Тема 2. Лирика В. А. Жуковского — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 2. Лирика В. А. Жуковского

2017-10-07 215
Тема 2. Лирика В. А. Жуковского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

 

Учебный курс «История русской литературы XIX века: 1800–1830-е годы» предусматривает наряду с системой лекций еще и специально продуманную серию практических занятий, которые проводятся не только в форме семинаров, но и в форме практикумов по анализу художественного текста. Для практических занятий отбираются, как правило, наиболее важные в историко-литературном и художественно-эстетическом планах темы и произведения русской классики.

Цель практических занятий – не репродуктивное повторение лекционного материала, а целостный проблемный анализ конкретных текстов, по возможности всех аспектов их художественной структуры: сюжета, композиции, системы образов, жанра и стиля, способов выражения авторской позиции. Выбор тем практических занятий осуществляется всякий раз в зависимости от реальных возможностей учебного процесса (количества часов), а также с учетом пожеланий групповых руководителей и самих групп студентов.

 

Тема 1. Басни И. А. Крылова

 

I. Прочитать следующие басни Крылова: «Ворона и Лисица», Волк и Ягненок», «Безбожники», «Лягушки, просящие царя», «Мор зверей», «Лисица и Сурок», «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Конь и Всадник», «Крестьяне и Река», «Мирская сходка», «Две бочки», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Стрекоза и муравей», «Огородник и Философ» и др.

II. Произвести анализ басни «Ворона и Лисица». Продумать следующие позиции.

1) Опишите характеры персонажей. Возможно ли в данном случае ставить вопрос о характерах? Если понимать под характером определенный тип психологической структуры, то что можно сказать о психологии главных персонажей басни? Человеческое в их образах. Почему мы говорим «персонаж», а не «герой»?

2) Каким образом встреча разных характеров и своеобразность особенных ментальностей строит драматический сюжет басни, ее интригу? Как сюжет развивается? Обосновано ли данное В. Г. Белинским определение жанра басни Крылова как «комедийки»?

3) Каковы средства изображения персонажей? Поэтика портрета и поведения. Пластическая изобразительность.

4) Автор-повествователь в басне и формы его присутствия в тексте. Автор-повествователь и рассказчик: какое из этих понятий применительно к басням Крылова более правомерно.

5) Дидактический элемент в басне, соотношение морали и сюжета в баснях Крылова. Приведите примеры.

6) Сделайте наблюдение над повествовательной манерой Крылова-баснописца. Строфическая, синтаксическая, интонационная и стиховая структура басен. Обратите внимание на образно-лексический строй крыловской басни.

В пунктах 4–6 возможно обращение к различным басням Крылова.

 

Литература

 

Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975.

Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. Гл. 5, 6.

 

Литература

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. 3-е изд. М., 1996. С. 12–148.

Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985.

Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

 

Тема 3. Лирика К. Н. Батюшкова

1. Познакомиться со следующими текстами стихотворений К. Батюшкова:

«Элизий» (1810), «Мои пенаты» (1812), «К Дашкову» (1813), «Переход русских войск через Неман» (1813), «Тень друга» (1814), «Вакханка» (1815), «Таврида» (1815), «Мой гений» (1815), «Ты пробуждаешься, о Байя…» (1819), «Есть наслаждение…» (1820), «Подражания древним» (1821), «К другу» (1815).

Выучить наизусть одно из этих стихотворений.

2. Проанализировать стихотворения, используя предлагаемую логику и опираясь на научные источники, указанные ниже.

1) Элегическая проблематика в стихотворениях «Элизий», «Мой гений»: двоемирие – образы мира «здесь» и мира «там», философия двоемирия, семантика «мечты». Чувственно-пластическая образность лирического стиля Батюшкова, сюжетная событийность. Сравните с Жуковским.

2) «Тень друга». Составьте план стихотворения. Значение сна. Образ лирического героя и трагическая тональность его душевного состояния (ср. «Теон и Эсхин»). Мотив смерти и его трактовка.

