Клык нижней челюсти(dens caninus inferior) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Клык нижней челюсти(dens caninus inferior)

2017-10-07 306
Клык нижней челюсти(dens caninus inferior) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нижние клыки, как правило, короче и меньше верхних, особенно в отношении ширины коронки.

Поскольку контактные поверхности у нижних клыков расположены более параллельно, расстояние между углами режущего края у них меньше, а заостренный выступ коронки выражен не так ясно.

Губная поверхность имеет эмалевый валик, но не такой заметный, как у верхнего клыка, поэтому граница между фасетками губной поверхности не выражена. Язычная поверхность, в противоположность верхним клыкам, представляется плоской или даже слабо вогнутой, поэтому зубной бугор у них обозначается весьма отчетливо и в большинстве случаев хорошо заметен. Корень нижних клыков очень похож на корень верхних, только он несколько короче, искривления встречаются лишь в 10% случаев. На боковых поверхностях корня имеются глубокие продольные бороздки, а в некоторых случаях корень расщепляется в области верхушки на губную и язычную порции, и в 25% случаев они имеют два корневых канала так же, как и нижние резцы. У клыков хорошо выражены все признаки стороны зуба.

 

Контрольные вопросы

1. Какие полости принято относить к IV классу по классификации Блека?

2. Какова основная цель при формировании кариозной полости IV класса?

3. Какие этапы выделяются при препарировании кариозной полости IV класса?

4. Для какой цели создаются ретенционные пункты на стенках кариозной полости при формировании полостей III, IV и V классов?

5. Какими борами создаются ретенционные пункты на стенках основной и дополнительной полостей?

6. С какой целью создается дополнительная площадка при формировании кариозных полостей IV класса?

7. Какие требования предъявляются к правильно сформированной дополнительной площадке?

8. Какая из стенок сформированной полости IV класса называется дном? Покажите ее на муляже.

9. Назовите особенности препарирования кариозных полостей IV класса при использовании фотокомпозитов.

10. Какие анатомические особенности строения имеют клыки?

 

Контрольные задачи

Задача 1. К какому классу следует отнести следующие кариозные полости?

Кариозные полости   Классы по Блеку  
I   II   III   IV   V  
1. На контактной поверхности резцов и клыков с поражением язычной или губной поверхности 2. На язычной поверхности резцов 3. В области шеек резцов и клыков 4. На контактной поверхности моляров и премоляров 5. На контактных поверхностях резцов и клыков с поражением режущего края и угла коронки          

 

 

Задача 2. Где рекомендуется создать дополнительную площадку при формировании следующих кариозных полостей IV класса?

 

Кариозные полости   Дополнительная площадка  
вдоль режущего края коронки (в виде продольной бороздки)   На язычной поверхности (рядом с язычным валиком)  
1Небольая, имеется широкий стертый режущий край коронки 2.Обширная кариозная полость 3.Небольша полость, узкий режущий край коронки    

 

 

Задача 3. Какими инструментами создаются ретенционные пункты на стенках основной и дополнительной полостей IV класса?

Полости   Инструменты  
экскаватор   зонд угловой   карборундовый камень   фиссурный бор   колесовидный бор   шаровидный   обратно-конусный бор  
Основная Дополнительная              

 

Задача 4. Укажите размеры правильно сформированной дополнительной площадки при препарировании кариозной полости IV класса. Дайте ответ письменно, указывая цифровые и буквенные обозначения.

