Иисус Христос исполняет Закон — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Иисус Христос исполняет Закон

2017-10-07 269
Иисус Христос исполняет Закон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья Иисуса Христа соблюдала Закон. В Лк.2:21-32 описано исполнение заповеди об обрезании, очищении и жертвоприношении как об этом сказано в Исх. 13:2, 11-16 и Лев. 12:1-8: «если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола… в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его… По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику… Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста». Иосиф Обручник был мужем праведным, праведный Симеон встретил в храме младенца Иисуса. Если бы семья Иисуса жила не по заповедям Моисея Симеон не отдал бы ей такой чести. В 12-летнем возрасте Иисус посещает Иерусалим на Пасху со Своей семьей. А это Иосиф и Мария делали каждый год (Лк. 2:41). Как только Мать Иисуса напомнила ему о заповеди почтения родителей (Исх. 20:12), Он тут же оставил круг иудейских учителей и последовал за ней. Двоюродный брат Иисуса, Иоанн Креститель (в Мк. 6:20 назван «праведным»), был казнен за преданность Закону Моисея, ибо он обличал Ирода на основании заповеди: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев. 18:16). Родители Предтечи также названы «праведными пред Богом» (Лк. 1:6).

Иисус Христос избегал упоминания имени Божия всуе. Чтобы как можно пунктуальнее исполнить вторую заповедь (Исх 20:7; Втор 5:11) и исключить всякое злоупотребление именем Божиим, еще в дохристианские времена было запрещено произносить вслух тетраграмматон. Позднее, но тоже в дохристианские времена, установился обычай говорить о действиях и чувствах Бога перифразами. Хотя словом «Бог» Иисус пользовался достаточно свободно, Он все же в значительной мере следовал обычаям своего времени. В словах Спасителя мы находим следующие перифразы: выражения с упоминанием понятия «небеса» («на небе» / «на небесах» = «у Бога»); «Господи неба и земли» (Мф 11:25 пар. Лк 10:21); «Отец» (мой, твой, ваш, наш); «Сила» (Мк 14:62 пар. Мф 26:64; с добавлением «…Божия» - Лк 22,69); «премудрость» (Мф 11:19, пар. Лк 7:35; с добавлением «…Божия» - Лк 11:49); «великий Царь» (Мф 5:35); «Всевышний» (Лк 6:35); «Святой» (Мк 3:29; 8:38 пар.; 12:36; 13:11; Мф 12:32 пар.; Лк 11:13; 12:12); «свыше», «от вышних» (Ин 3:3,7; 19:11; Ин 8:23); причастные обороты «Пославшего меня» (Мк 9:37), «Могущего» (Мф 10:28); «Живущим в нем (храме)» (Мф 23:21), «Сидящим на нем (престоле)» (Мф 23:22). Как считает И. Иеремиас «большое количество и разнообразие обнаруживаемых в речи Иисуса иносказательных упоминаний Бога бросается в глаза»[555]. Многие слова Господа начинают звучать в полную силу лишь тогда, когда мы понимаем, что страдательный залог завуалированно указывает на действия Бога. Например, Мф 5:4 по смыслу следовало бы перевести так: «Блаженны скорбящие, ибо там есть некто, кто их утешит»; Мф 10:30 пар. Лк 12:7 - «там есть некто, кто сосчитал все волосы у вас на голове»; Мк 2:5 - «Чадо! там есть некто, кто простил тебе грехи твои». Такие и подобные выражения встречается в словах Иисуса Христа без малого сто раз.

 

Иисус Христос соблюдал субботу. Из повествований Евангелий как будто видно, что Иисус Своим поведением нарушает представления фарисеев о субботе[556]. Соблюдение 7-го дня как дня покоя было одной из основных заповедей, 3-й заповедью Десятисловия Моисея. Со времени Вавилонского плена у иудеев «хранить субботу» считалось актом исповедания перед лицом не­иудейского окружения (Неем 13:15-22, ср. Ис 56:2-7; Иез 20:16-24). Фа­рисейские постановления окружили эту заповедь огромным количеством казуистических правил. Соблюде­ние заповеди о субботе было легко контролируемым.

