Испытание истинного поклонения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Испытание истинного поклонения

2017-10-10 230
Испытание истинного поклонения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выне узнаете, являетесь ли вы поклонником, в вос­кресенье утром. Любой может поклоняться в церкви в воскресенье. Святые собираются в святом собрании, му­зыканты берут в руки инструменты Господа, лидер пок­лонения помазан и готов, уже составлен список песен, и певцы уже помолились и горят. Если вы не можете пок­лоняться в церкви утром в воскресенье, вы камень!

Позвольте мне объяснить, как вы узнаете, что вы по­клонник: когда основание вашего мира сокрушается, и все, что вы когда-либо знали, начинает рушиться во­круг, и вы не понимаете, почему все причиняет такую боль. Что вы будете делать тогда? Падете ли вы ниц пе­ред вашим Создателем и будете ли вы поклоняться Ему? Или вы будете слушать голоса, которые обвиняют Бога, и затем станете гневаться на Него? Будете ли вы покло­няться или вы будете проклинать?

Иов — это высший пример поклонника. Когда все было отнято от него, включая его десятерых детей, он упал перед Господом и поклонился.

И заметьте, что он сказал: «Господь дал, Господь и взял [как угодно было Господу, так и сделалось]; да бу­дет имя Господне благословенно!» Иов благословил имя Бога. Божье имя представляет Его характер, Его лич­ность, то, Кто Он есть на самом деле со всеми Его слав­ными свойствами. Я однажды переживал темное время, когда я не мог ни хвалить Его дела, ни благодарить за Его пути. Потому что когда я посмотрел на Его дела в моей жизни, они были крайне болезненны и приводили в крайнее изнеможение. Его пути казались разруши­тельными для меня (хотя я позже увидел, что они были созидательными). В тот момент тьмы у меня не было хвалы в сердце за Его руку в моей жизни, но через силь­ную боль я мог сказать вместе с Иовом: «да будет имя Господне благословенно». Не важно, насколько это тя­жело, вы всегда можете сказать: «да будет имя Господне благословенно».

Другими словами, вы говорите Господу: «Я знаю, что Ты прав. Я знаю, что Ты праведен. Я знаю, что Ты спра­ведлив. Я знаю, что Ты благ. Хотя мне кажется, что Ты несправедлив и не благ сейчас, я знаю, что Ты таков. По­этому я хвалю Тебя за то, какой Ты есть, и благословляю Твое имя».

Истинное поклонение не переживается воскресным утром в церкви, оно переживается в понедельник утром, когда вы идете на работу с этими необрезанными филис­тимлянами. Истинное поклонение испытывается в горниле ежедневной жизни.

 

Поклонение и молитва

Отец делает из нас поклонников, подобных Иову, ко­торый встречает величайшие проблемы жизни поклоне­нием Богу в духе и истине. Иов сохраняет позицию по­клонника во всей книге. Как поклонник он живет в пос­тоянной молитве. Поклонение — это одно из выражений молитвы. Иов сказал, что беззаконник тот, кто говорит: «что пользы прибегать к Нему?» (21:15). Именно голос беззакония пытается сказать нам, что наши молитвы бесполезны. Даже когда кажется, что Бог не слышит, Иов не перестает молиться.

Никогда не переставайте взывать к Богу! Бог отвечает тем, кто направляет свое лицо к Нему и взывает не пере­ставая. Иов продолжал отдавать свое сердце Богу, пока не пришел ответ.

Вот в чем спасение Иова: он продолжал молиться. Снова и снова он поднимал свой взгляд к Богу. Иов — это единственная личность в книге, которая молится. Друзья Иова говорят много о Боге, но ничего к Нему. Его друзья говорили о Боге, но Иов говорил к Богу. Интерес­но, что бы произошло, если бы друзья Иова вместо того, чтобы говорить Иову о Боге, говорили бы Богу об Иове?

 

Бог продвигает поклонников

Иов стал кандидатом на возвышение, потому что он поклонялся Богу на каждом шагу в этом процессе. Во-первых, он начал действовать как поклонник. Он дер­жал свой сосуд в святости и праведности (см. 1 Фес. 4:4) и регулярно приносил жертвы за свою семью. Бог при­шел к Иову, потому что тот был поклонником, и позво­лил начаться первому испытанию.