Длина   Ширина   Глубина  
1. Не менее 1/5 язычной поверхности коронки 2. Не менее 1/4 язычной поверхности коронки 3. Не менее 1/3 язычной поверхности коронки 4. Более 1/2 язычной поверхности коронки 5. Более 2/3 язычной поверхности коронки A. 1/4 ширины основной полости Б. 1/3 ширины основной полости B. 1/2 ширины основной полости Г. Соответствует ширине основной полости   а) в пределах эмали б) в пределах эмалево-дентинной границы в) ниже на 2-3мм эмалево-дентинной границы

 

 

Задача 5. Выберите правильный вариант:

Кариозная полость   Верно   Неверно  
1. Переход дна основной полости в дно дополнительной площадки сформирован под острым углом 2. Переход дна основной полости в дно дополнительной площадки сформирован под тупым углом 3. Переход дна основной полости в дно дополнительной площадки сформирован под прямым углом    

 

 

Задача 6. В каком случае необходимо создавать дополнительную площадку:

Кариозные полости   Да   Нет  
1. На медиальных поверхностях центральных резцов с нарушением углов коронок 2. На медиальных поверхностях центральных резцов без нарушения целостности режущего края    

 

 

Задача 7. Где необходимо сформировать дополнительную площадку?

Кариозная полость   Дополнительная площадка  
по режущему краю   на небной поверхности  
На медиальной поверхности бокового резца верхней челюсти с поражением угла коронки      

 

Задача 8. Какова ваша тактика при формировании глубокой кариозной полости по IV классу?

Дно кариозной полости   Плоское   Выпуклое  
Дно основной полости Дно дополнительной площадки    

 

 

Задача 9. Каковы критерии правильно произведенного препарирования кариозной полости?

Критерии самоконтроля   Верно   Неверно  
1. Отсутствие размягченного дентина 2. При зондировании дентин плотный, светлый 3. При зондировании дентин мягкий, пигментированный    

 

 

Задача 10. Предложите вариант формирования дополнительной площадки:

  Кариозная полость Дополнительная площадка  
в виде продольной борозды вдоль режущего края   на язычной поверхности коронки зуба  
Небольшое поражение контактной поверхности и угла коронки      

 

 

Ситуационные задачи

Учебные

1. На латеральной поверхности центрального резца нижней челюсти имеется большая кариозная полость с разрушением угла коронки. Выберите вариант формирования полости по классу. Обоснуйте его.

2. На медиальной поверхности центрального резца верхней челюсти имеется небольшая кариозная полость, угол коронки зуба поражен незначительно. Отмечается стираемость режущего края коронки. Выберите вариант формирования полости по классу. Обоснуйте его.

3. У центрального резца верхней челюсти справа имеется кариозная полость с сильно разрушенным медиальным углом коронки. Выберите вариант формирования кариозной полости. Укажите, какова основная задача при формировании данной полости.

4. На медиальной поверхности верхнего бокового резца справа имеется неглубокая кариозная полость с поражением угла коронки и распространяющаяся на губную и небную поверхность зуба. Выберите вариант формирования кариозной полости. Обоснуйте его.

5. Верхний центральный резец имеет стертый режущий край. На боковых поверхностях зуба имеются кариозные полости с небольшим поражением углов коронки. Выберите вариант формирования полости. Обоснуйте его.

6. При препарировании кариозной полости по IV классу на нижнем клыке слева созданы основная полость и дополнительная площадка на широком режущем крае. Переход дна основной полости в дно дополнительной площадки сформирован под острым углом. Укажите на ошибку в процессе препарирования полости. Объясните, какое осложнение она может повлечь за собой.

7. При препарировании кариозной полости по IV классу на нижнем резце справа созданы основная полость и дополнительная площадка на стертом режущем крае. Переход дна основной полости в дно дополнительной площадки сформирован под тупым углом. Найдите ошибку в процессе препарирования полости, укажите, к какому осложнению она может привести.

8. При формировании большой кариозной полости по IV классу на клыке создана дополнительная площадка, занимающая 1/5 часть его небной поверхности, по ширине соответствующая основной полости. Допущена ли ошибка при формировании кариозной полости? Если да, то какая?

9. На медиальной поверхности одиночно стоящего верхнего правого центрального резца имеется неглубокая, но обширная по протяженности кариозная полость. Такая же полость, но с поражением режущего края и угла коронки отмечается на латеральной поверхности зуба. Ответьте, нужны ли здесь дополнительные площадки? Можно ли создать общую дополнительную площадку для названных двух полостей?

