Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-07 | 236 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Проследите за развитием действия. В каких сценах и в каком действии происходит завязка и в чем своеобразие этой завязки?
2. Как движется сюжет и как он «обрастает» другими персонажами, ситуациями, отношениями? Исходя из этих наблюдений, покажите, как усложняется характер конфликта, объединяя различные смысловые интонации, которые усложняют жанровую природу комедии. Как проступает в комедии романное начало?
3. Какая сцена является кульминационной? Объясните почему. Как здесь проявлен трагический смысл судьбы Чацкого?
4. Можно ли говорить о завершенном и разрешенном конфликте? Или финал комедии остается открытым?
5. Приведите примеры того, как элементы других жанров – пословицы, поговорки, басни, оды, сатиры – встраиваются в структуру пьесы.
6. Обратите внимание на авторские ремарки и примечания, на то, как строятся диалоги, на роль реплик монологического характера.
7. Проанализируйте два главных монолога Чацкого «А судьи кто…» и «Французик из Бордо…»: жанр высказываний, их сюжет, темы и идеи, эмоциональный строй, лексическая образность, синтаксические конструкции.
Литература
Тынянов Ю. Н. Сюжет «горя от ума» // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347–379.
Омарова Д. Н. План комедии Грибоедова // А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С. 46–51.
Фомичев С. А. Комедия «Горе от ума» Грибоедова: Комментарий. М., 1983.
Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59–90.
Лотман Ю. М. Декабристы в повседневной жизни // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 158–205.
Тема 5. Лирика А. С. Пушкина второй половины 1820–1830-х годов
|
1. «Бесы» (1830, сент., Болдино). Балладное начало в стихотворении и характер его преобразования у Пушкина. Синкретизм романтической баллады и диалогизм «Бесов» (по Бройтману). Фольклорно-мифологические образы в стихотворении. Субъекты повествования («голоса») в стихотворении: ямщик, седок, лирический герой. Диалог сознаний, воплощенный в языке. Конкретность и символизм сюжета. Поэтика пространства и мистико-символический характер его образов. Символическое значение пространства человеческого: седоки, тройки. Три уровня смысла в стихотворении: реальный, философско-мистический, личностно-духовный.
2. «Элегия» (1830). Объект элегического переживания в стихотворении. Тема «Человек во времени проживания жизни» (прошлое – настоящее – будущее). Время молодости и время зрелости как единое время человека, его противоречивая диалектика. Как оценивается лирическим героем время его молодости? Концепты «безумия» страстей и безумного «веселья», их текстовое окружение, формирующее авторскую оценку. Мотив покаяния в стихотворении и тема неизбывного драматизма человеческого существования, афористически выраженного в акцентной фразе: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вечные ценности творчества и любви. Движение мысли о жизни – от внешнего к внутреннему миру личности, наделенной способностью к преодолению дисгармонии бытия.
3. Каменноостровский цикл (1836). Состав цикла как научная проблема. Концепция В. П. Старка. Признаки цикла в тематике, сюжетике, стиле. Внутренняя логика расположения стихотворений в цикле. Каким образом стихотворение «Из Пиндемонти» сочетается с целым цикла? Проанализируйте каждое из стихотворений на уровнях философско-концептуальном, структурно-субъектном и структурно-композиционном, а также образно стилевом. Какова модель личностного поведения в цикле?
Литература
Основная
Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830). М., 1967. С. 474–479.
Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – нач. XX века в свете исторической поэтики. М., 1997. С. 124–134.
|
Грехнев В. А. Болдинская лирика Пушкина (1830). Горький, 1980.
Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975. С. 213–269.
Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833–1836). Л., 1982. С. 424–461.
Старк В. П. Стихотворение «Отцы пустынники…» и цикл 1836 г. // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. С. 193–203.
Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. Л., 1986.
Грехнев В. А. Этюды о лирике А. С. Пушкина. Н. Новгород, 1991.
Сурат И. З. Жизнь и лира. О Пушкине: статьи. М., 1995.
Дополнительная
Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина. М., 1994. С. 103–282.
Сайтанов В. А. Третий перевод из Саути // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 97–120.
Тодес Е. А. К вопросу о каменноостровском цикле // Проблемы пушкиноведения: сб. науч. тр. Рига, 1983. С. 34–43.
Давыдов С. Последний лирический цикл Пушкина // Русская литература. 1999. № 2. С. 86–108.
Тема 6. Поэтика романа в стихах “Евгений Онегин”
1. Жанровое своебразие «романа в стихах». Синтез лирики и эпоса. Роман как «жанр жанров» (М. Бахтин). Автор в романе. Выявите в тексте различные «образы» автора: автор-персонаж, нейтральный повествователь, иронический комментатор, автор лирических отступлений, «технический автор». Отношение автора к своим героям. Диалог автора с читателем. Метапоэтический уровень романа. Проблема стернианства. Проанализируйте следующие лирические отступления: гл. 1 XXX–XXXIV; гл. 6, XLIII–XLVI; гл. 8, IX–XI.
2. Стилистическая многоплановость повествования. Стили как знаки литературной условности и как «языки» самой жизни. Субъектно-характерологические стили, их соответствие типам сознания героев. Рассмотрите конкретные примеры наложения или контрапункта стилей (гл. 2,XXII; гл. 3, XL; гл. 4, XXXIV–XXXV, LI; гл. 6, XVII, XXX–XXXII). Переплетение форм «чужой» и авторской речи. Проследите по тексту монологи и диалоги героев примеры косвенной или несобственно-прямой речи, цитат и реминисценций. Как вы понимаете слова Ю. Лотмана о том, что «эффект упрощения достигается за счет усложнения структуры текста»?
3. Архитектоническое и композиционное своеобразие романа. Что преобладает в сознании автора: принцип двоичности или троичности? Прием зеркальной симметрии. Композиционная роль эпиграфов и авторских примечаний. Соотношение стихов и прозы. Онегинская строфа как элемент композиции. Внутренняя структура строфы. Проблема ее генезиса. Отступления от строфики и пропуски строф, их роль в композиции романа. Семантика стиховых переносов.
|
Литература
Основная
Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 30–107.
Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52–77.
Благой Д. Д. Пушкин-зодчий. «Евгений Онегин» // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т. 2 М., 1973. С. 155–170.
Бочаров С. Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1975. С. 26–104.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!