Орфографический и пунктуационный тренинг — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Орфографический и пунктуационный тренинг

2017-10-07 661
Орфографический и пунктуационный тренинг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раскройте скобки, составьте с каждым словом предложение:

(В)виду, (В)силу, (В)связи, (В)следстви…, по причине, благодаря, за неимением.

3.Вопросы для обсуждения:

1) Функциональные стили русского литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера использования различных стилей, языковые признаки стилей, особенности построения текста разных стилей.

2) Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

3) Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-деловой речи.

4) Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

5) Разговорный стиль. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка.

4.Практические задания:

1) В романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных ве­щей» есть действующий персонаж - И.В. Сталин. Прочитайте внимательно фрагмент из этого романа. Ответьте на вопросы: 1) о каком стиле речи размышляет герой Ю. Домбровского?; 2) какие важнейшие признаки этого стиля называет Сталин?; 3) как называются обороты речи, которые при­водятся в начале данного отрывка из романа?

«Господам губернаторам, градоначальникам, обер-полицмейстерам, начальникам жандармских, губернских <...> управлений <...> и во все по­граничные пункты...»

«Департамент полиции имеет честь препроводить при сем для завися­щих распоряжений...»

Он [Сталин] всегда любил этот язык - точный, безличный, литургичес­кий, застегнутый на все пуговицы. Он отлично чувствовал его торжествен­ную плавную медь, державно плывущую над градами и весями, его жест­кий абрис, сходный с выкройкой военного мундира. Одним словом, он любил его высокую государственность... На таком языке не разговарива­ли, а вступали в отношения. И не люди, а мундиры и посты их. На таком языке невозможно было мельтешить, крутить, отвечать неясно и двусмыс­ленно. Как жаль, что сейчас в делопроизводство не введено ничего подоб­ного. А надо бы, надо бы! Подчиненный должен был глохнуть, получив от начальства что-то подобное. (Ю. Домбровский)

2)Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из № 1, закончите предложения:

Из-за того, что я должен уехать на родину…

Из-за того, что изменилось расписание поездов…

Так как я болел во время всего семестра…

Поскольку я опоздал на вокзал…

Из-за того, что я не имею денег на покупку билета…

3)Напишите заявления с просьбой:

Оказать вам материальную помощь, продлить экзаменационную сессию, принять на работу на должность специалиста в юридический отдел.

4)Напишите доверенность, объяснительную записку, расписку, заявление:

-если вы не явились на экзамен;

- если вы не можете получить стипендию в кассе;

-если вы опоздали на лекцию;

- если вы взяли в деканате магнитофон для репетиции,

- если вам необходимо сдать досрочно экзамены.

6. Литература:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. институтов по спец. № 2101. - 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1993 - 224 с.

2. Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982 - 223 с.

3. Кожина М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте: к определению предмета и структуры стилистики // Основные понятия и категории лингвистики, Пермь. 1982

4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005 - 144 с.*

5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Градарики, 2004.-256 с.*

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА, 2003-192с.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов. - М: Флинта, Наука, 2002-98 с.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. М.: Форум.; Инфра – М, 2009.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

4. Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

Дополнительная:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969 – 607 с.

2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1968 - 160 с.

3. Балли Ш. Французская стилистика.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961- 394 с.

4. Васильева А.Н. Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация.- М.: Русский язык, 1981- 190 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Р/на/Д; Феникс, 1996 - 544 с.

6. Весёлов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. - М.: Просвещение, 1993 - 203 с.

7. Виноградов В.В. Современный русский язык, М.: Просвещение,1983 – 185 с.

8. Виноградов В.В. О культуре русской речи // Русская речь. – 1970, № 3.- с.33-39

9. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования. – М.: Просвещение, 1967- 268 с.

10. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., Просвещение, 1965 - 408 с.

11. Герасименко Н.А. и др. Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В. Леденева и др.- М.: «Академия», 2003 - 496 с.

12. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред. Гойхман О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.

14. Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка.Все трудности произношения и ударения: ок. 12 000 заголовочных единиц/ К.С.Горбачевич.-М.: Астрель: АСТ, 2010.- 476 с.

15. Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

16. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 320 с.

17. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 344 с.

18. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002 - 333 с.

19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука 1987 -263 с.

20. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: Б. и., 1995 – 127 с.

21. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. институтов по спец. № 2101. - 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1993 -224 с.

22. Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа,1982 -223 с.

23. Кожина М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте: к определению предмета и структуры стилистики // Основные понятия и категории лингвистики, Пермь,1982

24. Крысин Л.П. Официально-деловой стиль или деловой стиль // Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003 – c. 65 - 69

25. Лингвистический энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990 - 501с.

26. Львов М.Р. Основы теории речи: Мысль и слово. - М.: Издательский центр «Академия», 1996 - 248 с.

27. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

28. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974-352 с.

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

30. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

31. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Градарики, 2004.-256 с.*

32. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА, 2003-192с.

33. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

34. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций / Г.К. Трофимова.- 5 изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.- 160 с.

35. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов. - М: Флинта, Наука, 2002-98 с.

 

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в продолжение 1 семестра. Порядок изучения тем изложен в тематических планах. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и индивидуальные консультации.

В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

· изучить рекомендованную литературу;

· дополнить конспекты лекций;

· подготовить ответы на вопросы семинара;

· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Научно-исследовательская работа студентов согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.

Контрольное задание (примерный вариант)

ВАРИАНТ 1.

Задание 1. Расставьте ударение в словах

Б аржа, бармен, бомбардировать, валовой, искра, квартал, обеспечение, ходатайство, диспансер, договор, дремота, ломоть, мышление.

Задание 2. Составьте предложения со словами:

Атл а с – а тлас; бр о ня – брон я; к и рка-кирк а; х а ос –ха о с; лебединый – лебяжий, факт – фактор.

Задание 3. Найдите правильный вариант:

холеный – холеный; свеклА – свекла; афЕра – афёра.

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением слов или непониманием значения слова.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

2. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни групп.

3. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические знания.

4. Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека.

Задание 5. Найдите ошибки, связанные с многословием.

1. Строительство школы не должно замирать на мёртвой точке.

2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Задание 6. Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).

Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать.

Задание 7. В приведённых ниже предложениях найдите и исправьте случаи неправильного выбора формы числительного.

1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров.

Задание 8. Отредактируйте данные предложения, устранив речевые ошибки:

1. Воспитателю необходимо быть осторожным в определении уровня развития ученического коллектива, учитывать, понимает ли он общественную значимость того или иного требования, предъявляемого к нему, и может ли потребовать его выполнения его от любого из учащихся. 2. Религиозные люди считают, что эти неземные силы иногда открыто проявляют себя. И поскольку их невозможно объяснить с точки зрения естественных законов, то поэтому они являются доказательством существования потустороннего мира. (И. Гончаров).

Задание 9. Перепишите предложения, записав числительные словами.

1. Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк). 4. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 5. Мне пришлось пожертвовать ещё 16 (доллар). 6. К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033 (наименование).

Задание 10. Найдите лексические ошибки, объясните, чем они вызваны, запишите исправленный вариант.

1. В конце соревнований авторитарному жюри предстоит назвать победителей.

2. Партнёр – это соучастник какого-то действия, события, игры.

3. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний.

4. Так и просидел весь день у телефона, думал, она позвонит, всё ждал ветра в поле.

5. Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни.

Задание 11. Исправьте ошибки в данных предложениях.

1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.

2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя.

4. Помещик был груб со своими придворными.

5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.

6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных.

7. Дыхание больного стало отрывистым.

8. Учитель нам представил полную свободу выбора.

 

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Культура речи и культура поведения современного человека.

2. Реформы орфографии. Роль реформ в становлении и кодификации языка.

3. Языковые ошибки в судебных документах. Пути их устранения.

4. Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

5. Этические нормы и речевой этикет работников судебной системы.