10. На медиальных поверхностях верхних центральных резцов неглубокие кариозные полости с нарушением углов коронок и захватывающие небольшие участки губной поверхности. Нужно ли создавать дополнительные площадки? Если да, то на какой поверхности зуба? Обоснуйте ответ.

 

Контрольные

1. При препарировании кариозной полости по IV классу создана дополнительная площадка, занимающая 1/3 часть небной поверхности зуба и глубиной до эмалево-дентинной границы. Какая ошибка допущена в процессе формирования полости? К каким последствиям она может привести?

2. При препарировании кариозной полости по IV классу в нижнем центральном резце создана дополнительная площадка, занимающая около 1/5 части язычной поверхности и глубиной на 2-3 мм ниже эмалево-дентинной границы. Какая ошибка допущена в процессе формирования полости? К каким последствиям она может привести?

3. У центрального резца верхней челюсти сильно стертый, широкий режущий край. На его латеральной поверхности имеется кариозная полость, затрагивающая угол коронки. При формировании полости по IV классу создана дополнительная площадка на небной поверхности, занимающая половину ее площади. Правильно ли выбран вариант формирования полости?

4. На латеральной поверхности верхнего центрального резца имеется глубокая кариозная полость с поражением угла коронки. При формировании основной полости дно сделано выпуклым в сторону кариозной полости, а дно дополнительной площадки – плоским. Укажите, правильна ли такая тактика? Ответ обоснуйте.

5. На латеральной поверхности верхнего центрального резца имеется глубокая кариозная полость с поражением угла коронки. В процессе формирования по IV классу дно основной полости сделано плоским, а дно дополнительной площадки – выпуклым. Укажите, правильна ли такая тактика? Ответ обоснуйте.

6. На медиальной поверхности центрального резца слева имеется кариозная полость с поражением угла коронки, переходящая на губную поверхность. На этой поверхности сохранился только слой эмали без подлежащего дентина. Выберите вариант формирования полости. Ответьте, можно ли оставить на губной поверхности лишенную дентина эмаль? Ответ обоснуйте.

7. При подготовке к пломбированию фотокомпозитом кариозную полость обработали 3% раствором перекиси водорода, высушили спиртом и эфиром. Правильна ли тактика врача?

8. При восстановлении утраченного угла коронки центрального резца верхней челюсти с помощью фотокомпозита была использована металлическая сепарационная пластинка. Правильно ли это? Предложите свою тактику восстановления кариозной полости.

9. На латеральной поверхности 23 зуба имеется глубокая кариозная полость с повреждением режущего края. Предложите вариант формирования кариозной полости.

10. На медиальной поверхности 11 зуба кариозная полость с тонкими стенками. Имеется выраженная стираемость режущего края коронки. Ваш вариант препарирования кариозной полости.

 

Тестовый контроль знаний

1. Нависающая эмаль на вестибулярной поверхности в полостях III и IV классов:

а) сохраняется;

б) не сохраняется.

2. Длина дополнительной площадки должна быть не менее:

а) 1/4 небной поверхности зуба;

б) 1/3 небной поверхности;

в) 1/2 небной поверхности.

3. Какой инструмент необходимо использовать при препарировании полостей III, IV классов в случае плотного контакта зубов?

а) матрица;

б) матрицедержатель;

в) сепаратор.

4. Форма коронок у клыков:

а) лопатообразная;

б) прямоугольная;

в) долотообразная;

г) конусовидная с рвущим бугром.

5. К IV классу относятся кариозные полости:

а) на контактной поверхности 11 и 32 зубов;

б) на жевательной поверхности 24 и 35 зубов;

в) на контактной поверхности 11 и 21 зубов с отломом угла коронки.

6. Соотнесите элементы кариозной полости:

1. Дно; а) на месте кариозного дефекта;

2. Дополнительная площадка; б) под углом к дну;

3. Стенки; в) обращено к пульпе зуба;

4. Основная полость. г) в здоровых тканях
для лучшей фиксации пломбы.

