Св. Иоанн Златоуст (347-407гг. ) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Св. Иоанн Златоуст (347-407гг. )

2017-10-09 218
Св. Иоанн Златоуст (347-407гг. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он был одним из лучших и выдающихся представителей Антиохийской школы, чуждый ее крайностей. Родился в Антиохии, первоначальное воспитание получил под руководством своей благочестивой матери Анфусы. Светские науки, особенно красноречие, изучил под руководством Ливадия, а изъяснение Священного Писания у учителя Антиохийской школы пресвитера. Почувствовав призвание к иноческой жизни, Иоанн удалился к пустынникам и проводил с ними подвижническую жизнь. В 386 году он был поставлен пресвитером Антиохийской: Церкви и в этом сане ревностно проповедовал слово Божие, не оставляя в то же время аскетической жизни. Его простые, общедоступные беседы стяжали ему славу великого проповедника. В 397 году по желанию императора Аркадия за святость жизни и красноречие он был избран архиепископом Константинопольским. В новом сане он посвятил себя всего на служение Церкви и своей пастве: исправлял нравы клира, постоянно учил народ, заботился о бедных, больных и всех вообще страждущих и притесняемых. Своей, деятельностью, полной апостольской любви и ревности по вере и благочестию, св. Иоанн Златоуст завоевал в Константинополе всеобщее распо­ложение и обрел много почитателей. Однако своими заботами об исправлении нравов константинопольского клира, привыкшего к богатству и роскоши, он создал себе оппозицию из духовенства, куда входило несколько епископов Константинопольского округа. К ней примыкала константинопольская знать, недовольная его проповедями против роскоши и зрелищ. Наконец, против него была сама императрица Евдоксия, которой враги Златоуста донесли, будто бы в проповедях против роскоши он обличал именно ее.

Ситуацию обострило дело монахов Нитрийской пустыни, в котором активное участие приняли Иоанн Златоуст и Александрийский епископ Феофил. Однако подход к нему последних участников был разный. Еще бы! Иоанн Златоуст представлял собой образ благочестивого миролюба, Феофил - образ гордыни и властолюбия. Преследуя монахов Нитрийской пустыни за оригеновское направление, Феофил разорил их кельи и изгнал из Египта, забыв, вероятно, о том, что когда-то был почитателем Оригена.

Нитрийские монахи прибыли в Константинополь под покровительство Иоанна Златоуста, который принял их, как требует христианская любовь. В этом проявилось его искусство дипломата. Не допуская монахов в церковное общество, он занял гибкую позицию «ни за, ни против», ходатайствуя перед Феофилом о их прощении.

Феофил пришел в ярость, узнав о «новом крове» нитрийских монахов. Ярость епископа усилили слух, что нитрийские монахи находятся в церковном общении со Златоустом. Тем временем, гонимые судьбой монахи добились аудиенции у императора Аркадия и просили санкционировать рассмотрение их дела столичным епископом. Таким образом, Феофил превращался в ответчика, монахи - в истцов, а Златоуст становился судьей. Феофил развернул конфликт в ином направлении.

В 403 году в Халкидоне (под Дубом) собрался собор, который представлял собой оппозицию из знати и епископов Константинопольского округа, где главенствующее положение занял на нем Феофил. Обвинение в адрес Златоуста представляло стряпню из жалоб недовольных и разжалованных им клириков, которая в итоге сводилась к обвинению в оригенизме и оскорблении царского величества.

Оппозиция ликовала. Император Аркадий под влиянием Евдоксии и придворной партии утвердил решение собора, а Иоанна отправил в ссылку. Резюме этой вакханалии дал современник Златоуста, Епифаний, который уехал с «суда нечестивых» до его окончания, сказав: «Оставляю вам столицу, двор и лицемерие».

Но Златоусту предстояло новое испытание. Возмущенный народ потребовал его возвращения. Случившееся землетрясение усугубило тревожную обстановку. Евдоксия решила, что Златоуста следует оставить в Константинополе. Но это был маневр. Создалась новая ситуация в положении религиозного деятеля. Собор в Халкидоне не разъехался, Феофил уехал на свою кафедру. Златоуст торжественно въехал в Константинополь и по просьбе императора и народа занял также свою кафедру. Следует полагать, что политические силы как бы уравновесились. Однако, следует учитывать, что равнодействующей этих сил не был сам Златоуст, а собор в Халкидоне, что сыграло свою роль в финале его судьбы. Очевидно, оппозиция ждала удобного случая, чтобы довести свое дело до логического конца, а он представился.

В одной из своих проповедей Златоуст назвал Евдоксию, статуя которой была воздвигнута неподалеку от кафедрального собора

Ни один из церковных писателей с такой ясностью и простотой и в то же время с такой силой слова не изъяснял христианских истин, как это делал Златоуст. Сила его ораторского таланта наложила свой отпечаток на все творения Златоуста, но особенно она выразилась в его беседах.