Рассмотрим рассказ Мк. 3:1-5 об исцелении сухорукого в субботу. Это повествование имеет особенность: для большинства рассказов об исцеле­ниях характерно, что больные обра­щаются к Иисусу Христу с мольбой исцелить их, и их просьба, сопро­вождаемая верой во всесилие Бога, действующего через Иисуса Христа, исполняется. Здесь все происходит иначе — инициатива принадлежит Самому Господу. Фарисеи бдительно наблюдают за Ним, и Христос, зная об этом, повелевает больному встать на середину синаго­ги и обращается к окружающим: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Вопрос предлагает такую альтернативу, которая объемлет все поведе­ние и этическую позицию человека: де­лать добро — значит спасать душу, т. е. жизнь; делать зло — жизнь погубить. Универсальное требование всегда и везде поступать так, чтобы способствовать дарованной Богом жизни, несравнимо превосходит тре­бование соблюдения субботы, которое поглощается этим основным поло­жением. Этот принцип совершенной милости, признающей бесконечную ценность жизни, является выраже­нием праведности, превосходящей праведность книжников и фарисеев (ср.: Мф 5.20). Иисус Христос властно преодолевает заповедь о субботе бо­лее совершенной заповедью о ми­лосердии и добре. И т. о., отказываясь от внешних предписаний относи­тельно субботнего дня, Иисус Хри­стос в превосходной степени испол­няет сам замысел и цель субботнего покоя — сберечь, поддержать и об­легчить жизнь человека.

Сам же Иисус Христос учил в дни субботние (Лк. 4:31), ходил в синагогу «по обыкновению Своему» (Лк. 4:31). По субботам Он публично исцелял обычно «при наступлении вечера, когда заходило солнце» (Мк. 1:32). Он исцелил тещу Симона в субботу, которая выздоровев не стала выходить из своего дома и т.о. не нарушила субботу (Мк. 1:30-31). Это же относится и к исцеленному у Овечьих ворот в Иерусалиме – бывший паралитик взял одежду и пошел внутри огороженного места не нарушая субботу (Ин. 5:1-6). Можно даже предположить, что ученики Иисуса проходя по полям в субботу, подбирали уже сорванные колосья (Мф. 12:1). Творя добро в субботу Иисус делал резюме «можно в субботу творить добро» (Мк. 12:12), пользуясь правилом Гиллеля «от легкого к тяжелому».

 

Иисус Христос соблюдал предписаниям Пятикнижия в отношении пищи (соблюдал, мицвот о кашруте). В Лев. 11 гл. перечисляются виды наземных животных и обитателей вод, которые было разрешено евреям употреблять в пищу. Разрешалось употреблять животных с раздвоенными копытами и жующими жвачку, а также рыб, которая имеет чешую и плавники. Иисус Христос срывает плоды со смоковницы (Мк. 11:12-13), ест и другие разрешенные фрукты и зерновые. Его приглашает на трапезу фарисей (Лк. 7:36), который наверняка знает, что Иисус придерживается правил о кошерной пище. На пасхальное вечере у Христа нет других продуктов, кроме разрешенных к данному типу пасхальных трапез (пресный хлеб и вино, горькие травы и агнец, Лк. 22:7-38). Когда Христос насыщает тысячи людей, он использует хлеб и рыбу (Ин. 6:5-13). Хлеб и рыбу Он использует при насыщении учеников при последней встрече у Галилейского озера (Ин. 21 гл.). В притче о неводе, вытянувшем из воды рыб всякого рода (Мф. 13:47-49) под худыми рыбами могут пониматься нечистые. В споре с фарисеями о вкушении пищи нечистыми руками сомнению поддается характер омовения рук, а не необходимость вкушать только чистую еду (Мф. 15:11-20).

