Схемы ориентировочной основы действия — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Схемы ориентировочной основы действия

2017-10-07 437
Схемы ориентировочной основы действия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Последовательность действий   Средства   Критерий самоконтроля  
     
I. Анатомия зубов и Парижская анатомическая номенклатура  
1. Наденьте медицинскую форму, подготовьте тетрадь, займите рабочие места   Оборудованный терапевтический кабинет, наличие тетрадей Исходные знания анатомии зубов. Знание уставных и кафедральных требований  
2. Внимание обращено на информацию преподавателя об анатомическом строении зубов   Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи зубов Внимание к информации преподавателя. Исходные знания  
3. Укажите и назовите анатомические образования зубов различной групповой принадлежности, используя специальную терминологию Парижской анатомической номенклатуры   Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи зубов   Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным домашним заданием  
II. Гистология и эмбриология твердых тканей зуба, пульпы и периодонта  
1. Внимание обращено на информацию преподавателя о гистологическом строении твердых тканей зуба и пульпы, эмбриогенезе зубов Стенды, схемы, таблицы, слайды   Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным заданием  
III. Клиническая зубная формула и зубная формула по ВОЗ
1. Внимание уделено информации преподавателя о клинических формулах и зубных формулах по ВОЗ постоянного и временного прикусов   Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы естественных зубов Исходные знания по написанию клинической зубной формулы и формулы по ВОЗ. Методические указания. Тетради для практических занятий  
2. Отобразите клинической формулой и формулой по ВОЗ зубы: второй верхний правый моляр – постоянный и молочный; боковой левый резец верхней челюсти – постоянный и молочный; верхний правый клык – постоянный и молочный; второй левый премоляр нижней челюсти и др. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы удаленных естественных зубов   Исходные знания. Методические рекомендации. Тетради для практических занятий. Правильно отображенные клинические формулы и формулы зубов ВОЗ, предложенных ассистентом зубов  
3. Напишите, какому зубу соответствуют следующие числа: 15, 23, 34, 46   Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы удаленных естественных зубов Исходные знания по анатомии зубов и написанию зубных формул. Тетради для практических занятий. Верно указанные зубы, соответствующие предложенным ассистентом формулам  
IV. Рабочие позиции врача и пациента при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях  
1. Зафиксируйте голову пациента для выполнения манипуляций на верхней челюсти   Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла Подголовник стоматологического кресла фиксирован так, чтобы голова пациента была запрокинута назад. Врач расположен справа от пациента  
2. Расположите голову пациента в подголовнике стоматологического кресла для выполнения манипуляций на нижней челюсти   Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла   Подголовник стоматологического кресла установлен так, чтобы подбородок пациента был опущен к груди. Врач расположен справа от пациента  
V. Клинический осмотр полости рта пациента, оформление медицинской карты с заполнением зубной формулы  
1. Расположите пациента в стоматологическом кресле, зафиксируйте его голову в подголовнике   Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла   Пациент в стоматологическом кресле, голова зафиксирована в подголовнике  
2. Вымойте руки; возьмите лоток с набором стоматологических инструментов   Раковина для мытья рук. Наборы стоматологических инструментов   Руки вымыты. Лоток с набором стоматологических инструментов на прикресельном столике врача  
3. Проведите осмотр зубов с помощью зеркала и пинцета в определенной последовательности: сначала осмотрите зубы верхней челюсти справа налево, затем – зубы нижней челюсти – слева направо Зеркало, пинцет   Зубы и зубные ряды осмотрены сначала на верхней челюсти справа налево, а потом на нижней челюсти в обратном порядке  
4. Внесите паспортные данные пациента в медицинскую карту стоматологического больного; заполните зубную формулу   Набор стоматологических инструментов. Медицинская карта стоматологического больного (учетная форма №  043-У)   Медицинская карта заполнена с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, места работы и адреса пациента. Клиническая зубная формула заполнена с использованием специальных обозначений  

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите по-латински в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой все группы зубов, их поверхности и анатомические образования.

