прохождения профилактического медицинского осмотра желательно прийти в медицинскую организацию (поликлинику) утром, на голодный желудок, до выполнения каких-либо физических нагрузок, в том числе и утренней физической зарядки.

Лицам в возрасте 45 лет и старше для исследование кала на скрытую кровь необходимо во избежание ложноположительных результатов в течение 3 суток перед диспансеризацией не есть мясную пищу, а также других продуктов, в состав которых входит значительное количество железа (яблоки, зеленый лук, сладкий болгарский перец, белая фасоль, шпинат), а также овощи, содержащие много каталазы и пероксидазы (огурцы, хрен, цветная капуста), исключить прием железосодержащих лекарственных препаратов, в том числе гематогена, отменить прием аскорбиновой кислоты, ацетилсалициловой кислоты (аспирина) и других нестероидных противовоспалительных средств, отказаться от использования любых слабительных средств и клизм. При проведении анализа кала иммунохимическим методом ограничений в приеме пищи не требуется (уточните применяемый метод исследования у своего участкового врача или медсестры). Дефекация за несколько дней до сдачи анализа и в день анализа должна осуществляться только естественным путем. Избегайте попадания мочи и чрезмерного разжижения образца фекалий водой из чаши туалета. Это может быть причиной неправильного результата.

Для сбора кала предпочтительно использовать промышленно произведенные специальные стерильные контейнеры (емкости) для биопроб, которые можно приобрести в аптеке. На емкость с калом необходимо прикрепить/приклеить этикетку со своей фамилией и инициалами.

Если Вы в текущем или предшествующем году проходили медицинское обследование возьмите документы подтверждающие это и покажите их медицинским работникам перед началом прохождения диспансеризации.

Какой документ получает гражданин по результатам прохождения профилактического медицинского осмотра

Информация о проведении профилактического медицинского осмотра и основные его результаты вносятся участковым врачом (фельдшером) в Паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Регулярное прохождение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров позволит Вам в значительной степени уменьшить вероятность развитие наиболее опасных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности населения нашей страны или выявить их на ранней стадии развития, когда их лечение наиболее эффективно

 

Социально значимые заболевания (социальные болезни):

Понятия, признаки.

Это заболевания, при которых ведущую роль в развитии болезни имеет внешняя среда, а для человека – прежде всего социальная.

Заболевания, при которых происходит изменение внутренних свойств организма, вызванное факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами.) В дальнейшем они сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни (генетика медицинская).

«Социальная болезнь – болезни человека, в возникновении которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя». Б.С.Э.

«Социально значимые заболевания – ряд заболеваний, несущих наибольшую угрозу благополучию населения страны».

Основные признаки, закладываемые в понятие «СЗЗ»:

- массовость заболевания, т.е. высокий процент распространения среди населения, в том числе наличие значительного процента «скрытых » больных в социуме;

- высокие темы ежегодного прироста количества больных;

- заболевания данной группы имеют особенность достаточно быстро распространяться;

- ограничение полноценного функционирования больного в социуме при наличии такого заболевания;

- опасность заболевания для окружающих;

- носят инфекционный и неинфекционный характер. (НИЗ, ИЗ)

Кроме того заболевания, относящиеся к этой категории, не только разрушают здоровье и организм человека, но и несут за собой отрицательные социальныепоследствия: потеря семьи, друзей, работы, средств существования и др.

Характерная черта таких заболеваний заключается в том, что они уносят в основной массе здоровье и жизни молодёжи, людей трудоспособного возраста.

Уровня здоровья.

1ур. Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека.

2ур. Групповое здоровье – здоровье социальных и этнических групп.

3ур. Региональное здоровье – здоровье населения административной территории.

4ур. Общественное здоровье – здоровье популяции, общества в целом.

 

Показатели здоровья индивида

это качественные и количественные характеристики, служащие для оценки отдельных аспектов здоровья и индивида.

3 группы показателей индивидуального здоровья.

