Философско-психологическая концепция (С. Л. Рубинштейн) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Философско-психологическая концепция (С. Л. Рубинштейн)

2017-10-07 877
Философско-психологическая концепция (С. Л. Рубинштейн) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С. Л. Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения человека с миром, помимо которых выделяется также отношение не только к бытию, но и к другому субъекту. Когда объектом воздействия становится другой человек, необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собственная сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы.

Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, автор показал, что сознание как высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологические модальности деятельности – потребности, способности, направленность.

Личность определяется через триединство: что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человека проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит, прежде всего, идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, другими людьми, жизнью как таковой.

Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

 

Темы для повторения

Определение понятия «личность».

Структура личности.

Направленность личности.

4. Психическое здоровье и его критерии.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

Основные теории личности.

2. Раскрыть содержание основных теорий личности.

 

Учебные ситуационные задачи

 

1. Кто из ученых трактует личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия:

1. А. Н. Леонтьев

2. С. Л. Рубинштейн

3. К. К. Платонов

4. А. С. Ковалев

Ответ: С. Л. Рубинштейн

2. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

1. «Оно»

2. «Я»

3. «Сверх-Я»

4. «Супер-Эго»

Ответ: «Оно»

3. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

1. К. Роджерс

2. А. Маслоу

3. Г. Олпорт

4. З. Фрейд

Ответ: А. Маслоу.

Контрольные задачи

1. Основоположником теории черт является:

1. Г. Олпорт

2. Г. Айзенк

3. К. Роджерс

4. К. Левин

2. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

1. Гештальтистов

2. Фрейдистов

3. Бихевиористов

4. Когнитивистов

3. Личность формируется обществом, биологические процессы не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу:

1. Психогенетическому

2. Социогенетическому

3. Биогенетическому

4. Двухфакторному

4. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха, причастности – это теория:

1. А. Маслоу

2. Д. Мак-Клелланд

3. А. Акоффа

4. Ж. Годфруа

Литература

Основная

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология: учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2014. – 624 с.

2. Клиническая психология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2013. – 864 с.

3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов: в 3-х т. – Т. 1.Общие вопросы психологии. – М.:Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Горностай, П. Психология личности: словарь-справочник / П. Горностай, Т. Титаренко. – Киев: Рута, 2001.

2. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М., 1986.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 712 с.

4. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология / А. Б. Холмогорова. –
В 4-х т. – Т. 2. – М.: Академия, 2012.

 


Тема. Психология здоровья и здорового образа жизни,
психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности

Цели занятия: раскрыть понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «уровень жизни», различные подходы зарубежных и отечественных ученых к пониманию здорового образа жизни и здоровья.

Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни,психология здоровья и здорового образа жизни.

Понятие «здоровье» по сей день не имеет конкретного научного определения. Большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю. А. Александровский, 1976; В. Х. Василенко, 1985; В. П. Казначеев, 1975; В. В. Николаева, 1991; В. М. Воробьев, 1995) – пришли к единому мнению, что в настоящее время нет общепринятого научно обоснованного понятия «здоровье индивида».Самое раннее из определений здоровья, данное Алкмеоном, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье – это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К. Ясперсу, здоровье – это способность реализовать «естественный врожденный потенциал человеческого призвания». Существуют и другие формулировки: здоровье – обретение человеком своей самости, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого отвнешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен. Ф. Перлз рассматривал человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна. З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек – это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К. Г. Юнгу, здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки зрения В. Райха, невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного социального и духовного благополучия. В Большой медицинской энциклопедии оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. А. Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический – изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но и как «стратегия жизни человека». Здоровье есть способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющейся результатом взаимодействия с ней – считают Р. М. Баевский и А. П. Берсенева. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина рассматривают здоровье, донозологические и переходные между ними состояния с позиции теории неспецифических адаптационных реакций. Состояние здоровья в данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями спокойной и повышенной активации. И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Ученый пишет, что «здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации». Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).П. Л. Капица тесно связывает здоровье с «качеством» людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании. Н. М. Амосов обратил внимание на то, что здоровье организма определяется его количеством, оценить которое можно максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков определяют здоровье как структурную и функциональную сохранность органов и систем человека, высокую индивидуальную приспособляемость организма к физической и социальной среде и как сохранность привычного самочувствия.И. И. Брехман, говоря о проблеме здоровья, отмечает, что оно очень часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место, которое отводится материальным благам, карьере, успеху и т. д. Основным принципом, на базе которого осуществляется анализ проблемы здоровья и здорового образа жизни, является принцип системности, при котором рассматриваются:· социальные факторы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым;· биологические факторы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим и ритмичным· индивидуально-психологические факторы (особенности отношения человека к своему здоровью).Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. К социальным факторам медики относят, прежде всего, жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т. д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери и отца, а также физические характеристики ребенка при рождении, особенности протекания беременности и родов. Учитываются также психологические факторы как результат действия биологических и социальных факторов. Ю. П. Лисицын выделяет следующие факторы риска: вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, «психологическое загрязнение» (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы. Так, выявлено, что длительный дистресс подавляет иммунитет, делая человека уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того, при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий. И. И. Брехман отмечает, что в современных условиях происходит определенная дезорганизация природных основ эффективной жизни личности, кризис эмоциональности, основными проявлениями чего становятся эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и заболеваниям. Автор констатирует, что большое значение для здоровья имеет установка человека на долгую здоровую жизнь. Для сохранения и совершенствования здоровья человеку следует еще в большей степени, чем для избавления от болезней, принять новое отношение к своей жизни, к труду.