3) «К другу». Диалогический сценарий стихотворения («я» – «ты»). Страстное неприятие мира, его суетности и «преходящности». Трагическое осознание конечности жизни, скептицизм Батюшкова и декларативный характер последних строф. Стилевые особенности батюшковской медитативности.

4) «Подражания древним». Охарактеризуйте «подражания» как цикл, то есть как тематико-концептуальное и художественное целое. Идея бессмысленности, пустоты жизни и мотив героического стоицизма и подвига. Символическое значение IV фрагмента. Прием поэтического параллелизма в I, II и III фрагментах. Модели героизма в V и VI фрагментах. Завершенность фрагментов, их композиционный схематизм и дидактичность. Афористический характер образности. Субъективный аспект в цикле.

 

Литература

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. 3-е изд. М., 1996.

Кошелев В. А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.

 

Литература

Тынянов Ю. Н. Сюжет «горя от ума» // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347–379.

Омарова Д. Н. План комедии Грибоедова // А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С. 46–51.

Фомичев С. А. Комедия «Горе от ума» Грибоедова: Комментарий. М., 1983.

Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59–90.

Лотман Ю. М. Декабристы в повседневной жизни // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 158–205.

 

 

Литература

Основная

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830). М., 1967. С. 474–479.

Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – нач. XX века в свете исторической поэтики. М., 1997. С. 124–134.

Грехнев В. А. Болдинская лирика Пушкина (1830). Горький, 1980.

Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975. С. 213–269.

Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833–1836). Л., 1982. С. 424–461.

Старк В. П. Стихотворение «Отцы пустынники…» и цикл 1836 г. // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. С. 193–203.

Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. Л., 1986.

Грехнев В. А. Этюды о лирике А. С. Пушкина. Н. Новгород, 1991.

Сурат И. З. Жизнь и лира. О Пушкине: статьи. М., 1995.

 

Дополнительная

Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина. М., 1994. С. 103–282.

Сайтанов В. А. Третий перевод из Саути // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991. Т. 14. С. 97–120.

Тодес Е. А. К вопросу о каменноостровском цикле // Проблемы пушкиноведения: сб. науч. тр. Рига, 1983. С. 34–43.

Давыдов С. Последний лирический цикл Пушкина // Русская литература. 1999. № 2. С. 86–108.

 

Тема 6. Поэтика романа в стихах “Евгений Онегин”

 

1. Жанровое своебразие «романа в стихах». Синтез лирики и эпоса. Роман как «жанр жанров» (М. Бахтин). Автор в романе. Выявите в тексте различные «образы» автора: автор-персонаж, нейтральный повествователь, иронический комментатор, автор лирических отступлений, «технический автор». Отношение автора к своим героям. Диалог автора с читателем. Метапоэтический уровень романа. Проблема стернианства. Проанализируйте следующие лирические отступления: гл. 1 XXX–XXXIV; гл. 6, XLIII–XLVI; гл. 8, IX–XI.

2. Стилистическая многоплановость повествования. Стили как знаки литературной условности и как «языки» самой жизни. Субъектно-характерологические стили, их соответствие типам сознания героев. Рассмотрите конкретные примеры наложения или контрапункта стилей (гл. 2,XXII; гл. 3, XL; гл. 4, XXXIV–XXXV, LI; гл. 6, XVII, XXX–XXXII). Переплетение форм «чужой» и авторской речи. Проследите по тексту монологи и диалоги героев примеры косвенной или несобственно-прямой речи, цитат и реминисценций. Как вы понимаете слова Ю. Лотмана о том, что «эффект упрощения достигается за счет усложнения структуры текста»?

