Психологической помощи детям — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психологической помощи детям

2017-10-07 217
Психологической помощи детям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЛЕКСАНДР ГРЕФ

ЛАРИСА СОКОЛОВА

 

Доктор – Кукла

 

Программа

Психологической помощи детям

С онкологическими заболеваниями,

Находящимся в больнице и в хосписе

Издание второе, переработанное и дополненное

 

 


В брошюре описана программа психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимися в больнице и в хосписе - "Доктор-кукла". Программа разработана сотрудниками театра "Бродячий Вертеп" и реализовалась с мая 1995 по май 1997 гг. в отделении гематологии Морозовской детской клинической больницы, с сентября 1999 г. в Первом хосписе для детей с онкологическими заболеваниями г. Москвы, а с сентября 2002 года в отделении онкогематологии Российской детской клинической больницы.

Телефон: 343 9592, 417 6303

E-mail: [email protected]


Об авторах

Александр Греф.

Кандидат наук, доцент. Художественный руководитель театра "Бродячий Вертеп".

Лариса Соколова. Актриса и музыкант театра "Бродячий Вертеп". Психолог Региональной общественной организации помощи тяжело больным и обездоленным детям.

 


 

 

Москва

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Схема конструкции открыто управляемой

мимирующей куклы 3

Александр Греф

Введение в программу "Доктор -Кукла" 4

Лариса Соколова

Опыт работы и дневниковые записи 9

3.1.Первый приход ребенка в больницу 9

3.2 Подготовка к операции и возвращение из операционной 15

3.3 Доктор-кукла – пациент 20

3.4 Кормление детей 22

3.5 Обучение в условиях длительной госпитализации 25

3.6 Случаи затрудненного общения 30

3.7 Случаи агрессивного поведения 31

3.8 Элементы арттерапии 32

3.9 Лука Лукич - объект любви 33

3.10 Чемоданчик с реквизитом 34

3.11 Опыт работы в хосписе 36

 

Приложение

Статьи из сборника Puppets and Therapy

Алан Полц. Куклы в психодиагностике и психотерапии 42

Д-р Пфейфер. Куклы и психотерапия 44

Лори Хоки. Куклы в детской психотерапии 45

Д-р Пфейфер. Кукольный театр как одно из средств психотерапии 45

Мертл Кэмбелл. Куклотерапия 46

Эдна Рист. Куклы как педагогическая помощь в работе

с отстающими детьми 48

Кэтлин Берд. Театр теней в Гонконге 49

Мисс Е.Е. Даусон. Куклы вливаются в медперсонал больницы 50

Ж.Г. Ховеллс. Куклы как средство диагностики 52

Джоанна Данхилл. Диагностический потенциал кукол 52

 

5. Литература 55

 


Измерение градусником (большим, деревянным) длины улыбки.

 

***Из дневника:

Сентября 1995 года. Оля С., 12 лет.

Лука Лукич измеряет улыбку от уха до уха. Подписывает с Олей договор о том, что улыбка меньше не будет. Оля ставит свою подпись.

18 сентября. Алеша К., 12 лет.

Длина улыбки - 36,3 градусов на квадратный миллиметр. Лука объясняет, что длина улыбки не должна уменьшаться, а только увеличиваться может. Алеша пытается улыбнуться еще сильнее:

"Смотри! У меня уже увеличилась!" Действительно – уже не 36 и 3, а 36 с половиной!

Интересно, что условные единицы, в которых измеряется улыбка, могут быть самыми парадоксальными: метры в кубе, сантиметры в шаре, градусы Цельсия на миллиметр кубический и т.п.

 

 

Измерение градусником температуры тела под мышкой, под коленкой и даже под подушкой.

 

***Из дневника:

2 ноября 1995 года. Ирина Л., 6 лет.

Эта встреча первая. Лука записывает в своем блокноте имя, фамилию, день рождения.

Измеряет температуру под мышкой: встряхивает деревянный градусник, ставит его под мышку:

" Раз, два, три, четыре, пять!

Кошка учится считать.

Помаленьку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки..."

Ира: " Нет!"

Лука смотрит на градусник: "И температуры нет! Тридцать шесть и пять!"

Измерение градусником роста

 

***Из дневника:

Ноября 1995 года. Сережа Т., 7 лет.

Рост - 5 градусников. "Так и записываем! - говорит доктор Лука Лукич.

"Подними-ка нос повыше! Смотри! Сразу на пол градусника вырос! Так и лежи". – Сережа хохочет.

 

 

Пульс

 

Доктор берет руку ребенка и отсчитывает пульс:

"Раз, два, раз, два! Что-то он шумит едва. Раз, два, три, четыре, сосчитаем дырки в сыре, если в сыре много дыр, значит вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, значит, вкусным был вчера." Лука начинает считать, ускоряя темп: "Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять". По настроению ребенка меняется темп и ритм счета, рассказываются разные стихи.

