Деловые и ролевые игры по философии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Деловые и ролевые игры по философии



НАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА

Цель игры: достичь ясного понимания таких феноменов духовной жизни, как наука и религия, понять сходство и различия между ними и проанализировать противоречивый характер их взаимодействия в современной культуре.

Установка на проведение игры

Преподаватель формулирует цель игры и раскрывает важность обсуждаемых вопросов для понимания современного состояния духовной жизни общества, для формирования мировоззрения, жизненных установок личности. Студенты должны четко уяснить позиции, которые они будут защищать. Для этого необходимо проработать рекомендуемую литературу.

Сценарий игры.

Игра проводится в четыре этапа:

Ø подготовка к игре: изучение рекомендованной литературы;

Ø разбивка студентов на группы «ученых», «теологов», «философов» и распределение соответствующих заданий;

Ø проведение игры на семинарском занятии;

Ø подведение итогов игры.

Подготовительный этап. За 2 – 3 недели до начала игры студентов разбивают на группы и предлагают им изучить соответствующую литературу.

Процедура игрового взаимодействия. Начинается игра с предварительного выступления преподавателя о целях, этапах и правилах игры. Затем поочередно выступают представители 1, 2, 3 групп. Далее следуют обмен мнениями, дискуссия сторон. Завершает игру подведение ее итогов преподавателем.

Анализ игры. Предварительно необходимо проанализировать убедительность аргументации сторон, степень подготовки к игре, умение студентов пользоваться литературными источниками; выявить сильные и слабые моменты в положениях сторон, умение студентов вести дискуссию, слушать и понимать собеседника; отметить особо удачные мысли, аргументы. Довести итоги анализа до студентов.

Поощрение участников, которые наиболее аргументировано отстаивали свою точку зрения, предусматривает оценку участия в игре от 20 до 30 баллов в рейтинге, что повлияет на сдачу экзамена по философии.

Задания участникам игры.

Задание группе «учёных» – выделить характерные черты научного мировоззрения, научной картины мира на основе определения науки как системы рациональных, логически обоснованных знаний. Цель науки – это достижение объективной истины, то есть знания, адекватного окружающему миру, на основе человеческого разума.

Ø Главная задача науки – выявление объективных законов мира.

Ø Важный принцип науки – объективность, т.е. максимальная независимость знания от воли и сознания человека.



Ø Наука ориентирована на применение своих достижений в практике, на творческое преобразование мира.

Ø Наука непрерывно воспроизводит и самообновляет свою систему знаний: понятия, теории, гипотезы, законы (т.е. свой концептуальный аппарат).

Ø Наука использует в качестве инструментов познания как материальные (приборы, оборудование), так и духовные (формальная логика, диалектика, системный, синергетический и другие общенаучные методы) средства.

Ø Для науки характерно наличие строгой доказательности, обоснованности, достоверности выводов, с одной стороны, и догадок, гипотез с другой.

Ø Объектом исследования науки являются и сами методы, средства, приемы познания мира.

Современная научная картина мира

Представление о механической, жестко детерминированной Вселенной (ньютоновская, картезианская картина мира) под влиянием теории относительности сменилось новой картиной мира, в которой:

Ø пространство не трехмерно;

Ø время не линейно, не однородно, и его ход не равномерен;

Ø представления о материи как атомах и пустоте сменились на теорию возникновения частиц из находящегося в состоянии динамики энергетического поля;

Ø принцип жесткого детерминизма уступил место принципу первичной динамической неопределенности;

Ø все существующие системы мутируют в направлении большей сложности;

Ø Вселенная едина во всех своих пластах; она развивается и восходит на новые ступени бытия.

Задание группе Теологов – религиозная картина мира.

Ø Религия – это тип мировоззрения и образ жизни людей, основанный на вере в существование Силы (Бог, Дух) или сил сверхъестественных, господствующих над миром и человеком; вера в возможность общения с ними через жертвоприношение и молитву.

Ø Цель теистической религии – спасение души человека, обретение им бессмертного блаженства в Боге.



Ø Основа познания Бога и Мира – божественное откровение, разум; человек слаб и, в лучшем случае, разум заводит человека на путь гордыни, заблуждения и зла.

Ø Бог – это личный абсолют. В христианстве Бог – единое существо (сущность), но проявляется в трех ипостасях – Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, которые нераздельны.

Ø Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: все происходит по Воле Бога. Создав человека, Бог наделил его свободой воли: стремиться к Богу как к своему Бессмертному, дающему вечную жизнь началу или предаваться злу. Не обладая свободой воли, человек был бы бездушным механизмом.