Ответом Иова на первое испытание снова было пок­лонение: «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился». Именно ответ Иова, выразившийся в поклонении, в этот критический момент вверг его в самое величайшее ис­пытание в следующих главах (его физическая немощь).

Поклонники, будьте осторожны. Опасно быть пок­лонником… Когда вы следуете этому примеру — постоян­но отдавать свое сердце Богу, приготовьтесь — Он может очень легко взять его (нам очень нравится отдавать Иису­су все, что имеем — пока Он не возьмет это!). Поклон­ник, который постоянно отдает все свое существо Богу, играет с огнем, который горячее, чем он осознает. Пок­лонники, которые постоянно взывают, чтобы получить больше от Него, получат ответ на свои молитвы. Они ис­пытают на себе сильное пламя.

 

Глава 6

Жена Иова

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непо­рочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (2:7-10).

Можно почувствовать большую симпатию к жене Иова, потому что она потеряла столько же, сколько по­терял Иов, кроме своего здоровья. На нее обрушилось великое горе только по одной причине: она была заму­жем за Иовом. Иов был человеком, которого преследова­ли и Бог, и сатана, но его жена попала в ту же ловушку. Кто чувствует потерю детей острее, чем мать? Истинно ее горе было безмерно.

 

«Похули Бога и умри!»

И все же история проясняет, что у нее не было духов­ного резерва, который был у Иова во время кризиса. Она

не взращивала духовную глубину сердца, как ее муж, и когда разразилась буря, ее основание обрушилось.

«Ты все еще тверд в непорочности твоей?» — спро­сила она Иова. Как самый близкий Иову человек она подтвердила богобоязненность и непорочность мужа. Никто не знал Иова лучше, поэтому она видела, что не­счастье произошло с Иовом не из-за греха в его жизни. Так как Иов навлек на себя суд Божий не через грех, она решила, что Бог не благ и не справедлив. Поэтому она дала своему мужу глупый совет: «похули Бога и умри».

Иов не согрешил своими устами, но она это сделала. И она почувствовала стыд и обличение за свои непра­вильные ответы, которые так ярко контрастировали с ответами мужа. Таким образом, она подстрекала его к греху. Она сердилась за то, что Иов не высказался так, как она. На фоне его непорочности она выглядела не­важно. Она фактически говорила: «Бог не поступил с тобой праведно, хотя ты ходил в праведности. Так что оставь Бога, прокляни Его и умри!»

Очевидный вывод заключается в том, что она уже прокляла Бога в своем сердце. Она прокляла Бога за горе, боль и теперь, как Ева, пыталась совратить своего мужа на тот же путь. Она была сердита на Бога и хотела, чтобы ее муж присоединился к ней.

Это был важный момент для жены Иова. Если бы она стояла в вере перед Богом, она разделила бы не только долину Иова, но также его вершину. Но оттого что она прокляла Бога в своем сердце, она умерла. Она умерла не физически, а духовно. Она прокляла Бога и умерла внутри, и после этого она хотела, чтобы ее муж сделал то же.

Для чего она умерла? Для духовного плода. В тот мо­мент, когда она прокляла Бога, думаю, жена Иова стала духовно бесплодной. Прежде чем история закончилась, Иов стал отцом десяти поразительно красивых детей. Но не жена Иова. Позвольте мне объяснить.

 

Вторая жена?

Я убежден, что не эта женщина родила Иову других детей. Вот мои доводы:

• «Похули Бога и умри». Эти слова сами говорят, что ее утроба умерла, когда она прокляла Бога.

• Полигамия была очень распространена в те дни. Например, у Авраама и Иакова было несколько жен. На самом деле число жен, которых можно было иметь в те времена, отражало социальный статус мужчины. Принимая во внимание богатство и положение Иова, разумно предположить, что Иов женился на другой женщине после того, как он был исцелен и восстановлен.