Физическое благополучие:

- показатели профессиональной трудоспособности (напр., число пропущенных по болезни рабочих дней, уровень выполняемого объёма работы, степень продуктивности работы, характер изменений часов или типа работы, степень утомляемости, продолжительности отдыха и т.д.);

 

- показатели повседневной физической активности (напр., степень способности выполнять без посторонней помощи различные виды деятельности, связанной с элементарным самообслуживанием (приёмом пищи, одеванием и т.д.), а также конструктивные виды деятельности (приготовление пищи, уборка помещений и т.д.));- показатели факторов риска физиологических функциональных нарушений (наличие/отсутствие избыточного веса, повышенного кровяного давления и др.);

 

- показатели нарушений физических функций (самооценка физического состояния здоровья, наличие/ отсутствие выявленных симптомов заболеваний, хронических заболеваний, степень инвалидности и т.д.).

 

Психическое благополучие:

- показатели депрессивного состояния (частота и интенсивность таких чувств, как тревога, подавленность, беспокойство);

- показатели познавательной деятельности (уровень способности к запоминанию, к концентрации внимания и т.д.);

- показатели самоконтроля (степень контроля за своими эмоциями, мыслями, поведением);

- показатели психологического благополучия (степень удовлетворённостью жизнью, интереса к повседневным событиям, достаточной уверенности в себе; наличие/отсутствие социально-психологических факторов риска и т.д.).

 

Социальное благополучие:

- показатели межличностных контактов (частота общение с друзья, родственниками; частота телефонных контактов; отношение в семейном окружении, с детьми);

- показатели социальной удовлетворённости (степень экономической независимости, удовлетворённости характером работы, социальным положением, досугом);

- показатели социальных возможностей (например, количество и качество социальных связей и др.)

 

«Образ жизни - это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивид». ВОЗ.

 

«Образ жизни - это жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях».

«Здоровый образ жизни человека - это целесообразные формы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие:

- сохранение,

- формирование,

- укрепление здоровья,

- способность к сохранению рода и

- достижению активного долголетия». Колбанов В.В.

 

«Формирование здорового образа жизни - это комплекс мероприятий, направленных на:
- сохранение здоровья;
- пропаганду здорового образа жизни;
- мотивирование граждан к личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей;
- разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, в том числе детям;
- борьбу с факторами риска развития заболеваний;
- просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем;
- предотвращение социально-значимых заболеваний, в том числе среди детского населения;
- увеличение продолжительности активной жизни».

Основные понятия в сфере физической культуры

«Физическая культура», «Физическое воспитание», «Спорт», «Физкультурник», «Спортсмен», «Физическое развитие», «Физическое совершенство», «Физическая подготовка», «Физическое образование».

Наиболее общим из них является понятие «Физическая культура». Сложность и многогранность данного явления затрудняют дать ему краткое и в тоже время достаточно полное определение. Поэтому в настоящее время существует более десятка определений. Приведем некоторые из них.

 

Физическая культура - э то часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях:

- физического развития способностей человека,

- интеллектуального развития способностей человека,

- совершенствования его двигательной активности,

- формирования и укрепления здорового образа жизни,

- социальной адаптации путём физического воспитания.

 

Основа физической культуры – осознанная двигательная активность.

Примерная форма ведения дневника самоконтроля

 

Наименование показателей Дата и время обследования
  27 сентября 18.00 30 сентября 17.00
1.Характер тренировки. Кросс в лесу На стадионе
2.Субъективные показатели:    
-самочувствие хорошее нормальное
-настроение нормальное нормальное
-работоспособность -сон снижена крепкий снижена засыпаю с трудом
-аппетит хороший хороший
-усталость нет небольшая
-болевые ощущения нет нет
-желание заниматься с удовольствием с удовольствием
3.Объективные показатели:    
-потливость нет небольшая
-сердцебиение нет Небольшие перебои
-ЧСС:    
в покое    
после занятий    
после 5 минут отдыха    
-одышка нет нет
-частота дыханий в 1 мин.    
-масса тела    
-жизненная ёмкость лёгких 3.3 л 3.3 л
-динамометрия правая кисть, левая кисть 36 кг; 29 кг 36 кг; 32 кг
-нарушение режима нет нет
4.Анализ данных самоконтроля. Хорошее состояние здоровья Хорошее состояние здоровья. Готов к соревнованиям.