3. Архитектоническое и композиционное своеобразие романа. Что преобладает в сознании автора: принцип двоичности или троичности? Прием зеркальной симметрии. Композиционная роль эпиграфов и авторских примечаний. Соотношение стихов и прозы. Онегинская строфа как элемент композиции. Внутренняя структура строфы. Проблема ее генезиса. Отступления от строфики и пропуски строф, их роль в композиции романа. Семантика стиховых переносов.

 

Литература

Основная

Лотман Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 30–107.

Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52–77.

Благой Д. Д. Пушкин-зодчий. «Евгений Онегин» // Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т. 2 М., 1973. С. 155–170.

Бочаров С. Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1975. С. 26–104.

 

Литература

Тюпа В. И. «Опыт драматических изучений» // Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001. С. 225–268. Или: Он же. Анализ художественного текста. М., 2006. Гл. 6. С. 169–191.

Соловьев В. Фрагментарная драма и лирическая поэзия: О «Пире во время чумы» А. С. Пушкина // Театр. 1972. № 5. С 112–123.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 131–146.

Беляк В. Н., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991, Т. 14. С. 73–96. Или: Виролайнен М. Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 190–237.

Панкратова И. Л., Хализев В. Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А. С. Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. Кемерово, 1982. С. 53–66.

Архангельский А. Н. Герои Пушкина: Очерки литературной характерологии. М., 1999. С. 139–154.

Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145–180.

 

Литература

 

Тюпа В. И. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» // Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001. С. 151–224. Или: Он же. Анализ художественного текста. М., 2006. Гл. 7. С. 204–251.

Бочаров С. Г. Пушкин и Белкин // Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974. С. 127–185.

Вацуро В. Э. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994. С. 29–48.

Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб., 1998. С. 11–88.

Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. С. 242–356. Или: Он же. О русской литературе. С. 7–111.

Белькинд В. С. Принцип циклизации в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Вопросы сюжетосложения: Сб. ст. № 3.Сюжет и жанр. Рига, 1974. С. 118–128.

Шварцбанд С. М. Жанровая природа «Повестей Белкина» А. С. Пушкина (Соотношение сюжета, стиля и жанра) // Вопросы сюжетосложения: Сб. ст. № 3.Сюжет и жанр. Рига, 1974. С. 129–142.

Архангельский А. Н. Герои Пушкина: Очерки литературной характерологии. М., 1999. С. 169–186.

 

Литература

Бочаров С. Г. «Обречен борьбе верховной…»: (Лирический мир Баратынского) // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 69–125.

Альми И. Л. Внутренний строй литературного произведения. СПб., 2009. С. 77 Когда, дитя и страсти и сомненья… Пироскаф. Дядьке-итальянцу.107, 121–171. Или: Альми И. Л. О поэзии и прозе / И. Л. Альми. СПб., 2002. (главы о Боратынском).

Дарвин М. Н. Поэтика лирического цикла: («Сумерки» Е. А. Баратынского). Кемерово, 1987.

 

 

Литература

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Статьи: «Демон», Демонизм, «Мцыри», а также: Мотивы.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Ч. 1. Гл. 6 «Завершение традиции. “Мцыри” и “Демон” Лермонтова». С. 197–232. Или: Он же. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001. Гл. 6 «“Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)» С. 206–234.

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века: Опыт типологии жанра. М., 1971. Гл. «“Демон” и “Мцыри” Лермонтова». С. 269–291.

Логиновская Е. В. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.

Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002. С. 157–174.

Роднянская И. Б. Демон ускользающий // Вопросы литературы. 1981. № 5. С. 140–163.

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 78–87, 178–246.

 

Вариант занятия № 1.

1. Психологический портрет Печорина в главе «Максим Максимыч». Что принципиально нового открывается в характеристике внутреннего мира героя по сравнению с главой «Бэла»? С чьей точки зрения увиден Печорин? Насколько субъективен или объективен его портрет? Как проявляется в нем диалектика внутреннего и внешнего? Можно ли говорить о парадоксах души Печорина? Дается ли им какое-то объяснение в дискурсе повествователя?

