Техника и особенности экскурсионного рассказа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Техника и особенности экскурсионного рассказа

2017-10-08 1328
Техника и особенности экскурсионного рассказа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассказ — это условное название устной части экскурсии, той суммы сообщений и пояснений, которые дает экскурсовод группе. Свой рассказ экскурсовод дополняет, отвечая на вопросы, коммен­тируя реплики экскурсантов, демонстрируя экспонаты портфеля.

Основные требования к рассказу: связь с показом, научность, те- матичность, конкретность, связность, логичность, краткость, убе­дительность, доступность, законченность суждений. Рассказ на экс­курсии выполняет различные задачи: а) определить объект; б) опи­сать его; в) охарактеризовать; г) «нарисовать» картину событий, связанных с ним.

Особенности экскурсионного рассказа. К ним относится следу­ющее.

1. Рассказ полностью подчинен ритму и маршруту движения на экскурсии.

2. Рассказ следует после показа объекта. Главное правило экс­курсовода: без показа нет рассказа. Увлечение рассказом в отрыве от показа приводит к лекционности (распространенная ошибка экскурсовода), когда первичным становится рассказ, а не показ.

3. Использование зрительных доказательств, т.е. постоянный отсыл к показываемым объектам, их характеристика.

4. Четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем. Если рассказ ведется об объекте, который хорошо сохранился, то он представляет собой описание объекта и событий, которым посвящена подтема. Если экскурсион­ный объект не сохранился в первоначальном виде, экскурсовод в своем рассказе реконструирует зрительный образ объекта и толь­ко потом излагает связанные с ним события.

5. Рассказ должен быть адресным: экскурсант всегда должен по­нимать, о каком объекте идет речь. Это особенно важно во время проездов, когда объекты быстро мелькают за окном автобуса.

6. Экскурсионный рассказ строится от общего к частному (метод дедукции) и от частного к общему (метод индукции). Каждая кон­кретная экскурсия строится на том или ином принципе или их со­четании.

Методические приемы экскурсионного рассказа. В числе мето­дических приемов можно выделить экскурсионную справку, описа­ние, объяснение, комментирование, цитирование, литературный монтаж, вопросы-ответы, персонификацию, дискуссионную ситуа­цию. Охарактеризуем их.

Экскурсионная справка — сжатое изложение основных сведе­ний об объекте (дата создания, автор, материал, размеры, события, связанные с объектом). Применяется при осмотре дополнительных объектов, когда выход из автобуса не предусмотрен.

Описание — последовательное перечисление основных свойств и качеств объекта, на которое отводится 2—3 мин. Это может быть описание дома, где происходили какие-то события или жили из­вестные исторические персонажи, с указанием даты постройки, планировки, перечисление коллекций, описание событий, связан­ных с объектом.

Объяснение — прием, с помощью которого выясняются причи­ны какого-либо события, явления, факта, их внутренние связи.

Комментирование используется, когда объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения (например, во время производственных экскурсий, при показе движущегося конвейера, работающей машины), в городских и загородных, природоведче­ских экскурсиях (например, во время наблюдения за природными явлениями — приливом, отливом, закатом или восходом солнца и т.д.).

Цитирование предполагает введение в рассказ отрывков из ли­тературных произведений, документов, мемуаров, других письмен­ных источников. Хорошо подобранная цитата может удачно допол­нить зрительные впечатления экскурсантов, придать авторитет­ность и весомость высказываниям экскурсовода. Обязательно ис­пользование приема цитирования на литературных экскурсиях.

Литературный монтаж заключается в том, что рассказ строится на определенном подборе отрывков из одного или нескольких лите­ратурных произведений или исторических документов, воспоми­наний, раскрывающих подтему или один из основных вопросов экскурсии. Отрывки должны представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты могли образно представить, о чем идет речь, увидеть динамику событий вместе с автором цити­руемого источника. Чаще всего прием используется в экскурсиях на литературные темы (например, «Петербург в романе Ф.М.До­стоевского "Преступлениеи наказание"»), но может применятьсяи в других тематических и исторических экскурсиях.

Вопросы-ответы. С помощью этого приема экскурсовод вступа­ет в диалог с экскурсантами для активизации их внимания. Цель во­просов экскурсовода — не столько получить правильный ответ, сколько заставить экскурсантов задуматься. При этом не рекомен­дуется задавать экскурсантам слишком сложные вопросы, чтобы не ставить их в неловкое положение.

Прием персонификации означает создание словесного портрета (образа) человека — писателя, государственного деятеля и др., чья биография связана с темой экскурсии.

Дискуссионная ситуация создается экскурсоводом с целью акти­визации мыслительного процесса, поддержания внимания группы. Экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, которая вызы­вает дискуссию. Экскурсовод, выслушав мнение двух-трех экскур­сантов, сам делает вывод.

Некоторые специалисты считают, что лучше, если экскурсион­ный рассказ строится как беседа.

Соотношение показа и рассказа на экскурсии зависит от темы, характера показываемых объектов (один объект можно с неослабе­вающим вниманием наблюдать 25—30 мин, другой — лишь 2—3 мин), вида экскурсии (автобусная или пешеходная), состава группы.

Во время автобусной экскурсии возможны разные сочетания рассказа и показа.

Первый уровень: преобладание рассказа в начале экскурсии, во время вступления. Экскурсовод выступает в качестве лектора, по­каз стихийный — экскурсанты смотрят за окно самостоятельно.

Второй уровень: рассказ продолжает преобладать, освещается первая подтема экскурсии с использованием «портфеля экскурсо­вода». Объекты показываются по ходу движения автобуса.

Третий уровень: рассказ равен показу. Экскурсовод начинает показывать дополнительные объекты на маршруте — скорость дви­жения автобуса замедленная. Эффективность восприятия экскур­сионного материала увеличивается, экскурсовод перестает быть только лектором.

Четвертый уровень: показ играет главную роль, а рассказ — второстепенную. Это происходит во время остановки автобуса и показа объекта через окна. Активизируется деятельность экскур­сантов, они внимательно рассматривают памятники, задают вопро­сы экскурсоводу.

Пятый уровень: оптимальное сочетание показа и рассказа, кото­рое достигается во время выхода экскурсантов из автобуса. Показ занимает центральное место, подчиняя себе рассказ.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.