• Жена Иова родила и вырастила десятерых детей, которые стали взрослыми и обзавелись своими детьми. Так как все ее дети уже расстались с родителями, разумно предположить, что она уже вышла из того возраста, когда она могла бы вынашивать детей. Вероятно, ей было около ста лет в то время, так же как и ее мужу. Таким образом, думать, что женщина ее возраста может родить еще десять детей, нереально.

• Другие дети Иова были абсолютно непохожи на первых. Его погибшие дети были духовно пассивны, но дети, родившиеся после испытаний, поражали непорочностью и твердым характером. Я верю, что одним из важных факторов в этом различии были их разные матери. Первая жена Иова, по-видимому, имела большое влияние на духовную жизнь своих детей. Можно предположить, что вторая жена Иова была также ответственна за воспитание детей, которые были красивы характером и непорочны.

Из-за духовной беспечности и неверия первая жена Иова потеряла свое духовное наследство. Эта книга не осуждает ее, потому что она пережила великое горе. Но она умалчивает о ней после второй главы; она не была участником благословений Иова. Она потеряла то, что могла иметь. Если бы она оставалась верной Богу и была бы духовно солидарна со своим мужем, она могла бы разделить духовное возвышение, которое Бог дал Иову. Но она потеряла это. Она стала наблюдателем, а не участником. Приглашение к величию было ей дано, но у нее был недостаток духовной глубины, чтобы по­нять события, которые происходили в жизни ее мужа, поэтому она закончила тем, что сдалась и прокляла Бога.

 

Духовное бесплодие

Параллели между женою Иова и женою Давида, Мелхолой, бросаются в глаза. Мелхола также стала бес­плодна из-за своей неспособности разделить веру своего мужа, царя Давида. Вот место, где описывается, как Мелхола стала бесплодной:

Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Госпо­дом, уничижила его в сердце своем...

Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему

навстречу, [и приветствовала его] и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь и рабов своих, как об­нажается какой-нибудь пустой человек!

И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [ пля­сать буду. И благословен Господь], Который пред­почел меня отцу твоему и всему дому его, утвер­див меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты гово­ришь, я буду славен (2 Цар. 6:16, 20-22).

Как и у жены Иова, проблемой Мелхолы было неве­рие. Жена Иова не верила, что Бог делает доброе в Иове, и Мелхола также потеряла веру в важный момент своей жизни.

Мелхола должна была сделать выбор в то время, ко­гда Давид оставил ее и спасался бегством от отца Мелхо­лы, царя Саула. Давид был изгнан в пустыню, а Мелхо­ла осталась в Иерусалиме. Пока шли недели и месяцы, Мелхола теряла веру в помазание Давида. Она пришла к убеждению, что Давид не выживет в пустыне и что ее отец Саул добьется успеха в охоте на Давида и убьет его. Она потеряла веру в Божьи обетования для Дави­да. Когда Давид вошел в горнило Иова (семь лет жил в пустыне, спасая жизнь бегством), Мелхола сломалась духовно.

Она думала про себя: «Почему я должна оставаться вдовой здесь в Иерусалиме, ожидая человека, который умрет в любом случае?» Поэтому она вышла замуж за Фалтия (см. 1 Цар. 25:44).

По мере того как разворачивается история, Давид был коронован в цари той земли и потребовал, чтобы его жена Мелхола вернулась к нему (см. 2 Цар. 3:13-16). Это был способ, которым Давид упрекнул Мелхолу за ее неверие: «Ты думала, что Бог покончил со мною, но те­перь Бог дал мне трон Израиля, и ты должна вернуться назад в мой дом и увидеть то, во что ты не верила».

Но взаимоотношения Мелхолы с Давидом навсегда изменились. Она жила с Фалтием много лет, а Фалтий отличался от Давида. Она приняла ценности Фалтия и его приоритеты. Она любила когда-то Давида, но теперь нет. Время, проведенное с Фалтием, навсегда изменило отношение Мелхолы к Давиду, она не мог­ла вернуться к простоте взаимоотношений, которые у нее были с Давидом раньше. Когда она воссоедини­лась с Давидом, он больше не был тем же человеком, за которого она вышла замуж около восьми лет назад. Она больше не могла приспособиться к новому Давиду. И когда она увидела, как он танцует перед Господом, она больше не могла сдерживаться. Она должна была выразить холодный цинизм, который развился в ее не­верующем сердце.

