Особенности работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическим недоразвитием речи. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2017-10-09 450
Особенности работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития до­стигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического не­доразвития (старшая и подготовительная к школе группы) и формирование навыков звукового анализа (подготовительная к школе группа).

Система обучения и воспитания детей дошкольного возра­ста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, уме­ний и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Логопедическая работа включает формирование произно­сительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.

Коррекционное обучение предусматривает также опреде­ленный круг знаний

об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуще­ствляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов

и их сочетаний в предложении;

  • воспитание у детей умения правильно составлять про­стые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
  • развитие связной речи, работа над рассказом, переска­зом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
  • развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному зна­чению слов;
  • развитие произвольного внимания и памяти.

 

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономер­ности процесса овладения

звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающей­ся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Эффективность коррекционной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.

Индивидуальные коррекционные занятия направлены на коррекцию нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз­витие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти­куляции звуков в период первоначальной постановки, кото­рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют­ся в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос­ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу­ющее:

· для первоначальной постановки отбираются звуки, при­надлежащие к различным фонетическим группам;

· звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно автоматизируются;

· окончательное закрепление изученных звуков достига­ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного звукопроизношения подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, развитию фонематического восприятия и звукового анализа, а так же совершенствованию навыков лексико-грамматического строя и связной речи.

Методика преодоления фонетических нарушений речи:

Фонематическое восприятие и фонематический слух оказывают значительное влияние на развитие всей речевой функции в целом, являются важной предпосылкой для успешного усвоения детьми грамоты, чтения и письма.

Собственная практика подсказывает, что у большинства дошкольников имеются стойкие ФФНР, которые отрицательно влияют на устную и письменную речь ребенка. ФФНР проявляются на всех языковых уровнях: фонологическом, лексическом, грамматическом.

Ранняя диагностика групп детей с ФФНР является важнейшей частью логопедической работы на логопункте. Своевременно проведенная коррекционная работа логопеда по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха оказывает большое значение на успешное речевое развитие ребенка в целом.

 

У дошкольников с ФФНР отмечаются различные трудности и ошибки:

 

- при восприятии простых ритмов и не возможность воспроизведения сложных ритмов;

- недостаточность фонематического восприятия при повторе слов, отличающихся сходными по артикуляции и звучанию признаками;

- отмечаются многочисленные ошибки в слоговой структуре слова (пропуск гласных звуков, согласных звуков в словах со стечением согласных, перестановки, замены звуков и слогов в словах);

- сложности в овладении звуковым анализом и синтезом слова (называние первого и последнего согласного звука, определение количества и порядка звуков в слове, сравнение слов близких по звуковому составу, реверсы слов при назывании звуков по порядку: КОТ – Т-О-К, добавление звуков в начале и в середине слова, синтез слов из звуков и слогов).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.