Российская империя в XIX веке — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Российская империя в XIX веке

2017-10-10 503
Российская империя в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) Обозначьте основные проблемы России, назревшие для решения в первой половине XIX в.

б) В чем заключались грандиозные реформаторские замыслы Сперанского и их судьба?

в) Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право?

г) Почему в России во II половине XIX в. вслед за реформами последовали контрреформы?

д) В чем состояли особенности капитализма в России?

е) Общественные движения в XIX в.: диалог власти и общества.

 

Занятие 8. Россия в эпоху революционных потрясений начала XX в. (2 час.)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности и итоги.

2. Особенности становления и развития российского парламентаризма.

3. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю 1917 г.: выбор путей развития. Двоевластие. Провал попытки установления военной диктатуры.

4. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. II съезд Советов. Судьба Учредительного собрания.

Занятие 9. Советская модель модернизации (1918-1945 гг.) (4 часа)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Политика «военного коммунизма»: цели, сущность и последствия.

2. Новая экономическая политика (НЭП): идеология, сущность, противоречия, кризисы, причины свертывания.

3. Политика индустриализации: задачи, особенности и итоги.

4. Коллективизация сельского хозяйства.

Занятие 10. СССР и мир: от Версаля до Нюрнберга. (2 часа)

Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:

1. Окончание Первой мировой войны и складывание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

2. СССР и мир в период между двумя мировыми войнами.

3. Вторая мировая и Великая Отечественная войны: предпосылки, периодизация, итоги.

4. Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Занятие 11. Советское государство в 1946 -1984 гг.: внутренняя и внешняя политика (4 час.)

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. СССР в послевоенном мире:

а) роль СССР в создании социалистической системы;

б) СССР-США: основные этапы противостояния;

в) СССР в решении конфликтов второй половины ХХ в.

2. Политический режим в СССР в первое послевоенное десятилетие.

3. Попытки обновления политической системы. Значение ХХ съезда КПСС.

4. Реформы Н.С. Хрущева: достижения и просчеты.

5. СССР во второй половине 1960-х – 1984 гг. Почему успехи сменились стагнацией?

Занятие 12. Реформы в СССР во второй половине 1980-х гг.: причины и последствия (2 час.)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Оказало ли диссидентское движение в СССР влияние на решение власти провести реформы?

2. Можно ли утверждать, что определяющее влияние на реформу политической системы оказали неэффективные попытки экономических преобразований?

3. Как можно оценить участие советских граждан в политическом процессе конца 1980-х гг.?

4. Реформы в СССР во второй половине 1980-х гг.: успех или провал?

Занятие 13.Становление новой российской государственности в 90-е годы XX в. (2 часа)

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Распад СССР. Формирование и развитие новой политической системы.

2. Экономические преобразования в 1990-е гг. и их итоги.

3. Российское общество в условиях реформ.

4. Внешняя политика России в 1990-е годы.

Занятие 14. Глобальные проблемы современности и роль России в их решении (2 час.)

Темы для презентаций:

1. Природно-экологические проблемы человечества:

- экологическая проблем

- энергетическая проблема

- продовольственная проблема

- сырьевая проблема

- проблема Мирового океана

- рациональное использование космоса

2. Экономические и политические проблемы человечества:

- предотвращение ядерной войны

- преодоление отсталости слаборазвитых стран

- борьба с международным терроризмом

- предотвращение региональных военных конфликтов

- прекращение гонки вооружений

3. Социальные проблемы современности:

- демографическая проблема

- проблема межнациональных отношений

- проблема кризиса культуры и нравственности, духовного развития личности

- проблема урбанизации

- проблема охраны здоровья

- проблема борьбы с эпидемиями

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «История» структурирован по хронологическому и тематическому принципам, что позволяет систематизировать учебный материал, а также подчёркивает связь с другими дисциплинами.

В процессе изучения материала учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, выполнение тестовых заданий.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Принципиальные места, определения, основные даты следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников, и тем самым, отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.

Темы семинарских занятий акцентированы на наиболее принципиальных и проблемных вопросах мировой и отечественной истории.

Подготовку к каждому семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.

Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

 

Историческое эссе

Помимо подготовки к семинарским занятиям важную часть самостоятельной работы студентов по дисциплине «История» составляет написание исторического эссе, посвященному раскрытию роли личности в истории. Студент по-своему усмотрению выбирает любую личность из российской или мировой истории и пишет по этой личности историческое эссе.

Алгоритм подготовки и написания эссе по истории

1. Определите время жизни исторического деятеля: назовите время жизни /деятельности (годы, десятилетия века, период, годы правления) исторической личности; поясните, кто или что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко); охарактеризуйте исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).

2. Деятельность: сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни); назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности – в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей; покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни).

3. Оценка результатов деятельности исторической личности: дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.); назовите альтернативные оценки данного исторического персонажа, существующие в исторической науке; выразите свое отношение к результатам деятельности этого исторического деятеля (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков, оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса – обязательно нужно аргументировать мнение).

Объем исторического эссе – 2 стр. Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5 интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм); шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.; поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см); выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк. На первой странице перед текстом эссе в правом верхнем углу должны быть указаны ФИО и группа автора, строкой ниже с выравниваем по центру тема эссе (жирным шрифтом).

Образец:

Иванов И.И., гр. Б3105а


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.