Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-10-10 | 230 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выне узнаете, являетесь ли вы поклонником, в воскресенье утром. Любой может поклоняться в церкви в воскресенье. Святые собираются в святом собрании, музыканты берут в руки инструменты Господа, лидер поклонения помазан и готов, уже составлен список песен, и певцы уже помолились и горят. Если вы не можете поклоняться в церкви утром в воскресенье, вы камень!
Позвольте мне объяснить, как вы узнаете, что вы поклонник: когда основание вашего мира сокрушается, и все, что вы когда-либо знали, начинает рушиться вокруг, и вы не понимаете, почему все причиняет такую боль. Что вы будете делать тогда? Падете ли вы ниц перед вашим Создателем и будете ли вы поклоняться Ему? Или вы будете слушать голоса, которые обвиняют Бога, и затем станете гневаться на Него? Будете ли вы поклоняться или вы будете проклинать?
Иов — это высший пример поклонника. Когда все было отнято от него, включая его десятерых детей, он упал перед Господом и поклонился.
И заметьте, что он сказал: «Господь дал, Господь и взял [как угодно было Господу, так и сделалось]; да будет имя Господне благословенно!» Иов благословил имя Бога. Божье имя представляет Его характер, Его личность, то, Кто Он есть на самом деле со всеми Его славными свойствами. Я однажды переживал темное время, когда я не мог ни хвалить Его дела, ни благодарить за Его пути. Потому что когда я посмотрел на Его дела в моей жизни, они были крайне болезненны и приводили в крайнее изнеможение. Его пути казались разрушительными для меня (хотя я позже увидел, что они были созидательными). В тот момент тьмы у меня не было хвалы в сердце за Его руку в моей жизни, но через сильную боль я мог сказать вместе с Иовом: «да будет имя Господне благословенно». Не важно, насколько это тяжело, вы всегда можете сказать: «да будет имя Господне благословенно».
|
Другими словами, вы говорите Господу: «Я знаю, что Ты прав. Я знаю, что Ты праведен. Я знаю, что Ты справедлив. Я знаю, что Ты благ. Хотя мне кажется, что Ты несправедлив и не благ сейчас, я знаю, что Ты таков. Поэтому я хвалю Тебя за то, какой Ты есть, и благословляю Твое имя».
Истинное поклонение не переживается воскресным утром в церкви, оно переживается в понедельник утром, когда вы идете на работу с этими необрезанными филистимлянами. Истинное поклонение испытывается в горниле ежедневной жизни.
Поклонение и молитва
Отец делает из нас поклонников, подобных Иову, который встречает величайшие проблемы жизни поклонением Богу в духе и истине. Иов сохраняет позицию поклонника во всей книге. Как поклонник он живет в постоянной молитве. Поклонение — это одно из выражений молитвы. Иов сказал, что беззаконник тот, кто говорит: «что пользы прибегать к Нему?» (21:15). Именно голос беззакония пытается сказать нам, что наши молитвы бесполезны. Даже когда кажется, что Бог не слышит, Иов не перестает молиться.
Никогда не переставайте взывать к Богу! Бог отвечает тем, кто направляет свое лицо к Нему и взывает не переставая. Иов продолжал отдавать свое сердце Богу, пока не пришел ответ.
Вот в чем спасение Иова: он продолжал молиться. Снова и снова он поднимал свой взгляд к Богу. Иов — это единственная личность в книге, которая молится. Друзья Иова говорят много о Боге, но ничего к Нему. Его друзья говорили о Боге, но Иов говорил к Богу. Интересно, что бы произошло, если бы друзья Иова вместо того, чтобы говорить Иову о Боге, говорили бы Богу об Иове?
