Св.Афанасий Великий.(298-373гг.) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Св.Афанасий Великий.(298-373гг.)

2017-10-11 213
Св.Афанасий Великий.(298-373гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Святой Афанасий Великий был наиболее сильный и безупречный борец против арианства. Он принадлежит к числу образованных ревнителей православия, принимавших участие во Вселенском соборе в Никее (325г.). Он понимал вводимые термины «сущность» и «единосущие» должным образом и глубоко, необходимого для попытки положительно обьясненить и раскрыть догмат о Святой Троице.

Святой Афанасий является ярким примером понимания термина «единосущие» немногочисленным количеством образованных иерархов Церкви, формировавших догмат о Святой Троице, в филосовских терминах в 20- 80 годы четвертого столетия.

Сделаю выписку из конспекта лекций по патрологии проф. И.В. Попова, прочитанный студентам Московской Духовной Академии в начале 20 века. («Конспект лекции по патрологии.-Тверь: Изд-во «Булат», 2006.- 378 с.»)

«Литература Восточной Церкви. Глава 16. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский... Стр.219-223.

.. .Тринитарная терминология святого Афанасия.

1.Отношение Сына Божия и Духа Святогок Отцу святой Аанасий обозначает термином Ομοουσιος («единосущный»). Ομος обозначает или совместное обладание каким-нибудь предметом, или совместное участие в известном состоянии. Поэтому слово Ομοουσιος получает определенное значение в зависимости от того, в каком смысле понимается его вторая составная часть- Ουσια («сущность»). Термин Ουσια мог обозначать:

1) Вещество или субстрат, из которого состоит известный класс предметов. При таком определении понятия Ουσια единосщными могут быть названны все медные монеты.

2) Под «сущностью» разумели также совокупность родовых признаков, общих известному числу индивидов и мыслимых в понятии, их обнимающем. Так, «человек» составляет сущность Павла, Иоанна, Тимофея. При таком понимании слова Ουσια термин Ομοουσιος означает «равный или одинаковый по существенным свойствам».

3) Наконец, Ουσια может обозначать действительно существующее, конкретное бытие, мыслимое в одном только экземпляре. В таком смысле понимает слово Ουσια святой Афанасий. Бог, как Существо простое, неделимое и единственное, и есть Сущность. При таком истолковании Ουσια слово Ομοουσιος обозначает совместное обладание двумя субьектами одним и тем же существующим в единственном числе бытием. Отец, Сын и Святой Дух- единосущны. Это значит, что в пределах Божественной Монады имеет место тройственность Субьектов, из Которых каждый обладает не частью Божества, а всем Божеством. Таким образом, этот термин у святого Афанасия служит выражением идеи единства Божественных Лиц, но из Их единства, так понимаемого, с логической необходимостью вытекает Их равенство, ибо что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну, и Святому Духу.

4) Термин Ομοιος («подобный») не удовлетворяет святого Афанасия по трем причинам:

4.1. Он может обозначать сходство только в некоторых признаках, поэтому святой Афанасий сообщает ему более строгий смысл присоединением слов κατα παντα («во всем»)

4.2. Он обозначает поверхностное сходство лишь во внешних чертах. Поэтому при сравнении Сына с Отцом Афанасий прибавляет пояснение, по природе или по сущности, - ομοιος κατ ουσία.

4.3. Но и с этими поправками термин остается все же недостаточно точным, потому что не выражает идеи единства Отца и Сына. «Подобные между собой тела не могут находиться вдали одно от другого...но так как Сын не только подобен, но и неотделим от Отчей сущности», то термину ομοις κατα παντα κατ ουσιαν («подобен во всем и по природе») нужно предпочесть Ομοουσιος. («единосущен»). Таким образом, идея единства Отца и Сына выражена в терминологии Афаннасия со всей ясностью. Но он не имел устойчевых терминов для обозначения раздельности Лиц Святой Троицы.

5) Термин νποστασις святой Афанасий употребляет в том же смысле, в каком и ουσιαν, отождествляяя ту и другую. ” Υποστασις-ουσιαν εστιν”.- говорит он. Или: «Сын от сущности Отчей и не от иной Ипостаси.»

