Программа анализа воспитательного процесса в классе. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программа анализа воспитательного процесса в классе.

2017-10-10 570
Программа анализа воспитательного процесса в классе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ

 

Введение

1. Программно-планирующая документация воспитательной работы.

2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

3. Программа анализа воспитательного процесса в классе.

4. Понятие цели и целеполагания в процессе планирования.

5. Формы и методы организации работы с классным коллективом, создание условий для развития личности обучающихся.

6. Структура плана.

7. Документирование организационно-воспитательной работы классного руководителя.

Заключение

Введение

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Особое место в воспитательной системе класса отводится педагогическому работнику, выполняющему обязанности классного руководителя (далее – классный руководитель) как главному участнику и лицу, заинтересованному в успешном функционировании воспитательной системы класса. Этот успех во многом зависит от эффективности планирования идеологической и воспитательной работы. Именно в умении планировать будущий результат, целенаправленно регулировать процесс воспитания, выбирать такие формы и методы работы, которые обеспечат наиболее эффективное выполнение поставленных целей и задач будет состоять успех воспитательного воздействия на обучающихся.

 

1.Программно-планирующая документация воспитательной работы.

Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.

В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на следующую программно-планирующую документацию: Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг. на областном, районном (городском) уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образования, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.

Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год; разрабатывает план идеологической и воспитательной работы на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).

Кроме этого заполняется социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года). (Приложение 1).

При планировании работы классному руководителю важно соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.

Принцип научности предполагает, что в процессе планирования используются научные данные, материал опирается на современные достижения педагогики и психологии.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов. Он предполагает, что все планируемые мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной вся идеологическая и воспитательная работа становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система воспитания представляет собой последовательные и поэтапные действия.

Принцип индивидуальности предусматривает формирование воспитательной системы с учетом особенностей каждого ребенка, особенностей классного коллектива.

Принцип конкретности в планировании предполагает использование определенных форм и методов работы с учетом реальных условий, конкретной обстановки.

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора наилучшего варианта взаимодействия взрослых и детей в планировании, наиболее лучшего варианта плана из нескольких возможных на всех этапах планирования, соотношение форм и методов выбранным целям и задачам плана.

Принцип использования диалога заключается в том, чтобы взаимодействие детей и взрослых присутствовалона всех этапах планирования идеологической и воспитательной работы, в том числе и на этапе его реализации.

 

Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1)подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело).

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления. Осуществляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися классному руководителю в своей деятельности необходимо опираться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.

Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.

Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, содержание, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.

Заключение

Планирование – это многосторонний и многоэтапный процесс на любом уровне. Его эффективность зависит от профессионализма классного руководителя. Совместный поиск учителей, обучающихся, родителей в процессе планирования составляет основу творческой деятельности.

План – важная предпосылка успеха в воспитании обучающихся в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогического коллектива и обучающихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество педагогов и обучающихся, старших и младших.

Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений в идеологической и воспитательной работе. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитания в целом.

 

Приложение 1

Структура написания

Приложение 5

Примерный план-сетка идеологической и воспитательной работы на четверть

 

Направления работы с «_____» по «_____» _____________________ 201__ г.
Работа с учащимися Работа с родителями Работа с ученическим активом, ОО «БРПО», «БРСМ» Работа с учащимися, требующими особого педагогического внимания Работа в 6-й школьный день Методическая работа
идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___
нравственное, этическое и эстетическое воспитание ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___
воспитание культуры здорового образа жизни ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___
гендерное и семейное воспитание ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___
трудовое и профессиональное воспитание ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___
экологическое воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ____ ____/ ___/____ ____/ ___
воспитание культуры быта и досуга ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___/____ ____/ ___ ____/ ___/____ ____/ ___

При проведении вписываются _______/______/____________

число часы кол-во уч-ся

Предлагаемые сокращения для записи форм:

Ак - акция

Б – беседа

Дек - декада

Дис – диспут

З – заседание

Иг - игра

К – конкурс

Конф - конференция

КС – круглый стол

КТД – коллективное творческое дело

КЧ – классный час

Праз – праздник

Пр – проект

РВ – родительский всеобуч

РК - родительский комитет

РС – родительское собрание

Тр- тренинг

ТШ - «ток-шоу»,

ИЧ – информационный час

Ф - фестиваль

Экск - экскурсия

Другие формы: ___ - _________________________, ___ - ______________________, ___ - ______________________, ___ -


Приложение 6

ЦИКЛОГРАММА

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ

 

Введение

1. Программно-планирующая документация воспитательной работы.

2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

3. Программа анализа воспитательного процесса в классе.

4. Понятие цели и целеполагания в процессе планирования.

5. Формы и методы организации работы с классным коллективом, создание условий для развития личности обучающихся.

6. Структура плана.

7. Документирование организационно-воспитательной работы классного руководителя.

Заключение

Введение

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Особое место в воспитательной системе класса отводится педагогическому работнику, выполняющему обязанности классного руководителя (далее – классный руководитель) как главному участнику и лицу, заинтересованному в успешном функционировании воспитательной системы класса. Этот успех во многом зависит от эффективности планирования идеологической и воспитательной работы. Именно в умении планировать будущий результат, целенаправленно регулировать процесс воспитания, выбирать такие формы и методы работы, которые обеспечат наиболее эффективное выполнение поставленных целей и задач будет состоять успех воспитательного воздействия на обучающихся.

 

1.Программно-планирующая документация воспитательной работы.

Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.

В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на следующую программно-планирующую документацию: Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг. на областном, районном (городском) уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образования, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.

Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год; разрабатывает план идеологической и воспитательной работы на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).

