Экскурсия как форма коммуникации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Экскурсия как форма коммуникации

2017-10-08 2107
Экскурсия как форма коммуникации 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Коммуникация — это информационная связь субъекта с другим субъектом или объектом — человеком, животным, машиной, от­правление информации от мозга одного человека к мозгу другого, специфический обмен информацией.

В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Об­мен информацией происходит между непосредственными участни­ками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам, гидам, работникам музеев, туристических объек­тов, заповедников.

В широком смысле коммуникация осуществляется не только между живыми субъектами, но и между ними и объектом показа, т.е. материальным миром. В осматриваемых культурно-истори­ческих памятниках зашифрована информация, отражающая уро­вень и особенности культуры эпохи, создавшей этот памятник. За­дача человека — расшифровать эту информацию, проникнуть в мысли и чувства людей ее создавших. Происходит опосредованное общение между наблюдателем и автором произведения, даже если автора уже давно нет в живых.

В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всег­да наличествует источник информации (экскурсовод) и ее прием­ник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскур­соводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экс­курсантов). Обратная связь — это вопросы и отзывы экскурсантов, зафиксированные в книге отзывов. Если экскурсия учебная, то об­ратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний.

Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник долж­ны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость ис­пользовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.

Коммуникация возможна лишь при несовпадении информаци­онных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро пре­кратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно- познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориенти­роваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.

На экскурсии источник информации — экскурсовод. Целью ком­муникации может быть информирование, инструктирование или мотивирование аудитории. Разные формы экскурсии реализуют разные цели. Например, производственные экскурсии, как правило, проводятся для специалистов в данной области, их целью вполне мо­жет быть инструктирование, а рекламные — в целях привлечения клиентов и продажи продукции — мотивирование аудитории.

Рассказ экскурсовода (текст экскурсии) имеет много общего с лекцией: он содержит цель (передать знания), четкий план (всту­пление, основная часть, заключение), использование методических приемов и правил. Главное отличие экскурсии от учебного заня­тия — в большей наглядности, показе подлинных объектов на мест­ности, вторичность рассказа.

К коммуникационным характеристикам экскурсии относятся профессиональное мастерство экскурсовода, технические сред­ства, которыми он располагает, совокупность применяемых им ме­тодических приемов донесения информации до экскурсантов. Экс­курсовод должен обладать конструктивными, коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть куль­турой речи и общения.

Методические приемы подразделяются на приемы показа, рас­сказа, движения. Их применение и выбор зависят от того, в каких условиях проводится экскурсия (автобусная, в музее, на улице, с микрофоном или без него), с какой группой (дети, горожане, селя­не, молодежь, взрослые, др.). Иногда формы проведения приходит­ся менять по ходу, например, в том случае, если сломался автобус, перекрыта дорога, пошел дождь.

К средствам коммуникации относят используемые источником информации и ее получателем знаковые системы. На экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонаци­ей, жестами, действиями и позами.

Чаще всего речь экскурсовода монологична, однако ее следует разнообразить диалогами, дискуссиями, ответами на вопросы. Дис­куссионная ситуация создается вопросами к аудитории по поводу показываемых объектов. Выслушав ответы, экскурсовод дополняет их. Таким приемом он заставляет экскурсантов задуматься. В дру­гом случае экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, ко­торая вызывает дискуссию. Любые формы диалога способствуют активизации мыслительной деятельности экскурсантов.

Экскурсовод использует в рассказе разнообразные лексико- грамматические конструкции: обобщение, уточнение, характери­стику, описание, сравнение, утверждение, аргументацию, вывод.

Методический прием зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта. При этом могут сопоставляться два схожих между собой здания, соору­жения, монумента. Чтобы экскурсанты представили размер какого- либо здания, его сравнивают с расположенным рядом деревом или одноэтажным домом. Близка к приему сравнения зрительная ана­логия, когда наблюдаемый объект сопоставляется с теми объекта­ми, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод как бы «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушате­лей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты? Это проявляется в вы­ражении лиц, задаваемых вопросах, умозаключениях, которые де­лают экскурсанты. Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экс­курсовод не смог раскрыть тему.

В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют не­сколько типов экскурсантов (конструктивный, сверхактивный, со­глашательский, поверхностный, конфликтный). К конструктивно­му типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим же­ланием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благо­дарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактив­ные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и кон­фликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).

Специалисты-коммуникатологи выделяют три вида слушания: выяснительное (с целью получения определенной информации), ознакомительное (выработка общего представления о предмете), деятельностное (подробное улавливание и запоминание информа­ции). Для экскурсии более характерен второй вид слушания — озна­комительный. Инициатором общения должен выступать экскурсо­вод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателей.


Внеречевыми средствами общения (невербальной коммуника­ции) являются жесты, мимика, поза. Экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показы­вать, используя жесты, заранее отобранные объекты. Жест делает показ более выразительным. Жесты бывают коммуникативными (заменяющие приветствие, прощание, угрозу и др.), описательно- изобразительными (обозначение размера, формы и т.п.), модаль­ными (оценка предмета — одобрение, отвращение и др.). Наибо­лее применимы экскурсоводами указательные и описательно- изобразительные жесты. Они помогают дать представление о гра­ницах осматриваемого объекта, его высоте, ширине, особенностях конструкции, если внешний вид осматриваемого объекта утра­чен.

Еще один важный аспект невербальной коммуникации — кон­такт глаз, который является наиболее тонким показателем скла­дывающихся между людьми взаимоотношений. Прямой взгляд однозначно оценивается как интерес, уважение, готовность к контакту. Взгляд, направленный мимо, поверх головы, «сквозь» партнера — неуверенность, неуважение, нежелание идти на кон­такт. Наличие зрительного контакта весьма желательно, хотя иногда и невозможно (например, на автобусной экскурсии, когда экскурсовод сидит на переднем сидении и смотрит вперед). Поэ­тому во время автобусной экскурсии следует планировать выхо­ды из автобуса, а во время остановок без выхода из автобуса экс­курсовод должен вставать со своего места и вести рассказ, стоя лицом к аудитории.

Главный инструмент экскурсовода — его голос, усиленный с по­мощью микрофона. Сегодня микрофоны используются преимуще­ственно на автобусных экскурсиях. Показ объектов во время вы­хода из автобуса более эффективен, но для экскурсовода он ослож­нен отсутствием микрофона. Так же обстоит дело на пешеходных экскурсиях, когда слышимость зависит от громкости голоса экскур­совода и уровня шума на улице. Поэтому желательно использовать технические средства для усиления громкости голоса не только в автобусе, но и во время выходов из него, а также на пешеходных маршрутах.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте признаки и функции экскурсий.

2. Охарактеризуйте классификацию экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, продолжительности, форме проведения.

3. Назовите группы тематических экскурсий.

4. Охарактеризуйте экскурсию как педагогический процесс.

5. Что такое коммуникация? Как она осуществляется на экскурсии?

6. Каково значение речевой коммуникации на экскурсии?

7. Какими коммуникативными качествами должен обладать экскурсо­вод?

8. Охарактеризуйте внеречевые (невербальные) средства общения.


Гл а в а 4


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.