Тема 2. Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 2. Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов

2017-10-09 446
Тема 2. Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

_________________________

А.И. Ковалева

«___»______________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Б1.В.ДВ.4.1

 

Направление подготовки:

41.03.01 Зарубежное регионоведение

Профиль подготовки:

Азиатские исследования

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Факультет международных отношений и туризма

Кафедра регионоведения

Москва 2017


Рабочая программа дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки – 41.03.01 «Зарубежное регионоведение», профиль – Азиатские исследования в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденным ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

Автор: Т.Н.Миронова – кандидат культурологии., доцент кафедры регионоведения МосГУ
Эксперты: Е.С.Журавлева – доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения МосГУ Ю.И.Надточей – кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (университета) МИД РФ

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры регионоведения «25» мая 2017 г., протокол № 9.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета международных отношений и туризма

«29» июня 2017г., протокол № 9.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса – ознакомить студентов с основными проявлениями влияния религиозного фактора на современные международные отношения, также дать анализ конкретной религиозно-политической ситуации в различных странах и регионах мира.

Задачи курса – рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии, соотношении их потребностей, интересов, ценностей; анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии многих стран на современном этапе; - рассмотрение идеологии, движущих сил, мотивации участников, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их разрешения. Отдельно рассматриваются вопросы участия региональных и международных организаций в процессе урегулирования конфликтов на религиозной почве.

Дисциплина нацелена на формирование целостного представления о содержательной стороне религиозных особенностей международной политики, политических систем и культуры, а также современной ситуации изучаемых стран, закономерностях формирования и функционирования религиозных институтов, сознания, моделей поведения наций и народов.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП БАКАЛАВРИАТА

 

Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» относится к вариативной части обязательных дисциплин базового цикла ОП бакалавриата.

Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Социально-экономическая и политическая карта современного мира», «Всемирная (синхронная) история», «Политическая география стран (ы) региона специализации», «История стран (ы) региона специализации», «Глобальные проблемы современного мира», «История зарубежных стран».

Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» является последующей для изучения таких дисциплин как: «Российская, западная и восточная (конфуцианская) цивилизации: взаимодействие и сотрудничество в условиях глобализации», «Россия в глобальной политике», «Внутреннее положение в странах Восточной Азии: Япония, Китай, Корея», «Глобальные проблемы восточно-азиатского региона».

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения дисциплине «Религиозный фактор в современных международных отношениях», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению 43.03.01 «Зарубежное регионоведение».

Процесс изучения дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» направлен на формирование следующих компетенций:

 

Общекультурных:

ОК-3 -способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

 

Общепрофессиональных:

ОПК-7 - способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-особенности функционирования религиозных институтов и организаций и их место и роль в политической системе и процессах в изучаемых странах мира;

-основные концепции и понятия в области изучения роли религии и конфессий в международных отношениях;

- специфику развития религиозной и конфессиональной ситуации изучаемых стран и регионов мира, роль религиозных институтов и организаций в политических и экономических процессах в изучаемых странах мира;

- специфику позиции изучаемых стран на международной арене как носителей религиозной культуры, которая сформирована под влиянием доминирующей в обществе конфессии;

.

Уметь:

- анализировать процесс влияния религиозных идеологий на международные отношения и возникающие в результате этого новые формы взаимодействия религии и политики;

- проводить сравнение и находить аналогии между религиозными и политическими процессами в различных странах и регионах мира;

- описывать современные религиозные и конфессиональные реалии изучаемых стран и регионов мира, а также понимать причины существующих различий и уважать их;

- учитывать в профессиональной деятельности культурно-религиозные традиции стран и регионов современного мира, выделять религиозный фактор в развитии современных международных отношений;

Владеть:

- навыками профессиональной коммуникации в различной этноконфессиональной среде;

- способностью анализа религиозной ситуации в изучаемой стране и регионе мира;

- способностью аргументированного научного объяснения элементов сходства и различия религиозных и конфессиональных институтов и процессов в государствах мира, обусловленных историческими закономерностями;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов 6 Семестр час.
Аудиторные занятия (всего)    
Занятия лекционного типа    
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.)    
Самостоятельная работа (всего)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экзамен

 

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Для очной формы обучения

 

Номер раздела Наименование раздела/темы Часов по учебной (рабочей) программе Самостоятельная работа обучающихся Отрабатываемые компетенции
Всего в учебном плане Аудиторная работа
Всего в том числе
Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия(всего/интеракт.
               
