Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу

2017-10-08 443
Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПЕРЕХОДУ

НА ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

 

Переход учащихся из начальной школы в среднюю предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов

и способности к саморегуляции.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться проявлением разного

рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной "группы риска", т.е. тех учащихся, чье дальнейшее обучение будет связано с определенными трудностям и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке. Предлагаемый

комплекс методик отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения: произвольности, саморегуляции, теоретического (понятийного) мышления, учебно-познавательной мотивации.

 

ДИАГНОСТИКА

СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ

 

Фронтально для всего класса на 10 минут дается задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1-1 и т.п.), делать в конце каждой строки перенос, не "заезжать за поля", писать не на каждой строке, а через одну.

Оценка результатов:

~ высокий уровень - ученик принимает все правила и удерживает их в полном объеме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное;

~ средний уровень - ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает сделать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ на предложение проверить сделанное ограничивается беглым (формальным) просмотром;

~ низкий уровень - ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается.

 

 

ДИАГНОСТИКА

СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Задание№1

Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определенное время (10мин) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить).

 

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

На столу лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

В лесной чяще было тихо и прохладно.

 

 

Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок: высокий - не заметили 1 - 2 ошибки, средний - не заметили 3 - 4 ошибки, низкий - не заметили 5 - 6 ошибок.

 

 

Тексты для анализа речевого развития

Лгун.

Мальчик стерег овец, и будто увидев волка, стал звать: "Помогите, волк! волк!". Мужики прибежали и видят, неправда. Так сделал он и два, и три раза, случись – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: "Сюда, сюда скорее, волк!". Мужики подумали - опять по-всегдашнему обманывает - и не послушали его. Волк видит - бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

(Л.Н.Толстой)

 

Кто как одет.

Дни стали ненастные, по ночам холодно, и на огороде стали овощи убирать, чтобы не погибли, не померзли.

Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы - в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и все без застежек. Она холода не боится!

(Э.Шим)

 

 

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

Задание № 7

1.Определение существенных признаков понятий. Перед скобками слово, а в скобках еще пять слов. Найди два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Подчеркни эти слова.

чтение (слово, глаза, книга, печать,очки)

сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

куб (углы, дерево, камень, чертеж, сторона)

 

Задание№2

2. Сравнение понятий. Предлагается пять пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3 - 4 слов).

дождь - град

нос - глаза

сумма - произведение

водохранилище - канал

предательство - трусость

 

Задание №3

3. Исключение понятий. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркни его.

дуб, дерево, ольха, ясень

горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

дождь, снег, осадки, иней, град

запятая, точка, двоеточие, союз, тире

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

 

Задание №4

4. Смысловое соотнесение понятий. Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из пяти слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи.

Найди и запиши на листе это четвертое слово.

волк:пасть = птица:?(воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)

птица:гнездо = человек:?(люди, рабочий, птенец, дом, разумный)

холодно:горячо = движение:?(взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти)

война:смерть = тепло:?(дыхание, жизнедеятельность, вещество, температура, гибель)

роза:цветок = газ:?(кислород, дыхание, горение, состояние вещества, прозрачный)

Оценка результатов.

За каждый правильный ответ - 1 балл. По сумме набранных баллов определяется уровень сформированности понятийного мышления:

высокий уровень - 20 – 16 баллов;

средний уровень - 15 - 11 баллов;

низкий уровень - меньше 10 баллов.

 

Отношение к учению.

Цель: определить общее отношение к школе, учению.

Материалы: анкета.

Инструкция: "Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос".

Вопросы анкеты:

1. Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

2. Какой день недели ты больше всего любишь? Почему?

3. Что в школе для тебя самое интересное?

4. Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

5. Что в школе для тебя самое неинтересное?

6. А что самое неприятное?

Оценка результатов.

Вопросы дают информацию о характере отношения детей к школе (положительном, отрицательном); доминировании учебных и внеучебных интересов; наличие отрицательных переживаний.

Итоговый уровень:

высокий - общее положительное отношение к школе, доминирование познавательных интересов, отсутствие отрицательных переживаний;

средний - при общем положительном отношении к школе, доминировании познавательных интересов все же выявлены области отрицательных переживаний;

низкий - общее отрицательное отношение к школе, доминирование внеучебных интересов, отрицательные переживания.

 

 

Задание № 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПЕРЕХОДУ

НА ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

 

Переход учащихся из начальной школы в среднюю предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов

и способности к саморегуляции.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться проявлением разного

рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной "группы риска", т.е. тех учащихся, чье дальнейшее обучение будет связано с определенными трудностям и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке. Предлагаемый

комплекс методик отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения: произвольности, саморегуляции, теоретического (понятийного) мышления, учебно-познавательной мотивации.

 

ДИАГНОСТИКА


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.