Гриппозные нервно-психические расстройства — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Гриппозные нервно-психические расстройства

2017-10-07 335
Гриппозные нервно-психические расстройства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Значительное распространение гриппа и частое его осложнение выраженными психическими расстройствами являются основанием для особенного интереса к ним.

Гриппозные нервно-психические расстройства у детей в прошлом почти не изучались и только в последние десятилетия, особенно в свя­зи с возникновением пандемии 1957 года и последующих эпидемий, число работ, посвященных этому вопросу, значительно увеличилось.

У детей младшего возраста описаны короткие делириозные (Бод-нянская Н. Н., 1959), делириозно-аментивные состояния и эпилептиформные припадки (Гамарник И. Я., 1937; Пратусевич Р. М., 1953; Эдельштейн Э. А., 1958); после гриппа наблюдались психопатоподобные изменения личности и задержка общего психического развития (Винокурова А. И., 1934; Горелик Е. О.).

У старших детей развивались более или менее развернутые делири­озные состояния с устрашающими галлюцинаторными переживания­ми, двигательным возбуждением. Эти делириозные состояния были то маниакально, то депрессивно окрашенными и в последующем сменя­лись астенией (Зефирова Ф. К., Ульянова М. Г., 1961; Дмитриева И. В., 1958; Красюк А. Е., 1959). В этом же возрасте описаны и пароксизмальные расстройства, проявляющиеся в приступах острого страха с делириозными, психосенсорными и ипохондрическими переживаниями (Панфиленкова Л. В., 1959).

У подростков также наблюдались эмоциональные нарушения, сво­еобразные кратковременные расстройства сознания и затяжные асте­нические состояния (Кацнельсон Ф. Я., 1945; Бентал Е., 1958; Сим-сон Т. П. с сотр., 1959; Сухарева Г. Е., 1955). Кроме того, у детей при гриппе были описаны разнообразные диэнцефальные синдромы (Мальцина В. С, 1963).

Как и у взрослых, эти психические расстройства, как правило, за­канчивались у большинства детей довольно быстрым выздоровлением, реже наблюдалось затяжное течение. В редких случаях, в особенности у детей младшего возраста, развивались стойкие резидуальные изменения психики. Остаточные нервно-психические расстройства наблюдались и у тех детей, матери которых перенесли во время беременности грипп. У этих детей вскоре после родов развивались припадки, параличи, за­держивалось психомоторное развитие (Эйдинова М. Б., 1963).

Целью нашей работы являлось клиническое и катамнестическое изучение детей и подростков с гриппозными нервно-психическими расстройствами, возникшими в течение эпидемий. Под нашим наблю­дением находились 54 подростка и ребенка в возрасте от 6 до 18 лет. У одной трети из них помимо клинического и эпидемиологического диагноза было получено и серологическое подтверждение гриппа.

Нервно-психические расстройства у этих детей возникали, как пра­вило, на 7—15 день от начала заболевания гриппом, и только у несколь­ких психотические расстройства появлялись на высоте инфекции. У многих из них, особенно в период пандемии 1957 года, грипп проте­кал вяло, без выраженной температурной реакции. Некоторые боль­ные переносили грипп легко, «на ногах». У большей части больных от­мечался лишь легкий лейкоцитоз и значительно ускоренная СОЭ. Лишь у нескольких больных имели место лейкопения и замедленная СОЭ. У другой группы грипп протекал тяжело, с токсическими явлениями, ознобами, ломотой, сильными головными болями, рвотой и т. д. У них были высокий лейкоцитоз и ускоренная СОЭ, лихорадка наблюдалась не только во время самого гриппа, но и в течение психоза.

У большинства больных каких-либо отчетливых признаков органи­ческого поражения головного мозга мы не находили. Лишь у несколь­ких из них были отдельные и быстро преходящие неврологические сим­птомы (нистагм, сужение глазной щели, асимметрия лица и др.).

Психопатологические картины у наших детей были разбиты на 6 групп.