И подобно жене Иова, Мелхола осталась бесплодной. Она не смогла поверить, что Давид в своей непорочности принят в Божьи благословения, несмотря на его испы­тания, и отказалась от них, выйдя замуж за Фалтия. В конце концов, она стала бесплодным наблюдателем, в то время как Бог утвердил Давида на вечном троне. Представьте себе, каково жить в доме с царем, который имеет чудесный договор с Богом, но никогда самой так и не оценить это из-за неверия! То, что должно было стать ее уделом, воплотила Вирсавия, когда Соломон (сын Вирсавии, а не Мелхолы) стал наследником трона. О, цена неверия!

Первая жена Иова и Мелхола — обе иллюстрируют следующую истину: если Бог приближает кого-то к тебе через несчастье Иова, стой в вере и терпении с этим человеком. Если ты поддашься неверию, ты по­теряешь свою долю в наследстве. Но если ты стоишь в вере, ты увидишь, как Бог исполняет Свои обетования для этого человека, и выйдешь вместе с ним к высотам духовного возвышения и царства плодотворности.

 

 

Глава 7

Три друга Иова

И услышали трое друзей Иова о всех этих несча­стьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Блифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (2:11-13).

Мы посмотрели на реакцию жены Иова — теперь да­вайте взглянем на то, как отнеслись к Иову его друзья.

Эти три человека были искренними друзьями Иова. Они многое пережили вместе, поэтому, когда они уви­дели горе друга, они разделили его. Если бы они просто тихо плакали вместе с Иовом, они бы все сделали пра­вильно. Но они чувствовали, что должны высказаться.

В конце всего этого тяжелого испытания Бог прого­ворил к Елифазу и сказал: «горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42:7). И все же их совет Иову согласовывался с Писанием. Вы можете увидеть это, взглянув на множество параллельных мест на полях Библии, если у вас есть Библия с параллельными мес­тами. В действительности, все их советы соответствуют другим местам Писания. Они давали правильные сове­ты, но в неправильное время. Они говорили истину, но это не касалось настоящей ситуации.

Нам нужна Божья мудрость, чтобы знать, что сове­товать людям. Так легко говорить правильные вещи в трудных обстоятельствах. Три друга Иова делали это, потому что они судили по тому, что они видели, а не по тому, что слышали. Иисус сказал: «Как слышу, так и сужу» (Иоан. 5:30). Единственный способ судить о том, что происходит в чьей-то жизни, — это слышать напря­мую от Отца об этом человеке. Если вы пытаетесь ана­лизировать чью-то ситуацию согласно вашему прошло­му опыту и знанию, вы дадите «стандартные ответы» и не поможете этому человеку. На самом деле вы можете даже направить его по неверному пути. Так что если вы услышали о трудностях, с которыми кто-то столкнулся, остановитесь. Прежде чем дать ему совет, сначала моли­тесь. Ждите, чтобы услышать от Господа. Если Он гово­рит, у вас есть что сказать этому человеку. Если Он не говорит, молчите и вы.

 

Первый плач Иова

Иов первым нарушил тишину, прокляв день своего рождения. Глава 3 — это первый плач человека в неиз­меримой боли. Иов не проклинает Бога, но он должен дать какой-то выход своей боли, и он делает это, про­клиная день, в который родился. Это сравнимо с вели­ким плачем Христа на кресте: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мат. 27:50).

К главе 3 книги Иова есть два параллельных места в Писании: Псалом 87 и Плач Иеремии, глава 3. Псалом 87 уникален в следующем отношении: в нем нет ни сло­ва хвалы, благодарения или надежды. Он начинается криком боли, он наполнен криком боли и заканчивает­ся криком боли. Дух Святой дал нам Псалом 87, чтобы подтвердить, что есть место в Божьих процессах, где все, что можно чувствовать, это боль, все, что можно видеть, это тьма, и все, что можно иметь, это слезы и вопросы. Бог никогда не планировал, чтобы мы оста­вались в этой долине, мы должны пройти через долину смертной тени, но есть место тьмы в Боге, о котором го­ворит Псалом 87. Когда вы ударяетесь о дно долины с тяжелым звуком, утешительно знать, что другие пере­жили это до вас.

