Пробелы в праве: понятие, виды и способы преодоления. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Пробелы в праве: понятие, виды и способы преодоления.

2017-10-11 279
Пробелы в праве: понятие, виды и способы преодоления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При выборе и анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел, т.е. отсутствие правовой нормы для разрешения жизненных ситуаций.

Причины пробелов:

• отставание законодательства от жизни;

• упущения при подготовке нормативных актов;

• преднамеренные пробелы, когда законодатель сознательно оставил вопрос открытым.

Виды пробелов:

• пробел в позитивном праве – отсутствие закона, подзаконного акта, обычая, прецедента;

• пробел в нормативно-правовом регулировании, т.е. отсутствие определенных норм закона и норм подзаконных актов;

• пробел в законодательстве – отсутствие закона.

Устранение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правоприменительных органов. Устранить пробел в законе можно путем дополнительного законотворчества.

При наличии пробелов в праве центральные органы юрисдикции, включая Верховный суд, Конституционный суд РФ, также формулируют нормы, вносящие дополнения в действующее законодательство. Для отнесения таких норм к источникам права нужно признание их со стороны государства

Правовое государство: понятие, исторические корни.

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативных актов во времени.

1. Истечение определенного срока после его официального опубликования. ФЗ 10 дней со дня их опубликования, акты Президента РФ 7дней + акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

2. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или подписания.

3. Нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан срок введения их в действие.

Прекращение действия: с истечением срока действия; с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; с заменой, с противоречием текущему законодательству, установленным Конституционным судом.

Обратная сила закона. Вновь принятый нормативный акт, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет, им нельзя руководствоваться при регулировании отношений, возникших до его принятия.

исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия; когда нормативный акт смягчает наказание; когда нормативный акт отменяет ответственность или больше не квалифицирует определенные действия (бездействие) как правонарушение.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Государственная территория часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними. Территории посольств, военных баз, военных и иных кораблей в открытом море, военных, транспортных и гражданских самолетов в воздухе.

Экстерриториальность означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции.(внешнеторговые сделки, наследство). Действие нормативных актов по кругу лиц,т.е. на всех лиц.

исключения: действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на граждан за границей; адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения; в отношении иностранцев и лиц без гражданства: им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности; представители иностранных государств наделяются правом дипломатического иммунитета.

Правотворчество: понятие, виды и стадии.

Правотворчество это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

Виды правотворчества

Непосредственное правотворчество народа yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальнымпр Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Стадии правотворчества:

Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

- подготовки проекта нормативного акта;

- его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

- формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

- подготовка его текста;

- предварительное обсуждение проекта;

- согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

- предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

- внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

- обсуждение проекта;

- принятие и подписание нормативного акта;

- официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.