1-я группа. Характерной особенностью этой группы больных, а их было большинство, явилась своеобразная спутанность сознания. Она возникала остро, на фоне тревоги, страха или — чаще — растеряннос­ти и лишенной напряжения боязливости. Больные высказывали ипо­хондрические мысли, идеи отношения и преследования. У них отме­чалось иллюзорное восприятие окружающего. В течение первых не­скольких дней развивалась отчетливая, но неглубокая дезориентировка, возникала речевая бессвязность. Дети примерно правильно называли свое местонахождение (больницу), но не могли уточнить характера ле­чебного учреждения; не понимали смысл происходящего вокруг них, роли персонала. Они не могли понять, с какими целями с ними прово­дились беседы, хотя и знали, что говорили с врачом. Еще больше стра­дала ориентировка во времени и оценка продолжительности пребыва­ния в больнице. Несмотря на наличие речевой бессвязности, очень поверхностного и скользящего внимания, благодаря повторным обра­щениям и вопросам удавалось вступать с ними в контакт. При этом оказывалось, что больные могут ответить на ряд даже сложных вопросов, в особенности касающихся анамнестических данных и других хо­роши упроченных знаний. Однако в процессе беседы больные доволь­но быстро утомлялись, начинали отвлекаться, их речевая продукция снова становилась бессвязной, они переставали отвечать на вопросы по существу. Возобновить беседу удавалось только спустя некоторое время. На фоне этого нарушения сознания часто наблюдались опти­ко-вестибулярные, психосензорные расстройства, галлюцинаторные переживания и др. Этот синдром расстройства сознания нами пони­мается как астеническая спутанность. Его наиболее характерными чер­тами являются относительная поверхностность и колебания глубины помрачения сознания, способность (особенно в спокойной обстанов­ке) «мобилизоваться» и на время включиться в реальную ситуацию, т. е. имеет место явление «мерцания сознания».

2-я группа. У детей второй группы (их было меньше) в клинической картине преобладали сложные и яркие сценические переживания фан­тастического характера, протекавшие на фоне неглубокого затемнения сознания. Больные переживали ситуацию войны, киностудии, родиль­ного дома, морга, рая, космического полета и т. д., реальная обстанов­ка в этих случаях тесно переплеталась с иллюзорно-галлюцинаторным восприятием и бредовыми толкованиями воспринятых образов. Нами эти состояния расценивались как онейроидные, однако их особеннос­тью при гриппе было то, что протекали они чаще на фоне боязливос­ти, настороженности, речевой бессвязности и не сопровождались дви­гательной заторможенностью.

3-я группа. Только у нескольких больных в связи с гриппом разви­лась относительно глубокая аментивная спутанность сознания, кото­рая нередко сочеталась с отдельными делириозными эпизодами.

4-я группа. У двух детей возникли состояния, характеризовавшиеся отсутствием спонтанной речевой продукции и полной обездвиженностью. Дети не понимали окружающей обстановки, не отвечали на по­ставленные вопросы, ничем не интересовались. Под влиянием внеш­ней стимуляции от них удавалось добиться только одного-двух слов, их можно было заставить только поесть и совершить естественные от­правления. По выходе из этого состояния они рассказывали, что их собственное тело и окружающее воспринималось ими как нечто чуж­дое, неясное, измененное, искусственное, неживое. Такие состояния сноподобной оглушенности, сочетавшиеся с деперсонализационными переживаниями, продолжались в течение 1—1,5 недель и заканчи­вались полным исчезновением психотических проявлений.

5-я группа. Как на высоте инфекции, так и после нее нами наблюда­лись частые своеобразные ночные и дневные пароксизмы. Эти приступы выражались в виде немотивированной боязливости, страхов смерти, вегетативных кризов, «содержательных» диэнцефальных автоматизмов с яркими делириями и других эпилептиформных проявлений.

6-я группа. У младших детей на высоте психоза отмечались крат­ковременные делириозные эпизоды с единичными зрительными и так­тильными обманами, возникавшими на фоне резкой тревоги и страха. У старших детей делириозные состояния были более сложными и наи­более кратковременными из всех наблюдавшихся нами психотических картин и в течение нескольких дней благополучно заканчивались. Толь­ко у некоторых из них в дальнейшем отмечались явления астении, дер­жавшейся в течение нескольких месяцев.

Продолжительность описанных расстройств, за исключением пси­хозов в последней группе, в большинстве случаев была значительной, иногда достигая 4-6 месяцев. Для выздоровления больных или улуч­шения их состояния требовалось энергичное лечение сывороткой реконвалесцентов, гаммаглобулином, витаминами, антибиотиками, нейролептиками, инсулином, десенсибилизирующими средствами, гор­монами (АКТГ, кортизоном).

У половины наших больных выздоровление наступало после един­ственного приступа заболевания. Среди другой половины детей харак­тер течения нейропсихических расстройств был различен. Наиболее часто наблюдалась более или менее правильная периодичность тече­ния, характеризовавшаяся тем, что психотические состояния повто­рялись неоднократно, но отличались однотипностью картин и почти равной продолжительностью как самих приступов, так промежутков между ними. Клиническую картину этих приступов в большинстве слу­чаев можно рассматривать как онейроидные состояния, астеническую спутанность или сноподобное оглушение с деперсонализацией, сенестопатиями или психосенсорными переживаниями. Вне этих присту­пов никаких психических нарушений обнаружено не было.