2. Приведите описание зубной формулы (клинической и предложенной ВОЗ) для постоянных и молочных зубов.

3. По каким признакам определяется принадлежность зуба к той или иной стороне? Дайте формулировку каждого признака.

4. Гистологическое строение эмали.

5. Гистологическое строение дентина.

6. Что представляют из себя дентикли, прозрачный дентин и «мертвые пути»?

7. Какие виды дентина образуются при нормальной функции пульпы и при патологических процессах?

8. Состав цемента зубов. Какое он имеет гистологическое строение?

9. Гистологическое строение пульпы зуба. Назовите различия в строении коронковой и корневой пульпы.

10. Какие периоды различают в процессе развития зуба? Опишите каждый из них.

 

Контрольные задачи

Задача 1

Количество корней   I верхний моляр   I нижний резец   I нижний моляр  
1. Один        
2. Два        
3. Три        

 

Задача 2

Соотнесите:

А. | 6 1. Латеральная поверхность.

Б. 3 | 2. Задняя.

В. 7 | 3. Режущий край.

Г. | 1 4. Жевательная поверхность.

Задача 3

Что это значит? Соотнесите:

3 2 1 | 1 2 Клиническая формула
(постоянных, молочных зубов).

8 7 6 5 4 3 2 1| Зубная формула ВОЗ
постоянных и молочных зубов.

IV III II I |

42, 35, 54, 61, 84, 75

Задача 4

Соотнесите:

Ткань зуба   Гистологические структуры  
А. Эмаль   1. Первичный дентин
Б. Дентин   2. Зернистый слой  
В. Цемент   3. Диазоны
  4. Линии Гунтера-Шрегера  
  5. Корфовские волокна  
  6. Бесклеточный цемент  
  7. Цементоциты  
  8. Прозрачный дентин  
  9. Шарпеевские волокна  

 

 

Задача 5

Какому зубу соответствует формула?

 

Формула зуба   Зубы  
  1. Постоянный первый моляр нижней челюсти слева  
  2. Нижний правый первый молочный моляр  
  3. Верхний правый молочный моляр  
| 6   4. Боковой молочный резец нижней челюсти слева  
V |   5. Верхний левый клык постоянный  
II   6. Верхний центральный молочный резец справа  

 

Задача 6

Каким зубным тканям дают начало элементы эмалевого органа?

Слои эмалевого органа   Ткани зуба  
А. Наружные эмалевые клетки   1. Эмаль  
Б. Пульпа эмалевого органа   2. Цемент  
В. Внутренние эмалевые клетки   3. Кутикула  
Г. Мезенхима зубного сосочка   4. Пульпа зуба  
  5. Дентин  

 

Задача 7

Соотнесите:

Сроки закладки и развития зубных зачатков   Периоды развития зубов  
6-7 недель эмбрионального развития   1. Дифференцировка зубных зачатков  
3-4 месяца эмбрионального развития   2. Гистогенез зубных тканей  
4-5 месяцев эмбрионального развития   3. Формирование корней молочных зубов  
5 месяцев постэмбрионального развития   4. Образование зубных зачатков  

 

 

Задача 8

Соотнесите:

Слои пульпы   Структурные элементы  
А. Периферический   1. Кровеносные сосуды и нервные элементы  
Б. Промежуточный   2. Фибробласты  
В. Центральный   3. Одонтобласты  
  4. Макрофаги  
  5. Плазматические клетки  
  6. Пульпоциты  
  7. Адвентициальные клетки  
  8. Гистиоциты  

 

Задача 9

Соотнесите:

Названия зубов и их образований   Термины  
foramen apicis dentis   dentes decidui   dens serotinus  
1. Зуб мудрости        
2. Отверстие верхушки зуба        
3. Молочные зубы        

 

Задача 10

Как называются сошлифованные участки призм?