[ Репризы, накопившиеся у нас, очень просты и большинство из них подсказано детьми или обстоятельствами жизни больницы… Каждая реприза пародирует, переводит в смеховой ряд какое-либо действие настоящего доктора. Игра "в лечение" с доктором-куклой, как и с клоуном, понуждает ребенка приспособиться к поведению в стрессовой ситуации, или, как говорят психологи, выработать адекватную поведенческую модель. Именно такую задачу мы ставили себе. Равно как и просветительскую задачу, пытаясь в игре дать ребенку основные понятия о его болезни и лечении. И, бывало, Лукичу приходилось отдуваться за всю медицину, отвечая на вопросы своих маленьких пациентов.

Но надо отдать детям должное: они не пошли на поводу у наших дидактических устремлений, да и в сфере медицинской Лукич сильно уступал им в подготовке и опыте…

Ребенок, согласно теории игротерапии, рассказывает о своем мире не вербально, а действием - игрой. Игра для ребенка и основной способ взаимодействия с окружающим миром, и, одновременно, главное средство выражения мира внутреннего. Методика игротерапии состоит в способах расшифровки того, что ребенок хочет нам сказать игрой. С другой стороны, в процессе игры ребенок способен, повторюсь, выработать модель поведения, которая необходима ему для адекватной реакции на изменения окружающего мира. И кроме сказанного, отметим понятное всем свойство феномена игры, позволяющее выплеснуть те негативные эмоции, которые в иных случаях жизни "отыграть" не представляется возможности. Последнее может стать определяющим в психическом самочувствии больного ребенка, месяцами живущего в боксе, не имеющего полноценного общения, на фоне тяжелейшего, порою травмирующего лечения. ]

 

 

"Ура! Я слышу веселый пульс! Так и пишем: "ПУЛЬС ВЕСЕЛЫЙ!" Кукольный доктор записывает к себе в блокнот результаты измерений: "ПУЛЬС ВЕСЕЛЫЙ".

 

 

Подключение к капельнице

 

Прием этот я применяю очень часто: просто вхожу и "прикрепляюсь" к капельнице под которой лежит ребенок.

 

*** Из дневника

Доктор-кукла – пациент

 

Рассмотрим теперь такую форму общения ребенка с доктором-куклой, в которой кукольный доктор сам становится пациентом, и ребенок, используя докторский реквизит, лечит Луку Лукича. Эта форма работы возможна после длительного общения, когда вначале кукольный доктор лечил ребенка, потом вместе лечили игрушки, и, наконец, ребенок лечит Луку Лукича.

Более тридцати детей, с которыми Лука Лукич общался регулярно в течение месяца, с усердием лечили его.

Лука приходил, справлялся о здоровье и вдруг слышал нетерпеливое: "А почему у тебя, Лука Лукич, вид нездоровый? Нос желтый? А покажи-ка горло!"

 

Обычно дети разыгрывают в этих случаях те операции, которые им хорошо известны:

- взятие крови из пальца,

- измерение температуры,

- измерение длины улыбки, роста,

- проверка горла, ушей, носа, глаз,

- уколы,

- прием таблеток,

- установка катетера и смена "штанишек" катетера,

- проведение операции,

- взятие пункции.

Часто игра сопровождается настоящим усилием, и весьма агрессивным.

Уколы делали Луке почти все дети. Бывало это и так.

Кормление детей

 

Отсутствие аппетита, как следствие общей слабости, подавленного настроения, результат предшествующего агрессивного лечения, когда прием пищи вызывал тошноту и рвоту – нередкий случай в нашей практике. Бывает, что ни мама, ни врачи не могут накормить ребенка. И то, что не выходит у них, порою под силу доктору-кукле.

Приемы кормления непредсказуемы – от рассказа об одиночестве "бедного маленького желудочка", до совместной трапезы куклы с малышом за одним столом.

Так, используя уже знакомый молоточек с пищиком, можно найти и вернуть в животик аппетит.

Мыльные пузыри - шарики с аппетитом: ребенок выдувает пузыри и ловит их руками и ртом.

С помощью стетоскопа Лука Лукич узнает, что осталось в животике после обеда.

У Насти Ш., 5 лет, "макарончики проголодались, друг за другом гоняются, а чай сидит и плачет без бульончика и хлебушка".

У Жени И., 4 года, плохой аппетит. Лука слушает и находит одинокую котлетку: " Ах, котлетка! Нет подружек! Не с кем поговорить, поплясать! Нет ни хлебушка, ни огурчика. Женя не пожалеет котлетку…" Женя кивает, улыбается. Лука Лукич обещает зайти позднее и проверить, как поживает котлетка в животике. А через некоторое время встреча в коридоре и Женя сам подставляет живот для прослушивания!

