Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 165 – 200 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 165 – 200

2017-10-08 258
Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 165 – 200 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 165 – 200

Урок 165. Морфологический разбор местоимения (с. 95–97)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с порядком морфологического разбора местоимения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:отрывок из рассказа М. Зощенко «Аристократка»; задания для самостоятельной работы; цифровой диктант

Сценарий урока

I. Работа по карточкам.

Учитель готовит на каждый ряд карточки (их количество зависит от количества учеников в ряду). Каждый учащийся получает карточку. На выполнение одного задания дается 5 минут, после чего по команде учителя учащиеся передают карточки по часовой стрелке друг другу и выполняют следующее задание. Таким образом, каждый ученик выполняет задания всех карточек.

Карточка 1.

1. Что называется местоимением? Как изменяется местоимение? Какими членами предложения бывает местоимение?

2. Спишите. Определите падеж местоимений.

Познакомиш?ся со мной и увид..шь шар з..мной: пок..жу тебе все страны и моря, и ок..аны. Все его люб..т, а погл..дят (на)него, так каждый морщ..тся.

Карточка 2.

1. Какие местоимения относятся к личным? Как изменяются личные местоимения?

2. Просклоняйте местоимения я, вы, они.

3. Запишите местоимения он (оно) в нужной форме. Определите падеж.

Кто с пользой для Отечества трудит?ся, тот с _______ ле..ко (не)разлучит?ся. Служи так народу, чтобы за __________ в огонь и в воду. В..новатому кажет?ся, что все про ___________ г..в..рят.

Карточка 3.

1. Какие местоимения относятся к вопросительным? А к относительным?

2. Для чего служат относительные местоимения?

3. Спишите. Обозначьте разряд местоимений.

В каком году ты родился? Сколько тебе лет? Какие книги тебе нравятся больше всего? Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! Узнайте, кто это так звонко поет в листве дерева.

Карточка 4.

1. Какие местоимения относятся к неопределенным? Как изменяются неопределенные местоимения?

2. Спишите. Обозначьте условия выбора дефисного и раздельного написания в неопределенных местоимениях.

Подготовить (кое)что, сдружиться (с) кем (нибудь), рассердиться из-за чего (то), решить (не) сколько примеров, рассадить (кое) кого (кое) (с) кем, препятствовать (в) чем (либо) кому (нибудь), подыскать (не) которые статьи, присутствовать (на) каком (то) собрании.

Карточка 5.

1. Назовите отрицательные местоимения. Как изменяются отрицательные местоимения?

2. Просклоняйте местоимение никто.

3. Спишите. Раскройте скобки.

(Не) предл..гал (ни) чего (ни) кому, (не) прик..сался (ни) (к) чему, (не) заг..рел (ни) кто, (не) выр..щивал (ни) каких р..стений, (не) касался (ни) чего, (не) ра(с,сс)прашивал (ни) (о) чем, (не) ра..сказывал (ни) (о) ком.

Карточка 6.

1. На что указывают притяжательные местоимения? А указательные?

2. Закончите запись в столбиках:

Мой, …, тот, …,

твой, …, этот, ….

3. Просклоняйте местоимения: наш ( класс ), такой (интерес).

Карточка 7.

1. Какие местоимения относятся к определительным? Как они изменяются?

2. Просклоняйте местоимения всякий, любой.

3. Выпишите только определительные местоимения.

Тот, весь, такой, сам, иной, этот, столько, свой, другой, каждый, наш.

Карточка 8.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните задания.

Прос..ка. Бел..зна снегов облита солнц..м. По прос..к.. (ни) кто3 (не) езд..л и (не) ходил4. Поперек прос..к.. на снегу парные отп..чатки чьих(то)3 лап. Снег свеж?, следы (не) кажут?ся малыми4. Кто3 переб..жал прос..ку? Это была прыткая белка.

Сценарий урока 167

Судьба белки

Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался какой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.

Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.

А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик**. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула*.

Задания:

1. Произвести синтаксический разбор предложения под знаком* (1-й вариант) и под знаком** (2-й вариант).

2. Сделать морфологический разбор слов ним, несколько (1-й вариант), чьи-то, ее (2-й вариант).

3. Произвести фонетический разбор слова ее.