Бог продвигает поклонников
Иов стал кандидатом на возвышение, потому что он поклонялся Богу на каждом шагу в этом процессе. Во-первых, он начал действовать как поклонник. Он держал свой сосуд в святости и праведности (см. 1 Фес. 4:4) и регулярно приносил жертвы за свою семью. Бог пришел к Иову, потому что тот был поклонником, и позволил начаться первому испытанию.
|
Ответом Иова на первое испытание снова было поклонение: «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился». Именно ответ Иова, выразившийся в поклонении, в этот критический момент вверг его в самое величайшее испытание в следующих главах (его физическая немощь).
Поклонники, будьте осторожны. Опасно быть поклонником… Когда вы следуете этому примеру — постоянно отдавать свое сердце Богу, приготовьтесь — Он может очень легко взять его (нам очень нравится отдавать Иисусу все, что имеем — пока Он не возьмет это!). Поклонник, который постоянно отдает все свое существо Богу, играет с огнем, который горячее, чем он осознает. Поклонники, которые постоянно взывают, чтобы получить больше от Него, получат ответ на свои молитвы. Они испытают на себе сильное пламя.
Глава 6
Жена Иова
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].
И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (2:7-10).
Можно почувствовать большую симпатию к жене Иова, потому что она потеряла столько же, сколько потерял Иов, кроме своего здоровья. На нее обрушилось великое горе только по одной причине: она была замужем за Иовом. Иов был человеком, которого преследовали и Бог, и сатана, но его жена попала в ту же ловушку. Кто чувствует потерю детей острее, чем мать? Истинно ее горе было безмерно.
«Похули Бога и умри!»
И все же история проясняет, что у нее не было духовного резерва, который был у Иова во время кризиса. Она
не взращивала духовную глубину сердца, как ее муж, и когда разразилась буря, ее основание обрушилось.
«Ты все еще тверд в непорочности твоей?» — спросила она Иова. Как самый близкий Иову человек она подтвердила богобоязненность и непорочность мужа. Никто не знал Иова лучше, поэтому она видела, что несчастье произошло с Иовом не из-за греха в его жизни. Так как Иов навлек на себя суд Божий не через грех, она решила, что Бог не благ и не справедлив. Поэтому она дала своему мужу глупый совет: «похули Бога и умри».
|
Иов не согрешил своими устами, но она это сделала. И она почувствовала стыд и обличение за свои неправильные ответы, которые так ярко контрастировали с ответами мужа. Таким образом, она подстрекала его к греху. Она сердилась за то, что Иов не высказался так, как она. На фоне его непорочности она выглядела неважно. Она фактически говорила: «Бог не поступил с тобой праведно, хотя ты ходил в праведности. Так что оставь Бога, прокляни Его и умри!»
Очевидный вывод заключается в том, что она уже прокляла Бога в своем сердце. Она прокляла Бога за горе, боль и теперь, как Ева, пыталась совратить своего мужа на тот же путь. Она была сердита на Бога и хотела, чтобы ее муж присоединился к ней.
Это был важный момент для жены Иова. Если бы она стояла в вере перед Богом, она разделила бы не только долину Иова, но также его вершину. Но оттого что она прокляла Бога в своем сердце, она умерла. Она умерла не физически, а духовно. Она прокляла Бога и умерла внутри, и после этого она хотела, чтобы ее муж сделал то же.
Для чего она умерла? Для духовного плода. В тот момент, когда она прокляла Бога, думаю, жена Иова стала духовно бесплодной. Прежде чем история закончилась, Иов стал отцом десяти поразительно красивых детей. Но не жена Иова. Позвольте мне объяснить.
Вторая жена?
Я убежден, что не эта женщина родила Иову других детей. Вот мои доводы:
• «Похули Бога и умри». Эти слова сами говорят, что ее утроба умерла, когда она прокляла Бога.
• Полигамия была очень распространена в те дни. Например, у Авраама и Иакова было несколько жен. На самом деле число жен, которых можно было иметь в те времена, отражало социальный статус мужчины. Принимая во внимание богатство и положение Иова, разумно предположить, что Иов женился на другой женщине после того, как он был исцелен и восстановлен.
