Св.Василий Великий.( 330-379гг.) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Св.Василий Великий.( 330-379гг.)

2017-10-11 195
Св.Василий Великий.( 330-379гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

стр.255... Учение Василия Великого о Троице.

 

Чтобы определить место, занимаемое святым Василием в истории споров о троичности, нужно выяснить его отношение, с одной стороны, к староникейскому напрвлению, с другой- к разнообразным богословским партиям Востока.

· Василий Великий с величайшим уважением относился к Афанасию Великому, но не вполне разделял его мнения. Отношение Василия Великого к староникейскому учению определяется тем положением, которое он занял в споре о мелетианском расколе в Антиохии. В числе защитников православия на1 Вселенском Соборе находился и Ефстафий Антиохийский. Около 330 года он был изгнан, а кафедра его перешла к евсевианам. Тогда часть паствы, оставшаяся верной изгнанному епископу, под предводительством пресвитера Павлина отделилась от господствующего большинства, сохраняя в чистом виде никейскую веру. Она удержала всю никейскую терминологию: «одна сущность», «одна ипостась» и «три Лица». Афанасий и западные видели в последователях Павлина истинных хранителей православной веры, и если речь заходила об их соединении с мелитианами, то староникейцы понимали под этим присоединение мелитиан к павлинианам, как к истинной Церкви.Василий Великий, напротив, был решительным защитником Мелетия, а в вероучении евстафиан видел наклонность к савеллианству. Он высказывается, во-первых, против признания в Боге одной только ипостаси, потому что это дает повод к обвинению в савеллианстве. «Если говорят,-рассуждает Василий Великий, - что Лица не ипостасны, то впадают в савеллианство, если же признают их ипостасными, то пусть счисляют.» Во-вторых, учение о трех Лицах он признает недостаточным. Слово “προσωπον “ означает «личность», «маску» и «роль». Вследствии этого савеллиане охотно подписались бы под формулой «Бог один по ипостаси и троичен в Лицах». Они могли истолковать ее в том смысле, что Одно и То же Божественное Существо попеременно действует то в Лице Отца, то в Лице Сына, то в Лице Святого Духа, как один и тот же человек на сцене попеременно может изображать различных лиц.

Таким образом, Василий Великий отвергает староникейскую терминологию на том основании, что она слишком резко выражает единство Лиц Святой Троицы и недостаточно — Их самодостаточность.

2. Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству. 2.1. Отношение Василия Великого достаточно выразилось в его литературной борьбе с учением Евномия.

Евномий изложил свое учение в «Апологии», составленной в 360 году. Это сочинение Василий Великий и разбирает в своем трактате «Против Евномия».

В основу своего учения Евномий положил теорию, согласно которой имя служит точным выражением самой сущности предмета. Такое адекватное имя Бога Отца он видел в слове «Нерожденный», и с точки зрения этого понятия, в противовес Афанасию, вся полемика которого с арианами вращалась вокруг точного

разграничения понятий «рождение» и «творение», обосновывал арианское учение. Сущность Отца состоит в нерожденности, сущность Сына — в рожденности. Отсюда Евномий делал ряд выводов:

1) Если сама сущность Отца состоит в нерожденности, то, по своему своему понятию, она не может быть передана рожденному, иначе пришлось бы утверждать, что рожденный Сын по сущности есть нерожденный. Следовательно, Единородный по самой сущности противоположен Отцу.

2) Нерожденная сущность неизменяема и бесстрастна, рождение же предполагает отделение, поэтому Сын не может быть рожденным.Он создан.

3) Допустим, что Бог родил Сына, но какого — существовавшего уже или еще не существовавшего? Первое нелепо, а второе ведет к признанию того, что Сын не вечен.

Хотя Сын противоположен по сущности Отцу и сотворен во времени, однако Он совершеннее всякой твари, создан ранее всего, во-вторых, создан непосредственно Самим Богом, в -третьих, получил от Бога Божественную власть и достоинство.