Конец XX начало XXI века характеризуются, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. По данным ВОЗ, он лишь на 10–15% связан с деятельностью системы здравоохранения, на 15–20% обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50–55% – условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший «освобождению» человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма.

Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. В качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, должно рассматриваться не лечение болезней, а творение собственного здоровья. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Нередко бывает и так, что неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием человек уже к 20–30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению ВОЗ, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Не следует путать понятия «образ жизни» и «условия жизни».

Образ жизни (ОЖ) – способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни (УЖ) – деятельность людей в определённой среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища. ОЖ непосредственно влияет на здоровье человека, в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. ЗОЖ можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных воздействий. ЗОЖ – это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставленные им возможности в интересах здоровья, гармонического, физического и духовного развития

Темы для повторения

1.Что такое индивид, личность, индивидуальность

2. Направленность личности

3. Стресс, аффект, фрустрация

4. Виды неправильного воспитания

5. Возрастные кризы

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Основные научные подходы к пониманию здорового образа жизни.

2. Критерии здорового образа жизни (с точки зрения психологов, психиатров)

3. Что такое образ жизни, условия жизни.

Практическое задание Выберите критерии здорового образа жизни: беспечная жизнь, образование, материальная обеспеченность здоровье, семья, дружба, красота, любовь, познание, развитие, уверенность в себе, творчество, интересная работа, развлечения, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (наркотики, алкоголь), осмысленная жизнь, общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, ощущение счастья, правильное питание, умеренное употребление алкоголя, отсутствие пристрастия к алкоголю, духовная жизнь, гармония с собой, отсутствие привычки к курению, умеренное курение, доброжелательное отношение к другим, закаливание, гигиена, оптимистическое отношение к жизни, деятельность на пользу общества, материальное благополучие, физическое благополучие, здоровье близких, интересная работа.
 

Рекомендованная литература

Основная

1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология: учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2014. – 624 с.

2. Клиническая психология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2013. – 864 с.

Дополнительная

1. Ананьев, В. А. Психология здоровья / В. А. Ананьев. — СПб.: Речь, 2006. — 384 с.

2. Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М., 1990.

3. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

 

 


 

Тема. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, КАТЕГОРИИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ

Цели занятия:

- ознакомить студентов с предметом «Педагогика» как одной из отраслей человеческого знания;

- раскрыть основные отрасли педагогики, показать их связь с другими науками, определить место медицинской педагогики в системе педагогических наук;

- выявить возможности использования методов педагогического исследования в деятельности медицинских работников;

- сформировать умения применять отдельные методы педагогики на практике.

 

Основные понятия: педагогика, воспитание, образование, обучение.

 

Термин «педагогика» возник в Древней Греции и буквально означал «детовождение». Педагогами называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, совершать с ними прогулки. Затем педагогами стали называть людей, которые занимались образованием и воспитанием детей.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, впоследствии педагогика становится наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении человека. Термин «воспитание» долгое время рассматривался как более широкий и включал в себя обучение и образование. Поэтому часто педагогику определяют как науку о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. В общей системе наук педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитания человека.

Какова же роль воспитания в жизни общества? Для того чтобы человеческое общество продолжало своё развитие, оно должно передавать накопленный социальный опыт всё новым и новым поколениям. Процесс передачи старшими поколениями и активное усвоение новыми социального опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду называется воспитанием. В этом определении выражена главная функция воспитания, специфическая же функция появится не сразу. С развитием и усложнением производства, накоплением научных знаний возникает потребность в специально организованном воспитании. Воспитание выделяется в особую общественную функцию, становится профессиональной деятельностью. Возникают «дома молодёжи», а позднее – школы. Умственное воспитание становится привилегией детей имущих. Остальные дети получают трудовое воспитание. Таким образом, с разделением общества на классы и сословия воспитание становится разным для детей имущих и неимущих. Эта особая функция воспитания получила свое отражение в следующем определении: воспитание – это систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них мировоззрения, черт и качеств личности, необходимых обществу (а точнее, господствующему классу).