Направление шлифования   Участки эмалевых призм  
Диазоны   Паразоны  
1. Продольное 2. Поперечное    

 

 

Ситуационные задачи

Учебные

1. Эмаль зуба состоит из эмалевых призм, которые, связываясь в пучки (3-5 штук), идут от эмалево-дентинного соединения S-образно до поверхности эмали. Правильно ли это?

2. Различают три слоя пульпы – периферический, или одонтобластический; промежуточный, или субодонтобластический и центральный. Кратко опишите каждый слой.

3. Эмаль зуба развивается из наружных эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это?

4. При микроскопическом исследовании шлифа зуба с патологической стираемостью, удаленного по показаниям, некоторые участки дентина выглядят черными. Объясните это явление.

5. В женской консультации наблюдается женщина в период второго триместра беременности с выраженным гестозом (рвота с явлениями обезвоживания). Какие изменения в зубочелюстной системе будущего ребенка можно прогнозировать?

6. Бесклеточный цемент покрывает верхушку корня зуба, а клеточный расположен в начальной части корня и в области бифуркаций корней многокорневых зубов. Верно ли это утверждение?

7. На передней поверхности правого верхнего второго премоляра расположена кариозная полость с поражением средних слоев дентина. Найдите ошибку в описании объективных данных.

8. В медицинской карте стоматологического больного первый моляр левой половины нижней челюсти обозначен 36. Правильно ли это обозначение?

9. Эмалевый орган состоит из трех слоев. Назовите каждый слой и дайте их краткое описание.

10. При гнойных воспалительных заболеваниях пульпы и периодонта зубов верхней челюсти какие региональные лимфатические узлы могут быть увеличены и болезненны?

 

Контрольные

1. Дентинные трубочки проходят, S-образно изгибаясь, от границы с пульпой к наружной поверхности дентина, содержат отростки одонтобластов. Правильно ли это?

2. Дентин подразделяют на первичный, вторичный и третичный. Какие названия еще имеют эти виды?

3. Дентин зуба развивается из внутренних эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это заключение?

4. При микроскопическом исследовании поперечного среза коронки зуба выявляются линии, расположенные в виде концентрических колец. Назовите эти линии и объясните их подобное расположение.

5. В отделение патологии беременных поступила женщина со сроком беременности 6 недель с явлениями токсикоза первой половины. Как это может отразиться на развитии зубов плода?

6. Эмалевые пластинки являются колбообразными утолщениями отростков одонтобластов, пересекающих эмалево-дентинное соединение. Верно ли это утверждение?

7. На дистальной поверхности нижнего бокового резца справа кариозная полость с поражением угла и режущего края. Найдите ошибку в описании объективных данных.

8. При заполнении медицинской карты стоматологического больного постоянный первый верхний моляр обозначен 26. Верно ли это обозначение?

9. Эмаль является самой твердой и, в то же время, самой хрупкой тканью организма. Чем обусловлены эти свойства эмали?

10. При препарировании кариозной полости болезненность возникает в области дентиноэмалевой границы. Чем объясняется болезненность в этом участке кариозной полости?

Тестовый контроль знаний

1. Какая ткань покрывает коронку зуба?

а) эмаль;

б) дентин;

в) цемент.

2. Какая клиническая формула соответствует молочному прикусу?

а) 4 3 2 1 |;

б) V IV III II I |;

в) 4 3 1 2;

г) 3 2 1 2;

д) 13. 12. 11;

е) 53.52.51.

3. Химический состав дентина:

а) 95% неорганических веществ, 2% органических, 3% воды;

б) 68% неорганических веществ, 32% органических, из них 15% воды;

в) 97% неорганических веществ, 3% органических;

г) 70-72% неорганических веществ, 28-30% органических, из них 10% воды;

д) по 50% органических и неорганических веществ.

4. Какая ткань развивается из зубного сосочка?

а) эмаль;

б) дентин;

в) пульпа;

г) цемент;

д) периодонт.

5. Какие функции выполняет цемент?

а) пластическая;

б) сенсорная;

в) трофическая;

г) защитная;

д) репаративная;

е) удерживающая.

