Экскурсии по музею или культурному центру — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Экскурсии по музею или культурному центру

2017-10-08 1798
Экскурсии по музею или культурному центру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экскурсии по музеям возникли одновременно с их появлением. В России первым музеем считается Кунсткамера (1714г.), там и про­водились первые музейные экскурсии.

Музеи (греч. museion — храм муз) — научные, научно-просве­тительные учреждения, осуществляющие комплектование, хране­ние, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Профиль музея опре­деляет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание науч­ных исследований и оказывает влияние на все направления музей­ной деятельности.


В соответствии с профилем бывают музеи художественные (изо­бразительного, декоративно-прикладного, народного, современно­го искусства), исторические, литературные, искусствоведческие (театральные, музыкальные, музеи кино), архитектурные, есте­ственно-научные (антропологические, ботанические, геологиче­ские, зоологические, минералогические), педагогические, сельско­хозяйственные, научно-технические (транспорта, связи, строитель­ства, авиации и космонавтики и др.).

К музеям комплексного профиля относятся краеведческие, музеи-ансамбли, музеи-заповедники.

Экскурсии в музеях являются одной из форм их культурно- просветительской деятельности. Материалы к экскурсии составля­ются на этапе проектирования экспозиции. Затем они передаются экскурсоводу. Автор-проектировщик экспозиции должен провести несколько предварительных занятий с экскурсоводом по теме экс­позиции, потом экскурсовод приступает к разработке экскурсии на основе представленных материалов.

Экскурсии по музею, культурному центру, выставке имеют не­которые специфические особенности и бывают обзорными и тема­тическими. Обзорные дают общее представление о музее, темати­ческие раскрывают темы на материале музея, когда показывается лишь часть экспозиции. На обзорной экскурсии обходят по воз­можности все залы. В крупных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея) показываются лишь самые большие и интересные залы.

Объектами показа на экскурсиях в музеях являются музейные предметы. Выделяют шесть типов музейных предметов по способу фиксации информации:

вещественные — предметы, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью: орудия труда, бытовая утварь, сред­ства передвижения, оружие и др.; информация передается через материальную сторону предмета (форма, устройство, размер, цвет, вес);

изобразительные — произведения искусства или изображения, имеющие отдаленное сходство с оригиналом (чертежи, планы, схемы);

письменные — хроники, летописи, документы, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, част­ная переписка, редкие книги;

фонические — записи голосов исторических личностей, ориги­нальное или авторское исполнение произведений и др.;

фотографические — фотографии, негативы на стекле, пленке и др.; 112

кинодокументы — кинопленки, фильмы, воспроизводимые с по­мощью технических средств.

Музейные предметы можно также классифицировать по одно­му или нескольким признакам: материалу, функциональному на­значению, технике изготовления и др.

Музейные предметы в соответствии с их ценностью подразделя­ются на виды: типовые (например, орудие эпохи неолита); уникаль­ные, существующие в единичных экземплярах (обладают особой научной, исторической и художественной ценностью), реликвии (особо почитаемые предметы). Уникальные музейные предметы и реликвии музеи стараются выставить в экспозиции.

Музейная экспозиция — это размещение особым образом пред­метов для демонстрации в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно- художественных решений. Критерием отбора музейных предметов для экспозиции являются их коммуникативные свойства — инфор­мативность, экспрессивность, аттрактивность.

В музейный экспозиционный комплекс входят:

1) подлинники — предметы, функционировавшие в определен­ный историко-культурный период;

2) бутафория — предметы, существующие только в мире искус­ства и не имеющие бытового назначения;

3) специально созданные для экспозиции произведения искус­ства;

4) копии или научно-художественные реконструкции — репро­дукции, слепки, муляжи, модели, макеты;

5) пояснительные тексты — аннотации, этикетки.

В музее проводятся, как правило, только пешеходные экскурсии, порядок проведения которых не зависит ни от каких внешних фак­торов. В музее под открытым небом (музеи-заповедники, дворцово- парковые ансамбли и др.) возможно проведение экскурсий с помо­щью каких-либо средств передвижения (автовагончики, велоавто- бусы и др.).