В реквизите куклы-доктора со временем появилась кружка, а на кружке - портрет Луки Лукича. Из нее удается напоить бульоном или соком через соломинку, запить таблетки.

Дети говорят: "После таблеток, будто вся еда из них сделана" – и следующие способы накормить ребенка и преодолеть отвращение к еде основаны на возможности куклы глотать.

[ Эта важнейшая способность куклы появилась случайно, просто в голове, во рту куклы протерлась дырочка. И таким образом Лука Лукич приобрел важнейшее свойство ЖИВОГО – способность питаться!

Эта способность Луки – глотать, настолько потрясает маленького человека, так меняет суть дела, что дети, увидев, как кукла глотает конфеты, справляются затем, умеет ли она "какать", и после того полностью уверяются в его "настоящести"!

В сознании ребенка Лука Лукич живой человек, почти живой Человек!

И в этом, кстати, оправдание и дороговизны куклы, и сложности работы с нею .]

 

Например, Луку Лукича угощают "игрушечной" едой: ребенок сервирует стол тарелочками из бумаги, ножами и ложками - счетными палочками, бутербродами из деревянных кружочков.

К столу приглашаются куклы, зайцы, слоники и Лука Лукич на почетном месте. Ребенку важно сознание радости, которую он доставляет другому существу, отсюда возможен и положительный мотив к приему пищи.

***Из дневника

Мая 1996 года. Женя Г., 5 лет.

"Плохой аппетит", - говорит мама. Начинаем играть. Открываем чемоданчик. Лука Лукич достает счетный набор, снимает крышку.

"Давай построим дом?" Строим дом.

Лука: "А кто в нем будет жить?"

Женя: "Ты".

Лука: "А что я буду пить?"

Женя строит из кубиков и поясняет: "Колодец".

Лука: "А что я буду есть?"

Женя начинает выкладывать "грядки". Лука Лукич не вмешивается в ход игры. Женя сажает картошку, яблоки, лук, апельсины. А когда все "созрело", начинает готовить Луке суп. Он чистит деревянной палочкой-ножомкартошку, режет овощи, складывает все в докторскую кружку и варит, мешает, солит, приговаривая: "Сейчас будет готово."

Кормит Луку Лукича, а когда "картошка" и "свекла" действительно пропадают во рту куклы, и мальчик убеждается, что еду по-настоящему проглотили, с восторгом выдыхает: "Ух ты!" А потом на удивленье трогательно сообщает: "Я тебе и курочку сюда положил. Ты только всю не ешь, оставь ребяткам". Женя аккуратно закрывает кружку салфеткой и, ставя в чемоданчик, говорит: "Иди ребяткам супчик отнеси".

Через два часа в коридоре мама: " Спасибо, Лука Лукич. Женя хорошо покушал".

 

Сложнее, когда кукольного доктора угощают настоящей едой. Довольно часто мамы предлагают Луке пообедать с ребенком, зная, что из этого может что-нибудь и получиться:

"Ложку Лука Лукич, ложку - ты".

Или: " Лукич съест, если Димочка покушает"…

***Из дневника

Декабря

Выясняем, что все забыл. Лука учит писать "Ю". Из чемоданчика кукольный доктор достал юлу, маленькую, деревянную: "А давай, кто больше букв "Ю" напишет, пока юла крутиться!" – Тимур успевает написать 3 буквы, Лука Лукич -2. За победу Тимур получает от доктора юлу.

 

Мая 1995 года. Таня В., 8 лет.

Болеет уже не первый год. Чувствует себя неважно, хотя лучше, чем в прошлый раз. Лука Лукич показывает открытку, которая, якобы, пришла по почте, и в которой стерлась часть слов.

Таня заполняет пропуски:

" ОТЧЕГО ТЫ ТАК ГРУСТНА,

ОДИНОКАЯ ЛУ... (на)?"

" Я ВЧЕРА ЗВЕЗДУ С НЕБЕС

УРОНИЛА В ТЕМНЫЙ... (лес)".

"ЗРЯ ПЕЧАЛИШЬСЯ, ЛУНА.

ТЫ НА СВЕТЕ НЕ ОДНА.

Я НА ЗОРЬКЕ В ЛЕС ПОЙДУ

И НАЙДУ ТВОЮ... (звезду)".

" Читай, Лука Лукич, все сделала, приноси еще, я тебе помогу".

 

Сентября 1995 года.