6. Какое количество зубов в молочном прикусе?

а) 20;

б) 28;

в) 10;

г) 32;

д) 24;

е) 16.

7. Топография клеточного цемента:

а) покрывает боковые поверхности корня;

б) прилежит к дентину;

в) покрывает большую поверхность корня;

г) покрывает апикальную часть корня.

8. Содержание околопульпарного дентина:

а) преобладание тангенциальных волокон Эбнера;

б) преобладание прободающих шарпеевских волокон;

в) хаотичное расположение волокон;

г) преобладание радиальных волокон Корфа.

9. Основной структурный элемент эмали:

а) эмалевая пластинка;

б) эмалевая призма;

в) эмалевое веретено;

г) эмалевые пучки.

10. Проницаемость эмали повышается в присутствии:

а) ортофосфорной кислоты;

б) фтористого натрия;

в) физиологического раствора;

г) молочной кислоты;

д) глюконата кальция;

е) ферментов.

 

Домашнее задание:

а) дать перечень основной стоматологической номенклатуры в латинской транскрипции;

б) нарисовать продольный срез зуба, отобразить примерную толщину эмали, дентина, цемента, в эмали показать ход и направление линий Ретциуса, Гунтера-Шрегера;

в) написать клиническую зубную формулу и формулу зубов по ВОЗ.

 

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст]: учеб. для студ. вузов / под ред. Н. Н. Аболмасова, А. И. Николаева. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 784 с. (220 экз.)

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии [Текст]: в 4-х ч.: практ. рук. / С. Н. Гаража, Н. Н. Гаража, Я. Н. Гарус [и др.]; под общ. ред. С. Н. Гаражи, Н. Н. Гаражи.- Ч. I. Кариесология: одонтопрепарирование и пломбирование кариозных полостей. - Ставрополь: Изд-во СтГМУ.- 2013. – 360 с. (60 экз.).

3. Пропедевтическая стоматология [Текст]: учеб. / под ред Э. А.Базикяна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 766 с.(195 экз.).

Дополнительная

 

1. Болезни зубов и полости рта[Текст]: учеб. для сузов / И. М.Макеева, С. Т. Сохов, М. Я. Алимова[и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 248 с. (1 экз.).

2. Передовые технологии в оперативной стоматологии. Современная клиническая практика [Текст] / под ред. Ж.-Ф. Руле, Н. Уилсона, М. Фуцци; пер. с англ. А. Суркина, А. Островского. - М.: Квинтэссенция, 2012. - 256 с. (3 экз.)

3. Фантомный курс терапевтической стоматологии [Текст]: учеб. / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 432 с.(3экз.).

4. Физикальное исследование в стоматологической практике[Текст] / Г. Т. Терезхальми, М. А. Хубер, Э. К. Джонс; пер. с англ. М. В. Мешкова; под ред. Л. Ю. Ореховой. - М.: Изд-во Панфилова, 2013. - 249 с.(1экз.).

5. Терапевтическая стоматология [Текст]: учеб. для студ. вузов / О.О. Янушевич, Ю. М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л. Ю. Орехова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 760 с.(1 экз.)

 

 

Клиническое практическое занятие 3

Тема. Методы обследования стоматологического больного.

Цель. Ознакомить студентов с принципами сбора анамнеза, методикой осмотра больного и показать им методы обследования при заболеваниях зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Определить цели и задачи обследования больного. Познакомить студентов с медицинской документацией стоматологического больного, правилами и последовательностью ее запол­нения. Ознакомить студентов с основами деонтологии в медицинском учреждении.

Метод проведения.Групповое занятие.

Место проведения.Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования больного, аппараты для электроодонтодиагностики.

Учебные пособия: рентгеновские снимки, негатоскоп, образцы медицинской стоматологической документации, фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, таблицы, муляжи.

Средства контроля: контрольные вопросы, учебные задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Анатомия челюстно-лицевой области (кафедра нормальной анатомии). Деонтология в стоматологии (кафедра ОЗД).