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Выделяют несколько этапов развития педагогической мысли:

1. Народная педагогика. Педагогические знания отражались в фольклоре: пословицы, поговорки, былины, сказки, притчи.

2. Педагогическая мысль развивается в системе философских наук. Научные взгляды на воспитание получили отражение в трудах таких известных философов, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан.

3. Собственно педагогические учения были развиты в трудах мыслителей эпохи Возрождения (ХIV–ХVIвека). Виднейшие ее деятели: Витторино да Фельтре (1378–1446), Эразм Роттердамский (1465–1536), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592) и др. – критиковали средневековую схоластику и механическую зубрёжку, выступали за гуманное отношение к детям.

4. Вычленение английским философом Фрэнсисом Бэконом педагогики в особую отрасль научного знания в начале ХVII века. Основоположником мировой педагогики считают выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Обобщив опыт братских школ, в том числе Юго-Западной Руси, он создал педагогическую систему, которая носит демократический характер.

В наиболее крупном педагогическом сочинении Я. А. Коменского «Великая дидактика» раскрываются вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. «Великая дидактика» – своеобразный сплав педагогических идей того времени. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.

Автор считал, что воспитание и образование человека с окончанием школы не заканчивается. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию.

В 1641–1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.

Я. А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самостоятельной и самодвижущей силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе «Выход из школьных лабиринтов». Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Принцип природосообразности представлен в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего, идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. В работе «Выход из школьных лабиринтов» ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая – автопрасия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности).

Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики (принцип наглядности): «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Я. А. Коменский необычайно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед.

Педагогическая мысль эпохи Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Главным средоточием идей Просвещения оказалась Франция. Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности (Д. Дидро, К. Гельвеций, Ф. Вольтер). Особая роль принадлежит философу, писателю, педагогу Жан-Жаку Руссо (1712–1778) с его идеей свободного воспитания.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) в Германии.

Из педагогов более позднего периода можно выделить польского писателя, врача и педагога Януша Корчака (1878–1942), американского педагога Джона Дьюи (1859–1952), итальянского педагога и врача Марию Монтессори (1870–1952) и немецкого педагога Рудольфа Штайнера (1861–1925).

Активно разрабатывались идеи воспитания в русской педагогике. Широкую известность, например, получил оригинальный педагогический трактат XII века «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внёс М. В. Ломоносов (1711–1765). Впервые объявил педагогику наукой Н. И. Новиков (1744–1818). Огромный вклад в развитие педагогики внесли К. Д. Ушинский (1824–1870), Н. И. Пирогов (1810–1881), П. Ф. Лесгафт (1837–1909), Л. Н. Толстой (1828–1910), П. Ф. Каптерев (1849–1922) и др. Отцом русской педагогики по праву считается Константин Дмитриевич Ушинский.

Из выдающихся педагогов XX века можно назвать Н. К. Крупскую (1869–1939), А. В. Луначарского (1875–1933), С. Т. Шацкого (1878–1934), П. П. Блонского (1884-1941), А. С. Макаренко (1888–1939), В. А. Сухомлинского (1918–1970).

 

Объектом педагогики современная наука считает образование, куда входят обучение и воспитание в узком смысле. Предмет педагогики – педагогический (учебно-воспитательный) процесс как особый вид взаимодействия людей. Педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.

 

Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение.

 

«Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». (Педагогика /под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1988. – С. 377)

«Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». (Закон РФ об образовании).

«Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развития её творческих сил и способностей.

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека». (Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1988. – С. 9–10).

Образование в современном понимании представляет собой целостный процесс становления и развития личности, принятия ею определённых нравственных ценностей, усвоения различной информации, профессиональных знаний, умений и навыков, норм и способов профессиональной деятельности и поведения.

Образование – это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры.

В содержании образования выделяются два аспекта:

- внешний – образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и различные средства наглядности;

- внутренний – личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента (знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности).

«Процесс образования можно рассматривать как движение личности в культурном поле человеческого сообщества». (Педагогика в медицине / под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006.)

 

Педагогический процесс – это система или процесс взаимодействия педагога с учениками, студентами с определённой целью по усвоению определённого содержания образования с помощью особых средств педагогической коммуникации, педагогического общения.

Педагогическое взаимодействие – это взаимная активность и сотрудничество педагогов и воспитанников. Это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельность – это особый вид профессиональной деятел


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.