2. Роль журнала Печорина в структуре романного целого. Особенности исповедального слова героя. Как понимать высказывание Пушкина о том, что в дневнике «не лгать можно, но быть искренним невозможность физическая»? Особое внимание обратите на запись в «Княжне Мери» от 3 июня. Почему «идеи» для Печорина «создания органические»? Как соотносятся в его понимании «страсть», «идея» и «воля»? Можно ли говорить о Печорине как герое самосознания, герое-идеологе? Как подготавливает лермонтовский психологизм «диалектику души» Л. Н. Толстого и «фантастический реализм» Ф. М. Достоевского?

3. Философская проблематика романа. Соотношение в личности Печорина индивидуалистической свободы и любви. Образ Веры в структуре романного конфликта. «Любовь» Печорина как «идея при первом своем развитии». Свобода воли и идея фатализма. Проанализируйте в главе «Фаталист» монолог Печорина о «людях премудрых». Раскройте композиционную роль образа Вулича и параллелизм фаталистических ситуаций. Типы активного и пассивного фатализма, их обусловленность культурно-историческим типом сознания. Эксперимент как форма существования печоринских идей. Фатализм как «органическая идея» Печорина. Справедливо ли утверждение, что Печорин – «герой нашего времени»?

 

Вариант занятия № 2

I. Фрагментарность повествовательной структуры романа.

1. Какова система рассказчиков? Их «подбор» по социально-культурному критерию. В каких фрагментах текста в роли повествователя выступает автор? Каково соотношение рассказчиков и главного героя? Эффект объективации героя, его дистанцирование от автора.

2. Изображение различных сред: светской («Княжна Мери»), демократической («Бэла», «Максим Максимыч»), естественно-природной («Бэла»), асоциальной («Тамань»). Соотнеситие Печорина с ними – в чём он проигрывает? И в чём выигрывает? Является ли Печорин носителем истинных и универсальных ценностей? В чём его бесспорное превосходство над всеми без исключения персонажами?

II. Печорин как воплощение «алчущего духа» (Белинский), духа познания.

1. Максималистский характер его оценок людей и жизни в целом. Любовь и дружба как главенствующие ценностные категории. Злые и эгоцентрические поступки Печорина по отношению к другим персонажам как нравственно-психологический эксперимент. Почему опыт жизни не корректирует ценностные установки героя?

2. Финал жизни героя. Её безитоговость. Проанализируйте главу «Максим Максимыч», внутреннее состояние Печорина, запечатлённое в психологическом портрете героя. Почему о смерти Печорина сообщается в середине романа?

3. Как в главе «Фаталист» раскрывается причина поражения героя. Тема веры в размышлениях Печорина о «премудрых». Как вера может кардинально менять мироощущение и мироотношение человека? Понимание сути и смысла бытия, что искал и не нашёл Печорин. Как следует трактовать в данном контексте смысл фатализма?

III. Психологизм в романе.

1. «Журнал Печорина». Противоречивость как структурный первоэлемент. Отметьте важнейшие противоречия: стремление к добру – и злые поступки, желание любви и дружбы – и цинизм, готовность чувствовать – и желчный волевой рационализм.

2. Переживание идеи как страсти и, следовательно, как действия. Волевое начало в герое.

3. Рефлективность сознания героя как доминанта его психологической противоречивости.

 

Литература

Основная

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / Предисл. В. А Мануйлова; Коммент. В. А. Мануйлова и О. В. Миллер. СПб., 1996.

Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература: Анализы и разборы. М., 1969. Или: Он же. По живому следу: Духовные искания русской классики. М., 1987. С 7–48.

Удодов Б.Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1988. С. 218–234.

Дополнительная

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., Л., 1961.

Левин В.И. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973.

Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопр. лит. 1983. №2. С. 119–135.

Тамарченко Н.Д. О смысле «Фаталиста» // Рус. Словесность. 1994. №2.

