Юридическое завершение раскола — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Юридическое завершение раскола

2017-10-09 185
Юридическое завершение раскола 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первой половине XI в. Константинопольскую кафедру занимал Михаил Керулларий; человек по твердости своего характе­ра повторивший Фотия. На Римской кафедре был папа Лев IX, цер­ковная политика которого направлялась поборником папского гла­венства Григорием Гильдебрандтом. Столкновение между папой и патриархом произошло в связи со следующими обстоятельствами.

В южной Италии, Калабрии, Апулии и на о. Сицилии находи­лись владения, принадлежащие византийскому императору. В них проживали колонисты греки, Церкви находились в юрисдикции Константинопольского патриархата. Михаил Керулларий зорко сле­дил за охранением чистоты православия в италийских колониях.

По инициативе латинян распространялись их обряды, особенно совершение Евхаристии на опресноках, что происходило и в самом Константинополе. Возмущенный этим, патриарх закрыл ла­тинские монастыри в Константинополе, а в Италию на имя подвластного ему епископа Иоанна Транийского (в Апулии) направил послание с обличением некоторых отступлений Римской Церкви от Восточной. Особенное внимание в послании обращено было на упот­ребление в Западной Церкви опресноков. Это послание вызвало оживленный спор между Востоком и Западом, как по поводу опресноков, так и по поводу других разногласий. Литература того вре­мени содержит много полемических сочинений на эту тему.

Папа Лев крайне был возмущен посланием патриарха. На не­го он ответил высокомерным посланием патриарху, упрекая его в «несказанной дерзости” учить Римскую Церковь. Опираясь на подложную грамоту Константина Великого, папа авторитет римс­кого первосвященника ставит на такую высоту; о которой не мечтали даже его предшественники. С его точки зрения папы не только верховные первосвященники, но и земные владыки. Но с таким тоном и сентециями папских посланий православный Восток был знаком, это не было для него сенсацией. Однако постоянная угроза греческим колониям в Италии со стороны норманнов выну­дила византийского императора искать союза с папой, который сам страдал от их нашествий. Казалось было, общий враг должен был объединить стороны, но гордыня Рима помешала этому. Для личных переговоров от папы в Константинополь прибыло посоль­ство, которое также преследовало цель примирить патриарха и папу. Тон писем был обычный, лейтмотив требований тот же: аб­солютная власть папы.

Поведение послов было вызывающим, они держались как хозяева в Константинопольской Церкви. Во главе посольства стоял кардинал Гумберт, интриган, фанатик папского всевластия. Он с подчеркнутым высокомерием относился во время встречи к патриарху Керулларию, обращался с ним, как с подчиненным себе епископом. Бестактность и высокомерие папских легатов обнару­жились при первом представлении патриарху. Патриарх принял легатов, окруженный митрополитами и епископами. Он рассчитывал, что представители палы займут место в ряду епископов и отдадут должную честь патриарху. Но легаты вошли в собрание с величественной гордостью представителей вселенского повелителя, не соч­тя нужным даже поклониться патриарху. Они рассчитывали; что им будет предоставлено председательство на соборе. Когда же пат­риарх указал им место в ряду епископов, то они высокомерно вру­чили ему папское письмо, и не сказав ни слова, вышли из собра­ния.

Оскорбленный таким поведением легатов и не желая делать никаких уступок прнтязательству Рима, Михаил Керулларий от­казался в дальнейшем вести переговоры с легатами. Император, преследуя политические цели, пытался сгладить остроту отноше­ний между легатами и патриархом. Он относился к ним с необы­чайной любезностью и предупредительностью, конфисковал поле­мические сочинения, направленные против Римской Церкви. Но им было мало внимания императора, так как они желали видеть скло­ненную голову патриарха.

Раздраженные его твердостью, легаты пошли на акцию беспрецедентного характера. 16-го июля 1054 года они положили во время богослужения на престоле Софийского собора в Констан­тинополе отлучительную грамоту на Константинопольскую Церковь. При выходе из храма легаты отрясли пыль со своей обуви и громко сказали: «Господь да судит вас». По прямому смыслу грамоты отлучение касалось патриарха и его сообщников, но косвенно касалось всей Восточной Церкви. Составленный на ла­тинском языке документ, положенный на святое место в храме, вызвал бурю негодования в Константинопольской Церкви.

