Дети со специфическими проблемами — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дети со специфическими проблемами

2017-10-09 319
Дети со специфическими проблемами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Почему дети со специфическими проблемами, такими, как диабет, умственная отсталость, глухота, повышенная возбудимость, сталкиваются с существенно большими эмоциональными и поведенческими трудностями? Ответ на этот вопрос чрезвычайно сложен. Объяснить, почему ребенок с любой из указанных проблем больше подвержен эмоциональному расстройству и нарушению поведения, в рамках этой небольшой книги невозможно. Однако некоторые замечания будут весьма кстати и помогут родителям таких детей. Речь снова пойдет о проявлении любви к нашим детям.

 

ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Сначала давайте посмотрим на общие вопросы проблемы восприятия. Что значит восприятие? Едва ли это легко объяснить! Но давайте попробуем. Это может означать доведение информации до сознания через чувства. Таким образом, трудность восприятия состоит в том, что полученная извне информация неточно передается в мозг. Следовательно, когда такая информация, как визуальные образы, звуки и прикосновения, передается в сознание ребенка, он не в состоянии правильно понять ее. Его представление об окружающем мире искажено, если имеет место нарушение восприятия каких-либо органов чувств.

Пользуясь этим широким и упрощенным определением проблем восприятия, мы можем увидеть, что оно охватывает многие специфические области. Ослабление зрения, проблемы слуха, некоторые неврологические заболевания и многие виды “неспособности к обучению” имеют одно общее следствие: каждый ребенок с любым из указанных нарушений имеет искаженное представление о своем окружении. Один или несколько каналов получения сигналов или информации дает искажения.

Вы видите, как важно учитывать этот фактор, не говоря уже о полной неспособности? Каждый способ выражения нашей любви к детям, которым мы располагаем, требует использования одного или нескольких каналов восприятия: зрительный контакт — восприятия зрительных органов, физический контакт — использования чувства осязания, которое само по себе чрезвычайно сложно, а безраздельное внимание требует концентрации всех чувств. Так что если у ребенка наблюдается заметное нарушение восприятия в любой из этих областей, понимание ребенком наших чувств, нашего отношения к нему тоже может быть искажено. Это создает дополнительные трудности для выражения любви такому ребенку.

Дети с проблемами восприятия имеют неадекватную самооценку именно потому, что им трудно почувствовать себя любимыми. И, как следствие, они становятся более подавленными по мере взросления. И часто страдают тяжелым эмоциональным расстройством и нарушением поведения, особенно в переходном возрасте.

Обычно дети, имеющие трудности восприятия, проявляют неспособность к обучению, они не справляются с учебной программой или отстают в чем-то другом по сравнению со своими сверстниками. В результате они постоянно испытывают унижение, ощущая негативную оценку своей личности. Даже в ситуациях, не связанных с оценкой их способностей, дети ощущают свою неполноценность. Когда ребенок приближается к подростковому возрасту, он все больше впадает в депрессию. Как правило, такие дети не выглядят подавленными, если только депрессия не коснулась самых глубин души. Обычно 12-14-летние подростки проявляют свою депрессию в неумении сосредоточиться в классе (ухудшается внимание и способность концентрироваться), что неизбежно ведет к снижению оценок. В результате в их душах поселяется суровая скука, плюс понижается интерес к полезной деятельности. На этой стадии подросток крайне несчастен.

Если скука не проходит, подросток в конце концов начинает совершать негативные поступки под влиянием своей депрессии и страданий. Девочка в таких обстоятельствах может стать весьма неразборчивой в знакомствах, применять наркотики, убегать из дома или как-то иначе проявлять антиобщественное поведение. Мальчик в такой ситуации аналогично склонен к насильственным действиям, таким, как кражи и драки. Итак, мы знаем, что у детей, имеющих трудности восприятия, непременно возникает чувство неполноценности, они живут с ощущением, что их не любят и не понимают, им кажется, что именно тому, в чем они больше всего нуждаются, не уделяется достаточного внимания. Вы уже догадались, о чем идет речь? Конечно, этим детям более всего необходимо чувствовать себя искренне и безусловно любимыми. Тогда им легче будет преодолевать свой физический недостаток.