Рекомендации по выполнению внеаудиторной работы по самоконтролю

Исследовать себя можно с помощью и других тестов (функциональных проб) для здоровых людей и не профессиональных спортсменов. В данном случае необходимо описать: название теста, показания, методику выполнения выбранного теста, критерии оценки.

Образец оформления (записи) исследования.

Название теста (функциональной пробы)….

Пациент Н…, возраст…, пол….

П (пульс) в покое - ….уд. в 1мин.

Нагрузка - ….количество приседаний (прыжков, др…) за… промежуток времени.

П (пульс) сразу после нагрузки…, через 1…минуту….

Оценка результата: в баллах…; словесная….

Питание и здоровье

Понятия, термины

Трофология – (гр. trophies - питание) - мультидисциплинарная наука о процессах диссимиляции пищи и трофических взаимоотношениях на всех уровнях организации биологических систем.

Трофологическая культура:

- понимание и использование в повседневной жизни каждого человека и общества в целом основных законов обмена веществ, закономерностей питания, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность организма с поправками на существующие условия быта, климата, работы и т.д.;

- правила потребления пищи; - этапы работы над пищевыми продуктами в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в земледелии; - правила торговли, хранения продуктов;

- соблюдение гигиенических правил на всех уровнях;

- соблюдение культуры питания.

Пища – (трудно определяемое биологическое понятие). Например: - это смесь неорганических и органических веществ, получаемых организмом из окружающей среды и используемых для построения и возобновления тканей, поддержания жизнедеятельности и восстановления энергии.

Нутриенты – собственно пищевые вещества.

Белки – сложные азотосодержащие полимеры, мономерами которых служат аминокислоты.

Углеводы – органические соединения, имеющие в составе два типа функциональных групп: альдегидную (кетоновую) и спиртовую, - это соединение углерода, водорода, кислорода.

Моносахариды – простые углеводы, при гидролизе не расщепляются до более простых соединений.

Олигосахариды – соединения, состоящие из нескольких остатков моносахаридов – от 2 до 10.

Полисахариды – высокомолекулярные соединения, полимеры, образованные из большого числа моносахаридов.

Жиры – вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот, соединенных эфирными связями.

Рафинированный – (фр. raffiner - очищать) – очищенный от примесей.

Вегетарианство – (англ. vegetarilis) - растительный.

Баланс – (фр. вalancer) – равновесие.

Рациональное питание – это питание здорового человека, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающие необходимый уровень обмена веществ. Основные показатели рационального питания – это сбалансированность и правильный обмен режима питания.

Сбалансированное питание – питание, при котором обеспечены оптимальные соотношения пищевых и биологически активных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов, воды в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада.

Пищевой статус – характеризует состояние здоровья, сложившееся на фоне конституционных особенностей организма по воздействием фактического питания.

Избыточное питание – чрезмерное потребление продуктов (жира, углеводов, соли, алкоголя, энергетически ёмкого рациона), что способствует возникновению патологических состояний и заболеваний.

Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Модели здорового питания

· Наиболее популярной формой модели здорового питания являются пирамида и тарелка. Такая модель позволит составить сбалансированную диету.

· Выбор сбалансированной диеты подразумевает потребление продуктов в оптимальном соотношении. Этот выбор сделать не трудно, поскольку все продукты попадают в одну из указанных групп. Продукты, включенные в одну группу, содержат приблизительно одинаковый набор пищевых веществ. Потребляя рекомендуемое число условных единиц каждой группы продуктов, пациент может быть уверен в том, что полностью обеспечит потребности организма всеми необходимыми пищевыми веществами и в достаточном количестве.

· Хлеб, злаки и картофель находятся в основании пирамиды и занимают большую часть тарелки. Эти продукты составляют основу диеты и их следует есть в небольшом количестве (6-11 условных единиц). Рацион следует строить вокруг этих продуктов.

· Овощи и фрукты являются важным элементом здоровой диеты (5-8 условных единиц). Чем разнообразнее рацион по овощам и фруктам, тем более сбалансирована диета.

· Мясо, птица, рыба, бобовые и яйца рекомендуются в количестве 2-3 условные единицы.

· Молочные продукты (молоко, йогурт, сыр) рекомендуются в таком же количестве (2-3 условные единицы).

