Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств

2017-10-07 512
Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Снижение распространения инфекционных заболеваний и усиле­ние роли психосоциальных факторов в нарушении здоровья, а также рост числа болезней адаптации (психосоматических расстройств) уси­лили интерес к этой патологии. Первоначально это привело к выделе­нию психосоматических заболеваний, происхождение которых напря­мую связывалось с психологическими трудностями (гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, астма, язвенная бо­лезнь желудка, язвенный колит). В дальнейшем однолинейная жесткая модель была отвергнута в связи с тем, что в возникновении каждого психосоматического расстройства принимают участие эмоционально-личностные, социально-психологические, генетические и другие био­логические факторы. Такая открытая многофакторная модель факти­чески привела к необходимости считать, что в происхождении всех соматических заболеваний участвуют (в разных соотношениях) все перечисленные факторы. В настоящее время психосоматическими рас­стройствами можно условно называть такие соматические заболева­ния, в происхождении, симптоматике, течении и исходе которых боль­ше, чем при других болезнях, участвуют психосоциальные вредности.

Распространенность этих психосоматических расстройств в детском возрасте значительно и постоянно увеличивается. В амбулаторной прак­тике от 9,3 до 40% детей обнаруживают «психосоматические расстрой­ства» (Brautigam W, 1984). До 40% детей, наблюдаемых педиатрами, не имеют никакой органической патологии, хотя и страдают соматически­ми расстройствами. У1 из 7 встречаются головные боли, у 1 из 9 — боли в животе, у 1 из 25 — боли в конечностях. Эти величины варьируются в зависимости от уровня культуры, социального окружения, семейной структуры и особенностей воспитания (Apley J., 1979). При этом не все педиатры хорошо знакомы с описываемыми расстройствами, хотя и тра­тят на них до четверти своего рабочего времени (Yamashita E, 1986).

Вегетососудистая дистония наблюдается у 50-75% детей с неинфек­ционной патологией (Белоконь Н. А. с сотр., 1987). Бронхиальная аст­ма отмечена у 1-2% детей, страдающих заболеваниями дыхательной системы (Jochmus J., Schmitt G. M., 1986). Язвенная болезнь диагно­стирована у 1,3% детей, поступивших в больницы (Strank P., 1980). Пси­хической анорексией страдает около 1% девушек 16—18 лет (Crisp A., 1979). За последние годы отмечается значительный рост числа этих и других заболеваний, в этиологии которых существенную роль играют психогенные факторы. Например, число детей, больных бронхиаль­ной астмой, с 1961 по 1981 г. возросло втрое (Gergen P. J., 1980). За по­следние 10 лет с 75 до 110 на 1 тысячу обследованных детей увеличи­лось число больных с хроническими расстройствами желудочно-ки­шечного тракта (Мазурин А. В. с сотр., 1989).

При большой распространенности этих расстройств у детей, мы еще не знаем всех неблагоприятно действующих психосоциальных факто­ров и их роль в возникновении этих расстройств в данном возрасте.

Детскому врачу и психологу в выявлении этих факторов могут по­мочь приводимые в данной главе соображения. Необходимо учитывать, что ребенок существенно отличается от взрослого. Дети — не упрощен­ная копия взрослых с ограниченными способностями, наивностью, вну­шаемостью и безгрешностью. У них не так тонко развита интеллекту­альная сфера, но они крайне чувствительны к обстоятельствам жизни и разумность их переживаний соответствует развитию. Трудности подра­стающего поколения, как правило, не в их внушаемости, а в неправиль­ном понимании происходящего с ними или вокруг них. Особенность детей заключается также в том, что они находятся в полной зависимос­ти от родителей, удовлетворяющих все их потребности. Когда же роди­тели оказываются не способными удовлетворять появляющиеся с воз­растом нужды, между ними возникает тревожное напряжение. Ребенок при этом связывает возникшие в семье трудности с собственными про­винностями, отчего постоянно испытывает чувство вины и тревоги.

Так как ребенок находится в постоянном развитии, то и отношение к нему должно определяться тем, на каком возрастном этапе он нахо­дится. В разных возрастах наблюдаются различные переживания. До­школьники страдают из-за возможного отрыва от дома, из-за неспо­собности управления своими телесными функциями. Школьники больше беспокоятся из-за взаимоотношений со сверстниками.