Как это сделать? Так же, как и по отношению к другим детям. Но надо помнить при этом, что если восприятие таких детей искажено лишь в некоторых аспектах, то направлять свою любовь нужно, ориентируясь на здоровое восприятие других органов чувств. Таким детям почти всегда требуется больше ласки и других средств выражения любви, им нужно, чтобы любовь к ним выражалась наиболее непосредственным образом: просто, понятно и эмоционально насыщенно. Мы должны быть уверенными, что тепло нашего сердца доходит до их сердец. Наша любовь к таким детям должна быть сильной и очевидной.

 

ДРУГИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

У детей, имеющих хронические или длительные заболевания, также возникают проблемы с эмоциями и поведением. Это особенно касается заболеваний, требующих пристального наблюдения и постоянного внимания, таких, например, как детский диабет. Заболевание это тяжелое, забота о детях с таким заболеванием требует от родителей колоссального напряжения и огромных усилий, а также массу времени. И тогда, посвятив целиком свое внимание лечению болезни, легко просмотреть другие потребности ребенка. Именно это чаще всего происходит с эмоциональными потребностями таких детей. Заботливые родители, к примеру, так сосредоточиваются на дозировании инсулина, поддержании диеты, контроле сахара в крови и тому подобном, что эти необходимые процедуры вытесняют истинное выражение любви. Как ни важны эти медицинские заботы, они не заменяют безусловной любви, выражаемой физическим и зрительным контактами и безраздельным вниманием. По мере взросления, особенно в переходном возрасте, дети становятся все более озлобленными и обиженными на судьбу из-за своей болезни, а уже упомянутая подмена любви медицинским уходом вызывает обиду и на болезнь, и на родителей. Они становятся нерешительными, неприветливыми и непослушными, перестают признавать любые авторитеты. Они склонны к депрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хуже всего то, что они часто используют серьезность своего заболевания для того, чтобы бросить вызов своим родителям и выразить свой гнев и разочарование. Они могут это делать, принимая слишком большую дозу инсулина, съедая слишком много сладкого и т. д. Многие поистине убивают себя в знак протеста и неповиновения.

Конечно, есть и другие причины, усугубляющие разочарование и оказывающие разрушительное влияние болезни на этих детей. Мой опыт подсказывает, что есть две основные причины, по которым эти бедные дети чувствуют себя такими обиженными и становятся непослушными. Первая — та, что мы уже обсудили, т. е. подмена проявлений любви медицинскими процедурами. Вторая состоит в отсутствии твердости при определении границ дозволенного и в недостатке контроля со стороны родителей. Родители, возможно, делают это из лучших побуждений, жалея детей. Возможно, они чувствуют вину, страх или депрессию. Если родители не могут контролировать поведение таких детей так же, как они контролировали бы поведение здоровых детей, а именно, с достаточной твердостью, детям предоставляется возможность манипулировать действиями родителей, пользуясь родительским чувством жалости, пугая их тем, что состояние их может ухудшиться, и даже прибегая к прямым угрозам умереть от болезни, это особенно легко делать хронически больным детям.

Подобная картина может наблюдаться в определенной мере у любого ребенка, имеющего затяжное заболевание, недомогание или другие проблемы, например, астму, хронический бронхит, порок сердца, физическое уродство, умственную отсталость, припадки, нервные заболевания и даже неспособность к обучению. Этот список можно продолжить.