Маршрут экскурсии может совпадать с тематической структу­рой экспозиции, ее планом. Маршрут всегда компактен, без дли­тельных переходов и пауз. Максимальная продолжительность экс­курсии по музею — не более 2 ч. Следует учитывать, что ходить по музею гораздо тяжелее, чем на открытом пространстве. Возможно по ходу экскурсии прослушивание аудио- и видеозаписей, приме­нение других приемов — элементов ритуала (например, минуты молчания в военно-исторических музеях), встреч с участниками со­бытий и др.

Показать на одной экскурсии все экспозиционные материалы невозможно даже в небольших музеях, но желательно показать их как можно больше. Рассказ экскурсовода должен быть кратким, но емким. При этом у экскурсантов не должно быть непонимания того, почему им показывают не все.

В музее экскурсанты должны соблюдать установленные прави­ла: не трогать руками экспонаты, фотографировать с использова­нием вспышки и др. Экскурсоводу следует контролировать соблю­дение посетителями правил поведения в музее.

Экскурсовод не должен говорить слишком громко, так как это мо­жет помешать другим посетителям, использовать микрофон (если это не система микрофон-наушник, когда каждый экскурсант прекрасно слышит своего экскурсовода, а экскурсовод не напрягает голос).

В крупных музеях традиционно проводятся обзорные и темати­ческие экскурсии. Например, Государственный музей изобрази­тельных искусств им А.С.Пушкина предлагает тематические экс­курсии для школьников разных классов: «Культура и искусство Древнего Египта», «Искусство Древней Греции», «Искусство Древ­него Рима» и далее по всем этапам изобразительного искусства.

Государственная Третьяковская галерея помимо обзорной экс­курсии предлагает целый ряд тематических экскурсий для взрос­лых и детей: «Искусство Древней Руси XII—XVII вв.», «Искусство XVIII в.», «Искусство первой половины XIX в.», «Орест Кипренский в Третьяковской галерее», «Дмитрий Левицкий в Третьяковской га­лерее», «Павел Федотов в Третьяковской галерее» и др.

Ряд тематических экскурсий предлагает Государственный исто­рический музей: «От Петра до Екатерины. Россия в XVIII в.», «Гроза 1812 года», «Российская империя в XIX в.» и др.

Аналогичные проекты есть практически во всех музеях. Лишь очень небольшие музеи (музеи-квартиры) предлагают посетителям только обзорную экскурсию.

Проблема музейных экскурсий заключается в том, что темати­ческие экскурсии доступны, как правило, лишь для организован­ных групп посетителей. Поэтому чаще всего на тематические экс­курсии приходят школьники или студенты.

Нестандартные экскурсии

Сегодня туристам часто предлагается унифицированный куль­турный продукт, не учитывающий желаний и потребностей отдель­ных туристов. Поэтому необычайно актуально развитие тематиче­ского культурного туризма, рассчитанного на удовлетворение раз­ных интересов. Другим недостатком является низкое качество ту­ристского продукта. Часто национальную культуру адаптируют под туриста, предлагают реконструкции и имитации, упрощенные для понимания, всевозможные стереотипы. Пример такого упроще­ния — Россия как страна снега, леса, медведей, балалайки и водки. Создаваемые стереотипы становятся основой для производства су­венирной продукции (шапка-ушанка, матрешки, балалайки и др.).

Участвуя в культурном туризме, люди ищут незаготовленных на­стоящих впечатлений. Сегодня во многих турах этого не хватает. Туристов водят стандартными маршрутами, показывая лишь самые популярные памятники. При этом на осмотр предоставляется ми­нимум времени, так как маршруты перенасыщены объектами по­каза. Свободное время сокращено до минимума. В итоге остается лишь информационная усталость. Эти проблемы в полной мере ха­рактерны для популярных сегодня в России автобусных туров по Европе: 7—10 стран за 10 дней по невысокой цене.