  Тема 1. Введение в дисциплину           ОК-3;
  Тема 2.Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов           ОК-3; ОПК-7;
  Тема 3.Особенности религиозно-политического взаимодействия в христианском мире           ОК-3;
  Тема 4. Религиозные конфликты на базе христианских вероучений           ОПК-7;
  Тема 5. Католицизм в международных отношениях на современном этапе           ОПК-7;
  Тема 6. Сосуществование представителей христианских конфессий и иудаизма. Исторический и современный аспект.           ОК-3;
  Тема 7. Современный протестантизм в международных отношениях           ОПК-7;
  Тема 8. Роль религиозного фактора в развитии североамериканского общества           ОК-3; ОПК-7;
  Тема 9. Особенности мировоззрения традиционного ислама. Ислам как религия и образ жизни           ОК-3;
  Тема 10. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры           ОК-3;
  Тема 11. Ислам в регионах современного мира. Исламский фундаментализм           ОК-3; ОПК-7;
  Тема 12. Роль религиозного фактора в «горячих точках» Евразии: Ольстер,Балканы, Ближний Восток           ОПК-7;
  Тема 13. Арабо-израильские конфликты в контексте современных международных отношений           ОПК-7;
  Тема 14. Этноконфессиональные и межконфессиональные аспекты политического процесса в России: традиции и современность           ОПК-7;
  Тема 15. Ислам, христианство и политика России на Северном Кавказе           ОК-3;
  Тема 16. Религиозный фактор в политических процессах центральной, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона           ОПК-7;
  Тема 17. Этноконфессиональные конфликты стран Центральной Азии           ОПК-7;
  Тема 18. Этноконфессиональные конфликты стран Дальнего Востока           ОПК-7;
  Всего            

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1 Введение в дисциплину

Общая характеристика религиозной ситуации в современном мире.

Важнейшие современные конфессии: количественный анализ. Основные особенности христианства, краткая характеристика его важнейших направлений. Основные особенности ислама, краткая характеристика его важнейших направлений. Современные международные религиозные организации и объединения: общая характеристика. Религия и политика в современном мире. Религия и общество. Религия и культура. Религия и национализм.

Тесты

 

1. Выберите наиболее полное и корректное из предложенных определений религии:

1. совокупность обычаев и обрядов, направленных на поклонение сверхъестественным силам;

2. вера в богов и духов;

3. мировоззрение и деятельность, основанные на вере в сверхъестественное;

4. мистическое знание о сверхчувственном мире.

 

2. Учреждение патриаршества на Руси имело место в:

1. 988 г.

2. 1051 г.

3. 1439 г.

4. 1589 г.

 

3. Найдите соответствие стран и преобладающих в них направлений христианства:

1: Православие

2: Католицизм

3: Протестантизм

 

А. Греция, Болгария, Россия

Б. Италия, Испания, Франция

С. Великобритания, Дания, Финляндия

     
     

 

4. Инквизиция была учреждена в:

1. IV в.

2. начале XIII в.

3. конце XV в.

4. 1673 г.

 

5. Папой Римским в настоящее время является ______

1. Бенедикт II

2. Бенедикт XV

3. Бенедикт XVI

4. Бенедикт XIV

 

6. Выберите предписания, входящие в число «пяти столпов» исламской веры:

1. намаз - пятикратная молитва в течение суток;

2. исповедание ислама;

3. закят - материальная поддержка общины;

4. рамадан - пост в течение этого месяца лунного календаря;

5. джихад - священная война;

6. хадж - паломничество в Мекку и Медину;

7. пищевые запреты на свинину, вино;

8. заповедь многоженства.

 

7.Исламские страны в современной Европе:

1. Албания, Босния;

2. Хорватия, Македония;

3. Болгария, Румыния

4. Испания, Португалия

 

Задания на проверку сформированности второго компонента компетенций – «уметь».

· Написать эссе по предложенным темам. (Использовать темы из тематичсекого плана);

· Подготовить презентацию. (Использовать темы из тематичсекого плана);

· Провести текущей прессы/интернет источников, с точки зрения этнической конфликтности/толерантности. Подготовить аналитический доклад.

 

Алгоритм подготовки задания:

1. Сформируйте подборку информации из различных источников по заданной теме за неделю.

2.проанализируйте ход и развитие событий за выбранный вами период.

Подготовьте аналитическую записку о развитии ситуации.

 

· Написать коллоквиум.