6. Национальные особенности речевого этикета.

7. Культура речи как компонент культуры в целом.

8. Язык и речь. Роль языка в развитии культуры и в становлении личности.

9. Речевая культура и словари.

10. Синонимы и антонимы в русской речи.

11. Понятие об антонимии. Типы антонимов. Ошибки в употреблении антонимов.

12. Нормы современного русского языка. Основные типы норм в культуре речи. Проблемы кодификации языка.

13. Коммуникативные качества речи работника юридической сферы.

14. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании современного русского литературного языка.

15. Лексика общеупотребительная и лексика пассивного запаса. Историзмы и архаизмы.

16. Лексическая омонимия. Способы образования лексических омонимов. Типы омонимов. Паронимы. Ошибки в употреблении паронимов.

17. Орфоэпические нормы русского языка. Особенности русского произношения.

18. Грамматические нормы. Трудности употребления имен существительных.

19. Грамматические нормы. Трудности употребления имен прилагательных.

20. Грамматические нормы. Трудности употребления имен числительных и местоимений.

21. Грамматические нормы. Нормы употребления форм русского глагола. Образование и употребление причастий и деепричастий.

22. Синтаксические нормы и культура речи юриста.

23. Коммуникативные нормы и речевой этикет юриста.

24. Система функциональных стилей современного русского языка.

25. Научный стиль, его особенности. Жанры учебно-научной речи.

26. Официально-деловой стиль. Язык закона и дипломатии.

27. Жанры официально-делового стиля.

28. Публицистический стиль. Особенности его применения современными юристами.

29. Разговорный стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка.

30. Русские и зарубежные лингвисты XIX- XX вв.

31. Вопросы юрислингвистики в современной культуре речи.

32. Вопросы психолингвистики в современной культуре речи.

33. Вопросы социолингвистики в современной культуре речи

34. Слово юриста - его профессиональный инструмент.