Создание ощущения подлинности в туризме приобретает сегод­ня разные формы. Это может быть показ мест, удаленных от турист­ских троп (удаленная сельская местность или девственная природа). Иногда туристу предлагают поучаствовать в традиционном для ре­гиона сельскохозяйственном производстве. В Пекине, например, пропагандируется туризм «хутонг», когда внимание акцентируется на национальных жилищах. Через кулинарный туризм (дегустация блюд национальной кухни и напитков) туристов пытаются приоб­щить к культуре потребления пищи. В итальянской провинции Эмилия-Романа дегустация еды предлагается в сочетании с произ­ведениями искусства, описывающими еду. Привнесение подлинно­сти может быть связано с литературными произведениями (путеше­ствие по местам жизни писателя или его литературных героев). Ино­гда туристские организации создают миф о местности и активно ис­пользуют его в продвижении турпродукта (северный Йоркшир в Англии — край капитана Кука, Великий Устюг — родина Деда Моро­за). Такое безудержное стремление к аутентичности (подлинности) может в результате привести к ее искусственному созданию.

Часто иностранцы, приезжая в Россию, испытывают интерес к обыденной культуре. Некоторые хотят пожить в небольших гости­ницах в «российской глубинке», чтобы иметь возможность позна­комиться с местной бытовой культурой, кулинарными традициями. К сожалению, туристам не показывают повседневных, обыденных мест. Не все туристские фирмы и экскурсионные бюро ориентиро­ваны на создание нестандартных тематических программ. Нестан­дартные предложения — экскурсии на тему «Приведения Москвы», или, например, «Подземная Москва», участники которой знако­мятся с рассекреченным военным объектом времен холодной вой­ны. Экскурсия «Для тех, кто не стал космонавтом, как мечтал в дет­стве» включает посещение Звездного городка с показом гидролабо­ратории, тренировочного комплекса, медико-биологического управления, самолета-тренажера невесомости.

Экскурсия «По местам московских привидений. Тайны и загад­ки столицы» появилась в 1995 г. в турагентстве «Владимирское под­ворье». Сегодня подобные экскурсии предлагают и другие москов­ские агентства.

В Санкт-Петербурге недавно появился новый проект «Бюро Пе- троградъ», предлагающий туры-погружения в определенную эпоху. Для этого подобраны отели в тех городских кварталах и зданиях, где жили герои и происходили события, интересующие гостей. Пи­тание туристов осуществляется в тематических ресторанах с кух­ней в стиле ретро, программой кабаре или музыкальным вечером в старинных особняках. Все это создает эффект путешествия во вре­мени и пространстве.

В 3-дневный тур по Санкт-Петербургу под названием «Отрыв» входит пешеходная экскурсия «Параллельный Питер», обеды в гре­ческом, китайском ресторанах или байкер-клубе, посещение клуб­ного мероприятия, музея эротики или музея «Мир воды Санкт- Петербурга», картинг или боулинг, «чудный» фильм в доме кино. Все это кардинально отличается от стандартных программ пребы­вания в Санкт-Петербурге. Или, например, тур под названием «Адреналин», в который входит экскурсия по местам, «которые не знают даже местные», прыжок с парашютом, посещение дельфи­нария, обед в каком-либо национальном ресторане.

Как видим, появились креативные изменения в создании новых туров и нестандартных программ. Некоторые турпредприятия го­товы удовлетворить любые пожелания своих клиентов. Общими рекомендациями для подготовки и проведения подобных экскурси­онных туров может быть следующее.

Никакие экстремальные программы не должны быть сопряже­ны с риском для жизни и здоровья экскурсантов. Следует увеличи­вать по времени инструктаж по технике безопасности, клиент обя­зан поставить свою подпись под инструкцией, что обезопасит экс­курсовода в том случае, если турист совершит какие-либо запре­щенные инструкцией действия и получит травму.


Стоимость нестандартных (эксклюзивных) экскурсий, как пра­вило, выше обычных, так как требует специальной дополнительной подготовки, включающей обеспечение безопасности маршрута, специальное снаряжение и др.