Марьям увидела доктора Луку в окно палаты. Улыбается. У нее хорошее настроение: процедур сегодня нет. Лукич здоровается по-армянски: "БАРИВДЫЗ". Девочка обрадовалась. Лука Лукич рисует собаку, кошку, корову. Марьям вместе с мамой рассказывают ему, как по-армянски называют этих животных. Собака - "ШУН". Кошка - "КАТУ". Корова - "КОВ".

Лука дает девочке фломастер, просит нарисовать солнце и облака. Марьям выбирает желтый, потом синий фломастер, рисует.

Мама: "Доктор, она устала".

Прощаемся: машет Луке, улыбается.

Сентября 1995 года.

Мама просит спеть. Сажаю Луку Лукича рядом с Марьям, беру гитару и пою песню про маленьких цапель "Цап-цап". Девочка подпевает: "Цап-цап", изображает ладошками клювики. В песенке "Удивительная лошадь" поет со мной: "цок-цок".

Достает рисунок, сделанный на прошлой встрече. Показывает на собаку, в глазах вопрос. Лука на армянском называет животных, а затем просит Марьям повторить за собою их названия по-русски.

Девочка стесняется. Тогда он спрашивает: "А как по-твоему "солнце"? "облако"? "птица"? Марьям отвечает, глядя на картинку: "АМПЕЧ", "АРЕВ", "ТЕРЧУН".

Показывает книжку "Репка". Лукич читает, показывает. Видно, что мама читала уже эту книгу.

Сентября 1995 года.

Поразила тем, что с легкостью называет русские слова, глядя на картинки "Репки". Лука Лукич учит с Марьям: "глаза", "рот", "спина", "живот". Просит у мамы к следующей встрече сделать для него сюрприз, выучить: "рука", "нога", "плечо".

Следующая встреча случилась не скоро – Марьям переходит на амбулаторное лечение.

 

Мая 1995 года. Женя К., 8 лет.

Лука Лукич достает из сумки экран для картинок. Сегодня он расскажет Жене об одном царстве - государстве. В нем много дорог, и в странных жилищах живут необычные существа. Вот карта. По дорогам важно ходят Лейкоциты, спешат Тромбоциты, а Эритроциты развозят в разные концы шарики с кислородным мороженым.

Женя: "Они на роликах развозят!" Пририсовывает Эритроцитам колесики. Постепенно рисунок на экране заполняется. Так Лука рассказывает о строении кровеносной системы. Просит Женю нарисовать красивый город Гематопландию к следующей встрече.

 

Элементы арттерапии

[ Элементы арттерапии в описываемой методике применяются повсеместно. Они в ней растворены. Но мы хотим обратить внимание на то, что в качестве кукловода и психолога вы должны обладать большим запасом навыков, которые могут потребоваться в любое мгновение: потребуется умение нарисовать что угодно, даже сам БЛАСТ, придется выучить десятки стишков и прибауток, быть в курсе модных игр и детских увлечений, придется научиться мастерить игрушки из ничего, и, боюсь вас испугать, но делать нечего, вам предстоит петь с детьми. ]

 

Лука Лукич – объект любви

Удивительная особенность Луки Лукича в том, что он постепенно сам становится объектом любви.

Любовь эта проявляется вполне чувственно: Луку ласкают, причесывают, кормят, лечат, ему рисуют, сажают на колени, обнимают и целуют, дарят подарки.

По нашим наблюдениям чувство любви, которое вызывает Лука Лукич у детей, отличается от привязанности к "обыкновенной" любимой игрушке и даже к животному – Лука Лукич для ребенка "почти" человек. Это очень трудно объяснить, но я ощущаю, что это так. Тем более что дети объединяют под именем "Лука Лукич" и куклу и меня саму.

Ноября 2002 года. Вика К..

Играет бусинками, примеряет браслетик и сережки. На голове ее совсем нет волосиков.

Лука Лукич: "Какая у тебя сегодня красивая кофточка с рюшечками и чудесные украшения! А я-то думаю, где найти невесту? Где моё зеркальце?" Смотрится в зеркало: "Я ль, Скажи мне, всех милее, всех румяней и…"

Вика, хохочет: "Лысее!"

Лукич, после паузы находит слова: "Это у меня такой большой лоб!"

Вика, смеясь: "До затылка?!"

Чемоданчик с реквизитом

Чемоданчик доктора-куклы играет в работе особую роль. Оказалось, что он – самостоятельное действующее лицо психотерапии.

Открылось это однажды при ремонте куклы, когда в моих руках остался только чемоданчик. Общаясь с ребятами, давно знакомыми с Лукой, я с удивлением обнаружила, что некоторое время Лука как бы не нужен: дети самостоятельно играли с чемоданчиком, открывали его, лечили свои игрушки, как душе захочется! В свободной игре ребенок мог полнее "высказаться", рассказать о своих проблемах.