24 июля 1054 года Михаил Керулларий собрал собор в Софии и произнес осуждение на Римскую Церковь и анафему на папских легатов. Определение собора было доведено до сведения всех восточных патриархов, которые и приняли решение о полном раз­рыве в каноническом и евхаристическом общении с Римо-Католи­ческой Церковью.

Факт разделения свершился. После ухода Керуллария на покой (1054 г.), при Иоанне I Комнине, не произошло никаких изменение между Римом и Константинополем.

После нашествия в 1204 году крестоносцев на Константино­поль и совершенный ими погром православных святынь разделение 1054 года еще больше обострило отношение Церквей.

И только спустя девять веков, благодаря экуменическим связям, поставлена задача воссоединения Церквей, и в первую очередь, восстановления единства между Православной и Римо-Католической Церквами. Через обмен заявлений от 7 декабря 1965 года в соборе св.Петра в Риме и в патриаршем Георгиевском соборе в Константинополе покойный патриарх Афинагор и покойный папа Павел VI сняли анафемы, произнесенные 16 и 24 июня 1054 года, способствовавшие второй фазе разделения, и в конечном итоге, т.н. «великой схизмы». В этом заглавии главы Церквей подчеркнули, что этот акт взаимного прощения не может поло­жить конец древним традиционным различиям между Римско-Католической и Православной Церквами, которые могут быть пре­одолены лишь при действии Святого Духа, благодатного очищения сердец, преодоления исторической неправды, а также через благоизволение активно достигнуть общего выражения и соглашения веры и ее запросов.


[1] Центром развития этой школы была сначала Низибия. Но когда Низибия отошла к персам (363 г.), школа перенесена была в Эдессу. Этим и объясняется ее двойное название в истории.

 

[2] В письмах этого рода язык Пелусиота отличается особенной силой. "Тебе уже много лет,- писал Исидор одному престарелому монаху Пелагию,- однако все еще имеешь неугомонную мысль, из одной обители переходя в другую и во всякой пробуя, какова трапеза. Поэтому если занимает тебя запах жирных яств и вкусное приготовление лакомых снедей, то лучше уже ласкайся к людям чиновным и обнюхивай в городах кухонные очаги, потому что пустынники не в состоянии угощать тебя так роскошно" (Письмо 314).

[3] Исследователи сомневаются в авторской принадлежности "Номоканона" Фотию.

[4] Его отношение к церковной власти лучше всего характеризуют следующие факты. "Я сам обвинитель Афанасия", говорил он на Миланском соборе 355 г., добиваясь, вопреки церковным правилам, осуждения отсутствующего Александрийского епископа. "Моя воля для вас правило. Или повинуйтесь моему требованию, или я пошлю вас в ссылку". Его отношение к церковной власти лучше всего характеризуют следующие факты. "Я сам обвинитель Афанасия", говорил он на Миланском соборе 355 г., добиваясь, вопреки церковным правилам, осуждения отсутствующего Александрийского епископа. "Моя воля для вас правило. Или повинуйтесь моему требованию, или я пошлю вас в ссылку".

[5] Дионисий первый ввел летоисчисление от Рождества Христова. Кроме-того, он составил сборник определения пап "Декреталии", от папы Сириция (385-398 гг.) до Анастасия (496)

[П1]23.09.2015

[П2]Конец урока 15.10.2015

[П3]Напутано с Иаковом Праведным

[П4]Конец урока 29.10.2015

[П5]Конец урока 5.11.2015 До 64 стр. по Смирнву.

[П6]Конец урока 19.11.2015

[П7]Конец крока 24.12.2015

[П8]Конец урока 31.12.2016

[АК9]Конец урока 21.01. 2016

[АК10]Конец урока 28.01.2016

[КАВ11]Конец урока 4.02.2016

[КАВ12]Конец урока 11.02.2016


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.