Наиболее значимые технологии и изобретения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наиболее значимые технологии и изобретения

2017-10-09 314
Наиболее значимые технологии и изобретения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Генная инженерия.

2) Интернет.

3) Клонирование млекопитающих.

4) Атомная энергетика.

5) Лазеры.

6) Компьютерные виртуальные реальности.

7) Кремниевые микрочипы.

8) Волоконно-оптическая связь.

9) Факс.

10) Мобильная телефонная связь.

11) Нанотехнологии.

12) Томография.

13) Синтез фуллеренов.

14) Телевидение.

15) Запись информации на CD и CVD-дисках.

16) Радиолокация.

17) Термоядерный синтез.

18) Молекулярные микрочипы для расшифровки геномов.

19) Реактивная авиация.

20) Синтез пластмасс.

21) Шариковая авторучка.

22) Застежка «молния».

23) Ксерокс.

24) Акваланг.

25) Перфторан (голубая, кровь) - кровезаменитель на основе перфторуглеродных эмульсий.

26) Технология «чистых комнат»

27) Пузырьковая камера.

28) Ускорители элементарных частиц.

29) Роторные автоматизированные линии.

 

Шейпак А.А. История науки и техники / А.А. Шейпак. – М.: изд-во МГИУ. Ч.2 – 2009. – С.316.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Какое место в формировании инженерной культуры занимает история техники и технознания?

2. Существует ли связь между перечисленными ниже понятиями: техника, архитектура, искусство, махинация, машина, механика, театр, строительство, мастерство, гений, инженер, ингениатор?

3. Почему древнерусские книжники переводили латинское слово «ингениатор» либо как «хытрец», либо «розмысл»?

4. Что хотел подчеркнуть выдающийся русский историк и философ, государственный деятель и инженер, артиллерист и организатор горно-металлургической промышленности Василий Никитич Татищев (1686-1750) в трактате «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», объясняя латинское слово «ингениум»: «…И которые люди острый смысл имеют, те способны на стихотворство и шутки, в ремеслах же, особливо к механике и всяким хитрым вымыслам». (Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.,1979. – С. 57.)

Насколько важны для деятельности «ингениума» способность к стихотворчеству и шуткам?

5. Чем античное понятие техники отличалось от ее средневековой, нововременной и современной интерпретаций?

6. Согласуется ли с первоначальным значением «техне», о котором пишет В.Шадевальд, суждение о технике П.К.Энгельмейера: «Техника – это искусство вызывать намеченные полезные явления природы, пользуясь свойствами природных тел»?

7. Аполлона считают богом науки в ее идеальной форме: чистой и упорядоченной. Кто из античных богов является покровителем «техне» - Прометей, Геракл, Гермес? Ответ аргументируйте.

8 М.К.Петров – один из глубоких отечественных специалистов по античной культуре, удивлялся тому, что Китай, задолго до Европы располагал всем необходимым для изобретения науки: мыслящими индивидами, аналитической структурой языка, хорошо освоенным типографским навыком. Однако то, что имело все основания произойти в Китае, обязано было произойти в Европе, куда пришлось перетаскивать из Китая инструменты и средства науки типа разборного шрифта и бумаги, без которых немыслима научная деятельность. А.Эйнштейн объяснял это случайностью, стечением обстоятельств. А как объясните все это Вы? Составьте перечень из 10-15 изобретений, позаимствованных Европой у Китая.

9. «Если мы мыслим историю как однозначный и преемственный по времени процесс развития – «поступательного движения к», мыслим под формой одноколейки или лестницы, то традицию и развитость разделяет около трех тысячелетий сложного и опасного пути, причем разрыв этот не сокращается, а увеличивается: развитые страны движутся быстрее, чем догоняющие их развивающиеся страны.

Если же история мыслится как преемственное и поступательное «движение от», то традицию и развитость ничто, собственно, не разделяет во времени, различия носят структурный, в не астрономический, временной характер. И тогда то, что создано европейцами за три тысячелетия, можно без чрезмерных усилий и перегрузок пересадить на инокультурные почвы. Но при одном обязательном условии: необходимо знать различия, трудности, тупики, учитывать их в попытках перехода к «развитому» способу жизни, а не затушевывать и смазывать елейно-филантропическими рассуждениями о равноценности, равноправии, подобии, близости всех культур «всех времен и народов»» говорил М.К.Петров в работе «Историко-философские исследования», М., 1996. – С. 211-212.

Значимы ли суждения М.К.Петрова для истории техники и технознания? Сформулируйте проблемы общей истории науки и техники в контексте его размышлений.

10. Опираясь на хронологическую таблицу технических изобретений, объясните, когда и почему произошла смена царивших долгое время представлений об однозначной полезности техники?