Но вопрос: "Где Лукич?" – все равно звучал через некоторое время со всей жесткостью. Дети все равно ждут ЕГО, даже если он просто сидит рядом и молчит.

Тем не менее, дети подсказали нам один из важнейших приемов работы: в дальнейшем Доктор Лука часто просто присаживался у постели пациента, открывал чемоданчик и... ждал…

***Из дневника

Опыт работы в хосписе

[ Работа в хосписе требует и от кукловода и от куклы иных качеств, чем работа в стационаре, описанная выше. Разнообразные задачи, которые мы пытались решить в общении с ребенком в больнице, оттесняются к периферии, поскольку в хосписе ребенку в первую очередь нужно отдохновение от тех страданий, которые мучают его душу и тело. Поэтому большинство "приемов работы" в хосписе сводятся к методикам арттерапии: Лука Лукич снимает свой докторский халат и надевает клоунский колпак.

Но и здесь есть свои пределы. Эти пределы ставятся серьезностью ситуации, той серьезностью, которая свойственна человеку, любому человеку, вне зависимости от возраста, при ощущении приближающейся смерти. В какой-то момент ребенок сознательно отказывается от помощи куклы, ибо видит уже далеко поверх наших голов… ]

 

Ниже приводятся дневниковые записи о четырех месяцах общения с Кристиной С. 8 лет и ее семей.

Июня 2001 года.

С Аркадием Николаевичем (психологом хосписа) нас приветливо встретила молодая женщина, мама Кристины. Пока Аркадий в комнате беседует о состоянии девочки (около месяца назад у нее начались боли в спине), я готовлю Лукича и надуваю шарики. Лука Лукич в клоунском наряде, БЕЗ белого халата.

В комнату со зрителями влетают шарики, Лукич входит, потом стучится: "Могу ли я войти? О! прекрасные дамы?" В комнате – Кристина, её мама Лейла, тетя Марина и папа Борис. Лука присаживается у постели, знакомится, удивляется красоте хозяек. В этой удивительной семье сразу возникает легкость и теплота отношений.

Лука: "Этот дом так и светится одной большой улыбкой. Хотел бы я узнать, какой она длины!" Начинает разглядывать свой чемоданчик, как будто никогда не знал раньше, как он открывается. Наконец замки щелкнули, и из чемоданчика клоун достает большой деревянный градусник. Измеряет у всех улыбку. У папы – самая маленькая. Надеваем ему красный клоунский нос, очки, ободок с косичками. Кристина просит сама померить улыбку, орудует градусником: папа не смеётся. Лука рисует маркером на белом шарике папин портрет. Папа в это время рисует покемона на другом шарике. Портрет всех впечатлил, и даже папа смеётся. Случайно у себя в кармане Лука обнаруживает "сотки" с покемонами (Аркадий был на днях у Кристины, и она показывала свою коллекцию соток с героями этого мультфильма). Таких у Кристины ещё нет. Она учит Луку Лукича и Аркадия ударять по соткам битой.

Игра заканчивается в тот момент, когда Лука хватается за живот и начинает уговаривать свой аппетит "не покидать родной дом".

Лука: "Шалит мой аппетит. А у Кристины как ой он?"

Мама: "Хороший".

Лука: "Хотите, я узнаю, что ела на завтрак Кристина?" Достает экранчик для рисования, прикладывает к животику Кристины, рисует чашку и хлеб. Кристина шепчет: "С сыром". Разглядывают рисунок: "Угадал!"

Кристина: "А на обед?"

Лука изображает глубокую тарелку, в ней морковка, с хвостиком, кружочек картошки: "Ты ела суп!"

Кристина: "Ага, щи щавелевые. А ещё?"

Лука рисует тарелку поменьше, в ней огурец, лук. Смотрит на Кристину. Она подсказывает: "Маслица добавить, помидор, и получится…?"

Лука задумывается: "Овощи…Масло?.. А! Это же салат!"

Кристина одобрительно кивает.

Лука: "У тебя прекрасный аппетит! Поделись, пожалуйста, со мной. Вот пузыри с аппетитом. Ты дуй!"

Кристина пускает пузыри, Лукич ловит ртом и "причмокивает" при этом: "Проверь молоточком, аппетит в моем животе. (Молоточек пищит). Есть! Я так хочу есть! Ну, хотя бы нарисованный банан".

Кристина садится за свой стол рисует в карандаше натюрморт с бананом, помидором, зеленым луком и виноградом.

Мама: "Кристина, а покажи Луке свои рисунки".

Долго рассматриваем рисунки на больших альбомных листах: зимние и осенние пейзажи, радуга, витражи, натюрморт с арбузом и яблоком, пальмы на фоне африканского заката. Работы выполнены гуашью. Кристина дарит Луке рисунок с фонтаном. Рассказывает, как рисовать витражи. Для Луки это – домашнее задание. Показывает черепаху из теста, диктует рецепт. Лукич дарит Кристине краску-гель с золотыми блестками, чем вызывает ее искреннюю радость.