7. Ширина дополнительной площадки:

а) равна ширине основной полости;

б) больше ширины основной полости;

в) несколько уже, чем основная полость.

8. Клиническая зубная формула постоянного клыка нижней челюсти:

а)

б) |

в) 33.

 

9. Формула ВОЗ клыков верхней челюсти в постоянном прикусе:

а)

б) 13, 12;

в) 13, 23;

г) 23, 33;

д)

10. Соотнесите:

Зубы: Зубная формула:

1) клык верхней челюсти справа; а) 13;

б)

2) клык нижней челюсти слева. в)

г)

 

Домашнее задание:

а) нарисовать зуб со сформированной кариозной полостью по IV классу:

– с дополнительной площадкой на режущем крае;

– с дополнительной площадкой на язычной поверхности

б) зарисовать схему строения всех клыков;

в) лепка из пластилина 13, 33 зубов.

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст]: учеб. для студ. вузов / под ред. Н. Н. Аболмасова, А. И. Николаева. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 784 с. (220 экз.)

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии [Текст]: в 4-х ч.: практ. рук. / С. Н. Гаража, Н. Н. Гаража, Я. Н. Гарус [и др.]; под общ. ред. С. Н. Гаражи, Н. Н. Гаражи.- Ч. I. Кариесология: одонтопрепарирование и пломбирование кариозных полостей. - Ставрополь: Изд-во СтГМУ.- 2013. – 360 с. (60 экз.).

3. Пропедевтическая стоматология [Текст]: учеб. / под ред Э. А.Базикяна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 766 с.(195 экз.).

Дополнительная

 

1. Болезни зубов и полости рта[Текст]: учеб. для сузов / И. М.Макеева, С. Т. Сохов, М. Я. Алимова[и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 248 с. (1 экз.).

2. Передовые технологии в оперативной стоматологии. Современная клиническая практика [Текст] / под ред. Ж.-Ф. Руле, Н. Уилсона, М. Фуцци; пер. с англ. А. Суркина, А. Островского. - М.: Квинтэссенция, 2012. - 256 с. (3 экз.)

3. Фантомный курс терапевтической стоматологии [Текст]: учеб. / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 432 с.(3экз.).

4. Физикальное исследование в стоматологической практике[Текст] / Г. Т. Терезхальми, М. А. Хубер, Э. К. Джонс; пер. с англ. М. В. Мешкова; под ред. Л. Ю. Ореховой. - М.: Изд-во Панфилова, 2013. - 249 с.(1экз.).

5. Терапевтическая стоматология [Текст]: учеб. для студ. вузов / О.О. Янушевич, Ю. М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л. Ю. Орехова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 760 с.(1 экз.)

 

 

Клиническое практическое занятие 10

Тема. Принципы и этапы препарирования кариозных полостей VI класса, атипичные кариозные полости.

Цель. Ознакомить студентов с особенностями препарирования основных разновидностей кариозных полостей VI класса и атипичных кариозных дефектов.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, микромотры, наборы инструментов и боров, наконечники стоматологические, телевизор, методические пособия.

Учебные пособия: фантомы головы и челюсти с искусственными зубами, стенды, таблицы, муляжи, слайды, видеофильм.

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, тестовый контроль, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для
данного занятия.Анатомия и гистология зубов (кафедры нормальной анатомии человека, гистологии и пропедевтики стоматологических заболеваний), оснащение стоматологического кабинета, техническая безопасность и эргономика в стоматологии, препарирование кариозных полостей I-V классов по Блеку (кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний).

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Препарирование кариозных полостей VI класса. Особенности препарирования твердых тканей зубов атипичных кариозных полостей под пломбировочные материалы из акриловых пластмасс, амальгамы, композиционных пломбировочных материалов. Собеседование по учебным вопросам и задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом особенностей препарирования твердых тканей зубов кариозных полостей VI класса и атипичных кариозных дефектов под пломбировочные материалы из акриловых пластмасс, амальгамы, композиционных пломбировочных материалов у пациентов.

