Превращайте в практику каждое действие — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Превращайте в практику каждое действие

2017-10-10 237
Превращайте в практику каждое действие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ваша Дхарма не должна ограничиваться утренней сессией, когда вы читаете молитвы. Молиться по утрам тоже важно. Но самое главное — научиться каждое свое действие в течение каждого дня превращать в практику Дхармы. Тогда ваша практика станет гораздо сильнее.

 

Например, приготовление еды тоже можно превратить в практику Дхармы. Когда вы едите, старайтесь превратить в практику и этот процесс. Когда разговариваете с другими людьми, пытайтесь превратить в практику ваш разговор. Когда едете в метро или в машине, учитесь превращать в практику Дхармы свою поездку. Наконец, старайтесь подробно узнать о том, как даже засыпание и сон можно сделать практикой. Зная это, вы будете очень счастливы уже сейчас. Когда ваше мышление соответствует Дхарме, ум очень спокоен и счастлив, и при этом вы создаете причины счастья. Поэтому Шантидева говорит, что путь Махаяны — это путь счастья. Это глубокая мысль. Следует знать, как практиковать Дхарму со счастливым умом.

 

Сейчас вы думаете, что, если сегодня не прочтете молитву, Геше Тинлей будет вас ругать. Из-за неправильной мотивации (стремления избежать моего гнева) ваше чтение молитв не становится практикой Дхармы. Поймите, я вовсе не хочу вас ругать. Это не мое дело — читаете вы молитвы или нет, это ваше дело. Если вы способны выполнять практику ежедневно, это полезно для вас, поскольку вам нужна какая-то дисциплина. Сначала нужно немного себя подталкивать. Если ум все время пребывает в расслабленности, в лености, тем самым мы себя балуем. Поэтому очень важно дисциплинировать ум. Но дисциплина тоже должна быть срединным путем. Не надо держать себя в ежовых рукавицах, но и не следует во всем себе потакать. Послушав учение Будды, вы не можете применить все его советы сразу. Это крайность — хвататься за практику всех учений, лишь услышав о них. У русских есть такая ошибка — желание быстрого результата.

 

Русский менталитет очень трудно понять. Лишь на двенадцатый год пребывания в России я начинаю понимать его. Я знаю, что вы сильные люди и у вас много достоинств. Вы целеустремленны: если захотите что-то сделать, вы можете этого добиться. У вас хорошие мозги. Но поскольку я ваш Духовный Наставник, вам полезно, когда я указываю также на ваши недостатки. Сейчас я объясняю, в чем состоит ваша ошибка. Вначале вы сто процентов усилий направляете на практику, а потом ваш энтузиазм постепенно уменьшается, пока, наконец, от него уже ничего не останется. Русским людям нужна какая-то дисциплина. Свою практику вы должны выполнять регулярно, стабильно и до конца. Сначала на практику Дхармы следует направлять лишь двадцать процентов своих сил. Постепенно этот процент должен расти, а не наоборот.

 

 

Мыслите позитивно

Буддийская практика заключается в том, чтобы научиться мыслить позитивно. Вы способны позитивно мыслить, когда кто-то делает вам что-то хорошее, — это очень легко. На это способны все. Но есть и такие люди, которые не могут думать позитивно, даже если им делают добро. Они все еще переполнены негативными эмоциями: «Почему он так делает? Чего они хотят от меня взамен? Наверное, это хитрый план». Из-за того что их ум негативен, они считают, что все думают и поступают подобным же образом. К примеру, воры никому не доверяют, потому что им кажется, что все остальные такие же, как они. Поэтому вы можете обмануть только честных людей, вора вы не обманете — он вам не поверит. Честные люди считают всех честными, поэтому их обмануть легко. Когда они становятся жертвам обмана, у них пропадает доверие к людям.

 

Люди постоянно впадают в одну из этих двух крайностей. Не следует делать таких общих выводов. Если один человек вас обманул, из этого вы не можете заключить, что все люди обманщики. Если один русский человек надул вас, не осуждайте из-за этого всех русских. Если один американец чем-то вам помог, не делайте вывода, что все американцы очень добры. Как в Америке, так и в России есть много разных людей, имеющих достоинства и недостатки. Мы же совершаем ошибку, постоянно делая обобщения.

 

Практика Дхармы заключается в том, чтобы сохранять позитивный настрой ума даже тогда, когда кто-то критикует вас. Человек, который вас оскорбляет, хочет сделать вас несчастным. Если после его слов вы будете думать негативно, то сами себя сделаете несчастным. По сути, вы будете способствовать осуществлению его недоброго плана — расстроить вас. Если вы позволите это сделать, то поможете ему осуществить его план. Вы бы могли согласиться на это, если бы это помогло хотя бы тому, кто делает вам больно. Но это лишь будет способствовать накоплению им негативной кармы. Поэтому выход только один — смотреть на это с позитивной точки зрения.