• Жена Иова родила и вырастила десятерых детей, которые стали взрослыми и обзавелись своими детьми. Так как все ее дети уже расстались с родителями, разумно предположить, что она уже вышла из того возраста, когда она могла бы вынашивать детей. Вероятно, ей было около ста лет в то время, так же как и ее мужу. Таким образом, думать, что женщина ее возраста может родить еще десять детей, нереально.
|
• Другие дети Иова были абсолютно непохожи на первых. Его погибшие дети были духовно пассивны, но дети, родившиеся после испытаний, поражали непорочностью и твердым характером. Я верю, что одним из важных факторов в этом различии были их разные матери. Первая жена Иова, по-видимому, имела большое влияние на духовную жизнь своих детей. Можно предположить, что вторая жена Иова была также ответственна за воспитание детей, которые были красивы характером и непорочны.
Из-за духовной беспечности и неверия первая жена Иова потеряла свое духовное наследство. Эта книга не осуждает ее, потому что она пережила великое горе. Но она умалчивает о ней после второй главы; она не была участником благословений Иова. Она потеряла то, что могла иметь. Если бы она оставалась верной Богу и была бы духовно солидарна со своим мужем, она могла бы разделить духовное возвышение, которое Бог дал Иову. Но она потеряла это. Она стала наблюдателем, а не участником. Приглашение к величию было ей дано, но у нее был недостаток духовной глубины, чтобы понять события, которые происходили в жизни ее мужа, поэтому она закончила тем, что сдалась и прокляла Бога.
Духовное бесплодие
Параллели между женою Иова и женою Давида, Мелхолой, бросаются в глаза. Мелхола также стала бесплодна из-за своей неспособности разделить веру своего мужа, царя Давида. Вот место, где описывается, как Мелхола стала бесплодной:
Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем...
Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему
навстречу, [и приветствовала его] и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь и рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!
И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [ плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен (2 Цар. 6:16, 20-22).
Как и у жены Иова, проблемой Мелхолы было неверие. Жена Иова не верила, что Бог делает доброе в Иове, и Мелхола также потеряла веру в важный момент своей жизни.
Мелхола должна была сделать выбор в то время, когда Давид оставил ее и спасался бегством от отца Мелхолы, царя Саула. Давид был изгнан в пустыню, а Мелхола осталась в Иерусалиме. Пока шли недели и месяцы, Мелхола теряла веру в помазание Давида. Она пришла к убеждению, что Давид не выживет в пустыне и что ее отец Саул добьется успеха в охоте на Давида и убьет его. Она потеряла веру в Божьи обетования для Давида. Когда Давид вошел в горнило Иова (семь лет жил в пустыне, спасая жизнь бегством), Мелхола сломалась духовно.
|
Она думала про себя: «Почему я должна оставаться вдовой здесь в Иерусалиме, ожидая человека, который умрет в любом случае?» Поэтому она вышла замуж за Фалтия (см. 1 Цар. 25:44).
По мере того как разворачивается история, Давид был коронован в цари той земли и потребовал, чтобы его жена Мелхола вернулась к нему (см. 2 Цар. 3:13-16). Это был способ, которым Давид упрекнул Мелхолу за ее неверие: «Ты думала, что Бог покончил со мною, но теперь Бог дал мне трон Израиля, и ты должна вернуться назад в мой дом и увидеть то, во что ты не верила».
Но взаимоотношения Мелхолы с Давидом навсегда изменились. Она жила с Фалтием много лет, а Фалтий отличался от Давида. Она приняла ценности Фалтия и его приоритеты. Она любила когда-то Давида, но теперь нет. Время, проведенное с Фалтием, навсегда изменило отношение Мелхолы к Давиду, она не могла вернуться к простоте взаимоотношений, которые у нее были с Давидом раньше. Когда она воссоединилась с Давидом, он больше не был тем же человеком, за которого она вышла замуж около восьми лет назад. Она больше не могла приспособиться к новому Давиду. И когда она увидела, как он танцует перед Господом, она больше не могла сдерживаться. Она должна была выразить холодный цинизм, который развился в ее неверующем сердце.