4. Лабораторная часть. Демонстрация ассистентом на фантоме методик препарирования твердых тканей зубов кариозных полостей VI класса и атипичных кариозных дефектов под пломбировочные материалы из акриловых пластмасс, амальгамы, композиционных пломбировочных материалов.

5. Самостоятельная работа студентов. Препарирование студентами на фантомах кариозных полостей VI класса и атипичных кариозных дефектов под постоянные пломбы из различных пломбировочных материалов.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов, оценка выполненной работы на фантоме.

7. Решение контрольных ситуационных задач.

8. Тестовый контроль знаний.

9. Задание на следующее занятие.

 

Аннотация

Препарирование кариозных полостей VI класса

К VI классу, согласно дополнению к классификации Блека, относятся полости, локализующиеся на режущем крае резцов и на вершинах бугров клыков, премоляров и моляров.

Причиной образования дефектов в этой области является стирание тканей зуба до дентина. После обнажения поверхности дентина он, как ткань более мягкая, чем эмаль, начинает стираться быстрее. В результате этого процесса на режущем крае резцов образуются сначала точечные, а затем желобовидные дефекты. На вершинах бугров клыков, премоляров и моляров дефекты имеют чашеобразную форму. Дно таких дефектов, за счет прокрашивания дентина пищевыми красителями, обычно бывает пигментированным – темно-коричневого или черного цвета. Кариозное поражение дентина наблюдается редко. Эмалевые края дефекта обычно острые, истонченные и ослабленные.

Равномерное физиологическое стирание зубов к образованию выраженных дефектов на режущем крае резцов и на вершинных бугров клыков и жевательных зубов приводит крайне редко. Если они развиваются, то, как правило, в достаточно пожилом возрасте пациента.

Наиболее часто образование дефектов VI класса наблюдается при локализованной форме патологической стираемости, вызванной нарушениями прикуса, дефектами зубных рядов, неправильной конструкцией протезов, пороками развития твердых тканей зубов, привычкой жевать на одной стороне.

Препарирование и пломбирование дефекта далеко не всегда является оптимальной лечебной тактикой при полостях VI класса.

Лечение таких пациентов требует, в первую очередь, выявления и устранения причин повышенной стираемости зубов. Зачастую им требуется сложное ортопедическое лечение с восстановлением высоты прикуса, замещением дефектов зубных рядов и покрытием зубов искусственными коронками.

Иногда, если в процессе лечения пациента ему было произведено повышение высоты прикуса и ткани восстанавливаемого зуба вышли из контакта с зубами-антагонистами, более надежным и эстетически целесообразным методом замещения дефекта VI класса является изготовление прямого композитного винира с перекрытием режущего края и введением зуба в гармоничную окклюзию.

В ряде случаев ограничиваются только препарированием и пломбированием этих дефектов композитными материалами. Пломбирование в данной ситуации, как правило, предусматривает замещение дефекта твердых тканей композитным материалом без изменения высоты прикуса. В литературе описан опыт пломбирования большого количества полостей VI класса композитами в одно посещение с одномоментным повышением высоты прикуса на этих пломбах. Но такое вмешательство должно применяться очень осторожно, после тщательного анализа окклюзионных взаимоотношений, определения конструкционной высоты прикуса и оценки прочностных возможностей композитных реставраций в условиях повышенных окклюзионных нагрузок.

Препарирование полостей VI класса имеет некоторые особенности. Связано это, в первую очередь, с тем, что дефекты располагаются в участках повышенных окклюзионных и абразивных нагрузок. Поэтому перед началом препарирования обязательно следует провести анализ окклюзионных взаимоотношений и зафиксировать точки окклюзионных контактов (с помощью копировальной бумаги).

1. Раскрытие полости.

Раскрытие полости VI класса, в связи с ее чашеобразной или желобовидной формой, как правило, не требуется. Ослабленная эмаль по краям полости, особенно на резцах, максимально сохраняется.