 

 

Не впадайте в крайности

Вы должны быть счастливы. Но наслаждаться чем-то и наслаждаться чем-то с привязанностью — это совершенно разные вещи. Поймите, что все сансарическое счастье подобно меду на лезвии ножа. Мудрый человек способен слизать мед сансарического счастья с лезвия, не порезав себе язык. Немудрый человек видит мед, но не замечает, что он находится на лезвии ножа. Он начинает жадно слизывать мед и в результате режет себе язык. Например, сегодня вы в восторге, на седьмом небе от счастья, но уже через пару дней у вас начинается депрессия. Почему? Потому что через два дня у вас начинают болеть порезы на языке. Если же вы слизываете мед искусно, вы не впадаете в депрессию. Таким образом, без привязанности можно получать настоящее удовольствие. Но нужно научиться наслаждаться, не имея привязанности.

 

Я сам люблю счастье. Именно ради счастья я стал буддистом, поэтому я не стану во имя практики Дхармы себя истязать. Но получать удовольствие нужно искусно. Если бы я сказал: «Вообще не имейте привязанности», это было бы для вас неподходящим методом. Я знаю, что, если я смогу убедить вас совсем отбросить привязанность, вы сможете прожить без привязанности где-нибудь месяц. Но через месяц вы станете еще хуже и пуститесь во все тяжкие. Когда внутри вас сидит привязанность, а внешне вы ее подавляете, в конце концов получается обратный эффект.

 

У меня это происходит точно так же: если я говорю «не надо», мой ум говорит «надо». По крайней мере, когда я был молод, у меня был такой характер. Когда я учился в школе, я все время сидел на задней парте и был большим хулиганом. Однажды учитель взглянул на меня и строго сказал: «Посмотри на меня. Ты не должен курить». Не успел он произнести эти слова, как у меня уже возникла мысль: «О, надо попробовать». Наш ум так устроен: если кто-то говорит: «Не делай этого», мы, наоборот, хотим это делать. Вы такие же — у нас с вами похожий менталитет. Не успел прозвенеть звонок с урока, как я тут же побежал и взялся за сигарету. Но курить оказалось очень невкусно, и я сказал: «Больше не хочу». Я передумал курить не потому, что мне об этом сказал учитель, а потому, что я сам не захотел. Нравственность — это когда мы по своему желанию говорим: «Я не хочу это делать», тогда у нас не возникает проблем.

 

Также не следует впадать в крайности в отношении привязанностей. Сейчас нам было бы очень трудно жить вообще без привязанности, поэтому в сутре Будда дал учение о трех категориях привязанности. Грубая привязанность, словно высеченная на железе, очень опасна. Когда ваша привязанность вырастает до такой степени, что в итоге все ваши мысли только об одном объекте и ни о чем другом вы думать не можете, она становится словно высеченной на железе. Например, если вы сильно привязались к машине, у вас в голове все время будет возникать образ машины. Даже когда вы обедаете, в вашем уме всплывает эта машина. Допустим, вы хотите купить машину, и ваши мысли заняты только этим. О чем бы ни заговорили с вами люди, вы переводите разговор на вашу любимую тему — машину: «Эта машина хорошая, та — плохая». Это называется навязчивая идея. Некоторые романтические отношения тоже похожи на какое-то наваждение, одержимость. От подобной привязанности люди становятся полубезумными. Все, что человек слышит и видит, он соотносит только с объектом своей привязанности. Когда, например, такие люди приходят сюда и получают мое учение, мои слова они тоже интерпретируют с точки зрения объекта привязанности.

 

Люди, одержимые привязанностью, словно высеченной на железе, готовы пойти на все, чтобы заполучить объект своей привязанности, даже на убийство. Их ум становится очень опасным. Некоторые люди обычно мягкие, скромные, но стоит как-то задеть их за живое, то есть затронуть объект их привязанности, как они тут же преображаются — лицо краснеет, багровеет. Тогда человек становится настоящим демоном. Его превратила в демона сильная привязанность. В этом состоянии он говорит очень странные вещи. Именно от такой привязанности нужно избавляться в первую очередь, и вы на это способны.

 

Как сказал Будда, вторая категория привязанности — это средняя привязанность, словно вырезанная на дереве. Она не так уж сильна, тем не менее, это привязанность. Из-за нее вы тоскуете, скучаете.

 

Третья категория привязанности — привязанность, подобная надписи на воде. Не успели написать — она уже исчезла. Привязанность вроде бы есть — и вдруг ее уже нет, то есть вы никогда не скучаете, расставаясь с объектом. К некоторым объектам вы испытываете привязанность, подобную надписи на воде: с одной стороны, вы получаете от них удовольствие, с другой стороны, неприятных последствий привязанности у вас нет. К примеру, вы пьете чай — и ваша привязанность к вкусу чая подобна надписи на воде. Вы не начинаете скучать без чая через несколько минут после того, как попили его, вы переключаете свое внимание на что-то другое.