И подобно жене Иова, Мелхола осталась бесплодной. Она не смогла поверить, что Давид в своей непорочности принят в Божьи благословения, несмотря на его испытания, и отказалась от них, выйдя замуж за Фалтия. В конце концов, она стала бесплодным наблюдателем, в то время как Бог утвердил Давида на вечном троне. Представьте себе, каково жить в доме с царем, который имеет чудесный договор с Богом, но никогда самой так и не оценить это из-за неверия! То, что должно было стать ее уделом, воплотила Вирсавия, когда Соломон (сын Вирсавии, а не Мелхолы) стал наследником трона. О, цена неверия!
Первая жена Иова и Мелхола — обе иллюстрируют следующую истину: если Бог приближает кого-то к тебе через несчастье Иова, стой в вере и терпении с этим человеком. Если ты поддашься неверию, ты потеряешь свою долю в наследстве. Но если ты стоишь в вере, ты увидишь, как Бог исполняет Свои обетования для этого человека, и выйдешь вместе с ним к высотам духовного возвышения и царства плодотворности.
Глава 7
Три друга Иова
И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Блифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (2:11-13).
Мы посмотрели на реакцию жены Иова — теперь давайте взглянем на то, как отнеслись к Иову его друзья.
Эти три человека были искренними друзьями Иова. Они многое пережили вместе, поэтому, когда они увидели горе друга, они разделили его. Если бы они просто тихо плакали вместе с Иовом, они бы все сделали правильно. Но они чувствовали, что должны высказаться.
В конце всего этого тяжелого испытания Бог проговорил к Елифазу и сказал: «горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42:7). И все же их совет Иову согласовывался с Писанием. Вы можете увидеть это, взглянув на множество параллельных мест на полях Библии, если у вас есть Библия с параллельными местами. В действительности, все их советы соответствуют другим местам Писания. Они давали правильные советы, но в неправильное время. Они говорили истину, но это не касалось настоящей ситуации.
Нам нужна Божья мудрость, чтобы знать, что советовать людям. Так легко говорить правильные вещи в трудных обстоятельствах. Три друга Иова делали это, потому что они судили по тому, что они видели, а не по тому, что слышали. Иисус сказал: «Как слышу, так и сужу» (Иоан. 5:30). Единственный способ судить о том, что происходит в чьей-то жизни, — это слышать напрямую от Отца об этом человеке. Если вы пытаетесь анализировать чью-то ситуацию согласно вашему прошлому опыту и знанию, вы дадите «стандартные ответы» и не поможете этому человеку. На самом деле вы можете даже направить его по неверному пути. Так что если вы услышали о трудностях, с которыми кто-то столкнулся, остановитесь. Прежде чем дать ему совет, сначала молитесь. Ждите, чтобы услышать от Господа. Если Он говорит, у вас есть что сказать этому человеку. Если Он не говорит, молчите и вы.
Первый плач Иова
Иов первым нарушил тишину, прокляв день своего рождения. Глава 3 — это первый плач человека в неизмеримой боли. Иов не проклинает Бога, но он должен дать какой-то выход своей боли, и он делает это, проклиная день, в который родился. Это сравнимо с великим плачем Христа на кресте: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мат. 27:50).
К главе 3 книги Иова есть два параллельных места в Писании: Псалом 87 и Плач Иеремии, глава 3. Псалом 87 уникален в следующем отношении: в нем нет ни слова хвалы, благодарения или надежды. Он начинается криком боли, он наполнен криком боли и заканчивается криком боли. Дух Святой дал нам Псалом 87, чтобы подтвердить, что есть место в Божьих процессах, где все, что можно чувствовать, это боль, все, что можно видеть, это тьма, и все, что можно иметь, это слезы и вопросы. Бог никогда не планировал, чтобы мы оставались в этой долине, мы должны пройти через долину смертной тени, но есть место тьмы в Боге, о котором говорит Псалом 87. Когда вы ударяетесь о дно долины с тяжелым звуком, утешительно знать, что другие пережили это до вас.