11. Исходя из античного понимания «техне», дайте объяснение замеченному историками культуры факту того, что для всех поэтов и прозаиков античной Греции характерен оживленный, даже «веселый» интерес, с которым они рассматривают и описывают, изображают в камне, рисунке, словесно сам технологический процесс.

Например, у Гомера мы находим подробное воспроизведение того, как Гефест выковывает щит для Ахиллеса или описание строительства Одиссеем корабля. Геродот с радостью, с каким-то изумлением повествует о творениях технического искусства канала-рва на Афонском перешейке, моста через Гелеспонт, водопровода на Самосе. Эсхил с особым энтузиазмом изображает передачу сигнала огнем, который быстро принес новость о победе из Трои в Аргос и т. д.

12. Какая из двух моделей исторической динамики техники – технологический или ценностный детерминизм наиболее точно отражает ее развитие? Обоснуйте свой выбор конкретными примерами из истории техники и технознания.

13. В истории культуры известны примеры технического регресса. Так аборигены Австралии знали гончарное дело, употребление лука и стрел, но в историческую эпоху все это было забыто. Приведите примеры аналогичных фактов из истории техники и попытайтесь выявить причины подобной «забывчивости».

14. Из перечня наиболее значимых технологий и изобретений (№6), составленного редакцией «Независимой газеты» по опросам читателей, подводивших итоги ХХ века, выделите три максимально экологически чистых технологии, а также изобретения, имеющие прямое отношение к развитию Вашей специальности.

15.Составьте самостоятельно перечень самых главных изобретений нашей эры и сравните его с перечнем, представленным по результатам опроса американских читателей журналом «Edge». Каковы Ваши выводы и аргументы?

16. Назовите авторов идей, перечисленных в рейтинге № 5 реализованных инженерных проектов и даты их реализации. Дайте социальную экспертизу 3 – 5 реализованным проектам.

17. С.А. Лебедев, размышляя о закономерностях развития технических и технологических наук, отмечает, что «количество изобретений и других технических решений, позволяющих совершать принципиальные прорывы в области техники и технологии, всегда было относительно «небольшим». Вместе с тем, «история науки знает периоды, когда за сравнительно небольшой отрезок времени совершались эпохальные открытия. Случалось, что предшествующее развитие естественных наук и технико – технологического знания создавало такие условия для появления новых технических и технологических решений, которые носили прорывной характер и затрагивали в той или иной степени все общество… Взрывной характер таких скачков приводил к тому, что часто эти достижения далеко не всеми воспринимались однозначно, иногда они приводили к значительным дискуссиям в обществе, а в ряде случаев даже к серьезным формам социального протеста».

Лебедев С.А. Закономерности развития технических и технологических наук / С.А. Лебедев // Философия математических и технических наук. – М.: Академический проспект, 2006. – С.539 -540.

А) Взяв за основу таблицу открытий и изобретений, подтвердите или опровергните суждения С.А. Лебедева.

Б) Приведите примеры открытий и изобретений эпохального характера, проследив историю общества от первобытнообщинного до современного состояния.

В) Какие технико-технологические достижения были предметом дискуссий в обществе?

Г) В одной из своих работ К. Маркс утверждал, что становление буржуазного общества тесно связано с тремя техническими изобретениями. Назовите их и попытайтесь объяснить социально – исторические последствия данных открытий.

18.В 1812 году в России был издан первый манифест о привилегиях на изобретения. С этого времени патенты, или, как их называли до революции, привилегии стали нумероваться. Привилегия № 1 выдана 29 мая 1814 года на «машину для удобнейшего взвода судов с большим грузом против течения реки». Первый советский патент № 1 был выдан в 1924 году.

А) Назовите, за что и когда была выдана последняя привилегия в дореволюционной России?

Б) Кому и за что был выдан патент № 1 в 1924 году?

В) Назовите наиболее важные запатентованные изобретения в вашей отрасли технознания?

19. В.З. Черняк в работе «История и философия техники» М.2006 утверждает, что из 108 научно-фактических идей Жюля Верна 64 уже осуществились, 34 признаны учеными принципиально осуществимыми и лишь 10 считаются пока неосуществимыми.

Из 80 идей Герберта Уэллса ошибочными оказались только 9.

Из 50 идей советского писателя – фантаста А.Беляева ошибочными оказались только 3.

А) О каких конкретных идеях и открытиях писателей – фантастов идет речь?

Б) Назовите хотя бы некоторые из них?

20. Хотя развитие компьютеров в основном происходило в XX веке, автоматические вычисления имеют длинную историю. Попытайтесь вспомнить, какие идеи и изобретения привнесли в этот процесс Герон, Г.Лейбниц, Б.Бушон, Г.Холлерит, А.Тьюринг, Дж.фон Нейман, К. Шеннон, А.А.Лавлейс?