Поэтому эксклюзивные экскурсионные туры требуют специ­альных PR-мероприятий по их продвижению, поиска целевой ауди­тории, для которой такой тур может быть интересен. Далее опреде­ляются способы (каналы) доведения информации до этой целевой аудитории. Это, в первую очередь, реклама в разных средствах мас­совой информации, Интернете. Характер рекламы и ее цена зави­сят от стоимости продвигаемой экскурсионной услуги, ожидаемых продаж и прибыли. К способам продвижения услуги относятся так­же личные контакты с клиентами, создание положительного имид­жа фирмы в целом, формирование постоянной клиентской базы.

Следует отметить, что нестандартные тематические экскур­сии — одно из перспективных направлений развития экскурсион­ного бизнеса.

Контрольные вопросы

1. Назовите специфические черты городской обзорной экскурсии.

2. Как используется краеведческий материал в обзорной экскурсии?

3. В чем специфика производственных экскурсий?

4. Как проводятся природоведческие экскурсии?

5. В чем особенности проведения архитектурно-градостроительных экскурсий?

6. Назовите особенности экскурсий в музеи и культурные центры.

7. Назовите причины появления нестандартных экскурсий. В чем состоят особенности их подготовки и проведения?


Гл а в а 8

СОДЕРЖАНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСКУРСИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

8.1. Виды туристско-экскурсионных учреждений

Сегодня на рынке экскурсионных услуг действуют различные виды туристско-экскурсионных учреждений: туристские бюро, бюро путешествий, агентства, экскурсионные бюро и др.

Туристский продукт формируется из услуг предприятий разного профиля, причастных к обслуживанию людей во время отдыха или путешествия. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, развлекательные парки и комплексы, рестораны и кафе, музеи и выставки. Комплектацией туристского продукта занимаются тур­операторы.

Туроператор — это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. В соответ­ствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельно­сти в РФ» туроператорская деятельность заключается в формиро­вании, продвижении и реализации туристского продукта, осуществ­ляемая на основе лицензии. Туроператор разрабатывает турист­ские маршруты и насыщает их услугами, обеспечивает их предо­ставление, рассчитывает цены, составляет рекламно-информа­ционные материалы.

Реализацией туристского продукта на рынке занимается организация-посредник — турагент. Турагентские фирмы приоб­ретают у туроператоров скомплектованные туры и предлагают не­посредственному потребителю.

Как правило, туроператоры осуществляют операторскую и агентскую деятельность, имеют головной офис и агентскую сеть.

Экскурсионные бюро выступают поставщиком экскурсионных услуг, в том числе экскурсовода, одновременно они же могут осу­ществлять туроператорскую или турагентскую деятельность. Для осуществления деятельности туроператора необходимо иметь в штате не менее 7 работников, 30 % из которых (в том числе руково­дитель фирмы) должны иметь специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 5 лет (для турагента не менее 3 лет). Все сотрудники фирмы должны повышать квалификацию не реже одного раза в 3 года. Фирма обязана сообщать клиенту пол­ную информацию о себе, особенностях тура, правилах поведения во время поездки. Услуги предоставляются только после заключе­ния договора с клиентом. Фирма должна иметь сертификат соот­ветствия туристических услуг требованиям безопасности. Туры реализуются на основании договоров туроператора с турагентами или организациями, оказывающими услуги.

Федеральное агентство по туризму, включая турфирму в Еди­ный федеральный реестр туроператора, подтверждает тем самым легальность и законность деятельности турфирмы.

Управление современным туристским предприятием включает нацеленность на достижение максимально возможных результа­тов; многовариантность решения проблем; ценностную ориента­цию. К особенностям управления в индустрии туризма можно от­нести следующие:

• удовлетворение потребностей и желаний потребителей, даже если они опережают возможности организации;

• календарное планирование работ в зависимости от спроса;

• овладение навыками общения с клиентами в их интересах;

• расчет производственных мощностей по «пиковому», а не по среднему уровню спроса на услуги;

• невозможность создания запасов турпродуктов в периоды межсезонья для их использования при повышении спроса;

• зависимость эффективности работы от внешних факторов;

• сочетание маркетинга и производства, их взаимопроникно­вение.