Вопрос в том, согрешил ли Иов, прокляв день своего рождения? Свидетельство показывает, что Бог не смотрел на это как на грех, но скорее как на сердечный плач человека в великой физической и духовной муке. Иеремия был человеком, который также знал много болезненных несчастий в своей жизни, и он также проклял день своего рождения (см. Иер. 20:14-18). И все же, упрекая Иеремию за другие вещи, Господь в то же время не упрекает его за это. Кажется, это способ выразить свою боль, не согрешая перед Богом.
Глава 3 — это самая темная часть во всей книге. Это слова человека, который страдает, изнемогая от ран. Со временем острота боли несколько притупится, но сейчас он корчится в боли и тьме полного недоумения. Взгляните на это:
• Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! (3:3-5).
• Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно (3:11-13).
• На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье (3:20-26).
Иов не собирается совершать самоубийство. Он слишком сильно боится Бога, чтобы взять жизнь в свои руки. Он не убьет себя, но сильно желает, чтобы это сделал Бог. Он испытывает такую боль, что просто молит Бога забрать его. Эта глубина боли не остается с ним, но именно сейчас это то, что он переживает. Он страстно желает смерти (3:21), но смерть избегает его.
Иов нарушает тишину, и теперь его друзья не могут сдержаться. Они должны тоже высказать свои мысли.
«А как насчет Иова?»
Вопрос, который становится центральным в книге: «Что на самом деле происходит с Иовом?» Три друга Иова вступают с ним в диалог по этой теме, представляя свои мнения о том, что происходит. Их аргументы красноречивы и поэтически ярки. Но в корне всей их софистики лежит один основной принцип: они убеждены, что бедствие Иова является прямым следствием греха в его жизни.
И отсюда следует совет: «Покайся, Бог исцелит тебя, и ты будешь восстановлен к жизни, какой она должна быть».
У Иова есть лишь одна проблема с этим советом: он не может вспомнить ничего, в чем он должен покаяться. Я могу представить, как он говорит: «Друзья, я хотел бы, чтобы все было так просто. Я хотел бы, чтобы мне просто надо было покаяться в грехе и исцелиться. Но я не могу вспомнить ничего, что я делал неправильно. Я вспоминал каждый час моей жизни и не могу найти ни одного заметного греха. Его просто нет». Поэтому Иов отвечает на их обвинения: «Это случилось со мной не по причине моего греха. Я не знаю, почему это бедствие постигло меня, но, насколько я знаю, это не из-за греха».
Его друзья говорят: «Должен быть грех! Бог не обращается так со Своими друзьями. Бог так дисциплинирует непослушных. Снова посмотри в свое сердце, Иов, потому что в тебе есть что-то очень злое».
Иов говорит им: «увидели страшное и испугались» (6:21). Теология друзей Иова коренится в страхе. Страх говорит: «Если Бог сделал это с тобой, потому что Он любит тебя, тогда, может быть, мы следующие! Но мы не хотим быть следующими. Значит мы доляшы придерживаться убеждения, что Бог не любит тебя, что Он гневается на тебя и все это из-за твоей греховности».
Но после всякого обвинения Иов настаивает на своей непорочности. Он говорит: «Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей» (27:5). Он говорит: «Я свидетельствую, что я ходил праведно перед Богом и что это бедствие не является результатом греха. Даже если я умру в этом бедствии, я сойду в могилу, настаивая на моей непорочности и праведности». Здесь некоторые люди видят в Иове самоправедность. Это циничный и неверный взгляд на Иова. Даже в самом разгаре испытания он остается честным. Он не играет в игры. Он называет все так, как он это видит. Он абсолютно честен в том, что не может найти ничего, в чем ему нужно покаяться.