До нашего времени сохранилось более 800 его бесед и слов. Ритора Ливания приводили в удивление беседы Златоуста, он изумлялся красоте языка Златоуста, силе ого мыслей и обилию доводов. Действительно, изобретательность и плодовитость Златоуста были изумительны.

Об одном и том же предмете он мог говорить шесть, восемь бесед и каждый раз находил в нем новые стороны. Его беседы блещут новыми описаниями, меткими сравнениями и неожиданными противопоставлениями. При этом Златоуст с необыкновенным умением приспособлялся к состоянию своих слушателей, Он бичевал порок во всей его глубине. В образах и типах порочности его слушатели легко узнавали себя самих, и у них нередко возникало отвращение к той или другой страсти.

Но при строгости и смелости обличений, в его словах постоянно слышался голос любви к пастве, звавший их к покаянию, исправлению и спасению. С властным тоном проповедника у него соединялось чувство любящего отца к падшему сыну, с отвращением к греху - любовь к грешнику. «Не грешника преследую, - говорил он, - а грех. Сколько бы ни бранил меня, от чистого сердца говорю тебе: мир, ибо любовь отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее буду любим вами».

Отражая в своих проповедях жизнь современного ему общества во всей полноте, бичуя порочность в разнообразных формах ее проявления. Златоуст в то же время излагал сущность христианского вероучения.

Его проповеди составляют цельную систему нравственного богословия, сюда входят рассуждения: об отношениях людей в духе христианских требований, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении храма, о труде, как основе общественного благосостояния, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об отмене цирковых кровавых забав, об улучшении положения бедняков. Эти проповеди представляют собой классические страницы в христианский литературе. Кроме вероучительного и нравоучительного значения проповеди Златоуста имеют громадное общеисторическое значение. Они дают богатый материал для характеристики общественного и частного быта и нравов того времени.

Кроме бесед, раскрытию нравственного христианского учения Златоуст посвятил целые трактаты в форме слов и увещеваний к разным лицам. Самым лучшим из таких произведений Златоуста считается его трактат «Шесть слов о священстве», имеющий специальное назначение для пастырей Церкви.

В этом сочинении развиты мысли о высоком назначении священника в христианской Церкви, показан идеал истинного пастыря, указываются интеллектуальные способности и нравственные качества, какими должен обладать пастырь, а равно и те трудности, с которыми он иногда должен бороться в своем служении. По силе и глубине мыслей и изяществу языка это сочинение не имеет себе равного в церковной древности.

Приступая к изъяснению какой либо священной книги Златоуст дает сведения об ее авторе, и времени, месте и цели написания.

В раскрытии смысла Священного Писания он пользуется историческими и археологическими данными, стремится восстановить ту историческую обстановку, при которой эта книга была написана.

Иоанн Златоуст был всегда верен духу церковного Предания, и те места Священного Писания, буквальное понимание которых противоречило общему смыслу Священного Писания, он истолковывал аллегорически.

Выдающееся положение занимает Златоуст и как толкователь Священного Писания. От него остались толкования на книги Ветхого и Нового Заветов. (Из ветхозаветных книг на книгу Бытия (67 бесед), на 36 псалмов (до 60 бесед), на 8 глав книги пророка Исаии, отрывки на книги пророков Даниила, Иезекииля и Иова; из новозаветных: на евангелистов Матфея, Иоанна, книгу Деяний Апостолов и 14 посланий апостола Павла). По своей структуре каждая из его истолковательных бесед, обыкновенно состоит из двух частей:

объяснения слов Писания

нравственных выводов применительно к состоянию слушателей.

В своих толкованиях Златоуст был чужд крайностей экзегеза современных ему богословских школ. Он избегал как грубо-чувственного буквализма в понимании текста Писания, так и произвольного аллегоризма.

Основательное знание греческого языка, как по его форме, так и духу, глубокое проникновение в сам характер новозаветного откровения делали Златоуста образцовым толкователем Нового Завета на все времена.

Св. Исидор Пелусиот сказал о беседах Златоуста на послание к Римлянам: «Если бы Богомудрый Павел избрал аттический язык для объяснения самого себя, то не иначе протолковал бы, как и сей достославный муж».

Догматических сочинений полемического характера у Златоуста немного. Сюда относятся его сочинения против еретиков - гностиков, манихеев, монтанистов, аномеев и др., а также «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Христос есть истинный Бог», «Двенадцать слов против аномеев (ариан), или о непостижимом». По глубине мыслей, по силе красноречия и одушевления эти слова принадлежат к лучшим произведениям Златоуста.

Наконец, Златоусту принадлежит литургия, носящая его имя. Нужно отметить значительное количество писем Златоуста (240), большая часть которых написана в изгнании. В них Святитель проявляет трогательную заботу и попечение о тех, кто поддерживал с ним духовную связь.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.