Лука Лукич достает свои карманные часы и Кристина определяет: "Пять часов".

Лука: "Ну пора, брат Лукич, собираться. Ты поможешь, Кристиночка?" (Складывают чемоданчик).

Кристина: "А сколько тебе лет? Принеси фотографию, где ты маленький".

Лука Лукич понимает, что ответа у него нет, но выручает Аркадий: "А когда он был маленьким, фотоаппаратов ещё не было".

Лука: "Кристина, а ты сама нарисуй, каким я был маленьким". Кристина рисует маленького Луку без шляпы и без лысины.

Взрослые зовут пить чай. Лука сидит со всеми за столом и ест печенье и конфеты прямо с фантиками. Кристина удивлена, она никак не ожидала, что печенье бесследно исчезнет во рту Доктора. Так это и осталось для неё тайной.

Вижу, что девочка устала, но не признаётся.

Кристина: "Ты теперь мой лучший друг!"

Лука: "Позвони, когда захочешь со мной встретиться".

Кристина: "Хоть завтра!"

Пока мы в прихожей, Кристина прилегла. Папа благодарит и дарит Лукичу воблу.

Июня 2001 года.

Лука приготовил домашнее задание - витраж (акварель, маркер, бумага), и принес с собой глиняную свистульку, фотоаппарат и кукольный набор "Доктор".

Лука садится и легко щелкает замочками чемоданчика.

Кристина: "Сегодня хорошо открылись".

Лука: "Сегодня я проверю силу вашего духа".

Достает трубочку «тещин язычок» из карнавального набора со скрытой пищалкой. Первым дует папа: язычок развернулся, трубочка запищала. Смех. Затем Кристина, получилось, но чуть потише. У мамы звука нет, а у Марины трубочка развернулась не до конца.

"Победили папа и Кристина! Скажите, Борис, а где живет ваш Сильный дух?"

Папа показывает на грудь.

Кристина: "В самой серединке".

Лука: "Я оставляю вам в дар маленькую птичку. Она будет приободрять вас". В руках Лукича глиняная свистулька.

Кристина протягивает ручки, берет птичку и сразу начинает дуть в четком ритме и с мелодией. Лука раздает инструменты взрослым: бубен, трещотку, маракас. Пою народную песню: "Розан, ты мой розан", все подыгрывают, а Кристина на протяжении всей песни выдерживает четкий астинатный ритм.

Мама: "Настоящий ансамбль получился. Доченька, у тебя щечки разрумянились!"

Кристина: "Лука Лукич, теперь это моя птичка? Здорово! А мы сказку будем сочинять?" Она помнит, что по телефону мы договорились сочинять сказку.

Кристина: "Я название скажу. Итак: «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ». Жили-были три медведя. Однажды они проснулись, а один медвежонок горько плачет".

Лука: "Что ты плачешь?"

Кристина: "Я потерял свою любимую ложку".

Лука: " Медвежата надели рюкзачки и пошли в поход".

Лука передает Кристине медвежонка, что сидит на диване. Кристина встает и достав из шкафчика ещё двух медвежат, раздает игрушки маме и тете Марине. Себе оставляет самого маленького медвежонка...

Лука: "Пошли в поход и запели:

Неуклюжий медвежонок

жил в берлоге с мамой, с папой.

Был послушный, как котенок,

от природы косолапый.

Никогда медведь не плакал

знал он песен очень много…"

(Лука поет, все подыгрывают на инструментах.)

" Шли они, шли, и на встречу им…"

Кристина: "Волк! Они испугались".

Марина: "Не бойтесь! Я добрый волк. Я тоже хочу искать любимую ложку с вами".

Мама: "Пойдём к собаке Гуффи, она нам поможет".

Медвежонок, Гуффи и серый волк находят ложку у сердитой собаки.

Кристина вставляет Медвежонку ложку в лапы. Медвежата подпрыгивают от радости.

Кристина: "Они устали. Тихо, Медвежонок засыпает".

Кристина укладывает его на подушку, начинает наигрывать на свистульке. Лука поет колыбельную. Кристина начинает говорить шёпотом, остальные тоже.

"Лука Лукич, как ты думаешь, что ему снится?" – спрашивает Кристина шепотом.

Лука достает из чемоданчика зеркальце, кладёт рядом с медвежонком: "Я вижу в своё зеркальце, что медвежонку снятся хорошие сны. Сейчас я снимаю их ваткой в специальную коробочку, чтобы потом в своей лаборатории сделать из этого специальный порошок. Если его выпить, начинают сниться прекрасные сны". "Когда у медвежонка с собой ложка, у него в глазах прекрасные сны… А мне не снятся сны. Дашь мне твоего порошка?"