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Принципы обследования больного и диагностики стоматологических заболеваний. Опрос больного. Жалобы при поступлении и характер болевых ощущений. Анамнез жизни больного и история настоящего заболевания. Медицинский статус и основные клинико-инструментальные методы исследования (зондирование, перкуссия, пальпация, термодиагностика). Дополнительные методы обследования стоматологического больного (электроодонтодиагностика, рентгенологическое исследование, люминесцентная диагностика, функциональные пробы и клинические тесты). Лабораторные методы исследования (цитологический, гистологический, микробиологический, биохимические показатели крови и мочи). Документация терапевтического отделения. Понятие о деонтологии. Деонтологические аспекты отношений «врач – больной», «врач – врач», «врач – медсестра». Отношения внутри медицинского коллектива. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть.Демонстрация ассистентом внешнего осмотра лица больного и осмотра полости рта, обследования регионарных лимфатических узлов, обследования твердых тканей зубов, техника проведения пальпации и электроодонтометрии с помощью аппарата «Дигитест». Направление на рентгенологическое исследование. Оформление медицинской карты стоматологического больного.

4. Самостоятельная работа. Внешний осмотр лица и осмотр полости рта, обследование зубов студентами друг у друга. Заполнение медицинской карты стоматологического больного.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение студентами контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Обследование больного является важнейшим аспектом для успешного лечения любой патологии и в частности стоматологической. Данное положение является обоснованным и значимым в связи с тем, что диагноз и дальнейший план лечения зависят от осмотра больного и тщательной оценки и анализа полученной информации. Рассмотрим некоторые базовые принципы с учетом их последовательности.

Методы обследования больного включают опрос, ос­мотр больного и различные клинико-инструментальные методы исследования.

Опрос и осмотр больного. Исследование полости рта и зубов необходимо проводить с позиции учения о целостности организма и взаимосвязи всех органов и систем его, связи организма с внешней средой и роли нервной системы. Во время обследования больного должна быть спокойная, деловая обстановка, врачу не следует вести посторонние разговоры, что создает у больного впечатле­ние о недостаточно внимательном отношении к нему врача. В присутствии больного необходимо избегать выражения сомнения, неуверенности в отношении диагноза и лечения, а также высказывания подозрения о тяжес­ти или необратимости заболевания.

Цель опроса – выявить жалобы больного и данные о развитии заболевания, что помогает провести объективное исследование и поста­вить правильный диагноз. Больному задаются вопросы: на что жалуется больной; когда началось заболевание, как оно развивается; обращался ли ранее больной к врачу; какие лечебные процедуры он принимал; принимал ли больной сам лекарства и какие? Выясняются профессия, перенесенные заболевания, оперативные вмешательства. Так, например, лицам, перенесшим инфаркт миокарда, лечебные мероприятия целесообразно проводить не ранее чем через шесть месяцев после него.

Осмотр больного позволяет определить окраску кожи лица и слизистой оболочки полости рта: желтушный цвет наблюдается при заболевании желчных путей; бледность при остром лейкозе, заболеваниях почек; цианотичный оттенок указывает на патологию сердечно-сосудистой систе­мы. Необходимо обратить внимание на целостность, рельеф и отечность слизистой оболочки полости рта, конфигурацию десневых сосочков, состо­яние десневого края, языка, наличие налета, выраженность сосочков, состояние регионарных лимфоузлов. Нарушение процессов саливации проявляется в виде гиперсаливации, гипосаливации, ксеростомии.

Осмотр зубов производится с помощью стоматологического зеркала и зонда в следующей последовательности: вначале осматриваются зубы верхней челюсти справа налево, а потом – зубы нижней челюсти слева направо. Чтобы зеркало не запотевало и хорошо отражало свет, его следует согреть, приложив зеркальной поверхностью к слизистой оболочке щеки на несколько минут, и смочить ротовой жидкостью. Обращают внима­ние на подвижность, цвет, форму и величину зубов, наличие кариозных полостей, пломб, протезы, состояние прикуса. Подвижность зубов появ­ляется при пародонтитах, диабете, лейкозах, гиповитаминозах. В этих случаях целесообразно проведение рентгенологического исследования обеих челюстей с использованием ортопантомографии.