Итак, дорогие родители, если ваш ребенок имеет какой-нибудь физический недостаток или какие-либо хронические заболевания, не позволяйте себе уйти в эти проблемы так глубоко, чтобы забыть о самом ребенке. Ему нужна ваша безусловная любовь больше, чем что-либо другое. Гораздо больше, чем медицинский уход, независимо от того, насколько он необходим. Гораздо больше, чем лечение зубов, чем любые упражнения и медицинские меры. Самые необходимые составляющие в жизни вашего ребенка — это вы сами и ваша безусловная любовь к нему. Только с ней ваш ребенок сможет обрести силу и желание преодолеть трудности и нормально развиваться.

 

“КОЛЮЧИЙ” РЕБЕНОК

Я бы хотел рассказать, как помочь “колючему” ребенку, а значит, такому, который оказывает сопротивление проявлениям ласки.

Да, хотите верьте, хотите нет, но многие дети от природы (генетически) оказывают сопротивление естественным способам выражения любви и ласки. Они не идут на обмен взглядами, они не хотят, чтобы к ним прикасались, и им безразлично пристальное внимание.

Это может проявляться в различной степени. Некоторые дети оказывают слабое сопротивление, тогда как другие чувствуют себя весьма неуютно от проявлений любви. Есть дети, которые могут принимать один способ выражения любви и противиться другому. Каждый ребенок неповторим.

“Колючий” ребенок — это всегда загадка для своих родителей. Заботливые родители инстинктивно знают, что их ребенок нуждается в ласке и других формах общения, но, когда они пытаются удовлетворить эту потребность, ребенок находит бесчисленное количество способов избежать проявлении любви. Многие родители в конце концов приходят к решению: “Пусть будет так, как хочет ребенок”. Они делают заключение, что их ребенок не нуждается в их внимании, любви и нежности. Это грубая ошибка!

Даже крайне “колючий” ребенок нуждается во всем том, о чем мы говорили, обсуждая тему безусловной любви. Однако, поскольку он чувствует себя неловко, испытывая на себе ее проявления, мы, родители, должны помочь этому ребенку постепенно избавиться от чувства неловкости. Начнем <; характеристики пяти периодов, в которые ребенок способен принять нашу ласку и любовь.

Во время таких периодов сопротивление ребенка ослаблено и он способен к близкому общению на эмоциональном уровне. Конечно, каждый ребенок индивидуален и у каждого свои периоды, в которые он становится наиболее восприимчив к проявлениям любви. Обязанность родителей знать, когда их ребенок наиболее расположен к ласке и другим проявлениям любви.

Первый такой период, который я хотел бы упомянуть, - это время, когда ребенок сталкивается с чем-либо смешным. Например, ребенок может смотреть телевизор и увидеть забавную передачу. В такой момент родители имеют возможность посмотреть ему в глаза, пойти на физический контакт, уделить ему безраздельное внимание, комментируя попутно смешной сюжет. Родители должны действовать быстро, потому что сопротивление “колючего” ребенка ослабевает весьма ненадолго. Мы должны буквально совершить набег “туда и обратно”, иначе ребенок в будущем может воспротивиться подобной тактике.

Второй период, когда ребенок восприимчив к ласке, — это время, когда он завершил что-либо, чем справедливо может гордиться. Это должен быть не какой-нибудь пустяк. Завершение дела должно давать ребенку чувство удовлетворения. В такие моменты родители могут установить зрительный и физический контакты (а если это уместно, то и оказать безраздельное внимание), одновременно похвалив ребенка. И опять мы должны быть начеку, чтобы не перестараться, не затягивая особенно этот момент, а только “туда и обратно”.

Третий период может наступить в то время, когда ребенок физически нездоров. Ребенок может быть болен или травмирован, и его восприимчивость в это время в какой-то мере непредсказуема. Тогда надо действовать. Иногда болезнь или боль могут усиливать способность воспринимать ласку, а иногда наоборот, его сопротивление увеличивается. Мы, родители, должны постоянно быть начеку, чтобы использовать возможность выразить нашу любовь в то время, когда ребенок нездоров или поранился. Ребенок всегда сохранит в памяти эти особые моменты.

