Проза и стих. Ритмичность художественной речи. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проза и стих. Ритмичность художественной речи.

2017-10-07 503
Проза и стих. Ритмичность художественной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Проза — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесённость синтаксических конструкций, речь, не заключающая в своей интонации собственно ритмических акцентов и пауз, имеющая только логические паузы и акценты.

Своими логическими паузами такая речь всегда расчленяется на отдельные группы слов, к-ые в каком-то отношении могут быть относительно соразмерны. Это – простые и слабо распространенные
предложения, группы подлежащего и сказуемого, придаточные предложения, вводные
предложения и тд. Такие группы слов наз тактами речи. Они отделяются друг от друга интонационными паузами. Ритмичность прозаической речи заключается в относительной соразмерности во времни составляющих её тактов. К ритмичности может тяготеть лит нехуд речь, особенно ораторская. Расстановка акцентов в тактах речи не может производиться механически,
по принципу: сколько слов, столько и акцентов. Слова нашей речи не равноправны по своей акцентности. В каждом языке есть свои особенности акцентации. Эти особенности наз просодией языка.

Стих ( греч. ряд, строй), строка текста, организованная по определённому ритмическому образцу. Стихотворе́ние - написанное стихами, небольшое по объёму художественное произведение. Организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. В зависимости от содержательной и композиционной
структуры выделяются разные типы и жанры стихотворений — например, ода, элегия, баллада и т.д. Как правило, в русских поэтических текстах стихи рифмованы; однако нередки поэтические тексты без рифм (белые стихи, верлибр). Стихотворная речь возникла самостоятельно, на основе традиции нар песен.

Во всяком движении есть повторяемость элементов. Это ритм – равномерное чередование каких-то акцентов.Он и породил ритм стихотворной речи: ритм трудовых, плясовых, маршевых движений - ритм песен, их сопровождающих. Это и есть собственно ритм поэтической речи. В трудовом процессе есть отрезки, звенья со слабыми или сильными моментами (молотьба, косьба), сама упорядоченность моментов (за слабым - сильный) называется ритмом.

Стих - это ритмически организованная экспрессивно-эмоциональная речь. Но стих не сводится только к ритму. В стихах обязательно присутствует субъективный тон, здесь иной облик рассказчика, нежели в прозе (так называемый лирический герой). Стих возникает в единстве ритмической организации и экспрессивности речи. Стихотворная речь ритмична, но не всякая ритмическая речь стихотворна. Границы между стихом и прозой очень неопределенны, переход из
одной системы в другую неизбежен. Классики избегали этих переходов, они не хотели "неясностей"..

Итак, основное слагаемое стихотворной речи - это стих как ряд слов, отделенных от других рядов
ритмической паузой, подчеркнутой ритмическим ударением на последнем слове ряда ("константой", то есть устойчивый; постоянная величина в ряду изменяющихся).

Стихотворная система русского языка определяется: 1) числом слогов в строке, 2) числом ударений в строке, 3) местами (способами расположения) этих ударений. Стопа – это небольшая группа слогов, подчиненная словному акценту на одном из них и повторяющаяся в такой своей организованности в пределах ряда стихов. Это – хореи, ямбы, дактили и тд, на которые можно расчленять стихи. В стихах на последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение. Это ударение стоит на последнем слове стиха неизменно, постоянно и поэтому называется «константным» ударением, или константой стиха. В прозе такты отделяются
логическими паузами, а в стихах ритмическими, которые показывают конец каждого
стиха.

Ритмический перенос – несовпадение логических и ритмических пауз. Клаузула – окончание стиха, последние слоги, начиная со слога, несущего на себе константный акцент. Другая часть стиха, от начала до константы наз корпусом. Костанта стоит на последнем слоге – клаузула односложная,
мужская, на предпоследнем – двусложная, женская, на третьем слоге от конца – трехсложная, дактилическая, если более трех слогов – гипердактилическая.

Рифма – созвучание стиховых клауз. Рифмы могут быть мужскими, женскими, дактилическими, гипердактилическими. В отношении звуков она может быть бедной, состоящей из малого кол-ва звуков, и богатой, включающей в себя много звуков. Может быть полной и неполной.В отношении слов, входящих в рифму она может быть однословной и двухсловной.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.