Измене­ние цвета зубов от мелоподобной до коричневой пигментации наблюдается при кариесе, флюорозе, гипоплазии. Окрашивание зуба в розовый цвет – результат кровоизлияния при острой травме, лечения зуба с применением резорцин-формалиновой смеси. При некрозе пульпы зуба, хронической травме, лечении зубов методом серебрения наблюдается серо-черный цвет эмали. Желтое окрашивание зубов – результат приема тетрациклина в период минерализации твердых тканей. Зубы Гетчинсона, Фурнье, Пфлюгера характеризуются величиной и формой коронки зуба.

При осмотре зубов и оценки их состояния можно предварительно судить о состоянии организма в целом, используя таблицы взаимосвязи зубов и внутренних органов по Р. Фоллю.

Клинико-инструментальные методы исследования. С помощью стоматологических инструментов (зеркало, зонд, пинцет) определяют состояние зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. При исследовании полости рта врач держит зеркало в левой руке, пинцет в правой руке.

Зондирование помогает врачу определить наличие на поверхности зуба кариозной полости, ее глубину, степень поражения дентина, устья корневых каналов, оценить качество пломбы, наличие и глубину пародонтального кармана, кровоточивость десны вследствие воспаления, степень отложения зубного камня, тактильную и болевую чувствительность слизистой оболочки.

Перкуссия (постукивание) зуба проводится ручкой зонда или зеркала и имеет целью выяснить состояние периодонта. Если постукивание прово­дится перпендикулярно по отношению к жевательной поверхности коронки зуба, то это вертикальная перкуссия, а если оно направлено параллельно жевательной поверхности коронки зуба, то – горизонтальная перкуссия. Вертикальная перкус­сия помогает определить реакцию верхушечной части периодонта, а гори­зонтальная – краевой (маргинальной) его части.

Пальпация (ощупывание) позволяет определить наличие отека, ин­фильтрата, опухоли, состояние регионарных лимфатических узлов. При пальпации подчелюстных лимфатических узлов больной наклоняет голову вниз, палец одной руки врача находится снаружи, палец другой руки обследует патологический участок полости рта. Пальпация подчелюстных узлов производится одновременно обеими руками, подбородочные лим­фоузлы пальпируют одной рукой (правой или левой), а другой наклоняют голову больного.

С помощью термодиагностики определяется чувствительность зубов на холодовые и тепловые раздражители, а также жизнеспособность пульпы. В качестве тепловых раздражителей применяют горячую воду. Л.Р. Рубиным установлено, что зубы в одинаковой степени обладают как холодовой, так и тепловой чувствительностью, причем зубы с нормальной пульпой на температурные раздражители реагируют неодинаково. Индиф­ферентная зона для резцов равна 30 °С (50-52 °С – реакция на тепло и 17-20 °С – на холод). Некоторые заболевания (пульпит) вызывают сужение индиффе­рентной зоны, и незначительные отклонения от температуры тела (на 5-7 °С) вызывают ответную реакцию. При этом появляются неадекватные ощуще­ния, нередко от температурных раздражителей возникает боль. В зубах с некротизированной пульпой температурные раздражители не вызывают болевой реакции.

Для холодового теста используют аэрозольные баллоны со сжиженым охлаждающим газом «Endofrost», «Miracold». Проба холодовая моментально охлаждает необходимый участок зуба до -50 °С. Холодовая проба - метод исследования в современной стоматологии, который основан на быстром охлаждении поверхности зуба. Такой способ является достаточно информативным при необходимости определения функционального состояния сосудов в пульпе зуба и проверки омертвелости ткани.