Щенников Г.К. «Журнал Печорина» и «Исповедь» Ставрогина: анализ деструкции личности // Известия Уральского государственного университета. 2000. №17. (Гуманитарные науки. Вып. 3). С. 154–162.

 

Литература

Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л., 1989.

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1988. Гл. «Реальное и фантастическое». С. 55–129.

Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 259–320. Или: Он же. Петербургский текст русской литературы: Избр. труды. СПб., 2003. С. 7–66.

Дерюгина Л. В. Пушкинское и Пушкинско-Петербургское в «Невском проспекте» // Литературоведение как литература: Сб. в честь С. Г. Бочарова. М., 2004. С. 84–110.

Проскурина В. Ю. Второй «Портрет» Гоголя // Новые безделки: Сб. ст. к 60-летию В. Э. Вацуро. М., 1995. С. 223–236.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сб. ст. Л., 1986. С. 45–62.

 

Литература

Основная

1. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (Апология Плюшкина) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 7–11.

2. Белый А. Мастерство Гоголя. 2-е изд. М., 1995.

3. Зеньковский В. В. Н. В. Гоголь // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 142–264.

 

Дополнительная

1. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

2. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мертвые души» Н. В. Гоголя: писатель – писатель – критика – читатель. М., 1984.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

 

Учебный курс «История русской литературы XIX века: 1800–1830-е годы» предусматривает наряду с системой лекций еще и специально продуманную серию практических занятий, которые проводятся не только в форме семинаров, но и в форме практикумов по анализу художественного текста. Для практических занятий отбираются, как правило, наиболее важные в историко-литературном и художественно-эстетическом планах темы и произведения русской классики.

Цель практических занятий – не репродуктивное повторение лекционного материала, а целостный проблемный анализ конкретных текстов, по возможности всех аспектов их художественной структуры: сюжета, композиции, системы образов, жанра и стиля, способов выражения авторской позиции. Выбор тем практических занятий осуществляется всякий раз в зависимости от реальных возможностей учебного процесса (количества часов), а также с учетом пожеланий групповых руководителей и самих групп студентов.

 

Тема 1. Басни И. А. Крылова

 

I. Прочитать следующие басни Крылова: «Ворона и Лисица», Волк и Ягненок», «Безбожники», «Лягушки, просящие царя», «Мор зверей», «Лисица и Сурок», «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Конь и Всадник», «Крестьяне и Река», «Мирская сходка», «Две бочки», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы», «Стрекоза и муравей», «Огородник и Философ» и др.

II. Произвести анализ басни «Ворона и Лисица». Продумать следующие позиции.

1) Опишите характеры персонажей. Возможно ли в данном случае ставить вопрос о характерах? Если понимать под характером определенный тип психологической структуры, то что можно сказать о психологии главных персонажей басни? Человеческое в их образах. Почему мы говорим «персонаж», а не «герой»?

2) Каким образом встреча разных характеров и своеобразность особенных ментальностей строит драматический сюжет басни, ее интригу? Как сюжет развивается? Обосновано ли данное В. Г. Белинским определение жанра басни Крылова как «комедийки»?

3) Каковы средства изображения персонажей? Поэтика портрета и поведения. Пластическая изобразительность.

4) Автор-повествователь в басне и формы его присутствия в тексте. Автор-повествователь и рассказчик: какое из этих понятий применительно к басням Крылова более правомерно.

5) Дидактический элемент в басне, соотношение морали и сюжета в баснях Крылова. Приведите примеры.

6) Сделайте наблюдение над повествовательной манерой Крылова-баснописца. Строфическая, синтаксическая, интонационная и стиховая структура басен. Обратите внимание на образно-лексический строй крыловской басни.

В пунктах 4–6 возможно обращение к различным басням Крылова.

 

Литература

 

Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975.

Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. Гл. 5, 6.