Ø Пространство в религии двустороннее: наряду с видимым человеком миром, существует и потусторонний мир, населенный сверхъестественными силами. Существует иерархия сил, во главе которой стоит Бог. В этом же мире находятся рай и ад.

Ø Время в христианстве линейно. История – это путь, выстроенный и направленный Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа, а затем второе пришествие и Страшный Суд, после которого мир преобразуется, наступит вечное Царствие Христа.

Задание группе философов – определить черты различия и сходства между наукой и религией; проанализировать их противоречивое взаимодействие.

1. Наука и религия являются способами познания мира. Причем их базовые познавательные установки тесно связаны друг с другом.

Ø Научное знание не основано полностью на экспериментальной или теоретической доказательности.

Ø Целый ряд положений в науке принимается на веру в качестве аксиоматической базы, поскольку они считаются очевидными для познающего разума.

Ø В свою очередь, религиозное мировоззрение не сводится лишь к принятию на веру определенных установок.

Ø Религиозные идеи также представляют собой систему обобщенного знания, опирающегося на определенные способы доказательности и рациональной аргументации. Рациональное обоснование религиозных положений в системе вероучения получило название теологии и богословия.

Ø И религия, и наука стремятся объяснить все явления в мире, хотя и с различных исходных позиций.

2. Наука опирается на разум в познании мира. Религия также в определенной степени апеллирует к человеческому разуму, подчеркивая самоочевидность тех или иных постулатов, религиозных предписаний.

3. Наука систематизирует, обогащает знание о мире. В свою очередь, религиозное вероучение является строго определенной системой представлений.

4. И наука, и религия стремятся влиять на поведение людей, регулировать направленность социокультурного развития.

Не менее значительны и различия между наукой и религией.

1. Религиозное знание основано на вере в существование сверхъестественного мира, на вере в Бога, определяющего развитие природы и человека. Главным источником религиозного мировоззрения выступает откровение, т.е. сверхъестественное знание, данное человеку свыше.

Научное познание основано на разуме человека, на его рациональных познавательных способностях. Источник научного знания представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от человеческого сознания.

2. Если наука исследует реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие, то религия выделяет в изучении мира, в первую очередь, то, что связано со смыслом нашего существования.

3. Наука рациональным и опытным путем познает мир, законы его развития, чтобы объяснить, как устроен мир, как он функционирует и развивается. Религия отвечает на вопрос, почему мир устроен именно так, а не иначе, в чем смысл и цель человеческого бытия. Осмысливая эти вопросы, религия направляет человека к идее Творца мира, Бога.

4. В практическом плане наука ориентирована на познание и преобразование мира для удовлетворения материальных потребностей человека, для обустройства его материального существования. Религия стремится дать человеку представления о долженствующем, о Боге, о добре и зле, о нормах человеческих взаимоотношений, об отношении человека к Богу, к миру, природе.

Таким образом, наука изучает сущее, религия говорит о должном.

5. Научное познание ограниченно, оно связано с данным уровнем развития средств познания и накопленного опыта. Наука не дает ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия. Эти вопросы освещает религия. Причем осознание человеком ответов связано не с экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Так, осознание человеком опасности, скрытой в неконтролируемом прогрессе науки, стремление поставить науку под социокультурный, нравственный контроль подчеркивает важность взаимодействия религии и науки. Религия способна дать нравственные ориентиры деятельности ученых, а также своевременно указать на опасность тех или иных научных исследований, выявить гуманитарные проблемы, заложенные в развитии науки.

Примерные выводы, которые должны прозвучать в ходе обсуждения:

Ø Оценивая отношения религии и науки в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально-рационального и интуитивно-этического способов познания и освоения мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие науки и религии как единство веры и знания.

Ø В современных условиях отчетливо проявляется и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе, и человека особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд, перераб. и доп. М., 2002.

2. Катасонов В.Н. Два града. Диалог науки и религии. Калуга, 2002. Разд. I – II.

3. Культурология. Часть I. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2002. Гл. IX.

4. Философия для технических вузов / Авт. колл. Голубинцев В.О. и др. Ростов-н/Д., 2001. Гл. 8-9.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Т.И. Кохановского. Ростов-н/Д., 2000.

6. Философия. Часть I. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2000. Гл. I.

7. Философия. Часть II. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2001. Гл. VI-VIII.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.