21. Т.Л. Мышко в статье, посвященной творчеству русского инженера В.Г. Шухова, пишет о том, что в старину на Руси строители городов, укреплений, мостов и плотин, а также архитекторы, литейщики пушек и колоколов — все те, кого мы назвали бы теперь инженерами, назывались розмыслами. Понятия, идентичного по значению русскому слову «розмысл», до появления слова «инженер» не было ни в одном языке. Люди, которые теперь называются инженерами, в старину у англичан назывались капитанами, у французов — мэтрами, у немцев — мейстерами. Слова эти означали: господин, хозяин, владелец, учитель и т.д. Ни одно из многочисленных значений этих слов не приближается к понятию розмысла. Латинское слово, послужившее позднее международной основой слову «инженер», обозначает острый, изобретательный ум.

А) Проливает ли чрезвычайно характерное наименование розмысла яркий свет на те требования, которые предъявлялись на Руси к инженерным работникам?

Б) Можно ли считать, что русское название «розмысл» по существу предвосхитило то понимание роли инженера в решении технических задач, которое установилось позднее – в XIX веке?

22. «Человек-фабрика» В.Г. Шухов отказался от подражания иностранным образцам и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова.

А) Как Вы понимаете русский стиль технического творчества?

Б) Какие изобретения и открытия Ломоносова стали фундаментом лучших традиций научного и инженерного творчества?

23. Сформулируйте составляющие успеха творческой деятельности инженера на примере биографии В.Г. Шухова.

24. Историки пишут о впечатлениях В.Г. Шухова после годичной командировки в США, случившейся в 1876 году. Там его неприятно поразило то, что подлинные инженерные находки тонули в раздутых рекламой и бахвальством находках мнимых. Чудовищные излишки материалов вгонялись в толстенные станки резервуаров, фермы мостов и прочие конструкции, которые не становились от этого надеж нее. Пренебрежение инженерной мыслью, ковбойски-высокомерное отношение к математике и науке в целом, глубокое убеждение в продажности всего на свете — не скрываемое, а являвшееся даже предметом гордости, конкуренция политических партий, перепалки кандидатов, — все это произвело на Шухова отталкивающее "впечатление. И не только на него. В это же время в США находился Дмитрий Иванович Менделеев, изучавший там нефтяное дело. Его впечатления были схожи, а вывод таков: "...оставаться жить там — не советую никому из тех, кто ищет от человечества чего-нибудь, кроме того, что уже достигнуто... никому из тех, кто развились до понимания общественных задач. Им, я думаю, будет жутко в Америке".

Что представляла собой техническая составляющая американской промышленности в этот период времени? О каких общественных задачах говорит Менделеев?

25. В 1920-е годы более двухсот ученых, философов, писателей были высланы из России. Они составляли интеллектуальную мощь всего государства, поэтому не удивительно, что оправиться от такого шока страна смогла только спустя несколько десятилетий. Кто сейчас помнит, что родоначальником американской авиации был русский конструктор Игорь Сикорский. Первые телевизоры появились благодаря Борису Рогозину и Владимиру Зворыкину, а первые магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Александр Понятов. Немногим известен и тот факт, что идея персональных компьютеров целиком и полностью принадлежит русскому - Арсению Горохову. Сейчас ведётся много споров на тему "А были ли американцы на Луне?", но никто не знает, что самая выгодная траектория полета на спутник земли была рассчитана Юрием Кондратюком ещё в 1920-е годы. Именно эти расчеты легли в основу лунных экспедиций американских космонавтов. Кстати, слова "космонавт" и "спутник" тоже имеют российское происхождение, хотя, в последнее время, даже на главном государственном канале, их заменяют, старательно выговаривая "астронавт" и "сателлит".

Что Вы можете сказать о судьбе и изобретениях русских эмигрантов «первой волны»? Дополните этот список именами других ученых, философов, писателей.

26. Познакомьтесь с расширенным вариантом азбуки В.Г. Шухова и попытайтесь внести свои дополнения в перечень наиболее важных и значимых открытий и изобретений, сделанных в России с XVIII по XX вв.

 

А Авиационные ангары (В.Шухов);

Автомобили. Прообраз первого автомобиля был создан крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым и представлен в Петербурге 1 ноября 1752 года. Это была четырехколесная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 километров в час. Следующей попыткой создания самоходного экипажа стала "самокатка" русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 году Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 километров в час и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля - коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения.

Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 году группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым. Однако достаточных документальных подтверждений этого пока нет. Традиционно считается, что первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и мощностью 2 л.с. был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 года Е.А.Яковлевым;

Автомобильный счетчик, который измерял пройденный путь и назывался "верстомер" (Л.Шамшуренков).