Вопрос в том, согрешил ли Иов, прокляв день своего рождения? Свидетельство показывает, что Бог не смот­рел на это как на грех, но скорее как на сердечный плач человека в великой физической и духовной муке. Иере­мия был человеком, который также знал много болез­ненных несчастий в своей жизни, и он также проклял день своего рождения (см. Иер. 20:14-18). И все же, уп­рекая Иеремию за другие вещи, Господь в то же время не упрекает его за это. Кажется, это способ выразить свою боль, не согрешая перед Богом.

Глава 3 — это самая темная часть во всей книге. Это слова человека, который страдает, изнемогая от ран. Со временем острота боли несколько притупится, но сейчас он корчится в боли и тьме полного недоумения. Взгля­ните на это:

• Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! (3:3-5).

• Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно (3:11-13).

• На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье (3:20-26).

Иов не собирается совершать самоубийство. Он слиш­ком сильно боится Бога, чтобы взять жизнь в свои руки. Он не убьет себя, но сильно желает, чтобы это сделал Бог. Он испытывает такую боль, что просто молит Бога забрать его. Эта глубина боли не остается с ним, но имен­но сейчас это то, что он переживает. Он страстно желает смерти (3:21), но смерть избегает его.

Иов нарушает тишину, и теперь его друзья не могут сдержаться. Они должны тоже высказать свои мысли.

«А как насчет Иова?»

Вопрос, который становится центральным в книге: «Что на самом деле происходит с Иовом?» Три друга Иова вступают с ним в диалог по этой теме, представ­ляя свои мнения о том, что происходит. Их аргументы красноречивы и поэтически ярки. Но в корне всей их со­фистики лежит один основной принцип: они убеждены, что бедствие Иова является прямым следствием греха в его жизни.

И отсюда следует совет: «Покайся, Бог исцелит тебя, и ты будешь восстановлен к жизни, какой она должна быть».

У Иова есть лишь одна проблема с этим советом: он не может вспомнить ничего, в чем он должен покаяться. Я могу представить, как он говорит: «Друзья, я хотел бы, чтобы все было так просто. Я хотел бы, чтобы мне просто надо было покаяться в грехе и исцелиться. Но я не могу вспомнить ничего, что я делал неправильно. Я вспоминал каждый час моей жизни и не могу найти ни одного заметного греха. Его просто нет». Поэтому Иов отвечает на их обвинения: «Это случилось со мной не по причине моего греха. Я не знаю, почему это бедствие по­стигло меня, но, насколько я знаю, это не из-за греха».

Его друзья говорят: «Должен быть грех! Бог не обра­щается так со Своими друзьями. Бог так дисциплини­рует непослушных. Снова посмотри в свое сердце, Иов, потому что в тебе есть что-то очень злое».

Иов говорит им: «увидели страшное и испугались» (6:21). Теология друзей Иова коренится в страхе. Страх говорит: «Если Бог сделал это с тобой, потому что Он лю­бит тебя, тогда, может быть, мы следующие! Но мы не хотим быть следующими. Значит мы доляшы придер­живаться убеждения, что Бог не любит тебя, что Он гне­вается на тебя и все это из-за твоей греховности».

Но после всякого обвинения Иов настаивает на своей непорочности. Он говорит: «Далек я от того, чтобы при­знать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей» (27:5). Он говорит: «Я свидетель­ствую, что я ходил праведно перед Богом и что это бед­ствие не является результатом греха. Даже если я умру в этом бедствии, я сойду в могилу, настаивая на моей непорочности и праведности». Здесь некоторые люди видят в Иове самоправедность. Это циничный и невер­ный взгляд на Иова. Даже в самом разгаре испытания он остается честным. Он не играет в игры. Он называет все так, как он это видит. Он абсолютно честен в том, что не может найти ничего, в чем ему нужно покаяться.