Если кто-либо самоправеден, так это друзья Иова. Они сидят в самодовольстве своего удобного мира и чувствуют себя оправданными, поскольку их миновало наказание. Их позиция в следующем: «Мы не попали в беду, Иов, потому что не делали того, что сделал ты». Это и есть самоправедность.
Скрытое от понимания
Одна из движущих сил в исповедании Иова следующая: Бог закрывает понимание друзей Иова, так что они не способны точно различать, что Бог делает в его жизни. Иов вознес плач о своих друзьях: «Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им» (17:4).
Иов говорит одно, все остальные говорят противоположное. Друзья Иова согласны друг с другом. Как может Иов быть правым, а все остальные неправыми? Это очень пугает Иова — все его друзья по одну сторону барьера, а он по другую, в одиночестве. Звучит единодушный голос друзей против одного Иова. Иов всегда ценил своих друзей, но теперь его мучает то, что он не может принять их позицию. И пламя раздувается еще жарче тем фактом, что они искренне стараются помочь.
Если Бог подвергает вас испытанию Иова, не удивляйтесь, если друзья оставят вас. Это часть испытания. Бог вырывает вас из самых глубин личности. В своей искренности окружающие думают, что служат вам. Но вы чувствуете себя оставленным. Все, на кого вы надеялись, не выдерживают интенсивности и продолжительности испытания. Так было с Иовом, так было с Иисусом и так будет со многими слугами последнего времени.
Друзья Иова, как и его жена, могли бы разделить великую победу, если бы они оставались верными Иову и поддерживали его во время несчастья. Но они оставили его в бедствии. Эта оставленность была частью пекла Иова, необходимый ингредиент, специально приготовленный Богом. Вопросом для друзей стала вера: будут ли они верить, что Бог с этим человеком, работает с ним и ведет его к возвышению? Легко засомневаться, что это Божий человек, еще легче сомневаться, что он действует правильно в своем несчастье.
Иисус сказал ученикам: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мар. 14:27). Иисус говорил не о толпе, Он имел в виду учеников, Своих друзей, тех, кто будет рассеян и оставит Его. Вопросом для учеников была вера: веришь ли ты в момент кризиса, что Иисус это Тот, Кем Он себя называл? Все они засомневались и покинули Иисуса.
Елифаз
Елифаз, по-видимому, старший в дискуссии, поэтому он самый многословный из троих друзей. Он не теряет времени, атакуя Иова. Он говорит: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (4:3-5).
Елифаз упрекает Иова за то, что тот духовно поверхностен, за недостаток духовной стойкости. Иов советовал людям в тяжелые времена, но теперь, когда страдания пришли на него, он падает. С самого начала Елифаз не сочувствует испытанию Иова. Елифаз просто не понимает, что происходит с Иовом. Он проявляет напористость человека, который никогда не был на этом уровне сокрушенности. Иов, напротив, переживает ситуацию с глубокой чувствительностью и благочестивым состраданием к другим, на которых обрушилась необъяснимая беда.
Елифаз включает обратную перемотку и проигрывает то, что он видел в прошлом: «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (4:8). Он говорит: «Ты лишь пожинаешь то, что ты посеял, Иов. Ты посеял порок, и теперь ты пожинаешь последствия». Затем Елифаз переключается на мистику:
И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.
Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли (4:12-19).
Елифаз заявляет, что он переживал посещение ангелов. Это «единственное» пророческое слово, которое приходит к Иову, потому что Елифаз заявляет, что у него есть послание с небес для Иова. Теперь Иов не только корчится от боли, но он должен различить, является ли это «пророческое слово» верным. Иов заключает, что Елифаз на самом деле был соблазнен демоном, но процесс различения очень болезненный.