2. Расширение полости.

На фронтальных зубах этот этап проводится. На буграх жевательных зубов, особенно моляров, там, где пломба будет подвержена значительным нагрузкам, расширение полости проводится с таким расчетом, чтобы граница пломбы с тканями зуба не проходила через точки окклюзионных контактов.

3. Некрэктомия.

Иссечение тканей на данном этапе проводится очень экономно. Избыточное удаление неповрежденных твердых тканей в этой области приводит к ослаблению участков зуба, на которые падает самая большая нагрузка при жевании и откусывании пищи. Удаляется лишь пигментированный дентин. Эмаль, даже ослабленная и не связанная с дентином, максимально сохраняется. В процессе пломбирования ее укрепляют со стороны полости слоем композитного материала.

4. Формирование полости.

Полость на вершине бугра формируется цилиндрической формы с параллельными или слегка сходящимися ко дну стенками. Наклона стенок можно добиться, создав скос эмали по краям полости под углом 10-15°. Оптимальная глубина полости – 1,5-2 мм, если нет показаний к более глубокому препарированию. После определения границ реставрации сошлифовываются острые участки эмали по краям коронки зуба. Эта операция проводится на участках эмали, форму которых невозможно откорректировать в процессе пломбирования.

Полость в области режущего края резца создается в виде канавки со слегка зауженным дном. Глубина ее также должна составлять 1,5-2 мм. Иссечение непораженных тканей зуба в данном случае должно быть минимальным. Все эмалевые края полости на резцах стремятся сохранить. Иногда, чтобы обеспечить расположение пломбы на уровне краев стенок полости, производят сошлифовывание зуба-антагониста.

5. Финирование краев эмали.

Финишная обработка краев эмали проводится по описанным выше правилам мелкозернистыми алмазными борами, твердосплавными финирами или ручными инструментами, например, эмалевыми ножами.

 

Контрольные вопросы

1. Какие полости, согласно дополнению к классификации, относятся к VI классу?

2. Что является причиной образования полостей VI класса?

3. Какие лечебные мероприятия необходимо проводить для устранения данных дефектов твердых тканей зубов?

4. Какие пломбировочные материалы используются для пломбирования?

5. Какие особенности имеет препарирование полостей VI класса?

 

Контрольные задачи

Задача 1. К VI классу относятся полости, локализующиеся:

1. На пришеечной поверхности всех групп зубов  
2. На режущем крае резцов и на вершинах бугров клыков, премоляров и моляров  
3. На контактных поверхностях премоляров и моляров  

 

 

Задача 2. Причиной образования дефектов по VI классу является:

1. Повышение содержания фтора в воде  
2. Нарушение гигиенического режима  
3. Стирание тканей зуба до дентина  

 

 

Задача 3. Наиболее часто образование дефектов VI класса наблюдается:

1. При локализованной форме патологической стираемости, вызванной нарушением прикуса  
2. При дефектах зубных рядов, неправильной конструкции протезов  
3. При острой травме зубов  

 

 

Задача 4. Равномерное физиологическое стирание зубов происходит:

1. В пожилом возрасте  
2. В молодом возрасте  

Задача 5. Лечение пациентов с полостями по VI классу требует:

1. Сложного ортопедического лечения  
2. Замещения дефектов зубных рядов и покрытия зубов искусственными коронками  
3. Лечения сопутствующей патологии  

 

 

Задача 6. Более надежным и эстетически целесообразным методом замещения дефекта VI класса является:

1. Пломбирование зубов цементами  
2. Пломбирование моляров амальгамами  
3. Изготовление прямого композитного винира с перекрытием режущего края  

 

 

Задача 7. Рекомендуется ли пломбирование большого количества зубов композитами с одномоментным повышением прикуса?

1. Нет, не рекомендуется  
2. Рекомендуется с осторожностью, после анализа окклюзионных соотношений  

 

 

Задача 8. Имеет ли препарирование полостей VI класса свои особенности?