Если кто-либо самоправеден, так это друзья Иова. Они сидят в самодовольстве своего удобного мира и чув­ствуют себя оправданными, поскольку их миновало наказание. Их позиция в следующем: «Мы не попали в беду, Иов, потому что не делали того, что сделал ты». Это и есть самоправедность.

 

Скрытое от понимания

Одна из движущих сил в исповедании Иова следую­щая: Бог закрывает понимание друзей Иова, так что они не способны точно различать, что Бог делает в его жизни. Иов вознес плач о своих друзьях: «Ибо Ты за­крыл сердце их от разумения, и потому не дашь востор­жествовать им» (17:4).

Иов говорит одно, все остальные говорят противопо­ложное. Друзья Иова согласны друг с другом. Как мо­жет Иов быть правым, а все остальные неправыми? Это очень пугает Иова — все его друзья по одну сторону ба­рьера, а он по другую, в одиночестве. Звучит единодуш­ный голос друзей против одного Иова. Иов всегда ценил своих друзей, но теперь его мучает то, что он не может принять их позицию. И пламя раздувается еще жарче тем фактом, что они искренне стараются помочь.

Если Бог подвергает вас испытанию Иова, не удив­ляйтесь, если друзья оставят вас. Это часть испытания. Бог вырывает вас из самых глубин личности. В своей искренности окружающие думают, что служат вам. Но вы чувствуете себя оставленным. Все, на кого вы надея­лись, не выдерживают интенсивности и продолжитель­ности испытания. Так было с Иовом, так было с Иисусом и так будет со многими слугами последнего времени.

Друзья Иова, как и его жена, могли бы разделить ве­ликую победу, если бы они оставались верными Иову и поддерживали его во время несчастья. Но они оставили его в бедствии. Эта оставленность была частью пекла Иова, необходимый ингредиент, специально приготов­ленный Богом. Вопросом для друзей стала вера: будут ли они верить, что Бог с этим человеком, работает с ним и ведет его к возвышению? Легко засомневаться, что это Божий человек, еще легче сомневаться, что он действует правильно в своем несчастье.

Иисус сказал ученикам: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мар. 14:27). Иисус говорил не о толпе, Он имел в виду учеников, Своих друзей, тех, кто будет рассеян и оставит Его. Вопросом для учеников была вера: веришь ли ты в момент кризиса, что Иисус это Тот, Кем Он себя называл? Все они засомневались и покинули Иисуса.

 

Елифаз

Елифаз, по-видимому, старший в дискуссии, поэтому он самый многословный из троих друзей. Он не теряет времени, атакуя Иова. Он говорит: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреп­лял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (4:3-5).

Елифаз упрекает Иова за то, что тот духовно поверх­ностен, за недостаток духовной стойкости. Иов совето­вал людям в тяжелые времена, но теперь, когда страда­ния пришли на него, он падает. С самого начала Елифаз не сочувствует испытанию Иова. Елифаз просто не по­нимает, что происходит с Иовом. Он проявляет напорис­тость человека, который никогда не был на этом уровне сокрушенности. Иов, напротив, переживает ситуацию с глубокой чувствительностью и благочестивым сострада­нием к другим, на которых обрушилась необъяснимая беда.

Елифаз включает обратную перемотку и проигрывает то, что он видел в прошлом: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (4:8). Он гово­рит: «Ты лишь пожинаешь то, что ты посеял, Иов. Ты посеял порок, и теперь ты пожинаешь последствия». Затем Елифаз переключается на мистику:

И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ноч­ных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.

Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недо­статки: тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истреб­ляются скорее моли (4:12-19).

Елифаз заявляет, что он переживал посещение ан­гелов. Это «единственное» пророческое слово, которое приходит к Иову, потому что Елифаз заявляет, что у него есть послание с небес для Иова. Теперь Иов не толь­ко корчится от боли, но он должен различить, является ли это «пророческое слово» верным. Иов заключает, что Елифаз на самом деле был соблазнен демоном, но про­цесс различения очень болезненный.