Возражения Василия Великого против основных понятий Евномия сводятся к следующему. Сущности вообще недоступны человеческому познанию. Даже видимую природу мы познаем только в явлениях, но не в ее сущности. Тем более сущность Бога непостижима не только для человеческого ума, но и для всякой разумной природы. Мы познаем Бога как Всемогущего, а не по сущности. Что касается имени, то оно выражает собой не сущность, а только свойство предмета или его отношения. Отсюда при различии имен имен может иметь место единство сущности: люди называются различно, но сущность их одна. Тем более нерожденность не может служить выражением сущности Бога. Это понятие отрицательное, указывающее только на то, чего в Боге нет, и не указывающее, чем Он обладает. Отсюда: «Нерожденность не есть сущность Бога, но сущность Бога есть нерожденная.»

Из этих основных положений Василий Великий делает выводы, противоположные выводам Евномия:

1) Рожденность Сына указывает только на Его личное свойство и ничего не говорит о Его сущности. Следовательно, из различия имен нельзя делать вывод о различии сущности. 2) Рождение тварей действительно предполагает отделение. Но Божество по своим свойствам совершенно противоположно человеческому бытию. Если рождение существ изменяемых сопряжено с болезненностью и отделением, то Неизменяемый рождает противоположным образом. 3) Рождение не исключает мысли о вечности. Нужно различать понятия вечности и безначальности. Под вечностью разумеется существование прежде всякого времени. Но существо вечное в этом смысле может и не быть безначальным, если причину своего бытия оно имеет не в себе самом, а в ком-нибудь другом. Отец, как вечная причина, проявляется в вечном действии — Сыне, но, как действие, Сын, будучи вечен, однако не безначален. В учении Евномия о несравненном величии Единородного Василий Великий видит непоследовательность. Если Он есть творение, то Он так же далек от Бога, как и все другие твари. Евномий, разделивши предварительно Отца и Сына по их природе, приписывает им потом одинаковые свойства 2.2. В ином отношении находился Василий Великий к полуарианам. Полуарианами называются православные Востока, не принимавшие термин όμοούσιος из страха впасть в савеллианство и державшиеся учения, что Сын Божий не по хотению только, но и по существу и по всему подобен Отцу. В развитии полуарианства можно указать две стадии. Первая характеризуется «памятной запиской», представленной полуарианами после Анкирского Собора (358 г.) императору Констанцию. В ней анафематствуется όμοούσιος. Отец и Сын признаются двумя Ипостасями. Под ипостасью понимается, во-первых, как и у Кирилла Иерусалимского, более пребывающее, в противоположность призрачному и исчезающему, то есть почти то же, что и под сущностью, во-вторых, особенное в противоположность общему. «Хотя дух-Отец, дух-Сын, дух и Дух Святой, однако же,отсюда не мыслится, что Сын есть Отец. Существует и Дух, Который не мыслится ни Сыном, ни Отцом. Свойства самостоятельно и действительно существующих Отца, Сына и Духа восточные называют Ипостасями Лиц». Таким образом, Ипостась обозначает личную особенность в противоположность общим свойствам Лиц, какова, например, духовность. Это уже прогресс сравнительно с терминологией Кирилла Иерусалимского. Наконец, в «памятной записке» Сын признается во всем и по смой сущности подобным Отцу. Вторую стадию в развитии полуарианского учения отмечает Александрийский Собор 362 года, на котором произошло соединение полуариан со староникейцами. Условиями соединения было признание όμοούσιος со стороны полуариан и их обещание не называть Духа Святого тварью. Взамен этого староникейцы признали дозволенной терминологию полуариан, то есть их учние о трех Ипостасях. Во главе полуариан, принявших определения Александрийского Собора, стоял друг Василия Великого Мелетий Антиохийский. Это богословское течение носит название новоникейского. Признавая единосущие, представители его понимали под этим термином равенство по существу трех отдельных Ипостасей. К этому направлению, развившемуся из полуарианства и признанному староникейцами на Александрийском Соборе 362 года, и принадлежал сам Василий Великий.

· Догмат Троичности в сочинениях Василия Великого.