 

Коллоквиум №1. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»:

1. В каких странах в 16-18 вв. происходит переход к протестантизму.

2.Инициатор реформ за обновление католицизма

3. «… …… спокойнее, наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству тревожной жизни, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, риском….».

О каком типе религиозной личности идет речь.

4. С точки зрения капитализма, верны ли следующие идеи:

А) кредит – деньги

Б) деньги – по природе плодоносны

В) для тех, кто точно платит – открыт кошелек других

5. Является ли «сдельная оплата» труда стимулом повышения экономической эффективности производства.

6. Является ли труд «самоцелью для человека?

7.Как трактуется идея о загробной жизни в исламе и протестантизме?

8.Можно ли по поведению людей определить избраны они или осуждены на вечные муки.

Коллоквиум №2. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций»

 

1. Сущность и происхождение термина la guerra fria

2. Напишите 2 основных формы межцивилизационных конфликтов

3. Какие страны можно назвать стержневыми

4. Вставьте пропущенные слова. Согласно статистике, за период с 1757 по 1919 год произошло (……….) приобретения мусульманских территорий немусульманскими правительствами. К 1995 году (……………….) из этих территорий вновь оказались под властью мусульман и примерно в (………………….) независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственный характер этих перемен отражается в том факте, что среди войн, которые в период с 1820 по 1929 год вели между собой государства с различными религиями, (……………) процентов составляли войны между мусульманами и христианами

5. Какие цивилизации расположены в Азии? Каковы ключевые страны

6. Какие существуют неразрешенные конфликты на территории Азии?

7. Какие страны (2) в Юго-Восточной Азии, в наибольшей степени предрасположены к противодействию и сдерживанию Китая.

8. «В последние десятилетия “холодной войны” Китай с успехом разыгрывал против Советского Союза и Соединенных Штатов Америки “китайскую карту”. После окончания “холодной войны” России стоит разыгрывать “российскую карту”. Совместными усилиями Россия и Китай способны [ c.388] решающим образом изменить евразийский баланс в ущерб Западу и возродить все те опасения, которые существовали в 1950‑х годах относительно китайско‑советских отношений». О каких опасениях идет речь. И каковы на ваш взгляд перспективы российско-китайских отношений.

 

Коллоквиум №3. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиуму (источник: Хантингтон С. «Кто мы?»

1. Кто и по каким причинам является главными врагами США?

2. Является ли на ваш взгляд, верным утверждение Патрика Глина: «Одна из наиболее ярких и неожиданных характеристик американского образа жизни — это возрождение религиозного чувства как важнейшей силы в политике и культуре». Назовите социально-экономические причины религиозного возрождения.

3. Может ли стать религия центральным компонентом американской идентичности.

4. Какие религиозные движения появляются в США во второй половине ХХ веке.

5. Какие нормы в отношении к религии закреплены в американском законодательстве. Взаимоотношение между религией и государством.

6. При каком президенте США в структуре государственного управления появился отдел по религиозным и благотворительным инициативам.

7. В последние десятилетия двадцатого века какие конфессии поддерживают республиканскую и демократическую партию. Что показали последние выборы (Барак Обама). Суть «религиозного барьера»

8. Почему исламские экстремисты считают своим главным врагом США?

Задания на проверку сформированности третьего компонента компетенций – «владеть»

Сформированность третьего компонента компетенций – «владеть» проверяется м етодами работы с интерактивными Интернет- ресурсами и учебной литературой..

 

5.3.4. Примерные вопросы к экзамену

1. Религиозное многообразие современного мира

2. Теоретические аспекты взаимодействия религии и политики

3. Даосская религия и этапы ее становления

4. Религиозно-философские учения Древнего Китая

5. Синтоизм

6. Буддизм и джайнизм – оппозиционные индуизму антропоцентрические культы

7. Направления буддизма и различия между ними.

8. Причины разделения Церкви на католическую и православную.

9. Распространение православия в Восточной Европе.

10. Особенности воздействия основных направлений христианства на политические процессы в современном мире

11. Особенности догматики и культа католической церкви.

12. Католицизм в средневековой истории Запада.

13. Реформация и основные направления протестантизма.

14. Зарождение и распространение ислама.

15. Роль ислама в современной мировой политике

16. Иудаизм в политических процессах современности

17. Межконфессиональные отношения в Южной Азии

18. Конфессиональная структура населения Северо-Восточной Азии

19. Конфессиональная структура населения Юго-Восточной Азии

20. Конфессиональная карта Латинской Америки

21. Религиозное многообразие в Северной Америке

22. Ватикан и католицизм в международных отношениях конца XX в.