1. Да, имеет некоторые особенности  
2. Нет, препарируется по общепринятым правилам  

 

Задача 9. Проводится ли раскрытие полостей VI класса?

1. Требуется широкое раскрытие фиссурным или шаровидным бором  
2. Не требуется, в связи с чашеобразной или желобовидной формой  
3. Проводится не широкое раскрытие с целью экономии твердых тканей зуба  

 

 

Задача 10. При формировании наклон стенок полости и скос эмали создается под углом:

1. 5-10°  
2. 10-15°  
3. 45°  

 

Атипичные кариозные полости, особенности препарирования

Кроме типичных I-VI классов кариозных полостей наблюдаются кариозные полости, которые относятся к атипичным. Наиболее часто встречаются следующие варианты атипичных полостей.

Сильное разрушение коронки зуба. При этом иссекают весь размягченный дентин до здорового, создавая ретенционные пункты в виде уступов прямыми углами, дополнительные площадки, на стенках делают насечки колесовидным бором.

Придесневая полость не на одной вестибулярной поверхности, а на всех поверхностях – «циркулярный» кариес. В этом случае может быть препарирована полость по всей окружности зуба, с соблюдением правил препарирования кариозных полостей V класса по Блеку.

Сочетанное поражение кариесом угла коронки и режущего края.

Сочетанное поражение I и V классов, II и V, III и V классов. Формирование их надо проводить по общепринятым правилам: иссекать весь размягченный и пигментированный дентин с отвесными стенками, ровным дном. При наличии тонких стенок между ними – объединять полости, при достаточно толстом здоровом слое – формировать полости отдельно.

При формировании полостей необходимо учитывать вид пломбировочного материала. Формируя полость под цементные пломбы, необходимо края эмали скашивать под углом 45 градусов, соблюдая правило прямого угла между дном и стенками. Учитывая недостаточную адгезию материала, создавать кариозную полость шире у дна и уже по краям, использовать дополнительные площадки, насечки.

Создавая кариозные полости под материалы из акриловых пластмасс, необходимо: не скашивать эмалевые края, закруглить внутренние углы, удалять истонченные края, создавать дополнительные ретенционные пункты в виде дополнительных площадок, насечек.

При формировании кариозных полостей под композиционные пломбировочные материалы следует наружные края эмали обрабатывать строго под углом 45 градусов, но можно пренебречь правилами формирования кариозных полостей по Блеку и созданием дополнительных ретенционных пунктов. Поверхность эмали в местах будущего протравливания сошлифовывать в пределах 1-1,5 мм для создания условий лучшей микроретенции материала к тканям зуба.

 

Схема ориентировочной основы действия
при препарировании атипичных кариозных полостей
и устранении осложнений, вызванных ошибками
при препарировании кариозных полостей

Этапы работы   Средства и условия для работы Критерий для самоконтроля
1. Возьмите фантом, закрепите в окклюдаторе   Фантом, окклюдатор   Фантом прочно зафиксирован в окклюдаторе  
2. Подготовьте к работе инструментарий   Лоток с зеркалом, пинцетом, зондом, экскаватором, прямой и угловой наконечники, боры: фиссурные, шаровидные, колесовидные, обратноконусовидные    
3. Проверьте заземление микромотра и включите его в сеть   Микромотор   Отсутствие вибрации и посторонних шумов. Микромотор заземлен  
4. Соедините наконечник с рукавом, вставьте бор в наконечник   Бор вращается по часовой стрелке    
5. Определите локализацию кариозной полости   Фантом, зонд, зеркало   Кариозная полость циркулярная придесневая  
6. Сформируйте элементы кариозной полости а) стенки     б) дно     в) край     Обратноконусовидный, фиссурный боры   Обратноконусовидный бор     Алмазная головка     Стенки под прямым углом к плоскому дну вокруг зуба. Полость овальная вокруг зуба     Дно под прямым углом к стенкам.     Край гладкий
7. а) при тонком слое между стенками объединить в одну   б) при достаточно толстом слое дентина дно обработать отдельно     в) Создайте ретенционные пункты По общепринятым методикам   Обратноконусовидные боры Сочетанное поражение по первому и пятому классу, по второму и пятому классам.     Иссечен весь размягченный дентин, созданы дополнительные площадки, уступы, насечки в толще иммунных зон  
8. В фантоме зуб со вскрытой полостью зуба а) изолируйте зуб от слюны     б) промойте кариозную полость   в) высушите полость     г) Наложите на дно лечебную повязку     д) Наложите повязку из искусственного дентина     Ватные, специальные валики   3% раствор перекиси водорода, 2% р-р хлоргексидина, р-ры ферментов, антисептиков. Ввести в подогретом виде сухой, стерильный тампон, без давления   Пасты: биодент, лайф, пасты с гидроксиапатитом, Hydrex, Calcipulpe гладилка, ватный стерильный тампон     Дентин порошок, дистиллированная вода   Кариозная полость сухая     Боли нет   Дно покрыто лечебной пастой   Кариозная полость заполнена дентином на 14 дней