Это то, что усиливает суровое испытание Иова. Когда вы оказываетесь в огне, другие придут к вам с «посланиями от Бога». Некоторые из них будут истинными, другие ложными, и процесс различения повернет вашу душу. Истинные слова подкрепят ваш дух, а ложные слова послужат усилению пламени, и на самом деле ускорят осуществление Божьих целей в вашей жизни.
Елифаз наносит следующий удар. «Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника» (5:3,4). Елифаз говорит: «Ты вел себя неправильно, Иов, и в результате твои дети были убиты». Это злые слова. Если есть такие друзья, зачем нужны враги?
Тогда Елифаз показывает свое высокомерие: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (5:8). Он говорит: «Если бы это случилось со мной, позволь мне сказать, что бы я делал». Пусть Господь освободит нас от высокомерного образа мыслей о том, что мы знаем, как разобраться с муками, которые другие переживали в своих несчастьях в этом падшем мире.
Теперь мы приходим к одному из самых замечательных поворотов в этой книге. Елифаз делает утверждение, которое цитируется в Новом Завете: «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (5:13). Елифаз абсолютно неправильно применяет эту истину, но тем не менее это все же истина, и Павел цитирует ее в Первом послании к Коринфянам (3:19). Можно говорить истину, применяя ее в абсолютно неправильной ситуации. Сатана — мастер подобных трюков (см. Мат. 4:6,7).
Затем Елифаз делает очень точное заявление: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (5:17-19). Елифаз прав на сто процентов — Иов смиряется Богом. Но вот где он не прав: он думает, что Иов смиряется из-за своей греховности. Он не понимает следующей истины: Иов смиряется Богом по причине своего исключительного благочестия.
Подобно тому, как Бог пришел к Иосифу, Он приходит к Иову и говорит: «Поздравляю, Иов! Ты держал свое сердце в чистоте среди злого поколения. Ты постоянно общался со Мной. Ты избрал пути праведности и целомудрия. Поэтому Я поднимаю тебя. Я собираюсь смирить тебя и привести тебя на более высокое место во Мне, чем ты когда-нибудь знал».
Есть два способа смотреть на смирение от Бога: как на наказание или как на продвижение. Да, Бог дисциплинирует и наказывает нашу греховность, но есть также смирение, которое Он приносит в жизнь избранных святых, которых Он выбрал для возвышения по причине их благочестия и посвящения.
В своей второй речи Елифаз говорит: «Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего» (15:9,10). Елифаз негодует на Иова, потому что тот не прислушивается к мудрости старших. Елифаз заявляет, что пожилые люди жили достаточно долго, чтобы узнать Божьи пути. Он не понимает того, что когда Бог поражает землю недоумением, никакой самый большой опыт не может помочь. Самые старые и самые мудрые унижаются до положения детей перед Богом, когда Он являет Свои планы конца времени. Опыт, старшинство или должность становятся не важными. Когда мы находимся в сложном положении и не получаем ничего от Бога, мы ничего не понимаем.
В своей третьей речи Елифаз саркастически спрашивает у Иова: «Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?» (22:4). Смешно, но ответ — да!
Елифаз заключает своим обычным утверждением, что Иову нужно покаяться: «Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего» (22:23).
Вилдад
Вилдад вступает в разговор вторым. Он произносит одно из самых жестоких, бесчувственных утверждений этой книги: «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (8:4). Что за способ утешить друга! Вилдад говорит, что Бог убил детей Иова по причине их греховности, усиливая жестокость Елифаза.
Вилдад придерживается той же упрощенной теологии, что и его друг, — у Иова все было бы хорошо сейчас, если бы он был праведным, как он это утверждает: «и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей» (8:6). Он не понимает происходящего.
Во второй речи Вилдад выглядит обиженным: «Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших?» (18:3). Он, очевидно, сердится и негодует, что Иов не соглашается с ним.
