Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи

2017-10-07 477
Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из-за большей зрелости «Я» подросток лучше способен совладать с приобретенным пониманием конечности жизни. В отличие от малень­кого ребенка, он не так сильно зависит от матери и отца. Он постепен­но утрачивает эмоциональные связи с родителями, у него возникают привязанности к сверстникам и ко взрослым за пределами семьи. Од­нако ошибочно думать, что отношение к потере определяется только хронологическим возрастом.

X. Дейч (1967) указывает на то, что у подростка в процессе форми­рования идентичности возникает много более или менее тяжелых от­клонений. Общее расстройство идентичности и чувство недостаточ­ности единства «Я» достигает наивысшей степени в болезненном воп­росе подростка — «Кто Я?»

В течение этой возрастной фазы при ее нарушении может повто­риться одна из ранних фаз, оживиться неразрешенные конфликты и остановиться развитие.

Подростковые реакции и преодоление трудностей крайне разнооб­разны, они носят индивидуальный характер. Часто только во время кри­тических ситуаций возможно наблюдать приспособление и оценить, как хорошо «Я» может справляться с тревогой. Потеря родителя, брата или сестры не может автоматически привести к заболеванию. Степень воз­действия утраты близкого на психологическое развитие подростка оп­ределяется завершением формирования влечений, качеством отноше­ний с окружающими и степенью зрелости «Я», достигнутой к моменту смерти члена семьи. Потеря объекта любви, не являясь болезненной, может стать ядром, вокруг которого организуются ранние конфликты и латентные патогенные элементы (Лауфер М., 1970).

У подростков нередко возникают условия для суицидального пове­дения. Иллюстрацией может быть случай, представленный М. Д. Варне (1978).

ПРИМЕР 29_____________________________________Женя, 15 лет

Совершила попытку самоубийства спустя 4 месяца после смерти своего отца. Она была его любимым ребенком с раннего детства. Отец, будучи преступником, имел плохую репутацию в семье. Это еще больше сближа­ло его с дочерью. Она не преодолела привязанности к отцу и потому не получала удовлетворения от общения со сверстниками. Хотя она была предана своему отцу, она двойственно относилась к преступлениям отца, так как его поведение сказывалось на ее репутации в школе. После смер­ти родителя она очень по нему тосковала и желала воссоединиться с ним даже в смерти. Другим фактором, приведшим к самоубийству, была аг­рессия к отцу из-за своей идентификации с его преступным поведением и желанием наказать себя за это смертью. Непосредственно перед суици­дальной попыткой она высказала свою веру в бессмертие, что раньше не было частью ее мировоззрения и не соответствовало представлениям окружающих.

Знакомство с подростками, проявляющими возобновившийся ин­терес к бессмертию или сосредоточение на этой проблеме показывает, что их борьба с интенсивными тревогами приводит к одному из ост­рейших парадоксов жизни, когда на пороге взросления они чувствуют угрозу своему существованию. Предполагается, что может быть два пути преодоления этой специфической тревоги — либо реальные достиже­ния в жизни, либо уход в мир фантазий, т. е. или слава и бессмертие в земном смысле, или духовная жизнь.

Нормальный интерес к бессмертию, являющийся частью развития личности, может иногда служить защитой, помогая преодолеть ужас смерти, избежать печали и увековечить фантазии в физической нетлен­ности. Религиозный смысл этой проблемы обычно в этом вопросе не имеется в виду. Большая значимость смерти в жизни подростка может привести его к суицидальным мыслям, в особенности если он нега­тивно относится к возможности духовной жизни.

Другой нормальный процесс психологического развития — форми­рование устойчивой личностной идентичности — может быть разру­шено, если подростку не удается дифференцировать себя с тем, кто умер. Во время этого периода группа в целом и сверстники в отдельно­сти играют большую роль. Либо подросток будет идентифицировать себя со здоровыми и более зрелыми членами группы, либо временно будет идентифицировать себя с больными, что всегда является возмож­ным риском и зависит от многих факторов — его понимания реально­сти, силы его «Я» и уровня тревоги.

Нередко подростки имитируют и идентифицируют себя с лицами ближайшего окружения. Это особенно существенно, когда идентифи­кация происходит с тем, кто умер. Слишком тесная идентификация может привести к суицидальным попыткам. П. Блос (1967) отметил, что в возрасте начала полового созревания группа, в которой находит­ся подросток, служит поддержкой для тех, у кого имеются недостатки, в особенности если это относится к телесному образу. Чтобы преодо­леть связанную с этим тревогу, подросток часто ставит себя в опасные ситуации так, как будто он проверяет себя, свое тело, из-за которого он обеспокоен. Подростки очень нуждаются в эмоциональной поддер­жке и возможности словесно выразить свою озабоченность так, чтобы неправильные представления о смерти могли быть откорректированы. В этом часто помогают сверстники и (или) взрослые, связанные с груп­пой, — учителя, священники и лидеры молодежи. Большинство под­ростков имеют лучшие возможности по совладанию с переживаниями смерти близкого человека в сравнении с маленькими детьми. Они бо­лее способны преодолеть непосредственные трудности, связанные со смертью, переживать случившееся событие, отреагировать полностью и продолжать эмоциональную жизнь в соответствии с их зрелостью. Они играют более активную роль на похоронах и участвуют в помин­ках, помогают в таких мероприятиях, как сборы пожертвований на исследование и уничтожение определенных болезней. Их воспомина­ния и траур деятельны, они помогают им выжить и лучше справиться с горем.

Имеющиеся представления о реакциях детской психики на потерю близкого человека и наши собственные наблюдения позволяют выс­казать некоторые общие соображения.

Отношение ребенка к смерти родителя определяется многими фак­торами: завершением формирования у него понятия смерти, эмоцио­нальной зависимости от умершего, пола последнего, отсутствия или наличия поддержки других членов семьи, предшествующих психотрав-мирующих переживаний, степени зрелости личности ребенка и др.

Существуют обстоятельства, препятствующие возникновению ре­акции печали, нормальному ее течению, ее положительной роли в при­способлении к жизни без умершего родителя.

Потеря близкого человека может сказываться на состоянии психи­ки ребенка (подростка) непосредственно после случившегося или по прошествии времени. Это могут быть преходящие расстройства или стойкие изменения личности. Знание всех этих обстоятельств — необ­ходимое условие для предупреждения у детей тяжелых психических расстройств и помощи ребенку (подростков) непосредственно прсле смерти родителя и в течение значительного времени после утраты.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.