23. Общая характеристика религиозно-политической ситуации в современной Европе

24. Англиканство как национальный и международный феномен

25. Католическое и протестантское измерение Ольстерского конфликта

26. Роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной

Европы

27. Религиозное измерение Балканского конфликта

28. Роль религиозного фактора во внешней политике США

29. Своеобразие американского протестантизма и католицизма

30. Основные решения II Ватиканского собора

31. Особенности внешней политики Ватикана после вступления на престол Франциска I.

32. Протестантизм в Германии и Скандинавских странах.

33. Исторические предпосылки и современное состояние Ольстерского конфликта

34. Религиозные аспекты распада Югославской Федерации.

35. Современная религиозная ситуация на Балканах

36. Исторические и современные аспекты иудео-христианских взаимоотношений

37. Исламское возрождение в 1970–1990-е гг.

38. Ислам в Европе.

39. Ислам и политика на Северном Кавказе. Религиозные и национальные аспекты чеченского конфликта

40. Исламский радикализм и современные международные отношения.

41. Религиозное измерение Ближневосточного конфликта.

42. Межконфессиональные отношения в современной России

43. Истоки сепаратизма в неиндуистких штатах Республики Индия

44. Религиозная составляющая тамильско-сингальского конфликта на Шри-Ланке

45.Тибетский вопрос в индийско-китайских отношениях

46.Суннитский и шиитский ислам, его роль в истории России и мира.

АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

_________________________

А.И. Ковалева

«___»______________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Б1.В.ДВ.4.1

 

Направление подготовки:

41.03.01 Зарубежное регионоведение

Профиль подготовки:

Азиатские исследования

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Факультет международных отношений и туризма

Кафедра регионоведения

Москва 2017


Рабочая программа дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки – 41.03.01 «Зарубежное регионоведение», профиль – Азиатские исследования в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденным ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

Автор: Т.Н.Миронова – кандидат культурологии., доцент кафедры регионоведения МосГУ
Эксперты: Е.С.Журавлева – доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения МосГУ Ю.И.Надточей – кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (университета) МИД РФ

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры регионоведения «25» мая 2017 г., протокол № 9.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета международных отношений и туризма

«29» июня 2017г., протокол № 9.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса – ознакомить студентов с основными проявлениями влияния религиозного фактора на современные международные отношения, также дать анализ конкретной религиозно-политической ситуации в различных странах и регионах мира.

Задачи курса – рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии, соотношении их потребностей, интересов, ценностей; анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии многих стран на современном этапе; - рассмотрение идеологии, движущих сил, мотивации участников, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их разрешения. Отдельно рассматриваются вопросы участия региональных и международных организаций в процессе урегулирования конфликтов на религиозной почве.

Дисциплина нацелена на формирование целостного представления о содержательной стороне религиозных особенностей международной политики, политических систем и культуры, а также современной ситуации изучаемых стран, закономерностях формирования и функционирования религиозных институтов, сознания, моделей поведения наций и народов.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП БАКАЛАВРИАТА

 

Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» относится к вариативной части обязательных дисциплин базового цикла ОП бакалавриата.

Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Социально-экономическая и политическая карта современного мира», «Всемирная (синхронная) история», «Политическая география стран (ы) региона специализации», «История стран (ы) региона специализации», «Глобальные проблемы современного мира», «История зарубежных стран».

Дисциплина «Религиозный фактор в современных международных отношениях» является последующей для изучения таких дисциплин как: «Российская, западная и восточная (конфуцианская) цивилизации: взаимодействие и сотрудничество в условиях глобализации», «Россия в глобальной политике», «Внутреннее положение в странах Восточной Азии: Япония, Китай, Корея», «Глобальные проблемы восточно-азиатского региона».

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения дисциплине «Религиозный фактор в современных международных отношениях», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению 43.03.01 «Зарубежное регионоведение».

Процесс изучения дисциплины «Религиозный фактор в современных международных отношениях» направлен на формирование следующих компетенций:

 

Общекультурных:

ОК-3 -способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

 

Общепрофессиональных:

ОПК-7 - способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-особенности функционирования религиозных институтов и организаций и их место и роль в политической системе и процессах в изучаемых странах мира;

-основные концепции и понятия в области изучения роли религии и конфессий в международных отношениях;

- специфику развития религиозной и конфессиональной ситуации изучаемых стран и регионов мира, роль религиозных институтов и организаций в политических и экономических процессах в изучаемых странах мира;

- специфику позиции изучаемых стран на международной арене как носителей религиозной культуры, которая сформирована под влиянием доминирующей в обществе конфессии;

.