Согласно Вилдаду греховность производит со злым человеком следующее: «Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти» (18:13). Иов сидит перед друзьями весь покрытый нарывами, поэтому слова Вил- дада воспринимаются однозначно. Он обвиняет Иова в великой греховности. Вилдад добавляет следующее касательно злого человека: «Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его» (18:19). Он целенаправленно бьет по оголенному нерву в душе Иова — потере его детей. Это невероятно, но друзья Иова намеренно направляют удары на Иова, чтобы причинить ему максимальную боль.
Софар
Софар — это последний и самый немногословный из друзей Иова. Он говорит: «Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (11:6). Греховность Иова настолько велика по оценке Со- фара, что Бог даже проявляет милость к Иову в том, что не усиливает его наказание. Тот факт, что Иов страдает так сильно, а друзья нет, говорит о том, по их мнению, что они праведнее Иова. Думать о себе как о более праведном, чем кто-то другой, очень легко, чем и занимается большинство из нас. Обратите внимание на то, что говорит Писание: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3).
Софар кажется самым эмоциональным и чувствительным человеком из трех друзей. Он говорит: «Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня» (20:3). Буквальный перевод слова «упрек» это «оскорбительное исправление». Софар выглядит обиженным.
Он принимает комментарий Иова на свой счет и отвечает, движимый задетым самолюбием. Его ответ похож на чрезмерную реакцию. Он описывает беззаконного человека следующим образом, очевидно имея в виду Иова:
Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его... Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил; не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего... Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем! (20:15; 18-20; 28,29).
Софар говорит так, как если бы он имел в виду беззаконного, но он описывает Иова так явно, что становится очевидным, что он указывает на Иова как на беззаконного человека. Это последние слова Софара. Он высказывается и затем замолкает.
Три друга Иова согласны в одном: когда Божье наказание посещает человека — это индикатор греховности этого человека.
Иов заявляет, что он является исключением в этом правиле, но они не могут согласиться с ним. Это был сговор против одного голоса. Это принцип испытания Иова.
Глава 8
Елиуй
Теперь мы подходим к одному из самых противоречивых персонажей во всей книге — Елиую. Елиуй появляется в этой истории стремительно, и мнения об этом человеке сильно расходятся. У меня есть определенное мнение относительно Елиуя. Вы можете не согласиться со мной, но я приглашаю вас рассмотреть мою позицию.
Елиуй был молодым человеком. Он вступает в разговор в главах 32-37 после того, как все друзья Иова уже высказались. Нам неизвестно, что Бог думает об Елиуе, и это является причиной того, что мнения так сильно различаются. Бог упрекает трех друзей Иова, Он чествует и поднимает Иова, но ничего не говорит об Елиуе. Таким образом, оценки Елиуя составляют целую гамму — от восторженной до пренебрежительной.
Мне нравится описание Генри Галлея: «Большую часть его речи составляют заверения о том, какие чудесные вещи он собирается сказать. Но, как и у других, его главная мудрость проявилась в использовании слов, которые скорее скрывали, чем проясняли то, что он имеет в виду. Его главное возражение, по-видимому, было в том, что страдание было определено Богом, чтобы быть исправляющим, а не наказывающим».
В высказываниях Елиуя больше здравого смысла, чем у друзей Иова, и поэтому многие читатели относятся к нему с симпатией. Если честно, я нет. Я не могу восхвалять Елиуя. Позвольте мне объяснить.
Как насчет Елиуя?
Для начала отметим, что у Елиуя был проблемный характер. Он был сердит на Иова, потому что тот оправдывал себя вплоть до того, что критиковал Бога. Он был сердит и на трех друзей Иова, потому что они возражали ему неубедительно. Иов был благочестивым человеком, который проходил школу Духа, и Елиуй был сердит на него — неподходящая реакция. Елиуй абсолютно упустил суть. Обратите внимание на его гневливость:
Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих. Тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога; а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. Елиуй ждал, пока Иов г
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!