 

Тема 2. Лирика В. А. Жуковского

 

I. Ознакомиться со следующими текстами стихотворений поэта: «Теон и Эсхин» (1814), «Рыбак» (1818), «Лалла Рук» (1821), «Славянки» (1815), «Воспоминание» (1816), «Весеннее чувство» (1816), «Цветок» (1841), «Песня» (1811), «Таинственный посетитель» (1824), «Мотылек и цветы» (1824), «Невыразимое» (1819), «Цвет завета» (1819). Выучить одно стихотворение наизусть.

II. Проанализировать стихотворения в предложенной логике:

1. «Теон и Эсхин». Теон и Эсхин как типы отношений личности к миру. Как следует понимать смысл реплики Теона: «Верь, что вселенна прекрасна»? Мотив сердца и сердечной памяти в стихотворении и его значение для концепции личности у Жуковского.

2. «Славянка». Составить план стихотворения и уяснить, как картины природы сменяются медитативными фрагментами, не разрушая при этом эмоционально-интонационной целостности стихотворения. Лирический субъект в стихотворении, его образ и композиционная роль. Как можно описать концепцию целостности мироздания по Жуковскому: человек – природа – небо (Бог).

3. «Песня» (1811). Философия любви в стихотворении. Драматическая природа любви. Какова логика трехчастности в стихотворении? Отметьте в нем лейтмотивы и синтаксические повторы. Образ иного мира – «Там» – как сопрягаются образы двух миров.

4. «Невыразимое». Разбор по Гуковскому (см. список литературы).

5. «Воспоминание», «Весеннее чувство», «Мотылек и цветы». Отметить характерные особенности лирического стиля Жуковского. Музыкальность и система приемов музыкальности: фонография, ассонансы и аллитерации, повторы и анафоры, ритмика, интонация, синтаксис, эмоционально наполненные субъективированные эпитеты, символика. Совмещение в стиле различных смыслов: объективного и субъективного, реального и мистического.

 

Литература

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. 3-е изд. М., 1996. С. 12–148.

Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985.

Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

 

Тема 3. Лирика К. Н. Батюшкова

1. Познакомиться со следующими текстами стихотворений К. Батюшкова:

«Элизий» (1810), «Мои пенаты» (1812), «К Дашкову» (1813), «Переход русских войск через Неман» (1813), «Тень друга» (1814), «Вакханка» (1815), «Таврида» (1815), «Мой гений» (1815), «Ты пробуждаешься, о Байя…» (1819), «Есть наслаждение…» (1820), «Подражания древним» (1821), «К другу» (1815).

Выучить наизусть одно из этих стихотворений.

2. Проанализировать стихотворения, используя предлагаемую логику и опираясь на научные источники, указанные ниже.

1) Элегическая проблематика в стихотворениях «Элизий», «Мой гений»: двоемирие – образы мира «здесь» и мира «там», философия двоемирия, семантика «мечты». Чувственно-пластическая образность лирического стиля Батюшкова, сюжетная событийность. Сравните с Жуковским.

2) «Тень друга». Составьте план стихотворения. Значение сна. Образ лирического героя и трагическая тональность его душевного состояния (ср. «Теон и Эсхин»). Мотив смерти и его трактовка.

3) «К другу». Диалогический сценарий стихотворения («я» – «ты»). Страстное неприятие мира, его суетности и «преходящности». Трагическое осознание конечности жизни, скептицизм Батюшкова и декларативный характер последних строф. Стилевые особенности батюшковской медитативности.

4) «Подражания древним». Охарактеризуйте «подражания» как цикл, то есть как тематико-концептуальное и художественное целое. Идея бессмысленности, пустоты жизни и мотив героического стоицизма и подвига. Символическое значение IV фрагмента. Прием поэтического параллелизма в I, II и III фрагментах. Модели героизма в V и VI фрагментах. Завершенность фрагментов, их композиционный схематизм и дидактичность. Афористический характер образности. Субъективный аспект в цикле.

 

Литература

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. 3-е изд. М., 1996.

Кошелев В. А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.