Тема 3.6. Законы ландшафтной архитектуры. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 3.6. Законы ландшафтной архитектуры.

2017-10-08 981
Тема 3.6. Законы ландшафтной архитектуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие принципы композиции.

Студент должен

знать:

- композиционные приемы;

уметь:

- применять на практике законы построения пейзажных композиций.

 

Понятие о композиции. Композиционные приёмы: выявление и показ ос­новных композиционных центров и осей; пропорциональность и единство час­тей; создание контрастов; использование света и тени, ритма; сопоставление больших и малых объёмов, текстуры и цвета растительного материала; линейная и воздушная перспективы.

 

Литература

Дополнительная: (7) стр.94-110; (9) стр. 121-128.

 

Методические указания

 

Ландшафтное искусство опирается на огромные творческие и практиче­ские достижения, выработанные в процессе длительного исторического развития и строится на основе общих закономерностей (принципов композиции) создания произведений искусства.

Каковы же основные принципы композиции?

Прежде всего, должен быть замысел, которому подчиняется общее планировочное решение. Основная идея или замысел тесно связаны с назначением объекта (парка, лесопарка) и природными условиями. Раскрытие окружающего ландшафта (лесного, лугового, речного, горного) может играть роль основной темы композиции.

Для достижения художественной выразительности необходимо выделить в композиции главнейшее начало, композиционный центр или доминанту. Доминантой может быть лесная поляна, водоём, подчас и основной прогулочный маршрут. Во многих случаях доминируют два элемента, как бы соревнующиеся между собой. Например, в Паланге – основой являются прогулочный маршрут и широкая панорама Балтики.

Среди композиционных центров следует различать ведущие (абсолютные) доминанты – это те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчинённые. Абсолютные доминанты, как правило, занимают центральное положение в парке. Подчинённые доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают её. Выявление абсолютных и подчинённых композиционных доминант способствует созданию главных и второстепенных маршрутов, системы основных и вспомогательных видовых точек. При создании осевой композиции именно ось и становится доминантой. Осевые композиции могут быть симметричными и асимметричными. Симметричные композиции во многих случаях диктуют жесткие планировочные решения, требуют значительной перестройки природного ландшафта, поэтому их целесообразно использовать при создании зелёных устройств регулярного стиля. Примером использования симметричных осевых композиций служат парки Петродворца, Кусково. При создании лесопарков целесообразно использовать асимметрию. Асимметричный план обеспечивает наилучшие условия обзора узловых элементов ландшафта, возможность движения посетителей по извилистой линии с постоянно меняющимися видовыми точками. Свободное развитие оси позволяет сохранить единство парковой композиции в целом и избежать монотонности.

Парк или лесопарк это объёмно-пространственная композиция, состоящая из открытых и закрытых пространств. Соотношения между этими пространствами и определяет художественный облик парка или лесопарка. При умелом сочетании закрытых и открытых пространств перед человеком будут раскрываться самые красивые и привлекательные виды. Таким образом, совокупность пространственных соотношений величин, объединённых определённой композиционной зависимостью, называется пропорцией. Пропорция в ландшафтном дизайне, это как бы внутренняя красота. Она невидима непосредственно, но всегда ощутима, подобно духовной красоте человека. В настоящее время ландшафтные дизайнеры чаще всего пользуются двумя пропорциональными соотношениями: модульной системой пропорций и "золотым сечением".

При построении пейзажных композиций используют и такие композици­онные приёмы как контраст, ритм, линейная и воздушная перспективы.

Контраст – это резко, отчётливо выраженное различие. При совместном сочетании противоположные свойства каждого предмета выступают значи­тельно рельефнее. В ландшафтных композициях контрасты создают с помощью цвета, формы, величины. Контраст лучше строить на противопоставлении не всех признаков, а лишь одного-двух, с выявлением каких-то связующих эле­ментов, объединяющих противопоставляемые предметы и явления. Использо­вать приём контраста следует очень осторожно, так как чрезмерное увлечение им может привести к разрушению общей гармонии.

