V. Ознакомление с глаголами-исключениями. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

V. Ознакомление с глаголами-исключениями.

2017-10-08 320
V. Ознакомление с глаголами-исключениями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Чтение правила в учебнике (с. 206).

2. Дополнение схемы новыми сведениями.

– Что узнали о глаголах-исключениях II спряжения?

– Запомните ещё два глагола-исключения I спряжения – брить, стелить.

– Как мы дополним нашу схему новыми сведениями? (Дети высказывают свои предположения.)

В результате обсуждения получается следующая запись:

I спряжение Н. Ф. II спряжение
Остальные и брить, стелить -ить и

3. Чтение и заучивание рифмовки о глаголах-исключениях.

Ко второму же спряжению

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить

(Исключая брить, стелить).

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -е спрягать нельзя!

VI. Работа с учебником.

1. Правописание окончаний глаголов-исключений (упр. 479, 480, с. 99–100).

2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 482, с. 100).

3. Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание: упражнение 483, с. 101; выписать из словаря слова, отвечающие на вопрос как?

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке о глаголах?

– Перечислите глаголы-исключения.

– За что они получили такое название?

 

Урок 144. Правописание глаголов-исключений

Цели: учащиеся распознают в тексте глаголы-исключения (в том числе и однокоренные с приставками), упражняются в правописании их окончаний.

О б о р у д о в а н и е: схема «Глаголы I и II спряжения в неопределённой форме» (см. урок 143), сигнальные карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Самостоятельная работа со словарём.

– Выпишите из словарика слова, отвечающие на вопрос когда? Обозначьте орфограммы, поставьте ударение.

2. Взаимопроверка: теперь, однажды, потом, сегодня, сейчас.

3. Составление и запись словосочетаний глагол неопределенной формы + наречие с данными словами. Определение спряжения глаголов.

III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы продолжаем работу над глаголами-исключениями. Какую задачу вы перед собой поставите?

IV. Обобщение знаний учащихся о глаголах I и II спряжения и глаголах-исключениях по схеме (см. урок 143).

– Когда личное окончание глагола не требует проверки?

– В каких случаях необходимо проверять личное окончание глагола?

– Расскажите об этом.

– Какие глаголы относятся ко II спряжению? К I спряжению?

– Перечислите ещё раз все глаголы-исключения.

– Почему они так называются?

– Кто запомнил стихотворение о глаголах-исключениях? Расскажите.

V. Работа с учебником.

1. Образование однокоренных глаголов-исключений с помощью приставок (упр. 485, с. 102).

– Запомните, что однокоренные глаголы, образованные от глаголов-исключений, тоже являются глаголами-исключениями. Поэтому будьте очень внимательны, если в тексте вам встретятся такие глаголы, не допустите ошибку в написании их окончаний.

2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 484, с. 101).

3. Самостоятельная работа (упр. 481, с. 100).

VI. Игра «Будь внимателен».

Учитель читает глаголы, учащиеся определяют спряжение с помощью сигнальной карточки.

Рисует, слышит, отвечает, дышит, ответишь, дежурят, задышит, пляшут, увидишь, пожелтеет, посмотрит, зависят, вертишь, получает, стелет.

VII. Домашнее задание: упражнение 486, с. 102.

VIII. Итог урока.

– Какую задачу вы поставили перед собой в начале урока?

– Справились ли вы с её выполнением?

– Почему вы так думаете?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ

· Карточка 1. Списать пословицы, вставить пропущенные окончания глаголов, указать спряжение.

Кто вперёд смотр_т, тот далеко вид_т. Кто много вид_т и слыш_т, тот много зна_т. Не посмотр_шь – (не) увид_шь, (не) расспрос_шь – (не) найдёшь. За двумя зайцами погон_шься, ни одного (не) пойма_шь. Воду в решете (не) удерж_шь. Конь вырвется – догон_шь, а слова сказанного (не) ворот_шь.

· Карточка 2. Списать текст, вставить пропущенные окончания глаголов, указать спряжение. Подчеркнуть глаголы-исключения.

Вы замечали, наверно: идёшь осенью по лесу – свет! Дума_шь, пятна со_нца, а это два ж_лтых клёна стоят между ёлками. Дальше вид_шь тёплый красный свет осины. Внезапно замеча_шь син_ струйку костра между ёлками. Всем телом ощ_ща_шь холод л_сной р_чушки, слыш_шь дальнее теньканье птицы. В такой день чувству_шь себя на земле именинником. (По В. Пескову.)

· Карточка 3. Списать предложения, вставить пропущенные буквы. Указать спряжение глаголов, подчеркнуть глаголы-исключения.

Заунывный ветер гон_т стаю туч на край небес. (Н. Некрасов.) Ветер по морю гуля_т и кораблик подгоня_т. (А. Пушкин.) Легко дыш_т грудь. Ты вдыха_шь запах полевых цветов. С высоты зорко смотр_т на землю орёл. Он высматрива_т добычу.

 

Урок 145. Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных личных
окончаний глаголов настоящего
и будущего времени»

Цель: проверить уровень сформированности умения писать безударные личные окончания глаголов.

В апреле

Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.

Всё в природе дышит, начинает расти.

Оживает муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит важный грач.

Ты шагаешь к реке, потом убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь, как летят с далёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц.

Слова для справок: начинает, облака, расти, прилетевших.

Предупредить о постановке запятой в сложном предложении.

Грамматические задания:

1. Указать лицо, число, спряжение глаголов; выделить их окончания.

Вариант I – в первых четырёх предложениях;

Вариант II – в последних трёх предложениях.

2. Сделать разбор предложения.

Вариант I – Мягкий ветерок гонит, торопит облака.

Вариант II – Оживает муравейник под старой сосной.

 

Урок 146. Анализ диктанта.
Работа над ошибками

Цель: учащиеся развивают умение исправлять ошибки, допущенные в диктанте, осознанно применять изученные правила.

Ход урока

I. Организационный момент.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.