 

Б Баржи нефтеналивные (В.Шухов);

Батареи скорострельные (А.Нартов);

Бомбардировщик, четырехмоторный самолет "Русский витязь" (И.Сикорский);

Буквопечатающий аппарат (Б.Якоби).

 

В Велосипед. В 1801 году уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счет сокращения числа колес с четырех до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат - прообраз будущего велосипеда;

Вертолёт. Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским ученым М.В.Ломоносовым. В 1754 году он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами;

Видеомагнитофон (А.Понятов);

Винторезный токарный станок (А.Нартов);

Висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов (В.Шухов);

Воздушно-канатная дорога (В.Шухов);

Воздушно-реактивный пульсирующий двигатель. Прототип современных реактивных двигателей разработал в 1864 году артиллерийский офицер Н.Телешов;

Водонапорная башня (В.Шухов);

Водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже (В.Шухов).

 

Г Генератор трёхфазного переменного тока. Сегодня 95% электроэнергии передаётся и потребляется в виде трёхфазного тока (М.Доливо-Добровольский);

Гусеница. Первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 году штабс-капитаном Д.Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колесах, обведённых железной цепью. А в 1879 году русский изобретатель Ф.Блинов получил патент на созданный им "гусеничный ход" для трактора. Он его называл "паровоз для грунтовых дорог".

Газгольдеры или газохранилища (В.Шухов).

 

Д Доменная печь (В.Шухов)

 

З Землечерпалки(В.Шухов).

 

И Изолированный электрический кабель (П.Шиллинг)

.

К Кабельная телеграфная линия линия Петербург-Царское Село была построена в 1840-е годы и имела протяженность 25 кмилометров (Б.Якоби);

 

Кессоны (В.Шухов).

 

М Магнитофон (А.Понятов).

Мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины (В.Шухов);

Металлические резервуары для хранения нефтепродуктов (В.Шухов);

Метод горячей сварки (Н.Славянов).

 

Н Нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 километра, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 километров (В.Шухов).

 

О Оптический прицел (А.Нартов);

Орбитальная космическая станция "Мир" (НПЦ им. М.Хруничева).

 

П Пакгаузы, специально оснащенные порты (В.Шухов);

Переработка нефти методом крекинга (В.Шухов);

Персональный компьютер (А.Горохов);

Подвесные электрические дороги (И.Романов);

Проекционная система для цветных слайдов (С.Прогудин-Горский);

Промышленное произодство синтетического каучука (С.Лебедев);

Протез (И.Кулибин).

 

Р Радиобашни цилиндрические (В.Шухов);

Радиоприёмник (А.Попов);

Растровый ультразвуковой микроскоп (С.Соколов);

Реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (А.Туполев).

 

С Самолёт. Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России Александром Можайским. 3 ноября 1881 года он получил первый в мире патент на самолет, построенный в сентябре 1876 ода, на двадцать лет раньше братьев Райт, которым совершенно незаслуженно приписывается это изобретение;

Синтетический каучук из нефти (Б.Бызов);

Спутник (КБ С.П.Королёва).

 

Т Танкеры, трубопроводы.Телеграф, что в переводе на русский означает "дальнописец" (П.Шиллинг);

Транспортный самолёт. Самый большой в мире самолет "Святогор", "Илья Муромец" (В.А.Слесарёв).

Ф Фюзеляж. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, А.Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 годах начали строить подобные самолеты.

 

Ш Шпалопрокатные заводы.

 

Ч Часы карманные, которые показывали не только время суток, но и месяц, день, неделю, время года, фазы Луны, время восхода и заката Солнца (И.Кулибин).

 

Э Электродвигатель (Б.Якоби);

Электромобиль. Двухместный электромобиль И.Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях - от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час;

Электрическая лампа накаливания (А.Лодыгин);

Электролёт. Вертолёт с электрическим двигателем в 1860-е годы изобрёл инженер-электрик А.А.Лодыгин;

Электромагнитный телеграф (П.Шиллинг, Б.Якоби);

Электроразведка для поиска полезных ископаемых (Е.Рагозин);

Электротермический ракетный двигатель (В.Глушко).

Режим электронного доступа: http://www.stoletie.ru//russkiiy_proekt/azbuka_russkih_izobreteni_htm

27.С именем В.Г.Шухова неразрывно связаны практически все крупнейшие и сложнейшие индустриальные стройки первых пятилеток. В их числе Магнитка в Челябинский тракторный, Белорецкий, Выксунский, Ижевский и Нижнетагильский заводы, "Азовсталь" и линии электропередачи, нефтепроводы Баку — Батуми и Грозный — Туапсе. Как связана деятельность В.Г. Шухова с Новокузнецком?

 

Раздел II


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.