Акт идеации (способность выделять смысл: то есть понимать, что есть не этот конкретный «стол», а столы вообще) и акт опредмечивания (способность разделения предметов в мире) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Акт идеации (способность выделять смысл: то есть понимать, что есть не этот конкретный «стол», а столы вообще) и акт опредмечивания (способность разделения предметов в мире)

2017-10-09 210
Акт идеации (способность выделять смысл: то есть понимать, что есть не этот конкретный «стол», а столы вообще) и акт опредмечивания (способность разделения предметов в мире) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основание субъективного дискурса – негативность (Кожев)

Человек самоутверждается через негативность, через то, что говорит «Нет» (Кожев)

 

 

13. Специфика актов идеации и опредмечивания (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)

 

лучше всего начать со специфически духовного акта, акта идеации. Это акт, полностью отличный от всякого технического интеллекта. Проблема интеллекта была бы, например, такая: у меня сейчас болит рука, как возникла эта боль, как ее снять? Соответственно, установить это должна была бы позитивная наука. Но ту же самую боль я могу рассматривать и как пример того чрезвычайно редкого и удивительного сущностного обстоятельства, что мир этот вообще запятнан болью, злом и страданием. Тогда я спрошу иначе: что же такое, собственно, сама боль, помимо того, что она здесь и теперь у меня — и каким должно быть основание вещей, чтобы было возможно нечто подобное — «боль вообще»? Величественный пример такого идеирующего акта дает история обращения Будды. Принц видит одного бедняка, одного больного, одного умершего, до этого же во дворце отца он много лет был лишен отрицательных впечатлений; но он сразу постигает эти три случайных, «здесь-и-теперь-так-сущих» факта как простые примеры постижимого в них сущностного свойства мира. Декарт на кусочке воска пытался понять, что такое essentia [20*] тела. Это именно те вопросы, которые ставит себе дух как таковой. Самые впечатляющие примеры вопросов такого рода дает математика. Человек способен отделить троичность как «количество» трех вещей от этих вещей и оперировать с «числом» «три» как самостоятельным предметом согласно внутреннему закону порождения ряда таких предметов. Животное не способно ни на что подобное. Таким образом, идеация означает постижение сущностныхформ построения мира на одном примере соответствующей сущностной сферы, независимо от числа совершаемых нами наблюдений и от индуктивных заключений. Знание, которое мы получаем таким образом, имеет силу в бесконечной всеобщости — для всех возможных вещей этой сущности, совершенно независимо от наших случайных чувств и вида и меры их возбудимости [21*]. Знания, которые мы получаем таким образом, имеют силу за пределами нашего чувственного опыта. На школьном языке мы называем их «a priori».

Опредмечивание

Сочетание взаимоисключающих идей сказалось, в частности, на шелеровской трактовке природы человеческой личности. Шелер отмечал и признавал значение позитивных конкретных наук для познания человека. Он говорит о «тесной кооперации», об «упорядоченном дополнении», о связи и союзе, предполагая, что конкретное знание послужит основанием для антропологии. Любовь и господство провозглашаются им одинаково существенными и необходимыми. Но это нисколько не изменяет изначального теистического понимания личности, не приводит к желаемому ее синтетическому видению. Научное и религиозно-метафизическое понимание неизбежно обнаруживают свою несовместимость. Так случилось и с Шелером. Если сопоставить исходный образ человека с научными данными о нем, то остается все та же августинианская персона — личность как непостижимая тайна, не фиксируемое и не укорененное ни в какой предметности начало всех начал. Чтобы составить действительное представление о личности, говорит Шелер, необходимо отвлечься от конкретного знания о ней, отбросить все, что в ней может стать предметом, и только тогда мы придем к тому первоисточнику, из которого исходят все акты. Личность есть центр актов, она некая целостность, которая является условием каждого акта. Личность, согласно Шелеру, есть такая сущность, которая может быть дана и понята в непосредственном созерцании. Опредмечивая все, она сама не является предметом и не может быть предметом. Личность — коррелят всякой предметности. Ее действительность в ее актах, она не дана, не представлена ни в какой сколько-нибудь завершенной и конкретно данной структуре, а постоянно проектирует себя. Личность нельзя познать, к ней можно прийти и понять ее, лишь соосуществляя ее акты. Путем же к такому соосуществлению, по мнению Шелера, является любовь, лишь она позволяет из слов и поступков вычитать внутренние сущностные черти личности. Любовь к личности всегда есть нечто большее, нежели любовь ко всем ценностям, которые она осуществляет.

 

14. Дух как субстанция и Дух как субъект. Субъект и сознание смертности (по работе А.Кожева «Идея смерти в философии Гегеля»)

 

Гегель противопостовляет свою философия всем предыдущим философам, так как они рассуждали исключительно о понятии «Субстанция», забывая о том, что есть еще «Субъект». Поэтому Дух как субстанция воспринимается Гегелем как архаичный вариант (т.е. как абсолют).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.