Это то, что усиливает суровое испытание Иова. Когда вы оказываетесь в огне, другие придут к вам с «посла­ниями от Бога». Некоторые из них будут истинными, другие ложными, и процесс различения повернет вашу душу. Истинные слова подкрепят ваш дух, а ложные слова послужат усилению пламени, и на самом деле ус­корят осуществление Божьих целей в вашей жизни.

Елифаз наносит следующий удар. «Видел я, как глу­пец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его да­леки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступ­ника» (5:3,4). Елифаз говорит: «Ты вел себя неправиль­но, Иов, и в результате твои дети были убиты». Это злые слова. Если есть такие друзья, зачем нужны враги?

Тогда Елифаз показывает свое высокомерие: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (5:8). Он говорит: «Если бы это случилось со мной, позволь мне сказать, что бы я делал». Пусть Господь освободит нас от высокомерного образа мыслей о том, что мы знаем, как разобраться с муками, которые другие переживали в своих несчастьях в этом падшем мире.

Теперь мы приходим к одному из самых замечатель­ных поворотов в этой книге. Елифаз делает утвержде­ние, которое цитируется в Новом Завете: «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (5:13). Елифаз абсолютно неправильно при­меняет эту истину, но тем не менее это все же истина, и Павел цитирует ее в Первом послании к Коринфянам (3:19). Можно говорить истину, применяя ее в абсолют­но неправильной ситуации. Сатана — мастер подобных трюков (см. Мат. 4:6,7).

Затем Елифаз делает очень точное заявление: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (5:17-19). Елифаз прав на сто процентов — Иов сми­ряется Богом. Но вот где он не прав: он думает, что Иов смиряется из-за своей греховности. Он не понимает сле­дующей истины: Иов смиряется Богом по причине своего исключительного благочестия.

Подобно тому, как Бог пришел к Иосифу, Он прихо­дит к Иову и говорит: «Поздравляю, Иов! Ты держал свое сердце в чистоте среди злого поколения. Ты пос­тоянно общался со Мной. Ты избрал пути праведности и целомудрия. Поэтому Я поднимаю тебя. Я собираюсь смирить тебя и привести тебя на более высокое место во Мне, чем ты когда-нибудь знал».

Есть два способа смотреть на смирение от Бога: как на наказание или как на продвижение. Да, Бог дисципли­нирует и наказывает нашу греховность, но есть так­же смирение, которое Он приносит в жизнь избранных святых, которых Он выбрал для возвышения по причи­не их благочестия и посвящения.

В своей второй речи Елифаз говорит: «Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего» (15:9,10). Елифаз негодует на Иова, потому что тот не прислу­шивается к мудрости старших. Елифаз заявляет, что пожилые люди жили достаточно долго, чтобы узнать Божьи пути. Он не понимает того, что когда Бог по­ражает землю недоумением, никакой самый большой опыт не может помочь. Самые старые и самые мудрые унижаются до положения детей перед Богом, когда Он являет Свои планы конца времени. Опыт, старшинство или должность становятся не важными. Когда мы на­ходимся в сложном положении и не получаем ничего от Бога, мы ничего не понимаем.

В своей третьей речи Елифаз саркастически спраши­вает у Иова: «Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?» (22:4). Смешно, но ответ — да!

Елифаз заключает своим обычным утверждением, что Иову нужно покаяться: «Если ты обратишься к Все­держителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего» (22:23).

 

Вилдад

Вилдад вступает в разговор вторым. Он произносит одно из самых жестоких, бесчувственных утверждений этой книги: «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (8:4). Что за способ утешить друга! Вилдад говорит, что Бог убил де­тей Иова по причине их греховности, усиливая жесто­кость Елифаза.

Вилдад придерживается той же упрощенной теоло­гии, что и его друг, — у Иова все было бы хорошо сейчас, если бы он был праведным, как он это утверждает: «и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей» (8:6). Он не пони­мает происходящего.

Во второй речи Вилдад выглядит обиженным: «Зачем считаться нам за животных и быть униженными в соб­ственных глазах ваших?» (18:3). Он, очевидно, сердит­ся и негодует, что Иов не соглашается с ним.