 

Итак, когда мы наслаждаемся чем-то, наша привязанность должна быть словно написанной на воде, не следует принимать ее всерьез. Когда у вас есть этот объект — пользуйтесь им, но если у вас его нет — ничего страшного. Не думайте, что у вас должен быть только этот объект. У людей есть такая склонность: мы не ценим то, что имеем, но очень ценим то, чего у нас нет. В Тибете есть такая поговорка: когда корова перестает давать молоко, ее молоко становится вкуснее. Таково наше неверное мышление.

 

Рассмотрим привязанность к своему «я». Чем больше вы заботитесь о своем «я», тем больше у вас возникает страданий. Например, вы хотите, чтобы вас уважали. Встретившись с человеком, который не уважает вас, вы очень расстраиваетесь. Если кто-то вас критикует, вы тоже несчастны. Слова критики пронзают ваше сердце, подобно стреле. Вы всю ночь не можете уснуть, вновь и вновь прокручивая в памяти эти слова. Все это — следствие привязанности к своему «я». Что такое ваше тело? Это скелет — объект, который в действительности внушает людям ужас. Мясо и кожа лишь прикрывают его. Оказывается, что внутри привязываться не к чему.

 

Я знаю, что для вас мои слова — это горькое лекарство, которое вам не нравится. Особенно оно неприятно женщинам. Я вижу, что творится у вас на лицах, когда я рассказываю вам об этом. Но это очень полезно. Допустим, вам 20–25 лет. Если я дам вам это лекарство сейчас, когда вам исполнится пятьдесят, глядя на себя в зеркало, вы не почувствуете никакой боли в сердце. Вы будете смеяться, понимая истинную природу своего тела. Если же продолжать преувеличивать свою красоту, тогда в пятидесятилетнем возрасте, когда вы будете смотреться в зеркало, это будет ввергать вас в депрессию.

 

Сансарические люди подобны бумаге, потому что у них отсутствует философия. Стоит чуть-чуть подуть ветру, бумага высоко взлетает и легко перелетает из стороны в сторону в зависимости от направления ветра. Поэтому иногда вы чрезмерно самоуверенны, а иногда падаете духом. В это время постарайтесь осознать, что вы впадаете в крайность. Когда ваши дела идут хорошо, вы становитесь самоуверенными, в вас просыпается гордыня. Основная причина вашего высокомерия состоит в том, что в это время вы думаете о себе только хорошее, преувеличивая свои достоинства. Поймите, что из-за крайности чрезмерного самовозвышения у вас возникает привязанность к себе, вы воспаряете в облака. В этот момент примите лекарство.

 

Когда вас все хвалят, когда вы находитесь на гребне успеха, не думайте только о том, как вы прекрасны, умны и так далее, это лишь увеличивает вашу рану. Вместо этого вспоминайте о своих дурных качествах, думайте о противоположной стороне. Это называется противоядием. Если человек страдает от какой-то крайности, ему дают противоядие, которое потащит его в другую крайность. Состояние в промежутке между двумя крайностями и называется нормальным самочувствием. Когда вы доходите до середины, остановитесь, не двигайтесь в противоположную крайность, потому что тогда противоядие превратится в яд.

 

Не надо привязываться к буддийскому лекарству. Поддерживайте равновесие в своем уме. Если я сказал вам, что не надо зацикливаться на своей красоте, это не значит, что теперь нужно все время думать о своем уродстве, это неправильно. Когда вы все время себя принижаете, думая, что вы уродливы, ни на что не годны, — это глупо. Необходимо придерживаться срединного пути. Иногда, наоборот, полезно думать: «А ведь я симпатичная».

 

Когда вы в дурном настроении, упали духом, в это время вы можете подумать: «Ну, я, конечно, не самосуще прекрасен, но взаимозависимая привлекательность у меня есть. По сравнению с обезьяной я очень даже ничего!» Я шучу. Когда вы находитесь в депрессивном состоянии, не надо думать о своих недостатках. Наш ум так устроен, что, когда мы в депрессии, мы думаем о себе только в негативном ключе, не можем воспринимать себя позитивно. В это время примите лекарство размышления о своих достоинствах: о своей природе будды, о своем потенциале, а также о том, что вы привлекательны по сравнению с обезьяной.

 

Это очень важное учение. Помните о нем, и тогда оно по-настоящему вам поможет. Оно простое, но, поскольку я объяснил вам механизм, оно будет для вас очень полезным. Привязанность возникает из-за крайности преувеличения позитивного. Гнев возникает из-за преувеличения негативного.

 

Когда кто-то говорит что-то негативное, старайтесь сразу, проявив внимательность, посмотреть на ситуацию с позитивной стороны. Сохраняйте равновесие, тогда не упадете. Когда вы впадаете в одну крайность, это гнев, когда в противоположную — привязанность. Если вас кто-то чуть-чуть толкает, вы уже дальше сами продолжаете себя толкать и в итоге падаете. В сансаре вы не способны твердо стоять на ногах: все время качаетесь либо в одну крайность, либо в другую. Если вы умеете сохранять равновесие ума (я говорю не о равновесии тела, а именно о равновесии ума), то ваш ум постепенно будет становиться сильнее. Вы будете счастливы сами и сможете дарить счастье другим. Таков результат тренировки ума.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.