· Вершина пирамиды и меньшая часть тарелки изображает жир, представленный сливочным маслом, маргарином, различными видами кулинарных жиров. Эти продукты следует использовать ограниченно и нечасто.

· В этой же области пирамиды и тарелки изображены алкоголь и сахар, в том числе содержащийся в сладостях, сладких напитках, в подслащенных продуктах. Эти продукты содержат много калорий, но в них почти нет витаминов и минеральных веществ. Чтобы предупредить ожирение, сахарный диабет, а также кариес, это продукты не рекомендуется употреблять часто.

 

«Подбор» индивидуальной порции

Что такое «порция»
Одна порция продуктов, содержащих углеводы (зерновые, крупы, хлеб, картофель): · 1 ломтик хлеба, · ½ булки для бутербродов, 1 плюшка, 1 бублик, 1 оладушка, 4 крекера, · ½ стакана риса, гречи, макарон, лапши или рассыпчатой каши, · 40 г (4 столовые ложки) готовых к употреблению хлопьев (мюсли), · 1 стакан воздушной кукурузы (приготовленной без обжаривания в масле), · 1 средняя картофелина   Одна порция молочных продуктов: · 1 стакан молока, натурального йогурта (без добавления сахара), кефира, простокваши, ряженки, · 45 г твёрдого сыра, · 65 г мягкого сыра, · ½ стакана творога.  
Одна порция овощей: · ½ стакана приготовленных или измельчённых сырых овощей, · 1 стакан сырых листовых овощей, · 1 огурец, 1 помидор. · Одна порция мясных, рыбных продуктов и их заменителей: · 75–90 г мяса, дичи или рыбы, · 2 яйца, · 1 стакан приготовленных бобовых, · 4 столовые ложки арахисового масла (по содержанию белка оно приравнивается к мясу и не содержит холестерина), · 35 г семян подсолнуха или орехов.  
Одна порция фруктов: · 1 целый фрукт, например, одно целое яблоко, апельсин или банан, · ¾ стакана сока (приготовленного без добавления сахара), · ½ стакана ягод или приготовленных либо консервированных фруктов, · ¼ стакана сушеных фруктов.

«12 правил здорового питания»

1 Питание должно быть максимально разнообразным.

 

2.При каждом приеме пищи следует употреблять продукты, содержащие клетчатку, такие, как хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель.

 

3.Несколько раз в день следует есть разнообразные овощи и фрукты (хотя бы по два тех и других в день дополнительно к картофелю). Предпочтение нужно отдавать продуктам местного производства.

 

4.Следует ежедневно потреблять молоко и молочные продукты, отдавая предпочтение продуктам с низким содержанием жира и соли.

 

5.Рекомендуется заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на рыбу, птицу, яйца, бобовые.

 

6.Следует ограничить потребление сливочного масла в кашах и на бутербродах.

 

7.Ограничить потребление сахара, сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.

 

8.Общее потребление поваренной соли не должно превышать 6 г (одной чайной ложки) в день. Рекомендуется использовать йодированную соль.

 

9.Не следует употреблять более 2 порций (30 мл) чистого алкоголя в день для мужчин и 1 порции алкоголя в день для женщин. 1 порция – это 1 рюмка водки (25 мл), или 1 фужер вина (100 мл), или 1 кружка пива 250 мл. Более высокие дозы, даже при однократном приеме, вредны для организма

 

10.Следует отдавать предпочтение приготовлению продуктов на пару, путем отваривания, запекания или в микроволновой печи.

11.Нормальная масса тела должна соответствовать рекомендованным границам. Их можно определить с помощью индекса массы тела (ИМТ). Он рассчитывается по формуле: вес (в килограммах) разделить на рост (в метрах), возведенный в квадрат.

 

ИМТ = ВЕС (КГ) / РОСТ (М)2 Норма: 18,5–24,9

Для сохранения нормальной массы тела,кроме соблюдения принципов рационального питания, следует поддерживать умеренный уровень физической активности.

 

12.Беременным женщинам и кормящим грудью матерям следует придерживаться исключительно грудного вскармливания на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка. После 6 мес. вводится прикорм. Грудное вскармливание может быть продолжено до двух лет.