Обучающие тесты

Вариант 1
1. Ударение поставлено правильно: А) жа’люзи; Б) мизе’рный; В) позво’нит; Г)фено’мен. 2. Согласный перед Е произносится твердо: А) крем; Б) агрессия; В) музей; Г) Гнедич. 3. Правильной является форма существительного родительного падежа мужского рода: А) чулков; Б) погонов; В) носков; Г) помидор. 4. Филология – это … А) наука о языке; Б) наука о культуре речи; В) наука о языке и литературе. 5. Слова скелетить и оякорить – это… А) историзмы; Б) окказионализмы; В) архаизмы. 6. Слова евро и отксерить – это… А) окказионализмы; Б) неологизмы; В) историзмы. 7. Выражения как с гуся вода и седой как лунь – это… А) свободные сочетания слов; Б) фразеологические единицы; В) крылатые слова. 8. Выражения тертый калач и филькина грамота – это… А) исконно русские фразеологические единицы; Б) заимствованные фразеологические единицы; В) свободные сочетания слов. 9. В каком прилагательном пишется Н? А) кожа…ый; Б) оловя…ый; В) скова…ый. 10. Словосочетание пишу ручкой образовано путем согласования? А) да; Б) нет. 11. Основными аспектами культуры речи являются нормативный, коммуникативный и эстетический. А) да; Б) нет. 12. К какому роду относится существительное врач? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В)к среднему роду; Г) к общему роду. 13. Являются ли синонимами слова одеть и надеть? А) да; Б) нет. 14. В каком причастии пишется Н? А) реше…ый; Б) жже…ый; В) свяще…ый; Г) изране…ый. 15. Правильным является словосочетание: А) обеим подругам; Б) обоих чашек; В) обеих братьев. 16. Правильно образована форма сравнительной степени имени прилагательного: А) более интенсивнее; Б) самый наикратчайший; В) наиболее прогрессивный. 17. Форму 1-го лица ед.ч. настоящего времени имеет глагол: А) очутиться; Б) мыслить; В) ощутить; Г) убедить. 18. К языковым нормам относится: А) логичность речи; Б) точность речи; В) орфоэпическая норма; Г) выразительность речи. 19. К нарушению лексической нормы относится: А) плеоназм; Б) инверсия; В) парцелляция. 20. Правильно использован деепричастный оборот в предложении: А) Будучи студенткой, она продолжала работать на фабрике. Б) Занимаясь в секции, у Ольги не оставалось времени на учебу. В) Путешествуя налегке, поездка оказалась особенно приятной.  
Вариант 2
1. Не склоняется имя и фамилия: А) Эльдар Рязанов; Б) Эдит Пиаф; В) Мартирос Тэтчер. 2. Слова языковедение и языкознание – это… А) антонимы; Б) паронимы; В) синонимы. 3. Слова и брон я - бр о ня – это… А) паронимы; Б) омонимы; В) окказионализмы. 4. Орфография часто связана с историей и происхождением слов. Поэтому мы должны изучать: А) графику; Б) этимологию; В) семантику. 5. Семантика – это… А) наука о значении устаревших слов; Б) словарный запас конкретного человека; В) наука о значении слов. 6. Фразеологическими единицами не являются: А) фразеологические сращения; Б) фразеологические единства; В) фразеологические выражения; Г) фразеологические согласования. 7. Определите, кому из авторов принадлежат фразеологическая единица блоху подковать? А) Н.А. Добролюбову; Б) Н.С.Лескову; В) Н.М. Карамзину. 8. Определите разряд имен прилагательных медвежья шуба, лисья нора. А) качественные; Б) относительные; В) притяжательные. 9. Верно ли, что слова баять и обаятельный имеют общий русский корень ба (говорить)? А) да; Б) нет. 10. Частица – это одна из служебных частей речи русского языка? А) да; Б) нет. 11. Правильно образована форма множественного числа: А) ректора; Б) диспетчеры; В) директоры; Г) редактора. 12. Правильный вариант более 800: А) восемьсот; Б) восьмисот; В) восьмиста; Г) восемисот. 13. Нормативной является форма глагола: А) рыскает; Б) пылесосю; В) предаюсь; Г) раставаюсь. 14. Правильно построено предложение: А) Большинство команд были не согласны с решение жюри. Б) Большинство было настроено решительно. В) Большинство школьников и учителей рассмеялись. 15. К нарушению лексической нормы относится: А) тавтология; Б) инверсия; В) парцелляция. 16. Словосочетание молча сидели образовано путем примыкания? А) да; Б) нет. 17. Правильно ли написаны слова контрыгра, трехязычный? А) да; Б) нет. 18. Назовите источники формирования фразеологических единиц: ахиллесова пята, альфа и омега. А) фразеологизмы, возникшие путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи; Б) крылатые слова и выражения, пришедшие к нам из греко-римской мифологии; В) фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из старославянского языка. 19. Верно ли, что у глагола в русском языке три спряжения? А) да; Б) нет. 20. К какому роду относятся существительные пальто, алоэ, ателье? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) среднему роду.  
Вариант 3
1. Ударение поставлено правильно: А) жа’люзи; Б) мизе’рный; В) ката’лог; Г) диспансе’р. 2. Склоняется фамилия: А) Мактвиенко; Б) Золя; В) Бульба; Г) Чавчавадзе. 3. Могут употребляться и в единственном и во множественном числе: А) санки; Б) переговоры; В) коляски; Г) хлопья. 4. Правильный вариант числительного в предложении У меня нет 546 рублей: А) пятьсот сорока шести рублей; Б) пятисот сорока шести рублей; В) пятьсот сорок шесть рублей; Г) пятиста сорока шести рублей. 5. Правильным является написание: А) пол-апельсина; Б) в пол голоса; В) пол Атлантики; Г) пол-метра. 6. Верно ли, что имена прилагательные могут быть качественными, относительными и притяжательными? А) да; Б) нет. 7. К какому роду относятся существительные зазнайка, ябеда? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; Г) к общему роду. 8. К какому роду относится существительное кофе? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) к среднему роду; Г) к общему роду. 9. Являются ли синонимами слова дипломат и дипломант? А) да; Б) нет. 10. В каком причастии пишется Н? А) революцио…ый; Б) лома…ый; В) броше…ый; Г) изране…ый. 11. Местоимение – это одна из служебных частей речи русского языка? А) да; Б) нет. 12. Правильно употреблены глаголы в предложении: А) Им двигает чувство сострадания. Б) Ветер колыхает листву. В) Листья колышатся на ветру. Г) Человеку свойственно заблуждаться. 13. К фразеологической единице Шемякин суд подберите нужное лексическое значение. А) несправедливый суд; Б) милосердный суд; В) строгий, неподкупный суд. 14. Назовите источники формирования фразеологических единиц: сгущать краски, попасть впросак. А) фразеологизмы, возникшие путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи; Б) фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из старославянского языка. 15. Словосочетание золотые часы образовано путем согласования? А) да; Б) нет. 16. Не является коммуникативным принципом: А) принцип кооперации; Б) принцип структурирования; В) принцип квантования речи. 17. В каком прилагательном пишется Н? А) серебря…ый; Б) стекля…ый; В) безветре…ый.. 18. К языковым нормам не относится: А) логичность речи; Б) морфологическая норма; В) орфоэпическая норма; Г) орфографическая норма. 19. Правильно ли написаны слова безыдейный, златокованый? А) да; Б) нет. 20. Основными аспектами культуры речи являются нормативный, коммуникативный и этический. А) да; Б) нет.