Затем Кристина и доктор рисуют и обмениваются рисунками. Кристина рисует Лукича в детстве и просит разрешения раскрасить одноцветный рисунок доктора, чтобы повесить на стену.

После чая Кристина "лечит" Луку и надевает ему колпачок от страха: "Страх, беззубый старичок, полезай-ка в колпачок!"

Мама: "Это как раз для нас колпачок, когда уколы делаем".

Кристина: "Мучают меня!.."

Фотографируемся, Кристина держит Луку на коленях.

Кристина: "Я пойду, Лукич, лягу. Пока!"

 

 

Июля 2001 года.

Кристина только проснулась: долго спала после трудного дня: ездили в Новоспасский мужской монастырь к Святой Матроне. Кристина в кровати: болит спинка. Реприза с открыванием чемоданчика. Кристина рассматривает бусинки, достает кусочек глины, мнёт в руках: "Ты слепи кого-то". Леплю коня. Кристина: "А ещё слепи того, кто будет на лошади". У меня получается медвежонок. "А можно слепить дом, и в нём все?" Дом вырезаю из бумаги: с окошками и дверкой. Пытаемся сочинять сказку, но сегодня это не получается. Кристина просит спеть. Устраиваем вместе с мамой и папой оркестрик, поём и играем.

Говорит она мало. Молча перебирает реквизит в чемоданчике Лукича, находит шприц и делает Луке укол.

"Давай рисовать!" Встает с кровати: "Быстрей кресло, мамочка! Больно стоять!"

Начинает пастелью затушевывать лист, мгновенно устает, ложится. "Давай попоём".

Лукич снова раздаёт инструменты, звучат песенки о лошадях.

" Мама, закрой меня. Извини, Лука Лукич, я с тобой мало поиграла…"

Августа 2001 года.

Мама: "Когда звонок услышали, у Кристинки аж дыхание…"

Кристина, перебивая маму: "Дыхание остановилось!"

Мама: "Так ждала!"

Полтора месяца они жили на даче, приехали на три дня. У Кристины 7 августа был день рождения, и сегодня Лука Лукич приготовил ей подарок: театрик с картонными куколками к сказке "Дюймовочка".

Кристина ложится на диванчик у окна. Луку я сажаю рядом с ней, а сама начинаю представление. Играю на блок-флейте и рассказываю сказку.

Внезапно Кристиночку охватывает боль. Мы помогаем ей дойти до кровати. Кристина кричит от боли, мама даёт лекарство. Обезболивающее действует все более короткий срок.

Я собираю реквизит, подхожу к кроватке попрощаться. Мама Лейла гладит Кристиночке плечико. Девочка наша лежит на левом боку, лицом к стенке. Лука гладит спинку: "Пока, моя дорогая, отдыхай".

Кристина (обезболивание уже подействовало): "Сыграй ещё на флейте". Сажаю Лукича, играю ирландскую мелодию.

Кристина: "Я хочу тоже играть".

Приподнимается в кровати, мама подкладывает подушку. Показываю, как ставить её нежные пальчики на флейте. Кристина извлекает несколько негромких звуков. Тихо улыбается: "Получается, Лука Лукич."

И через некоторое время: "А спой, как в церкви поют…" Я пою псалом "Благослови, душе моя Господа…"

"Мне нравится, как в храме поют". Рассказывает, как купалась в Святом источнике села Талеж под Чеховым.

А потом с небольшой паузой: "Сыграй "Пусть бегут неуклюже…", а мы с мамой споём?"

Играю, они поют, обнявшись.

Сентября 2001 года.

Вернулись на днях из-за города. Сегодня дома папа Борис, они с Кристиной рисуют покемонов.

Лука садится у постели: "Здравствуй, моя милая! Поздравляю тебя с… пятницей!"

Кристина смеётся.

" Я принёс тебе подарок". Достаёт из чемоданчика театральную марионетку в розовом одеянии.

Кристина: "Ух-ты!!!" Берёт, покачивает куколку на ниточках, что-то напевает.

"А это что еще у тебя?" - "Музыкальный инструмент, металлофон. Сыграть?" - "Можно я сама?" Начинает наигрывать необычную импровизированную, завораживающую ритмом и мелодической интонацией мелодию по полутонам.

Лука: "Хочешь попробовать с флейтой? Играй: ре-фа-ре-фа (D-F-D-F)"

Кристина повторяет, я играю старинную мелодию, но через несколько тактов слышу, что молоточки металлофона выстукивают первоначальный наигрыш: A-A-B-H, A-A-B-H, C-C-Cis-D, C-C-Cis-D...