Психологию ребенка невозможно оценить вне контекста семьи. При этом и последняя не может быть понята без исследования того окру­жения, в котором она существует.

Используемый в клинике подход облегчает оценку степени вредо­носности психосоциальных факторов, под воздействием которых мо­жет оказаться ребенок. Систематизация этих неблагоприятных факто­ров в зависимости от источника и масштаба их воздействия на детское население позволяет условно выделить несколько групп вредностей:

1) глобальные — страх войны, экологических катастроф, пережива­ние природных (землетрясения, наводнения) бедствий и промыш­ленных катастроф (взрывы, пожары);

2) страдания из-за национальной и этнической вражды, экономи­ческих контрастов, культурных противостояний;

3) страдания из-за миграции, отрыва от родной среды, утраты соци­ального статуса;

4) боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны близ-коживущих соседей;

5) переживания, связанные с поступлением в школу, давлением тре­бований учебного процесса, трудностями освоения знаний, атмос­ферой отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтной обстановкой;

6) психическая травматизация, обусловленная пребыванием в круг­лосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории;

7) переживания в связи с изолированностью семьи от ближайшего окружения;

8) воспитательные — особенно переживания при неправильном вос­питании одним родителем, переживание отсутствующей или не­адекватной родительской заботы, чрезмерного давления родителей;

9) переживание неадекватного или искаженного внутрисемейного общения;

10) переживания, связанные с воспитанием психически больным или неполноценным родителем;

11) межличностные — страдания из-за антагонистических отношений между членами семьи, недостатка душевной теплоты, из-за жес­токости, сексуальных злоупотреблений;

12) личностные — переживания, связанные с собственными значи­тельными характерологическими отклонениями.

Глобальные, национальные, региональные, местные психосоциальные факторы

Среди глобальных психосоциальных факторов десятилетия тому на­зад переживание детьми опасности приближающейся атомной войны встречалось чаще всего. Эти страхи у детей появились отчасти как от­ражение тревог родителей и прародителей, отчасти как собственные впечатления, полученные через средства массовой информации о под­готовке к войне или об уже идущих вооруженных столкновениях. При этом дети, в отличие от взрослых, неправильно оценивая степень ре­альной опасности, считают, что война уже на пороге их дома. В связи с загрязнением почвы, воды и воздуха новым глобальным страхом, по­ражающим не только взрослых, но и детей становится ожидание эко­логической катастрофы.

К числу национальных вредоносных факторов могут быть отнесены межнациональные противостояния, столь обострившиеся за последнее время. Вольное или невольное вовлечение детей в дискуссии, протесты, демонстрации и даже агрессия против представителей других националь­ностей создают большое и опасное эмоциональное напряжение.

При воздействии таких региональных психосоциальных факторов, как стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, террористичес­кие акты или промышленные катастрофы наряду с физическими фак­торами, приводящими к травмам, ожогам и даже лучевой болезни, воз­никает паника, охватывающая не только взрослых, но и детей. При этом психогенный эффект может возникнуть значительно позже происшед­шего, после того, как непосредственная опасность для жизни людей миновала. Иллюстрируют последствия этих потрясений психосоматические расстройства, развившиеся у детей, оказавшихся в зоне земле­трясения в Армении, или у тех, кто пострадал от взрывов террористов.

С отдельными населенными пунктами могут быть связаны мест­ные жизненные трудности. Возьмем, к примеру, добровольный или вынужденный отъезд из привычных мест обитания — дети беженцев, как под влиянием собственных трудностей, так и под воздействием тревог близких, оказываются тяжело психически травмированными. Эти трудности значительно усугубляются, когда миграция происхо­дит в местность, где иначе воспитывают детей или говорят на другом языке.

Большой риск психосоматического расстройства возникает, если переезд семьи влечет за собой утрату социального статуса ребенка Такое случается, если он в новой школе или по месту жительства ока­зывается отвергнутым, дискриминируемым или утрачивает свое пре­жнее благополучное положение в коллективе.

В районе, в котором живет ребенок, его душевные страдания могут быть связаны с нападениями на него, попытками к насилию, издева­тельствами или сексуальными злоупотреблениями, которым он может подвергаться вне дома.

Тяжелый след в душе ребенка оставляют преследования или диск­риминация в детском коллективе за принадлежность к определенной этнической, языковой, религиозной или другой группе.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.