Четвертый период может наступить, когда ребенок задет эмоционально. Это часто бывает после конфликтов со сверстниками, когда те проявляют несправедливость по отношению к нему. В такие моменты эмоциональных огорчений многие “колючие” дети бывают восприимчивы к проявлениям любви.

Выбор пятого периода зависит от предшествующего опыта в отношении данного ребенка. Например, один ребенок может связать приятные ощущения и придавать большое значение длительным прогулкам, другой — времени, когда он ложиться спать и когда родители читают ему книгу, разговаривают или молятся с ним. В таком состоянии ребенок, естественно, будет более восприимчив к проявлениям любви. Вот почему правильный выбор типичных моментов, вызывающих у ребенка положительные эмоции, очень важен, и первый шаг приносит пользу как родителям, так и ребенку. К примеру, церемония отхода ко сну может стать очень полезным времяпрепровождением.

Если сказать кратко, то все дети нуждаются в естественных проявлениях любви: в зрительном и физическом контактах, в безраздельном внимании. Если ребенок не получает достаточного количества любви, мы должны приложить все силы, чтобы узнать, почему так получилось, и исправить ситуацию.

ГЛАВА 13

Духовная помощь ребенку

У современных подростков самое сильное неудовольствие вызывает тот факт, что родители не могут показать детям моральные и этические нормы, которыми они могли бы руководствоваться в жизни. Свое недовольство они выражают по-разному. Одни подростки утверждают, что им необходим “смысл жизни”. Другие хотят иметь “образец для подражания”. Третьи мечущиеся души мечтают о “руководстве свыше”, о чем-нибудь, на что “можно опереться” или что “научит его жить”.

Подобные крики о помощи исходят не от нескольких несчастных, неудовлетворенных подростков. Подавляющее большинство выражает этим свою тоску. Они в растерянности. Весьма нелегко встретить в наши дни молодого человека, которому было бы все ясно в вопросах о смысле жизни, который гармонично вписался бы в этот мир и имел бы представление о том, как жить в этом непонятном, изменяющемся и пугающем мире.

Ребенок в первую очередь от родителей ждет помощи в этом плане. Найдет ли он у них то, что ему нужно, зависит от двух условий. Первое — если родители сами имеют ответы на эти вопросы. Второе — если ребенок отождествляет себя со своими родителями настолько, что в состоянии принять родительскую систему ценностей. Для ребенка, который не чувствует себя любимым, это весьма трудно.

 

ПЕРВОЕ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

Давайте обратимся к первому самому важному условию, которое необходимо обеспечить ребенку, ищущему смысл жизни. Мы, родители, должны иметь фундамент, на котором базируется наша собственная жизнь и который может выдержать испытание временем. Нечто такое, что будет поддерживать нас во все периоды нашей жизни: в переходный период, в ранней молодости, в зрелые годы, в старости, в кризисных семейных ситуациях и особенно в этом меняющемся обществе, в котором духовные ценности так быстро разрушаются. Мы, родители, должны, между прочим, иметь такой основательный фундамент, на который можно опереться в жизни и который можно передать ребенку. По моему мнению, это самое ценное сокровище, которое мы можем оставить в наследство нашим детям.

Чем же необходимо обладать, чтобы придать смысл жизни и что можно было бы передать нашим потомкам? Многие пытались ответить на этот вопрос, начиная с древнейших цивилизаций, но лишь немногие нашли ответ. Философы мучились над этими вопросами на протяжении столетий; время от времени великие дипломаты слегка рассеивали сомнения; правители даже сейчас заявляют, что знают ответы, но их тщательно разработанные законодательства лишь делают людей еще более зависимыми от правительственного контроля, оставляя их сердца пустыми и страждущими, как и раньше; в области психического здоровья предлагается помощь по эмоциональным проблемам, расстройствам рассудка, психофизиологическим расстройствам, проблемам адаптации и супружеской несовместимости и еще многое другое...


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.