Основой учения Василия Великого служит стремление избежать двух крайностей: савеллианского слияния Лиц и арианского разделения Их. В первом Василий видел иудейство, во втором- языческий политеизм. Василий Великий этих двух опасностей избегает учением о Боге, едином по существу и троичном по Ипостасям. В своих сочинениях он ясно определяет смысл этих терминов. Для негоно сущность обозначает общее, а ипостась — индивидуальную особенность. Одни слова имеют общее значение. Таково слово «человек». «Произнесший его обозначает общую природу, но не указывает на одного какого-нибудь человека». Другие наименования имеют значение частное. Таково имя Павел, Тимофей. Сущностью Павла и Тимофея будут те общие им черты, которые обозначаются словом «человек». Их ипостасями - «то, что отличительными свойствами очерчивает в них это общее и неопределенное».Эти общие рассуждения о сущности и ипостаси как об общем и частном Василий Великий переносит в область доматического учения о Троице. Лица Святой Троицы имеют между Собой, во-первых, нечто общее, во-вторых, нечто особенное. Все Лица несозданы, непостижимы, всемогущи, благи. Но сверх того, каждое Лицоимеет и Свою особенность: Отец, не имея в ком-либо другом причины бытия, рождает, Сын- рождается. Дух Святой исхододит и есть и есть освящающая сила. Сын единосущен Отцу. Этим обозначается, что, за исключением рождения, Ему принадлежат те же Божественные предикаты, которые свойственны Отцу и Духу и которые мыслятся в общем понятии «Бог». Таким образом, под словом «единосущие» Василий Великий понимает равенство нескольких индивидуумов по своим существенным, то есть родовым признакам. «Подобное по существу, - говорит он,- когда соединено с ним понятие безразличия, принимаю за выражение, ведущее к тому же понятию, что и слово «единосущный»...». Он отдает предпочтение термину «единосущный» только потому, что последний полнее выражает понятие подобия. Различие между Афанасием и Василием Великим в понимании термина «единосущный» состоит в том, что первый разумел под ним совместное обладание одной и той же единичной сущностью, а второй — обладание одними и теми же существынными свойствами. Формула «подобен по существу» не удовлетворяла святого Афанасия, потому что она не выражает идеи единства Отца и Сына, Василия же потому, что она может и не выражать полного подобия Их. Афанасия обвиняли в савеллианстве, Василия Великого- в троебожии.

Если «сущность» обозначает родовое понятие, а «ипостась»- индивидуума, то такое понимание терминов ведет к троебожию. Павел, Силуан, Тимофей тоже единосущны, но они- трисовершенно обособленных индивидуума. Для Афанасия было трудно доказать, каким образом в пределах одной субстанции могут существовать три отдельных Лица. Для Василия Великого трудностьзаключалась в противоположном- в доказательстве той мысли, что три Ипостаси представляют собой единство.

Василий Великий ясно опровергает возводимое на него обвинение в троебожии. Существует не три Всемогущих, но один. Единство Лиц выражается в следующем:

· В Боге существует одно только начало, именно в Отце. Сын и Дух происходят от Отца.

· Лица Святой Троицы не разделены временем. Все Они вечны.

· Они не разделены пространством, но везде сопребывают вместе.

· Они совершенно подобны. «Кто смотрит на царский образ, тот не двух царей признает, то есть образ и того, чей это образ».

· Бог стоит выше числа. Закону чисел подчинено только бытие сложное и делимое. Но Бог совершенно противоположен чувственному бытию.Отсюда существо простое не есть единое по числу. Число вообще неприложимо к Божеству. Поэтому не может быть и речи о трех Богах.

Отличительные свойства Ипостасей состоят в следующем.

Отец дает происхождение Другому по подобию Своей природы. Сын рождатся. В учении о личных свойствах Духа Святого есть двойственность. В одних местах личным свойством Духа Святого он называет исхождение, а в других — святыню. Под святыней разумеется не состояние, а некоторая реальность, совпадающая с самой сущностью Духа. Вследствии этого для Духа Святого невозможно падение. Напротив, Ангелы, ка существа сложные, состоят из собственной сущности и святыни, подаваемой им Духом Святым. Поэтому они и могут отпадать от святости. Исходной точкой для выяснения особенностей Лиц Василию Великому служила крещальная формула. Поэтому чаще всего, строго держась этого авторитета, он называет особенностями Ипостасей отчество, сыновство и святыню...»

 

 

Далее. Из конспекта лекции по патрологии проф.И.В.Попова.(стр.274-280)


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.