Согласно инструкции производителя проба имеет следующие особенности применения:

содержимое баллончика необходимо брызнуть на ватный тампон (оптимально – на ватную палочку), зажатый в пинцете (при этом тампон должен находиться строго вне полости рта);

смоченным тампоном необходимо точечно прикоснуться к поверхности зуба;

при использовании дополнительной удлинительной трубочки сухой тампон можно аккуратно смочить прямо в полости рта и затем точечно проверить чувствительность пульпы.

Если пульпа витальна, то пациент говорит о чувствительности (болевой, ощущение холода). Если пульпа мертва–не будет никакой реакции. Важно отметить, что использовагие пациентом болеутоляющих средств может привести к ложной оценке холодового теста (зуб живой, но на холод не реагирует). Также необходимо отметить время, в течение которого проходит болевая реакция, если промежуток времени небольшой (2-3 мин), то пульпа жизнеспособна, если более длительный (более 10 мин), то наблюдается воспалителньый процесс в пульпе зуба.

Электроодонтодиагностика – метод, позволяющий определить реакцию нерв­ных рецепторов пульпы на электрический ток. В настоящее время используются современные аппараты, например «Дигитест» имеющий цифровую шкалу, отображающую силу тока в мкА. Также может применяться диагностический эндодонтический аппарат «EndoEst» (Геософт, Россия), сочетающий функции апекслокации, электроодонтометрии, электрофореза.

Здоровые зубы и зубы при начальных формах кариеса чувствительны к току от 2 до 6 мкА. При среднем и особенно глубоком кариесе показатели электровозбудимости повышаются до 20 мкА. Реакция пульпы на ток 25-30-40 мкА указывает на наличие воспалительного процесса в ней, на ток до 60 мкА – свидетельствует о гибели коронковой пульпы, на ток от 60 до 90 мкА – указывает на наличие патологического процесса в корневой пульпе. При нормальном состоянии периодонта отмечается реак­ция зуба на ток в 100 мкА. При изменениях в периодонте зуб реагирует на ток более 200 мкА. Следует отметить, что с возрастом показатели имеют тенденцию к повышению, поэтому целесообразно проводить исследование на симметричных зубах.

Методика исследования при использовании аппарата «Дигитест». При работе с аппаратом исследование проводят два человека, врач – у кресла больного, медицинская сестра – у аппарата. Исследование может проводить один человек, но это менее удобно. Пассивный электрод подсоединяется к аппарату и дается пациенту в руку. Активный электрод обертывают тонким слоем ваты, смачи­вают водой и касаются к чувствительным точкам зуба. Эти точки у резцов и клыков находятся на середине режущего края, на премолярах – вершине щечного бугра, на молярах – вершине передне-щечного бугра, при наличии кариозной полости показатели снимают со дна ее, зубы обкладывают ватными валиками, тщательно высушивают. На цифровом индикаторе отображается автоматическое увеличение силы тока. При появлении болевой реакции активный электрод отводится от зуба. При этом фиксируется последнее значение силы тока на момент ответной реакции.

Рентгенологическое исследование является диагностическим методом. В терапевтической стоматологии чаще применяется метод внутриротовой рентгенографии, реже используется панорамная рентгенография (изображение всех зубов и костной ткани альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей), которая более информативна при сравнении костной структуры всей челюсти.

Люминесцентная диагностика применяется при патологических процессах на слизистой оболочке полости рта. Нормальная слизистая оболочка в лучах Вуда имеет голубовато-синий цвет, при патологии отме­чается изменение свечения в пораженном участке в результате гистохими­ческих сдвигов в клетках и тканях.

Волдырная проба позволяет судить о гидрофильности мягких тканей и применяется для выявления скрытого отечного состояния слизистой оболочки полости рта. Вводят 0,2 мл физиологического раствора под эпителий нижней губы, десны или щеки. В норме образующийся пузырек рассасывается через 50-60 мин., при повышенной гидрофильности – через 25 минут.