Для туристских предприятий эффективен новаторско-анали- тический стиль работы, ориентированный на изменение ситуации. Для него характерны: энергичность, чуткость к новым идеям и ин­формации; генерирование большого числа идей; регулярные сове­щания руководителя с сотрудниками; их вовлеченность в разработ­ку и принятие организационных решений; открытость в отношени­ях между руководителем и подчиненными; готовность и способ­ность учитывать мнение других; быстрое принятие решений и внедрение новшеств; терпимость к ошибкам, делегирование подчи­ненным ряда полномочий, прав; создание особых групповых струк­тур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»); умение анализировать ситуацию и работать с людьми.

Одним из основных условий результативного управления явля­ется правильная постановка цели, т.е. желаемого результата, кото­рый может быть достигнут после осуществления определенных управленческих действий. Наличие цели выступает как системо­образующий компонент всей системы управления. Достижение конечной цели зависит от решения частных задач, связанных с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности организации. Перечислим такие задачи.

1. Изучение и прогнозирование конъюнктуры туристского рын­ка; обеспечение коммерческой деятельности необходимой инфор­мацией по конъюнктуре — ценам, поставщикам и конкурентам; анализ конкурентоспособности туристской продукции и услуг, а также требований, предъявляемых к ее качеству.

2. Оценка собственных возможностей, составление долгосроч­ных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные на­правления будущего развития туристской организации; обеспече­ние ее денежными средствами, персоналом, материально-техни­ческим оснащением, зданиями и др.

3. Активизация деятельности персонала, его экономическое и моральное стимулирование; создание условий для проявления творческого потенциала работников; повышение их профессио­нальной квалификации.

4. Организация производственной деятельности, создание кон­курентоспособного продукта или услуги; решение организацион­ных, технических, технологических аспектов.

5. Выбор партнеров и поставщиков, проведение переговоров с ними, заключение контрактов; организационно-правовое и дого- ворно-правовое обеспечение туристской деятельности.

6. Разработка и проведение рекламных и других мероприятий в целях расширения сбыта туристского продукта или услуг; участие туристской организации в выставках, ярмарках, семинарах, прово­димых в России и за рубежом.

7. Развитие корпоративной и агентской сети; захват максималь­ной доли рынка; развитие новых направлений бизнеса; использо­вание в сбытовой политике современных компьютерных техноло­гий.

8. Анализ, контроль и координация деятельности; ведение в уста­новленном порядке оперативного, бухгалтерского, статистическо­го, финансового учета и отчетности; организация и анализ кредит­ных и расчетных операций, контроль за их осуществлением; дости­жение согласованности при работе всех звеньев туристской орга­низации; оснащение новыми технологиями работы, коммуникаци­ями и связью.

Исходя из решаемых задач, проектируется организационная структура управления турпредприятием. В основу ее построения должны быть положены такие принципы, как достаточная целесо­образность, гибкость, минимальное количество звеньев, миними­зация персонала, высокая ее квалификация, сокращение наклад­ных расходов и др. Структура управления зависит от зарегистриро­ванной организационно-правовой формы турорганизации (обще­ство с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью и др.); вида органи­зации (туроператорская компания, турагентство, экскурсионное бюро, информационно-рекламное агентство, туристское автопред­приятие и др.); размера предприятия (численности персонала); тех­нологии производства туристского продукта; формы собственности (частная, государственная, общественная и др.) и других факторов.

Экскурсионные бюро являются поставщиками экскурсионных услуг — это юридическое лицо или индивидуальный предпринима­тель, осуществляющий в установленном порядке экскурсионную деятельность, в том числе по планированию, организации, продви­жению и реализации комплексной экскурсионной услуги, включая проведение экскурсий, а также оказывающий другие услуги, свя­занные с их организацией.

Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, устанавливающие правила действий сопровож­дающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности, и журнал проведения с этими лицами инструктажей. При организации авто­бусных экскурсий руководствуются инструкцией об обязанностях водителя по обеспечению безопасности, установленными правила­ми поведения экскурсантов при нахождении в автобусе, договором с транспортным предприятием или индивидуальным предпринима­телем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопас­ности на услуги по перевозке пассажиров.

8.2. Структура и основные направления деятельности экскурсионного учреждения

В 1971 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям бывшего СССР разработал и утвердил документы, определяющие содержа­ние работы, организационные формы, структуру экскурсионных учреждений и должностные обязанности работников (Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям, Положение об экскурсоводе турист- ско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям, Положение об организаторе туристско- экскурсионных учреждений, Положение о методическом совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий и др.).

Деятельность бюро путешествий и экскурсий обеспечивали штатные работники и экскурсоводы, руководители туристских групп, организаторы. Вся хозяйственно-финансовая работа осу­ществлялась в соответствии с годовым планом и строилась на осно­ве хозяйственного расчета. Экскурсионные бюро, бюро путеше­ствий и экскурсий являлись юридическими лицами, имели свой расчетный счет, самостоятельный баланс, печать. Они организовы­вали экскурсии за счет бюджетных и личных средств.

Методический отдел туристско-экскурсионного учреждения за­нимался организацией работы секций экскурсоводов, подготовкой новых тем экскурсий, совершенствованием методики их проведе­ния. Эту же работу мог осуществлять методист, который нес ответ­ственность за содержание экскурсий. Под руководством методи­стов разрабатывались новые темы, осуществлялось повышение квалификации экскурсоводов, обновлялись и дорабатывались су­ществующие темы. Методист рецензировал индивидуальные тек­сты экскурсий, прослушивал пробные экскурсии начинающих экс­курсоводов. В некоторых бюро создавались методические советы или секции из методистов, опытных экскурсоводов, научных со­трудников музеев.

В бюро создавались методические кабинеты, которые комплек­товали библиотеки, где собиралась краеведческая, педагогическая, методическая, справочная литература. Велась картотека газетных и журнальных статей по тематике экскурсий. В методическом каби­нете также хранились экскурсионно-методические материалы — карты, схемы, фотографии, картотека экскурсионных объектов.

Формированием новой экскурсионной темы занималась, как правило, творческая группа в составе 3 — 7 человек. В качестве кон­сультантов приглашались работники музеев, преподаватели, архи­текторы, краеведы. Обязанности распределялись в соответствии с подтемами. Каждый экскурсовод отвечал за свой блок, потом весь материал объединялся в единое целое руководителем творческой группы.

Сегодня деятельность экскурсионного бюро складывается из следующих основных направлений:

• заключение договоров на проведение экскурсий с фирмами- туроператорами; работа с предприятиями, их профсоюзны­ми организациями, учебными заведениями по проведению экскурсий; музеями, выставочными комплексами, картин­ными галереями по возможности посещения их группами;

заключение договоров с предприятиями транспортного об­служивания о предоставлении автобусов, предприятиями общественного питания (если экскурсия длится в течение су­ток, необходимо организовывать питание экскурсантов); учреждениями социокультурной деятельности (концертные залы, стадионы, библиотеки, театры), если предполагается их посещение;

• работа по расширению экскурсионной тематики, разработ­ке новых тем и вариантов экскурсий, организации конфе­ренций, занятий методических секций экскурсоводов, сове­щаний по обмену опытом, выпуску специальной литературы (функции методического отдела);

• работа с кадрами — организация подготовки и повышения квалификации экскурсоводов;

• контроль за качеством экскурсий — прослушивание экскур­сий на маршрутах, составление рецензий, проверка индиви­дуальных текстов (функции методического отдела);

• реклама и связи с общественностью — использование раз­ных видов рекламы, организация презентаций, встреч, ин­тервью и т. п. (функции отдела по маркетингу и рекламе);

• финансовая и хозяйственная деятельность — составление финансовой отчетности и решение хозяйственных вопросов.