Согласно Вилдаду греховность производит со злым человеком следующее: «Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти» (18:13). Иов сидит перед друзьями весь покрытый нарывами, поэтому слова Вил- дада воспринимаются однозначно. Он обвиняет Иова в великой греховности. Вилдад добавляет следующее ка­сательно злого человека: «Ни сына его, ни внука не бу­дет в народе его, и никого не останется в жилищах его» (18:19). Он целенаправленно бьет по оголенному нерву в душе Иова — потере его детей. Это невероятно, но дру­зья Иова намеренно направляют удары на Иова, чтобы причинить ему максимальную боль.

 

Софар

Софар — это последний и самый немногословный из друзей Иова. Он говорит: «Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (11:6). Греховность Иова настолько велика по оценке Со- фара, что Бог даже проявляет милость к Иову в том, что не усиливает его наказание. Тот факт, что Иов страдает так сильно, а друзья нет, говорит о том, по их мнению, что они праведнее Иова. Думать о себе как о более пра­ведном, чем кто-то другой, очень легко, чем и занимает­ся большинство из нас. Обратите внимание на то, что го­ворит Писание: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3).

Софар кажется самым эмоциональным и чувстви­тельным человеком из трех друзей. Он говорит: «Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня» (20:3). Буквальный перевод слова «уп­рек» это «оскорбительное исправление». Софар выгля­дит обиженным.

Он принимает комментарий Иова на свой счет и отве­чает, движимый задетым самолюбием. Его ответ похож на чрезмерную реакцию. Он описывает беззаконного человека следующим образом, очевидно имея в виду Иова:

Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторг­нет его из чрева его... Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил; не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего... Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем! (20:15; 18-20; 28,29).

Софар говорит так, как если бы он имел в виду безза­конного, но он описывает Иова так явно, что становится очевидным, что он указывает на Иова как на беззакон­ного человека. Это последние слова Софара. Он выска­зывается и затем замолкает.

Три друга Иова согласны в одном: когда Божье нака­зание посещает человека — это индикатор греховности этого человека.

Иов заявляет, что он является исключением в этом правиле, но они не могут согласиться с ним. Это был сговор против одного голоса. Это принцип испытания Иова.

 

Глава 8

Елиуй

Теперь мы подходим к одному из самых противоречи­вых персонажей во всей книге — Елиую. Елиуй появ­ляется в этой истории стремительно, и мнения об этом человеке сильно расходятся. У меня есть определенное мнение относительно Елиуя. Вы можете не согласить­ся со мной, но я приглашаю вас рассмотреть мою пози­цию.

Елиуй был молодым человеком. Он вступает в разго­вор в главах 32-37 после того, как все друзья Иова уже высказались. Нам неизвестно, что Бог думает об Елиуе, и это является причиной того, что мнения так сильно различаются. Бог упрекает трех друзей Иова, Он чест­вует и поднимает Иова, но ничего не говорит об Елиуе. Таким образом, оценки Елиуя составляют целую гам­му — от восторженной до пренебрежительной.

Мне нравится описание Генри Галлея: «Большую часть его речи составляют заверения о том, какие чудес­ные вещи он собирается сказать. Но, как и у других, его главная мудрость проявилась в использовании слов, ко­торые скорее скрывали, чем проясняли то, что он имеет в виду. Его главное возражение, по-видимому, было в том, что страдание было определено Богом, чтобы быть исправляющим, а не наказывающим».

В высказываниях Елиуя больше здравого смысла, чем у друзей Иова, и поэтому многие читатели относят­ся к нему с симпатией. Если честно, я нет. Я не могу вос­хвалять Елиуя. Позвольте мне объяснить.

 

Как насчет Елиуя?

Для начала отметим, что у Елиуя был проблемный характер. Он был сердит на Иова, потому что тот оп­равдывал себя вплоть до того, что критиковал Бога. Он был сердит и на трех друзей Иова, потому что они возражали ему неубедительно. Иов был благочестивым человеком, который проходил школу Духа, и Елиуй был сердит на него — неподходящая реакция. Елиуй абсолютно упустил суть. Обратите внимание на его гневливость:

Когда те три мужа перестали отвечать Иову, пото­му что он был прав в глазах своих. Тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога; а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. Елиуй ждал, пока Иов г


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.