Кристина: " Наигралась, спасибо." Щиплет Луку за нос.

Лука: " Все бедного Лукича за нос дергают!"

Кристина: "А я твой нос люблю…Спать уже хочется".

Мама: "Кристиночка, ты ляжешь?"

Кристина, обращаясь к Луке: " Извини меня, пожалуйста…Приезжай ещё поскорей".

Мама переносит девочку на кровать: Кристина сама не ходит.

Меня провожает Борис, рассказывает, что после купания в Святом источнике последнее время сильных болей почти нет. Они ждут улучшения состояния Кристиночки…

Октября 2001 года.

Собираюсь к Кристине, уже договорилась с мамой о времени. В последний момент перед выходом – звонок. Лейла передает слова Кристины: "Скажи Луке Лукичу, пусть приезжает, когда я буду чувствовать себя получше. Что ж он приедет, а я такая, и даже поиграть с ним не смогу."

-Извините нас, Лариса.

-Хорошо, я буду звонить, а Лука Лукич напишет письмо.

 

 

Октября 2001 года.

Звоню почти через день. Кристина в основном спит. Сегодня мама позвонила сама, рассказала, что Кристине тяжело дышать, отек легких. С утра "еще ничего", к вечеру боли усиливаются. Все понимает, говорит: "Ничего не надо, уйди, я хочу одна…" Или стонет и просит: "Мамочка, ну, пожалуйста!!!"

Я спрашиваю, получили ли они письмо? Не смотрели ещё в ящике: не отходят от Кристиночки.

 

 

Октября 2001 года.

У Кристины был Аркадий Николаевич. Письмо от Луки Лукича ей прочитали - она не отреагировала, но всё слышала. Я понимаю, что Кристину больше не увижу…

 

Она тихо отошла 16.10.2001 г. в 13 часов 30 минут…

 

Октября 2001 года.

Лейла по телефону: "Ночью перед смертью говорила тихо-тихо, по три-четыре буквы произносила от слова. И вдруг так чётко: "Я хочу мороженого".

Она не спала. Ночью спокойная была, не кричала. Я не могла понять, как такое может быть, думала это от лекарств. А утром совсем плохая.… При всех умерла…Спокойно-спокойно… Пусто. Всё её здесь: вещи, игрушки.… Но она хоть отмучилась. Такие мучения ребёнок перенёс. Ничто не радовало…Ничего не надо было. Сама устала. Потому, может быть, так и лучше для неё… Она такая взрослая лежала, как невеста, в восемь лет. Спокойная, спокойная…"


ПРИЛОЖЕНИЕ

Статьи из сборника

Puppets and Therapy

Алан Полц

Д-р Пфейфер

Куклы и психотерапия

 

Существует два вида игр с куклами, которые можно использовать при терапии психозов:

(1) Индивидуальные конфликты представлены через психодраму, при этом кукольное представление строится на разговорах многих лиц и развивается в обсуждениях. Оно происходит в кругу пациентов, а не на сцене. Поскольку этот тип представления более опосредованный, чем в классической психодраме, психически больному легче раскрывать свои конфликты и объективировать их, перенося на роли, и преодолевать свою неуравновешенность. Анонимность куклы позволяет проникнуть ей в более сокровенные области души.

2) Во время инсценировок сказок человек вновь переживает типичные конфликты и эмоции и они предстают в виде архетипов. Куклы — подходящее средство для таких представлений. Пьеса разыгрывается на сцене. Тем самым она становится объективной и доступной большому количеству слушателей, а участвующие пациенты чувствует, что они скрыты от зрительских глаз. Постановка развивает межличностные отношения и личную инициативу, а изготовление кукол из папье-маше и лоскутков ткани становится одной из форм трудотерапии и способствует терапии.

 

 

Лори Хоки

Д-р Пфейфер

Мертл Кэмбелл

Куклотерапия

О Работе в Родезии В своем Реабилитационном центре мы создали Кукольный клуб для детей. Мы начали это дело пять лет назад с 10 детьми, и теперь в нашем клубе 40 человек от двух до одиннадцати лет. Поскольку численность участников выросла, мы должны были разделить детей на две группы: одну - для маленьких и отстающих детей, другую - для старших и более способных. Поскольку это единственный такого рода центр в Центральной Африке, в нашем клубе участвуют дети с самыми разными недостатками. Кроме детей с физическими недостатками, здесь есть дети с умственными недостатками, а также глухие дети. Они хорошо работают вместе.

Обычно наши кукольные занятия начинаются с разнообразных манипуляций перчаточными куклами: изгибание, хлопанье в ладоши, наклон, умывание лица, сгибание рук и произнесение молитв. Кроме того, дети учатся манипулировать маленькими предметами: маленькими вениками, чашкам<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.