В значительно более редких случаях наблюдалось чередование раз­личных клинических картин. Среди них наиболее частыми были тре­вожные, апатические и эйфорические состояния (волновой тип тече­ния). Продолжительность и порядок смены этих синдромов менялись. Сами эти синдромы нередко служили фоном для возникновения раз­личных типов расстройств сознания. При этой форме течения в процес­се развития психоза постепенно выявлялись более или менее выражен­ные признаки эмоционально-волевого дефекта органического типа.

Наряду с клиническим наблюдением было проведено катамнести-ческое изучение этих больных. Катамнез показал, что спустя два года у трети всех наших больных никаких видимых отклонений со стороны невропсихической сферы не было. У остальных детей были отмечены остаточные невропсихические расстройства. Следствием этого у од­них явилось падение трудоспособности или снижение квалификации, прекращение обучения или ухудшение успеваемости; у других возни­кали неоднократные конфликты в семье, они были не способны ужить­ся в коллективе и т. д. Клиническая картина этих затянувшихся рас­стройств складывалась из явлений астенизации, сочетавшихся с раз­нообразными нейровегетативными расстройствами. У другой части детей преобладали эмоционально-волевые нарушения. И лишь у не­которых из них был обнаружен органический дефект психики с упло­щением, потускнением, примитивизацией личности, а иногда и ин­теллекту ально-мнестическими расстройствами.

Чаще всего неблагоприятный исход отмечался у детей, которые ро­дились недоношенными или слабыми, имели врожденную физичес­кую неполноценность, перенесли в первые годы жизни тяжелые исто­щающие заболевания. На исход психоза влияли также перенесенные в прошлом травмы головного мозга, длительные и тяжелые соматичес­кие заболевания, невропатические и психопатические черты личнос­ти, психотравмирующая обстановка и трудные семейно-бытовые ус­ловия.

Возникновение и развертывание описанных нервно-психических расстройств находится в прямой причинной зависимости от пораже­ния головного мозга вирусом гриппа. В настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что вирус гриппа развивается глав­ным образом в дыхательной системе, а его токсин через пери- эндо-невральные влагалища обонятельных нервов проникает в мозг. В нем в связи с токсикозом возникают сосудистые дисциркуляторные гемо- и ликвородинамические расстройства, которые обычно описываются, как токсико-геморрагический энцефалит. Он, как правило, возникает на фоне резкого отека и набухания мозга, особенно в области ретику­лярной формации ствола и гипоталамуса (Цукер М. Б., Авцын А. П. и др.). По-видимому, характер, тяжесть, локализация и длительность этих изменений определяют своеобразие клинической картины и про­должительность нервнопсихических расстройств. Частота поражения ствола и гипоталамической области обусловливает развитие своеобраз­ных расстройств сознания, эмоциональных нарушений и их периоди­ческое течение. Электроэнцефалографическое изучение подростков с гриппозными психозами в форме спутанности обнаружили явления резкого раздражения срединных структур мозга, сочетающихся с угне­тением корковой деятельности (Исаев Д. Н., 1968). Таким образом, и эти данные указывают на предпочтительную локализацию поражения.

Патофизиологический анализ гриппозных психозов обнаруживает зап­редельное торможение в коре, которое иррадиирует и на подкорковые области. Стойкие психические нарушения, являющиеся следствием гриппа, обязаны своим происхождением деструктивному процессу, который обусловлен гипоксемией и венозным застоем мозга. Мартынов отдаленные последствия поражения ЦНС связывает с поздними токсическими (отек и дисциркуляция), инфекционно-аллергическими или вторично-инфекционными процессами.

Таким образом, наши данные позволяют сделать заключение о том, что гриппозные психические расстройства у детей оформляются пре­имущественно в виде различных состояний расстроенного сознания: астенической спутанности, онейроида, аменции, сноподобного оглушения, делириозных эпизодов или астенического симптомокомплекса. Наиболее общая особенность расстройств сознания у наших боль­ных выражалась в колебании интенсивности этих расстройств («мер­цание»). Характерными были также содержательность переживаний и близость их личности больного. Каких-либо специфических для дан­ных психозов эмоциональных нарушений отметить не удалось.

Нервно-психические расстройства при гриппе проявлялись в фор­ме коротких психотических вспышек и протекали в форме более за­тяжных психотических состояний, по периодическому или волновому типу. У двух третей больных после острых гриппозных психотических расстройств возникают затяжные астенические состояния либо (реже) явления органического дефекта в форме эмоционально-волевых или интеллектуально-мнестических расстройств.

 

 

Раздел 2


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.