Кроме этого заполняется социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года). (Приложение 1).

При планировании работы классному руководителю важно соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.

Принцип научности предполагает, что в процессе планирования используются научные данные, материал опирается на современные достижения педагогики и психологии.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов. Он предполагает, что все планируемые мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной вся идеологическая и воспитательная работа становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система воспитания представляет собой последовательные и поэтапные действия.

Принцип индивидуальности предусматривает формирование воспитательной системы с учетом особенностей каждого ребенка, особенностей классного коллектива.

Принцип конкретности в планировании предполагает использование определенных форм и методов работы с учетом реальных условий, конкретной обстановки.

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора наилучшего варианта взаимодействия взрослых и детей в планировании, наиболее лучшего варианта плана из нескольких возможных на всех этапах планирования, соотношение форм и методов выбранным целям и задачам плана.

Принцип использования диалога заключается в том, чтобы взаимодействие детей и взрослых присутствовалона всех этапах планирования идеологической и воспитательной работы, в том числе и на этапе его реализации.

 

Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1)подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело).

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления. Осуществляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися классному руководителю в своей деятельности необходимо опираться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.

Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.

Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, содержание, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.

Программа анализа воспитательного процесса в классе.

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование. Нельзя осуществить глубокий анализ без наличия определенной базы данных, различного диагностического материала, которые собираются в течение учебного года.

Примерная программа анализа идеологической и воспитательного работы в классе состоит из следующих этапов.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1.Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

1.2.Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы.

2. Анализ развития обучающихся в классе.

2.1.Воспитанность обучающихся (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

2.2.Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых обучающимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

2.3.Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

2.4.Развитие учащихся, имеющих отрицательные аспекты поведения (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся, прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социализации обучающихся.

3.1.Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

4. Анализ развития классного коллектива.

4.1.Социально-психологический микроклимат в классе. Характер взаимоотношений обучающихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение обучающихся к педагогам, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса.

4.2.Социометрическая структура класса.

4.3.Развитие общественной активности обучающихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса); уровень развития коллективной творческой деятельности, степень включенности обучающихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

4.4.Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся (если есть вновь прибывшие), их адаптация и интеграция в классном коллективе.

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности идеологической и воспитательной работы классного руководителя.

5.1.В каких делах обучающиеся участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? В каких были пассивными? Почему?

5.2.Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

5.3.Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

5.4.Какие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?

5.5.Какие методы, формы работы наиболее положительно сказались на развитии обучающихся?

6. Анализ участия обучающихся класса в жизнедеятельности учреждения образования.

6.1.Участие обучающихся в школьном самоуправлении, работе объединений по интересам и др.; влияние этой деятельности на развитие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями обучающихся и родительским активом.

7.1.Частота и характер контактов с семьями обучающихся.

7.2.Результативность педагогического просвещения родителей.

7.3.Эффективность индивидуальной работы с родителями.

7.4.Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом класса, попечительским советом школы).

7.5.Взаимодействие с семьями, находящимися в социально опасном положении.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.

8.1.С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и т.д. осуществлялось взаимодействие?

8.2.В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие?

8.3.Какие формы педагогического взаимодействия были наиболее эффективными?

9. Выводы.

9.1.Обобщение положительного опыта.

9.2.О нереализованных возможностях и неиспользованных резервах.

10. Приложениеможет содержать результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.

Примерная структура анализа идеологической и воспитательной работы за год может состоять из анализа реализуемых целей, задач и приоритетных путей их решения; участия в реализации общешкольной задачи и деятельности по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом. После этого обобщаются выявленные проблемы за отчетный период и, исходя из всего перечисленного, определяются приоритетные направления и пути их решения, постановки общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период (Приложение 2).

 

4. Понятие цели и целеполагания в процессе планирования.

Успешность планирования и организации идеологической и воспитательной работы во многом зависит от правильного определения и обоснования цели предстоящей деятельности. Цель можно определить как предполагаемый положительный конечный результат.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. Цель становится движущей силой, если она значима для всех участников этого процесса, принимается ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания. От его осуществления зависит характер совместной деятельности педагогов и обучающихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Планирование идеологической и воспитательной работы с классным коллективом должно отвечать потребностям и интересам участников образовательного процесса. Для их выявления могут использоваться результаты диагностических исследований как педагогических, так и психологических, проводимых не только самим классным руководителем, но и специалистами социально-педагогической и психологической службы как в течение учебного года с различными целями, так и в конце с целью выявления у родительской общественности, у обучающихся, а по необходимости, и у педагогов тех проблем и вопросов, на которые необходимо уделить больше внимания.

Планирование работы классного руководителя должно отражать специфику деятельности и особенности учреждения образования, в котором осуществляется образовательный процесс.

Необходимость и важность взаимодействия классного руководителя, обучающихся, родительской общественности в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью подходов детей к решению проблем.

В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов, процесс планирования воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях:

1 уровень — педагоги привлекают обучающихся к планированию;

2 уровень — совместное планирование педагогов и детей:

3 уровень — педагоги помогают обучающимся в планировании.

На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

С целью организации совместно работы детей и родителей по планированию целесообразно организовать общее собрание родителей и учащихся по обсуждению совместной работы на перспективу.

При планировании идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо уделить особое внимание ученическому самоуправлению. Именно оно обеспечивает развитие у обучающихся самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Ученическое самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности обучающихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других ее видах. Классному руководителю следует помнить, что основным принципом этого процесса должна стать инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.

Основной целью организации ученического самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития подрастающего поколения, их социальной адаптации.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.