В соответствии с квалификационными требованиями должно­сти работников экскурсионного бюро подразделяются на три ква­лификационных уровня.

Первый уровень — агент по приему заказов, секретарь, стажер, кассир, курьер; второй уровень — переводчик, гид-переводчик, экс­курсовод, организатор экскурсий, агент по рекламе и продажам, агент по работе с клиентами, администратор, бухгалтер; третий уровень — начальник бюро, начальники отделов (по маркетингу и рекламе, продажам, работе с клиентами, отдела организационных вопросов). Требования к сотрудникам экскурсионного бюро и их должностные обязанности приведены в приложении 7.

8.3. Показатели деятельности экскурсионного учреждения

Экскурсионные бюро и другие учреждения работают по хозяйственно-финансовому плану, который составляется на 1 год. В нем указывается: объем предоставляемых услуг, количество тури­стов (экскурсантов), число человеко-дней на маршрутах выходного дня и местных туристских маршрутах, сумма прибыли. Кроме этого составляются квартальные планы.

Показатели работы делятся на основные и учитываемые. Основ­ные: объем услуг, предоставляемых населению (тыс. руб.), количе­ство туристов и экскурсантов, число человеко-дней, размер полу­чаемой прибыли. В учитываемые показатели входят количество участников транспортных путешествий и по местным маршрутам выходного дня, число человеко-дней на этих маршрутах, объем до­ходов от экскурсионного обслуживания, количество экскурсантов, посетивших музей, участников производственных экскурсий, об­служивание отдыхающих на туристских базах, выработка в рублях на одного человека, средняя стоимость одной человеко-экскурсии.

Эффективность деятельности проще всего оценить в размере полученной прибыли. Собственно, цель любой коммерческой орга­низации заключается в достижении максимальной прибыли, а ме­неджмент обеспечивает выполнение этой задачи. Рентабельность фирмы оценивают по ряду показателей: выручке от реализации, се­бестоимости, коммерческим и управленческим расходам, прибыли от продаж, процентам к получению, налогу на прибыль и др.

При формировании затрат экскурсионного бюро на производ­ство, продвижение и реализацию экскурсионной услуги рекомен­дуется учитывать расходы на питание экскурсантов, транспортное, экскурсионное, медицинское обслуживание (включая профилакти­ку заболеваний), оформление пакета документов на проведение экскурсии, обязательное страхование (во время нестандартных те­матических, производственных, природоведческих, других экскур­сий, сопряженных с повышенной опасностью для жизни и здоро­вья экскурсантов), обслуживание сопровождающими и гидами- переводчиками.

Финансово-экономический анализ осуществляется по бухгал­терской отчетности, которая включает билеты, абонементы, экс­курсионные путевки в музей и другие документы, применяющиеся в учреждениях культуры и искусства для денежных расчетов с на­селением.

Для туристских предприятий действуют следующие документы строгой отчетности:

туристские путевки (три вида) (коды форм по ОКУД 0791601, 0791602, 0791603);

накладные-счета для получения наличных денежных средств за путевки (код формы по ОКУД 0791604);

талоны на питание (код формы по ОКУД 0791605); экскурсионные путевки (код формы по ОКУД 0793007).




Туристская путевка — это документ, содержащий условия путе­шествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Бланк экскурсионной путевки (письмо Минфина РФ от 27.03.2001 г. № 16-00-24/26 «О бланке строгой отчетности при проведении экс­курсионных мероприятий») может применяться при проведении экскурсионных мероприятий как в черте города, так и в нескольких городах или населенных пунктах страны.

Расходы на приобретение бланков строгой отчетности туристи­ческие организации относят к расходам, связанным с оказанием услуг. В бухгалтерском учете они признаются расходами по обыч­ным видам деятельности. Если в экскурсию входит посещение раз­личных учреждений культуры, то требуется оформление дополни­тельных финансовых документов, виды и особенности оформления которых приведены в табл. 8.1.

Для того чтобы успешно конкурировать на рынке туристских услуг, сегодня многие экскурсионные бюро параллельно выполня­ют функции турагентов или туроператоров, расширяя тем самым сферу своей деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды учреждений на рынке туристских услуг.