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие полости называют атипичными?

2. Назовите варианты атипичных полостей.

3 Принципы формирования атипичных полостей.

4. Какие особенности имеет формирование кариозных полостей в зависимости от вида пломбировочного материала?

5. Создание дополнительных условий для фиксации пломбы при формировании атипичных полостей.

 

Ситуационные задачи

Учебные

1. В 37 зубе кариесом поражены все поверхности в пришеечной области. Назовите, к какому классу относится поражение. Особенности препарирования.

2. На буграх 26, 27 зубов врач обнаружил полости темно-коричневого цвета. К какому классу относятся поражения? Назовите возможные причины.

3. У пациента В., 45 лет, в 16 зубе были обнаружены две кариозных полости по II и V классам. Между полостями стенки, не пораженные кариесом, толстые. Выберите вариант формирования полостей. Назовите, к какому виду относится данное поражение.

4. К врачу-стоматологу обратился пациент А., 55 лет, с поражением твердых тканей зубов, которые располагаются на режущем крае резцов и на вершинах бугров клыков и премоляров. К какому классу относятся данные полости? Назовите варианты лечения.

5. Врач при формировании полости по VI классу в 11 зубе создал форму полости в виде канавки с зауженным дном, глубиной 0,5-1 мм. Правильна ли тактика врача?

6. При препарировании кариозной полости, расположенной на щечном бугре 25 зуба, врач сформировал полость цилиндрической формы, создав скос ко дну под углом 45°. Правильна ли тактика врача? Назовите ошибки.

7. При формировании кариозной полости по VI классу, расположенной на режущем крае в 22 зубе врач срезал нависающие края эмали. Верна ли тактика врача?

8. У пациента К., 45 лет, в 21 зубе обнаружены две полости, по III и V классу. Стенки между полостями тонкие. Выберите вариант препарирования. Назовите, к какому виду поражения относятся данные кариозные полости.

9. Врачом была отпрепарирована кариозная полость в 22 зубе, расположенная на режущем крае. После формирования полость имеет форму канавки со слегка зауженным дном. Глубина – 1,5-2 мм. Верна ли тактика врача? К какому классу относится данное поражение?

10. Последний этап препарирования кариозных полостей VI класса – финирование – врач провел, обработав края карборундовым камнем. Верна ли тактика врача? Назовите инструменты для финирования.

 

Контрольные

1. В 16 зубе сильно разрушена коронка зуба. К какому виду относится данный дефект твердых тканей? Назовите особенности препарирования в этом случае.

2. В 27 зубе имеется кариозное поражение пришеечной области, охватывающее весь зуб. К какому виду относится данное поражение? Назовите, в чем заключаются особенности препарирования.

3. У пациента В., 42 лет, в 27 зубе врач обнаружил две кариозные полости по I и V классам. Стенки между полостями толстые. Полости были отпрепарированы отдельно, по всем правилам


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.