Гистаминовая проба применяется для определения чувствительнос­ти больных к гистамину. На основании данной пробы судят о проницаемости капилляров, аллергическом состоянии организма.

Проба Шиллера-Писарева проводится для выявления воспаления слизистой оболочки. С этой целью смазывают раствором Люголя участок слизистой оболочки. При этом происходит окрашивание в темно-коричне­вый цвет при наличии воспаления за счет накопления гликогена.

Аллергологические методы исследования проводятся для опреде­ления лекарственной аллергии при подозрении на непереносимость того или иного препарата, проводятся в специальных лабораториях.

 

Лабораторные исследования

Цитологический метод основан на изучении клеточных элементов, структурных особенностей отдельных клеток и их конгломератов.

Способы получения материала: отпечаток, соскоб, пункция, исследова­ние промывной жидкости полости рта (по Ясиновскому).

Биопсия – гистологическое исследование слизистой оболочки полости рта. Для биопсии берется ткань 5-6 мм с подслизистым слоем с иссечением здоровой ткани на границе с патологическим очагом.

Бактериальное исследование помогает определить специфическую микрофлору при ряде заболеваний: туберкулезе, сифилисе, грибковых поражениях и др. Описания проб не приводятся, так как они излагаются в специальных руководствах.

 

Документация терапевтического отделения

Учет и анализ работы проводится по количественным и качественным показателям.

Применяются следующие формы учетной документации:

1. Медицинская карта стоматологического больно­го (форма № 043/у).

2. Выписка из медицинской карты стационарного больного (форма № 027/у).

3. Сводная ведомость учета работы врача-стомато­лога (форма № 039-2/у-88).

4. Направление на консультацию и во вспомогатель­ные кабинеты (форма № 028/у).

5. Журнал направлений на гистологию и др. ЛПУ.

6. Справка о временной нетрудоспособности (формы № № 094-1/у и
095-1/у).

7. Журнал учета диспансерных больных и картоте­ка контрольных карт диспансерных наблюдений (форма № 030/у).

8. Направления в рентгенологический кабинет.

9. Талон назначения больного на повторный прием.

10. Журнал назначений повторных больных.

 

Медицинская документация помогает медицинским работникам проводить преемственность в обслуживании больных, оценивать результа­ты проводимых мероприятий, улучшать специализированную помощь насе­лению. Основным медицинским документом, который отражает уровень медицинских знаний врача, правильное использование им новейших мето­дов лечения, является медицинская карта стоматологического больного. Она служит материалом для научных разработок, для учета заболеваемости населения. Она является юридическим доку­ментом для судебно-медицинских дел. Паспортная часть заполняется регистратором. Основная часть ее заполняется врачом и отражает данные развития заболевания (жалобы, анамнез) и результаты обследования больного. При установлении нескольких заболеваний на первое место ставится основной диагноз, а затем остальные. Данные осмотра зубов заносят в специальную схему (зубную формулу): постоянные зубы обозна­чают арабскими цифрами, молочные – римскими. Над цифрами ставятся буквенные обозначения для определения состояния каждого зуба: кариес – С, пульпит – Р, периодонтит – Pt, пломба – П, зуб покрытый коронкой – К, искусственный зуб несъемного протеза – Н.

В карте указывается дата приема больного, описывается назначение врача (проводимое лечение, дополнительные методы исследования, выда­ча больничных листов при потере трудоспособности больного). При необ­ходимости повторного посещения больному выдается талон назначения и делается отметка в журнале назначений больных.

Деонтологические аспекты

Деонтология (от греч. deon, deontos — долг, должное, logos — учение) представляет собой науку о профессиональном долге медицинских работников. Близко к деонтологии примыкает медицинская этика, изучающая морально-этические аспекты медицины. В хирургическом разделе стоматологии наиболее остро встает вопрос о моральном, нравственном облике врача, об умении поддержать пациента, помочь не только профессиональ­но, но и психологически.

Овладеть специальностью стоматолога, быть медицинским работником, т. е. иметь с


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.