Культура как соц. реальность. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Культура как соц. реальность.

2017-10-09 393
Культура как соц. реальность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида. 3. Функции культуры a. Коммуникативная Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. b. Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. c. Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем. 4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм Культурные универсалии (Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд спорт образование наличие ритуалов системы родства правила взаимодействия полов язык и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Этноцентризм и релятивизм - крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм. Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе". В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура. Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий. Элитарная культура Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки: прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха) Субкультуры Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

Социология П. Сорокина.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. "Социология изучает общество с трех главных точек зрения: 1) его строения и состава 2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности 3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии" Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей" Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. А. Моль. В соответствии с моделью распространения культуры в современном обществе Моля любое распространение культурных образцов начинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основе умственной деятельности, экспериментов, прошлого опыта создаёт продукт, со своим качеством пригодной для использования некоторых соц. групп. При демонстрации нового культурного образца в малой группе происходит его первая оценка. В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается. И это считается первым распространением культурного образца в микросреде. На этом распространение культурной нормы или ценности может закончится. Очень часто можно наблюдать нормы которые характерны только для определенной семьи или какого-либо малого рабочего коллектива и не распространяются на большую соц. совокупность. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он во 1-х, имел ценность и значимость в пределах большей группы или общества, а во 2-х был растирожирован и доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации доводят новую ценность либо соц. норму до широкой публики или до макросреды. Если новая культурная норма или ценность принимается широкой аудиторией, макросредой как необходимая, полезная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры данного общества она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный образец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется.

24. Социальные изменения и процессы. Соц. изменения – это важнейшие изменения соц. структур включая последствия и проявления этих изменений в нормах ценностях и культурных элементах и символах. Это определение включает в себя соц. изменения относящиеся к человеческому поведению, культуре и соц. значимым символам человеческой деятельности. С точки зрения П. Сорокина соц. изменения – это процессы повторяющиеся во времени, пространстве или во времени и в пространстве одновременно, а не просто линейные тенденции. Процессы соц. изменений можно анализировать на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Теория соц. изменения служит для объяснения таких процессов как образование и распад соц. систем, организаций, соц. институтов, общностей, которые создаются людьми при организации общественной жизни. В рамках этой теории изменяются структуры и ситуации с которыми связаны соц. ценности индивидов. Соц. изменения являются единственной единицей сравнения при анализе соц. систем, общностей отношений, взаимодействий и т.д. Почти все учённые в Х!Х веке связывали соц. изменения с понятием соц. процессов. Процессы могут происходит в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной, а их размерами является новые соц. структуры, системы, явления и пр.

 

Социальная коммуникация

1. Основные определения и модели процесса коммуникации Социальная коммуникация это: передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом. механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека). Модель по Г. Лассуэлу: В процессе коммуникации выделяют 5 элементов: Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение) Что - сообщение Как - способ передачи сообщения, канал Кому - аудитория, которой адресуется сообщение Зачем - с каким эффектом, эффективность Какие бывают эффекты: поведенческий эффект оценочные (аксиологические) эффекты эмоциональный эффект - влияние на страсти человека познавательный (когнитивный) эффект 2. Виды социальной коммуникации

По характеру аудитории межличностная (индивидуализированная) специализированная (групповая) массовая По источнику сообщения официальная (формальная) неформальная По каналу передачи вербальная невербальная Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

26. Образование как соц. институт. Образование – это соц. институт- процесс в определённой системе общественных отношений; по вертикали (дошкольная, школьная, средне профессиональная и высшая школы) и по горизонтали (условия функционирования и взаимодействия с обществом) и сиська с писькой что приводит к яйцам и к шоколадному глазу. В дошкольном образовании: социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываемые в раннем детстве. Ну и дальше типа про среднюю и высшее и школьное сами знаете. Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества.

 

27. Наука как соц. институт. В общем Наука сука блядь – сфера человеческой деятельности направленная на полное обоснование и систематизацию объектов знаний о мире. Под наукой понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. институт в рамках которого она осуществляется. У науки устанавливается интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством которых реализуется др. группа соц. функций. Значительная группа соц. функций науки связана с применением научных знаний и методов в самых разных сферах практической деятельности. Расширение круга соц. функций науки и соответственно её, бля, бля, бля, бля, соц. институционализацию нельзя считать законченной, что в свою очередь сказывается и на формах организации и на их дальнейшем развитии. Соц. институт – сложившееся устойчивая, бля, форма связи сука, отношений, и организации совместной деятельности людей данного общества в которых реализуются различные общественные отношения, бля конец. Бля.

 

28. труд как важнейшая форма социальной деятельности людей. Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которого он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует, бля сушняк, её в целях создания предметов. Общественный труд – деятельность людей направленная на удовлетворение экономических и соц. потребностей общества. Общественно организованный труд составляет сущность общественного производства. Развитие производительных сил и общественных отношений привело к изменению в структуре общественного труда. Возрастает общественное и экономическое значение труда в непроизводственной сфере, в первую очередь научной и интеллектуальной. Особенно большие изменения в структуре общественного труда происходит в ходе научно-технической революции.

 

29. Характер и содержание труда. 1. Характер труда – определение места соц. группы в общественной системе труда выделяется соц. неоднородность, последовательное и степень целости его для общества. Характер труда: умственный и физический. Их отличие в том, что для физического труда требуются мускулы, энергия и не требуется высокое образование. В зависимости от характера труда человек занимает определённое место в структуре общества (социальный статус). По характеру труда определяется ценность этого труда для общества. Содержание труда – обозначение конкретной трудовой деятельности работника и его признаки (вид, функции ит.д.), т.е. его профессиональное разделение соц. труда. Это есть организационная техническая сторона. В содержание труда включаются условия труда – которые можно разделить на производственно экономические соц. условия. Производственно экономические: рабочее место, средсьва труда, содержание и организация труда.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.