Уроки 169–171. Глагол. Повторение изученного в 5 классе (с. 100–106)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для актуализации знаний по теме «Глагол»; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:задания для диктанта, творческого диктанта; лингвистические задачи; схема; таблица; стихотворения В. Хлебникова, В. Маяковского

Стихотворения

У колодца расколо…

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Отразились провода.

Так хотела бы водица

Убегать и расходи...

В. Хлебников

Очень знать нам хоче…,

Звездная Медведица,

Как вам ночью ходи…,

Как вам ночью езди…

В. Маяковский

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не лети…?

В. Маяковский

Сценарий урока 172

I. Подготовительная работа.

– Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассказ на тему «Степа колет дрова». Но для начала давайте определимся, к какому типу текста мы его отнесем: повествованию, описанию, или рассуждению. Обоснуйте свое мнение.

Работа с иллюстрацией.

– В задании упражнения 517 предложена последовательность, в которой нужно вести повествование. Но прежде чем выбрать вступление, обратимся к рисунку.

– Какая ситуация отображена на рисунке? (Мальчик колет дрова.)

– Где происходит это действие?

– Умеет ли мальчик колоть дрова? Докажите.

– Итак, перечислите все, что можно сказать о мальчике. (Важно, чтобы учитель удержал ребят от высказываний о личности мальчика (хвастун, хорохор, неудачник и т. д.), так как этого не видно на рисунке.)

II. Самостоятельная работа (написание сочинения).

Обучающиеся составляют сочинение-рассказ, используя материал упражнения 517, и записывают его.

Ресурсный материал

Инсценировка

Знаток русского языка. У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

Изъявительное наклонение. Я – изъявительное наклонение, мои действия всегда реальны: уж если герой говорит: «Строю», то обязательно это делает.

Условное и повелительное наклонение. А мы обозначаем действия, которые не совершаются.

Условное. Вот я, условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

Повелительное. А я, повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно.

 

Уроки 178–179*. Изложение.
Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками
(с. 116)

Педагогические задачи: способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Сценарий урока 178

I. Работа над текстом.

III. Самостоятельная работа.

– Обучающиеся осуществляют написание изложения.

Ресурсный материал

Стихотворение

Я решил бы, я сказал бы,

Поспешил бы, написал бы.

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

...В кресло мягкое забьется

И мечтательно журчит:

«Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка, вначале

Я сыграл бы на рояле,

Я сыграл бы, коль умел бы,

Если б мог бы, полетел бы...»

Дж. Родари

Уроки 181–184. Повелительное наклонение (с. 121–127)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с повелительным наклонением глагола; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:стихотворение В. Маяковского; задания для игр, творческого диктанта; лингвистическая задача; карточки

Карточки

1. Если вы в футбол играли

На шерокой мастовой

И, ударив по варотам,

Вдруг услышали свесток,

Некричити: «Гол!», возможно,

Это милиционер

Засвистел, когда папали

Не в ворота, а в нево.

 

2. Если друг твой самый лучьший

Поскальзнулся и упал,

Пакажи на друга пальцом

И хвотайся за живот.

Пусть он видет, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любет

Огарчать сваих друзей.

 

3. Если всей семьей купатся

Вы отправелись к реке,

Не мишайте папе с мамой

Загарать на бирегу.

Неустраивайти крика,

Дайте взрослым атдохнуть.

Ни к кому не преставая,

Постарайтесь утонуть.

 

4. Начиная драку с папой,

Затевая с мамой бой,

Пастарайся сдаца маме, –

Папа пленных неберет.

Кстати, выесни у мамы,

Незабыла ли она –

Пленных бить ремнем по попе

Заприщаит Красный Крест.

Пословицы

Новых друзей (наживать), а платье снову.
Не (учить) безделью, а гони овсом.
(Беречь) честь смолоду, а старых не (терять).
Не (спешить) языком, (бояться) стоять на месте.
Не (гнать) коня кнутом, а (учить) рукоделью.
Не (бояться) идти медленно, (торопиться) делом.

Уроки 185–186*. Диктант.
Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками

Педагогические задачи: создать условия для проверки знаний, умений, навыков обучающихся по изученным темам; способствовать развитию познавательных психических процессов;
содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Образовательные ресурсы: текст; текст диктанта.