6) Προσωπον(«лицо») никогда не употребляется для обозначения трех Божественных Лиц в противоположность существу Божию.

 

...Изложение учения святого Афанасия о Троице...

Существует лишь единое Начало, обязанное бытием Себе Самому. Это- Бог Отец. Все остальное получает свое бытие от Него. Но Бог сообщает бытие или путем рождения, или путем творения. Сын рождается от Отца. Тварь создана Им.

Рождение, в отличии от творения, характеризуется двумя признаками:

 

· Рождение есть происхождение из существа рождающего. Сотворить — значит создать из ничего или из материалов, не относящихся к природе творящего, поэтому сотворенное неподобно своему творцу, например дом, построенный из дерева. Рождение есть произведение из собственной природы, поэтому рожденное подобно родителю.

· Творение есть произведение по воле, рождение — по необходимости природы. Как благ и праведен Бог не по воле, а по природе, хотя и не вопреки воле, так и Сына Он рождает не по воле, а по природе. Решение воли случайно. Если бы Сын произошел по воле Отца, то Его могло бы и не быть. В связи с этим святой Афанасий подвергает критике учение апологетов, усвоенное в измененном виде арианами, о рождении Сына по воле Отца в качестве орудия творения.

Бог не нуждается в посреднике творения. Ему чуждо высокомерие. Он сохраняет Своим промыслом волос на голове и малую птицу. Поэтому и мир он мог создать непосредственно.

Далее, святой Афанасий указывает на то, что учение ариан о Логосе как Посреднике не удовлетворяет своей цели, ради которой принимается. Ариане исходят из того положения, что Бог по возвышенности Своей природы не может нисходить до непосредственного соприкосновения с тварью, а тварь со своей стороны, не может вынести такого соприкосновения. Но между Богом и тварью не может существовать никакой серединной природы. Поэтому и Логос есть или Бог, или тварь. Если Он Бог, то, с точки зрения ариан, и Его непосредственное соприкосновение с тварью так же невозможно, как и соприкосновение Бога Отца. Если Он- тварь, то непосредственное соприкосновение с Ним Бога Отца так же недопустимо, как и соприкосновение со всякой другой тварью.

Итак, Сын рождается не по воле Отца и не в целях откровения. Он происходит по необходимости Божественной природы. Всякая потенциальная сила обнаруживается в известном проявлении. Бог Отец есть потенциальная сила- δυναμις. Эта сила необходимо проявяется в действии (ενεργεια), каковое и есть уже Сын Божий. Бог Отец — это Ум как сила мышления; Бог Слово — содержание этого мышления, то есть Истина, или Премудрость. Бог не может существовать без Сына, как ум без мыслей.Как деятельная сила Бога, Логос естественно является Творцом, Промыслителем и Искупителем — Богом, действующим в мире. Таким образом, эту мысль предшествующих писателей святой Афанасий удерживает, но с совершенно другим обоснованием.

Из понятия рождения Сына вытекает идея Его равенства с Отцом.

Если Бог рождает Сына из Себя, то этот Последний имеет те же свойства, что и Отец: Он неизменяем, всемогущь, вездесущь.

Если происхождение Сына обусловлено самой природой Бога, котороя неизменяема, то оно должно быть мыслимо вечным, иначе пришлось бы допустить, что Бог как Сила никогда не проявлял Себя в деятельности.

Происхождение Духа Святого обозначается термином «исхождение»- εκποερευσις.

Оно также обусловлено самой природой Божества. «Дух Святой исходит от Отца через Сына». Будучи энергией Сына, Он находится в таком же отношении к Слову, в каком Слово к Отцу. «Где свет, там и сияние, а где сияние, там и его действенность и светозарность благости.» Вопрос об отличии рождения от исхождения остался в сочинениях Афанасия невыясненным. Происходя от Бога по необходимости Божественной природы, Дух Святой раве Отцу и Сыну.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы святой Афанасий понимает в смысле их проникновения друг другом. «Отец находится в Сыне как в Своем образе, и Сын в Духе как в Своем, и наоборот — Святой Дух пребывает в Сыне, и Сын в Отце, равно как Отец в Духе, и Дух в Отце.»»


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.