Возникновение числительного 40 — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Возникновение числительного 40

2017-10-08 503
Возникновение числительного 40 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В системе русских числительных 40 занимает особое место. Если иные наименования чисел имеют древние славянские и иные индоевропейские корни, то это – относительно позднего происхождения. Древнерусское сорок пришло на смену старому общеславянскому четыре на десяте ( ср. болг. четиридесет), которое соответствует системе счета у многих народов. Первоначально сорок означало связку 40 собольих шкурок. Это слово – свидетельство развитого охотничьего промысла и пушной торговли на Руси. Еще в XIX в. соболей продавали сороками, или сорочками. Такое количество было единицей измерения не случайно: 40 шкурок хватало, чтобы сшить один сорок – это старинная меховая одежда, (ср. совр. сорочка – рубашка). Постепенно слово распространилось и на другие предметы, стало обобщающим.

Число 40 в старину было «круглым» числом и широко использовалось для счета мелких предметов. Именно потому оно является в народной речи символом большого количества, множества. В русских сказках богатыри добираются к цели своего путешествия в течение долгих сорока дней и сорока ночей, приезжают в города, в которые ведут сорок ворот, попадают в царские дворцы с сорока дверями, сражаются мечом в сорок аршин длины. Понятно, что удвоение этого числа (сорок сороков) во многом усиливало и без того интенсивное значение множественности. Оборот сорок сороков стал обозначать несметное множество, бесконечное количество.

(Справка из фразеологического словаря
В. П. Фелицына, В. М. Мокиенко.)

Урок 129. Мягкий знак на конце и в середине числительных (с. 47–48)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:текст для инсценировки

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.