Вариант 4

  1. Буквосочетание ЧН произносится как [шн]: А) ночной; Б) скучно; В) справочник; Г) гречневый. 2. Правильно образована форма множественного числа: А) директора; Б) столяра; В) крема. 3. Жаргон – это язык, который… А) функционирует только в рамках отдельной социальной группы; Б) функционирует только в рамках определенной области или региона; В) функционирует только в рамках студенческой среды. 4. Слова содейство и брег – это… А) архаизмы; Б) неологизмы; В) историзмы. 5. Назовите источники формирования фразеологических единиц: дамоклов меч, сизифов труд. А) фразеологизмы, возникшие путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи; Б) крылатые слова и выражения, пришедшие к нам из греко-римской мифологии; В) фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из старославянского языка. 6. Верно ли, что категория рода, числа и падежа имен прилагательных зависят от категорий рода, числа, падежа имен существительных? А) да; Б) нет. 7. К какому роду относятся существительные толь, тюль? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) среднему роду. 8. К какому роду относятся существительные умница, задира? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В) к общему роду. 9. Не является коммуникативным принципом: А) принцип кооперации; Б) принцип структурирования; В) принцип квантования речи.   10. К какому роду относится существительное алиби? А) к мужскому роду; Б) к женскому роду; В)к среднему роду; Г) к общему роду. 11. Являются ли синонимами слова невежа и невежда? А) да; Б) нет. 12. В каком причастии пишется Н? А) реше…ый; Б) жже…ый; В) свяще…ый; Г) изране…ый. 13. В каком прилагательном пишется Н? А) кожа…ый; Б) оловя…ый; В) безветре…ый.. 14. Союз – это одна из служебных частей речи русского языка? А) да; Б) нет. 15. Какой вариант Вы считаете правильным? А) Первый дебют закончился для артиста провалом; Б) Дебют закончился для артиста провалом. 16. Правильный вариант более 800: А) восемьсот; Б) восьмисот; В) восьмиста; Г) восемисот. 17. В каком прилагательном пишется Н? А) серебря…ый; Б) стекля…ый; В) безветре…ый.. 18. К языковым нормам не относится: А) логичность речи; Б) морфологическая норма; В) орфоэпическая норма; Г) орфографическая норма. 19. Правильно ли написаны слова безыдейный, златокованый? А) да; Б) нет. 20. Основными аспектами культуры речи являются нормативный, коммуникативный и этический. А) да; Б) нет.

Приложение


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.