Тема 4. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 4. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

2017-10-07 236
Тема 4. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Проследите за развитием действия. В каких сценах и в каком действии происходит завязка и в чем своеобразие этой завязки?

2. Как движется сюжет и как он «обрастает» другими персонажами, ситуациями, отношениями? Исходя из этих наблюдений, покажите, как усложняется характер конфликта, объединяя различные смысловые интонации, которые усложняют жанровую природу комедии. Как проступает в комедии романное начало?

3. Какая сцена является кульминационной? Объясните почему. Как здесь проявлен трагический смысл судьбы Чацкого?

4. Можно ли говорить о завершенном и разрешенном конфликте? Или финал комедии остается открытым?

5. Приведите примеры того, как элементы других жанров – пословицы, поговорки, басни, оды, сатиры – встраиваются в структуру пьесы.

6. Обратите внимание на авторские ремарки и примечания, на то, как строятся диалоги, на роль реплик монологического характера.

7. Проанализируйте два главных монолога Чацкого «А судьи кто…» и «Французик из Бордо…»: жанр высказываний, их сюжет, темы и идеи, эмоциональный строй, лексическая образность, синтаксические конструкции.

 

Литература

Тынянов Ю. Н. Сюжет «горя от ума» // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347–379.

Омарова Д. Н. План комедии Грибоедова // А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С. 46–51.

Фомичев С. А. Комедия «Горе от ума» Грибоедова: Комментарий. М., 1983.

Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59–90.

Лотман Ю. М. Декабристы в повседневной жизни // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 158–205.

 

 

Тема 5. Лирика А. С. Пушкина второй половины 1820–1830-х годов

1. «Бесы» (1830, сент., Болдино). Балладное начало в стихотворении и характер его преобразования у Пушкина. Синкретизм романтической баллады и диалогизм «Бесов» (по Бройтману). Фольклорно-мифологические образы в стихотворении. Субъекты повествования («голоса») в стихотворении: ямщик, седок, лирический герой. Диалог сознаний, воплощенный в языке. Конкретность и символизм сюжета. Поэтика пространства и мистико-символический характер его образов. Символическое значение пространства человеческого: седоки, тройки. Три уровня смысла в стихотворении: реальный, философско-мистический, личностно-духовный.

2. «Элегия» (1830). Объект элегического переживания в стихотворении. Тема «Человек во времени проживания жизни» (прошлое – настоящее – будущее). Время молодости и время зрелости как единое время человека, его противоречивая диалектика. Как оценивается лирическим героем время его молодости? Концепты «безумия» страстей и безумного «веселья», их текстовое окружение, формирующее авторскую оценку. Мотив покаяния в стихотворении и тема неизбывного драматизма человеческого существования, афористически выраженного в акцентной фразе: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вечные ценности творчества и любви. Движение мысли о жизни – от внешнего к внутреннему миру личности, наделенной способностью к преодолению дисгармонии бытия.

3. Каменноостровский цикл (1836). Состав цикла как научная проблема. Концепция В. П. Старка. Признаки цикла в тематике, сюжетике, стиле. Внутренняя логика расположения стихотворений в цикле. Каким образом стихотворение «Из Пиндемонти» сочетается с целым цикла? Проанализируйте каждое из стихотворений на уровнях философско-концептуальном, структурно-субъектном и структурно-композиционном, а также образно стилевом. Какова модель личностного поведения в цикле?

 

Литература

Основная

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830). М., 1967. С. 474–479.

Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – нач. XX века в свете исторической поэтики. М., 1997. С. 124–134.

Грехнев В. А. Болдинская лирика Пушкина (1830). Горький, 1980.

Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975. С. 213–269.

Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833–1836). Л., 1982. С. 424–461.

Старк В. П. Стихотворение «Отцы пустынники…» и цикл 1836 г. // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. С. 193–203.

Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. Л., 1986.

Грехнев В. А. Этюды о лирике А. С. Пушкина. Н. Новгород, 1991.

Сурат И. З. Жизнь и лира. О Пушкине: статьи. М., 1995.

 

Дополнительная

Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина. М., 1994. С. 103–282.

Сайтанов В. А. Третий перевод из Саути // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 97–120.

Тодес Е. А. К вопросу о каменноостровском цикле // Проблемы пушкиноведения: сб. науч. тр. Рига, 1983. С. 34–43.

Давыдов С. Последний лирический цикл Пушкина // Русская литература. 1999. № 2. С. 86–108.

 

Тема 6. Поэтика романа в стихах “Евгений Онегин”

 

1. Жанровое своебразие «романа в стихах». Синтез лирики и эпоса. Роман как «жанр жанров» (М. Бахтин). Автор в романе. Выявите в тексте различные «образы» автора: автор-персонаж, нейтральный повествователь, иронический комментатор, автор лирических отступлений, «технический автор». Отношение автора к своим героям. Диалог автора с читателем. Метапоэтический уровень романа. Проблема стернианства. Проанализируйте следующие лирические отступления: гл. 1 XXX–XXXIV; гл. 6, XLIII–XLVI; гл. 8, IX–XI.

2. Стилистическая многоплановость повествования. Стили как знаки литературной условности и как «языки» самой жизни. Субъектно-характерологические стили, их соответствие типам сознания героев. Рассмотрите конкретные примеры наложения или контрапункта стилей (гл. 2,XXII; гл. 3, XL; гл. 4, XXXIV–XXXV, LI; гл. 6, XVII, XXX–XXXII). Переплетение форм «чужой» и авторской речи. Проследите по тексту монологи и диалоги героев примеры косвенной или несобственно-прямой речи, цитат и реминисценций. Как вы понимаете слова Ю. Лотмана о том, что «эффект упрощения достигается за счет усложнения структуры текста»?

3. Архитектоническое и композиционное своеобразие романа. Что преобладает в сознании автора: принцип двоичности или троичности? Прием зеркальной симметрии. Композиционная роль эпиграфов и авторских примечаний. Соотношение стихов и прозы. Онегинская строфа как элемент композиции. Внутренняя структура строфы. Проблема ее генезиса. Отступления от строфики и пропуски строф, их роль в композиции романа. Семантика стиховых переносов.

 

Литература

Основная

Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 30–107.

Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52–77.

Благой Д. Д. Пушкин-зодчий. «Евгений Онегин» // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т. 2 М., 1973. С. 155–170.

Бочаров С. Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1975. С. 26–104.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.