Нюанс – это незначительное различие. Нюансы выражаются в незначи­тельном различии предметов по цвету, освещенности, величине и т. п.

Чередование в пространстве соразмерных форм, повторяющихся членений пространства называется ритмом. В лесопарках ритм менее заметен, чем в парках. При повторе форм, элементов впечатления ослабевают. Элемент новизны или неожиданности всегда обостряет ощущения (знаменитое "ах-ах" в классических китайских парках), поэтому частые повторы одного и того же ритма в принципе нежелательны.

Ландшафтная композиция, воспринимаемая с видовой точки называется пейзажем.

В пейзаже различают передний, средний и дальний планы. Передний план – начало перспективы. Он очерчивается аллеей, беседкой, одиночными деревьями или древесными группами. Средний план оформляется главным образом опушкой массива, древесными группами или одиночными деревьями. На дальнем плане обычно доминирует характерный объект, декоративная группа или опушка массива с вертикально выделяющимся силуэтом. Для сосредоточения внимания зрителя на определённом пейзаже необходимо создание фокуса или акцента пейзажа. Это может быть дерево, сооружение или декоративный элемент. В зависимости от взаимного расположения различных планов перспективы пейзажи могут быть малой (50-100 м), средней (100-140 м) и большой (более 500 м) глубины.

Пейзажи различной глубины создают – на основе законов линейной и воздушной перспектив. Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя. Если эти изменения касаются величины и формы предметов, то говорят о линейной пер­спективе. Если же изменения касаются окраски предметов, то говорят о воз­душной перспективе.

Установлено, что кажущееся уменьшение величины предметов по мере удаления их от наблюдателя прямо пропорционально квадрату удаления. По­добная зависимость зрительных восприятий даёт возможность зрительно видо­изменять пространство пейзажа, размеры его отдельных элементов.

Законами воздушной перспективы обусловлены изменения яркости осве­щения и цвета в зависимости от расстояния между наблюдателем и различными планами паркового пейзажа. Яркость цвета и света зависит от толщины слоя воздушного пространства и от чистоты воздуха. В эмоциональном воздействии ландшафта на человека большую роль играет цвет. Цвет тесно связан со светом, или, как принято говорить, светотенью. Цвет влияет на подбор деревьев и кустарников, а светотень на композиционное решение объекта, на его ориента­цию, на смену открытых и закрытых пространств. Наш глаз может различать 130 оттенков цветов. Основных тонов три (красный, желтый, синий); остальные являются дополнительными (оранжевый, голубой, фиолетовый, зелёный). Для удобства цвета располагают в цветовом круге. Цвета, находящие друг против друга, в цветовом круге, создают контрастные соотношения. Эти соотношения наиболее эмоционально эффектны. Мягкими, гармоничными называют соотношения цветов, которые в цветовом круге расположены "через один". Дисгармоничными являются сочетания соседних цветов, их следует избегать. Белый, серый и черный - нейтральные цвета.

При использовании в пейзажной перспективе соотношений по цвету необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

- цветовая гамма даёт возможность подчеркнуть соотношения планов: тёмно- зелёный отдаляет, желто-зелёный приближает;

- колоритные пятна в композиции должны быть максимально укрупнены, особенно при большом удалении;

- теплые тона растительности (красный, оранжевый) уместны на хорошо освещенных участках;

- серые и серебристые тона используются для смягчения слишком сильных контрастов;

- белый цвет гармонирует со всеми другими цветами.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под композицией в ландшафтном искусстве?

2. Перечислите общие принципы композиции.

3. При создании зелёных устройств, какого стиля используют симметричные и асимметричные композиции?

4. Что понимается под контрастом?

5. Приведите примеры контрастных композиций по величине, форме, текстуре и цвету растительного материала.

6. Что понимается под перспективой?

7. В чем отличие линейной перспективы от воздушной перспективы?

8. Какое расположение цветов в цветовом круге создает:

а) гармоничное сочетание;

б) контрастное сочетание;

в) дисгармоничное сочетание.

9. Какой цвет можно использовать для смягчения сильных контрастов?


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.