Функции пищевых волокон.

· связывают воду, например отруби, в 5 раз больше, чем их собственный вес, волокна моркови, репы – в 30 раз больше,

· влияют на среду обитания бактерий в кишечнике и являются для них питательной средой. Например, микроорганизмы используют целлюлозу, гемицеллюлозу, пектин и метаболизируют их в уксусную кислоту, пропионовую, масляную кислоты,

· влияют на весь организм: прослежена связь между потреблением рафинированных продуктов освобожденных от пищевых волокон, и нарушениями холестеринового обмена, образования камней в желчном пузыре,

· есть мнение, что отсутствие пищевых волокон в диете может провоцировать развитие рака толстой кишки,

· нарушается обмен стероидных гормонов,

· на этом фоне развивается атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца, диабет, желудочно-кишечная патология и др.,

· при лечении диабета, гипергликемии, ожирения, увеличение пищевых волокон в рационе улучшает и модифицирует всасывание глюкозы,

· при увеличении пищевых волокон снижается уровень холестерина в крови, т.к. волокна участвуют в кругообороте желчных кислот,

· длительное употребление пищевых волокон приводит к снижению тяжести синдрома раздражения толстой кишки и дивертикулеза оболочной кишки,

· хороши при лечении запоров, геморроя,

· являются средством профилактики рецидивов язвенной болезни ЖКТ и 12-перстной кишки, панкреатите (зарубежные авторы).

Быть внимательным при употреблении пищи, воды!

 

Признак Причина Что делать
У воды горьковатый привкус Повышенное содержание сульфатов Не пить некипяченую воду, проинформировать службу Госсанэпиднадзора
Соленый привкус Повышенное содержание хлоридов Воду обязательно кипятить
У воды запах хлора На водопроводной станции прошло обеззараживание Употреблять без опасения, есть гарантия отсутствия микробов
Вода мутная Был ремонт внутренних сетей, в воду попали частицы коррозирующего металла Обязательно спустить воду перед употреблением, профильтровать
Вода плохо пенится при намыливании Повышенная жесткость Удаляется кипячением (в чайнике при этом образуется больше, чем обычно, накипи)
При намыливании пена слишком обильна Понижена жесткость - в водопровод попали снеговые воды Вода не соответствует физиологическим нормам
В кране нет холодной воды Авария на водопроводе Воздержаться от употребления горячей воды. В котельной горячая вода может входить в контакт с теплоносителем

Самоконтроль за массой тела

 

Классификация стрессов

Эмоциональный стресс (для человека имеет наибольшее значение).

Физический стресс.

Смешанный стресс.

 

Классификация стрессоров

 

1 группа. Стрессоры активной деятельности.

Экстремальные стрессоры: боевые действия; необычные условия существования (под землёй, под водой, испытание техники).

 

Производственные стрессоры: работа с дефицитом времени; чрезмерно высокое чувство ответственности; неудовлетворяющие темпы продвижения по службе; бесплановая сменяемость трудовой деятельности; несоответствие между уровнем образования и статусом на работе, доходами, социальным положением.

 

Стрессоры психо–социальной мотивации: сама мотивация (подготовка к соревнованию, конкурсу и т. д.); участие в конкурсе и др.; стремление получить награду.

 

2 группа. Стрессоры оценок.

 

Старт – стрессоры и стрессоры памяти: соревнование, конкурс, экзамен; состояние накануне операции (предстартовая готовность, напряженность); состояние перед кабинетом начальника; внезапное воспоминание о пережитом горе; ожидание угрозы, радости; конфликт между ожидаемой и воспринимаемой действительностью.

 

Стрессоры побед и поражений: с ама победа; признание открытия; успех в искусстве, другом виде деятельности; экстаз творчества; любовь и женитьба; рождение ребенка; поражение, неуспехи, непризнание; крупный проигрыш; смерть или болезнь близкого.

 

Стрессоры зрелищ: спортивные зрелища; драматические или комедийные фильмы, театральные представления.

 

3 группа. Стрессоры рассогласования деятельности.

Стрессоры разобщения: конфликты в квартире, семье, с друзьями; неожиданны


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.