2. Охарактеризуйте, что из себя представляет экскурсионное бюро как поставщик экскурсионных услуг?

3. Какова структура экскурсионного бюро?

4. Назовите должности каждого квалификационного уровня, имеющиеся в экскурсионном бюро.

5. По каким показателям оценивается эффективность деятельности экс­курсионного бюро?

6. Назовите документы финансовой отчетности для туристских пред­приятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня туристский бизнес превращается в экономическую от­расль, способствующую развитию территорий и городов, в опреде­ленных случаях — стран. Туризм и экскурсионное дело становятся социальными явлениями, поскольку отражают улучшение качества жизни людей, их стремление к познанию исторического и культур­ного наследия, сохранению окружающей среды. Туризм в России — одно из самых перспективных направлений развития Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца» и многих других, об­ладающих многовековой историей и сохранивших уникальные культурные памятники. Экскурсионные услуги входят во все культурно-познавательные туры, даже в те, которые предпринима­ются исключительно с деловыми целями.

В учебном пособии рассмотрены вопросы истории, теории и ме­тодики экскурсионного дела. Используя представленный материал, можно качественно разработать экскурсионную услугу, оптималь­но реализовать ее, провести экскурсию так, чтобы туристы были удовлетворены вне зависимости от возраста, места жительства, на­циональности, профессии, общего культурного уровня. Экскурси­онный метод познания окружающей действительности можно эф­фективно использовать не только в туризме, но и в учебном про­цессе. Он должен быть в арсенале специалистов по связям с обще­ственностью, других работников туристского бизнеса, педагогов и воспитателей разных уровней. Это учебное пособие поможет сту­дентам вузов овладеть знаниями, необходимыми для успешной дея­тельности в туристском бизнесе.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Жест экскурсовода — движение, как правило, рукой, сопровождающее или заменяющее речь; жест делает показ выразительным и направленным.

Индивидуальный текст экскурсии — текст, который составляется экс­курсоводом на основе контрольного текста, но с учетом последовательно­сти показа объектов на маршруте, своих предпочтений и методики прове­дения экскурсии для конкретных экскурсантов.

Карточка объекта — карточка, в которую заносятся основные сведения об объекте. Другое название — паспорт объекта.

Контрольный текст экскурсии — технологический документ, включа­ющий научное, актуализированное содержание информации, предостав­ляемой экскурсантам. На основе этого текста экскурсовод составляет свой индивидуальный текст.

Логический переход — установление связей между экскурсионными объектами или подтемами экскурсии. Логические переходы помогают вы­строить рассказ и показ, придавая экскурсии целостность и законченность.

Маршрут экскурсионный — наиболее удобный путь следования экс­курсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Методика — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; для экскурсовода — совокупность конкретных методических прие­мов проведения экскурсии на определенную тему и для определенной группы (на разные темы и для разных групп людей).

Методические приемы — оптимальный способ выполнения определен­ных действий.

Объекты экскурсионные — предметы, архитектурные комплексы, соо­ружения, мемориалы, ландшафты и др., составляющие основу экскурсии и обеспечивающие восприятие ее темы.

Показ на экскурсии — демонстрация объектов для получения зритель­ной информации.

Портфель экскурсовода — комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых в ходе показа объектов на экскурсии.

Приемы показа — действия и процедуры, организующие наблюдение объектов и позволяющие извлечь максимум зрительной информации из объекта.

Приемы рассказа — они позволяют сделать экскурсионный рассказ бо­лее интересным, содержательным, эмоциональным, вызывают у экскур­сантов зрительные ассоциации.

5 Скобельцына 129

Рассказ экскурсовода — воспроизведение текста экскурсии в индиви­дуальной манере, в том числе об объектах показа, ответы на вопросы и ре­плики экскурсантов.

Техника ведения экскурсии — совместные действия экскурсовода и экскурсантов, способствующие правильной организации экскурсии, ее проведению в соответствии с установлен<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.