Уметь:

- анализировать процесс влияния религиозных идеологий на международные отношения и возникающие в результате этого новые формы взаимодействия религии и политики;

- проводить сравнение и находить аналогии между религиозными и политическими процессами в различных странах и регионах мира;

- описывать современные религиозные и конфессиональные реалии изучаемых стран и регионов мира, а также понимать причины существующих различий и уважать их;

- учитывать в профессиональной деятельности культурно-религиозные традиции стран и регионов современного мира, выделять религиозный фактор в развитии современных международных отношений;

Владеть:

- навыками профессиональной коммуникации в различной этноконфессиональной среде;

- способностью анализа религиозной ситуации в изучаемой стране и регионе мира;

- способностью аргументированного научного объяснения элементов сходства и различия религиозных и конфессиональных институтов и процессов в государствах мира, обусловленных историческими закономерностями;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов 6 Семестр час.
Аудиторные занятия (всего)    
Занятия лекционного типа    
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.)    
Самостоятельная работа (всего)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экзамен

 

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Для очной формы обучения

 

Номер раздела Наименование раздела/темы Часов по учебной (рабочей) программе Самостоятельная работа обучающихся Отрабатываемые компетенции
Всего в учебном плане Аудиторная работа
Всего в том числе
Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия(всего/интеракт.
               
  Тема 1. Введение в дисциплину           ОК-3;
  Тема 2.Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов           ОК-3; ОПК-7;
  Тема 3.Особенности религиозно-политического взаимодействия в христианском мире           ОК-3;
  Тема 4. Религиозные конфликты на базе христианских вероучений           ОПК-7;
  Тема 5. Католицизм в международных отношениях на современном этапе           ОПК-7;
  Тема 6. Сосуществование представителей христианских конфессий и иудаизма. Исторический и современный аспект.           ОК-3;
  Тема 7. Современный протестантизм в международных отношениях           ОПК-7;
  Тема 8. Роль религиозного фактора в развитии североамериканского общества           ОК-3; ОПК-7;
  Тема 9. Особенности мировоззрения традиционного ислама. Ислам как религия и образ жизни           ОК-3;
  Тема 10. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры           ОК-3;
  Тема 11. Ислам в регионах современного мира. Исламский фундаментализм           ОК-3; ОПК-7;
  Тема 12. Роль религиозного фактора в «горячих точках» Евразии: Ольстер,Балканы, Ближний Восток           ОПК-7;
  Тема 13. Арабо-израильские конфликты в контексте современных международных отношений           ОПК-7;
  Тема 14. Этноконфессиональные и межконфессиональные аспекты политического процесса в России: традиции и современность           ОПК-7;
  Тема 15. Ислам, христианство и политика России на Северном Кавказе           ОК-3;
  Тема 16. Религиозный фактор в политических процессах центральной, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона           ОПК-7;
  Тема 17. Этноконфессиональные конфликты стран Центральной Азии           ОПК-7;
  Тема 18. Этноконфессиональные конфликты стран Дальнего Востока           ОПК-7;
  Всего            

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1 Введение в дисциплину

Общая характеристика религиозной ситуации в современном мире.

Важнейшие современные конфессии: количественный анализ. Основные особенности христианства, краткая характеристика его важнейших направлений. Основные особенности ислама, краткая характеристика его важнейших направлений. Современные международные религиозные организации и объединения: общая характеристика. Религия и политика в современном мире. Религия и общество. Религия и культура. Религия и национализм.

Тема 2. Особенности современных конфликтов, роль этнического и религиозного факторов

Характерные особенности конфликтов эпохи «двухполюсного» мира, определяющее влияние соперничества двух великих держав.

Изменения в мировой политической обстановке в связи с окончанием «холодной войны». Повышение удельного веса внутри- и межгосударственных конфликтов на основе этнополитических, этнотерриториальных и религиозных противоречий. Проблемы соотношения принципов территориальной целостности государства и права наций на самоопределение. Движущие силы современных конфликтов, мотивация их участников и способы мобилизации. Сложности урегулирования. Типология современных конфликтов.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.