Сценарий урока 185

Учитель диктует текст, обучающиеся записывают его.

* * *

Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.

Уроки 187–188. Употребление наклонений глагола (с. 128–130)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о наклонениях глагола; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:задания для синтаксической и фразеологической разминок; таблица

Образование наклонений глагола

Неопределенная форма глагола Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение
Писать пишете писали бы пишите
Сеять      
Клеить      
Приготовить      
Веять      
Намазать      
Обнаружить      
Слушать      

 

Урок 189. Развитие речи.
Рассказ на основе услышанного.
(Подготовительная работа)

Педагогические задачи: способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Сценарий урока 189

Этот урок учитель может провести как подготовительный к теме «Рассказ на основе услышанного». В качестве вспомогательного материала рекомендуем использовать книгу Дж. Родари «Грамматика фантазии», где автор предлагает разные игровые способы составления рассказов. Примером использования этой книги может послужить разработка С. Г. Ясинской «Система уроков развития речи на основе книги Дж. Родари “Грамматика фантазии”» (см. журнал «Русский язык в школе», 2005, № 6, с. 36–39).

Уроки 190–191. Безличные глаголы (с. 131–133)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с безличными глаголами; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:лингвистическая задача; таблица; сигнальные карточки; текст

Сценарий урока 198

Цель деятельности учителя: создать условия для обобщения, систематизации и углубления полученных знаний по теме «Глагол» (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы).

Педагогические задачи: способствовать формированию умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, культуры учебного труда, развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся (анализа, синтеза, обобщения), навыков самооценки, взаимооценки, речи; содействовать воспитанию чувства ответственности, товарищества, взаимовыручки, уважительного отношения к живой природе.

Результаты изучения темы:

Предметные:знают и определяют морфологические признаки глагола, синтаксическую функцию, которую глагол может выполнять в предложении, орфограммы в словах.

Личностные:понимают роль языка в развитии способностей и моральных качеств личности; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют способность к самооценке собственной речи.

Метапредметные:

познавательные: адекватно воспринимают информацию; владеют разными видами чтения; проявляют способность извлекать информацию из различных источников;

регулятивные: определяют цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивают результат;

коммуникативные: свободно и правильно излагают свои мысли; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие.

Образовательные ресурсы: задания для подготовки к ГИА; стихотворение Ф. Тютчева «Море и утес»; пословицы; текст; задания для творческой работы, игры.

Вариант 1

Урок проходит в форме этапной игры.

Класс делится на 8 групп. Каждая группа проходит 8 этапов. Передвижение групп обучающихся осуществляется по часовой стрелке.

На каждом этапе работает консультант. Он проверяет задания и, если есть недочеты, беседует с членами группы.

Задания этапов

Задания для 1-го этапа.

1. Что называется глаголом? Как изменяется глагол? К каким частям речи относится глагол?

2. Найдите глаголы: красный, краснота, краснеет, беговая, бежит, бег, крикливый, кричит, крик. Обоснуйте свой выбор.

3. Измените глагол кричать по временам. Проспрягайте этот глагол.

Задания для 2-го этапа.

1. Какие глаголы относятся к первому спряжению? А ко второму?

2. Почему некоторые глаголы называются разноспрягаемыми? Приведите примеры.

3. Спишите, вставив пропущенные буквы.

Чего себе (не) хоч..шь, того и другому (не) желай. Поищ..шь – найдеш?, захоч..шь – добьеш?ся. Правдой мир держ..тся. Правда глаза кол..т. Кто работы (не) боит?ся, у того она спор..тся. Кто хвал..т?ся, тот с горы свал..т?ся.

Задания для 3-го этапа.

1. Расскажите о переходных и непереходных глаголах. Приведите примеры.

2. Спишите. Обозначьте переходные глаголы буквой п, а непереходные – н.

К..роткий весе(н, нн)ий день таял в бледн..м неб... Вдали с..яли поля, утре(н, нн)ий ветерок ве..л прохладой. Желтые листья падали с деревьев и усе..ли берега. Ре..ли молнии, с грохотом не(с,сс)я удар грома за ударом.

Задания для 4-го этапа.

1. Расскажите о наклонениях глагола. Приведите примеры.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.