Ключевой фразой, подтверждающей, что Иисус Сам исполнял заповеди, является выражение: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Более того, из выражения «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12) можно сделать вывод, что несоблюдение закона ведет к потере человеком способность любить. Здесь под законом можно понимать весь объем норм поведения, выводимых иудеями I века из Пятикнижия Моисея.

Но, Иисус Христос критиковал распространение нормы о «ритуальной чис­тоте» на обычных граждан. Рассказ Мк. 7:14-23 содержит прин­ципиальное высказывание Иисуса Христа относительно ветхозаветной заповеди о чистоте. Центральное из­речение выражено в характерной для библейской литературы форме: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7. 15). В последующем поучении, в сти­хах 18-19, разъясняется отрицание (1-й полустих): «...ничто, извне вхо­дящее в человека, не может осквер­нить его... потому что не в сердце его входит, а в чрево...», а в стихах 20-21 разъясняется утверждение (2-й полустих): «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы...». Слова Иисуса Христа упраздняют то, что счита­лось непреложным в Его окружении (и, как видно из Гал. 2.11-14, не было изжито в Иерусалимской Цер­кви и после воскресения Христа). Отрицая законы о чистоте, дейст­вующие не только у ветхозаветных евреев, но и у других народов древнего мира, Иисус Христос устраняет раз­личие между «чистым» и «нечис­тым». Однако, если посмотреть в древность - это различие ставилось под сомнение уже ветхозаветной верой в то, что «славы Господней полна вся земля» (Числ. 14. 21). Христос утвердил эту норму Своим словом.

Антитезы Нагорной Проповеди

 

В Нагор­ной проповеди позиция Иисуса Христа выражает полное признание за­кона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:17-19).

Здесь подчеркивается, что Закон должен оста­ваться в силе без сокращения («ни одна йота или ни одна черта»). Но далее утверждается, что закон дол­жен оставаться в силе как целое «доколе не прейдет небо и земля», «пока не исполнится все», т. е. по­ка все не совершится[557]. Это дваж­ды повторенное «доколе» («пока») подчеркивает не только и не столь­ко длительность действия Закона, сколько установленный срок, предел его действия. «Доколе не прейдет небо и земля» имеет целью ска­зать не «навсегда», но, напротив, уста­навливает определенную границу: до конца века сего, этого мира. Закон не действует, как считали фарисеи и вслед за ними раввины, за предела­ми века сего, т. е. вечно, но «пока не исполнится все», т. е. пока эсхатоло­гические события не отменят «закон и пророков». Поэтому высказывание «Я пришел» (Мф 5:17), собственно, объявляет, что «исполнилось время» (Мк. 1:15), иными словами, событие исполне­ния уже реализуется в настоящем време­ни. Пришествие Иисуса Христа осу­ществилось не для того, чтобы «нарушить закон», как можно было бы предположить из Его высказываний о субботе (Мк 2:23 и слл.) и др., но, напротив, для того, чтобы его «ис­полнить».

«Исполнение» - это осуществление пророчества. Иисус Христос призывает к тому, чтобы Закон был исполнен так, как это было предсказано эсхатологически­ми пророчествами о времени спасе­ния, когда Закон, выражающий волю Божию, будет написан на сердцах людей и воля Божия бу­дет постигнута и соблюдена непос­редственно, без буквы Закона: «вот, наступают дни, говорит Господь, ко­гда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, гово­рит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34; ср.: Иез 11:19). То, что спасе­ние мира Иисусом Христом приносит исполнение Закона по этому пророчеству, — это неотъемлемая черта раннехристианского предания (ср.: 2Кор. 3:3, 6; Евр. 10:15-17). Благодаря при­шествию Спасителя Ветхий Закон как сис­тема законодательных предписаний потерял свою силу, т.к. время исполнения Закона - совершилось[558].

Антитезы Нагорной проповеди построены по единому образцу. Той или иной заповеди из Моисея (цитируемой не обязатель­но буквально, но по содержанию) противопоставляется как антитеза слово Иисуса: «вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...». Антитезы заставляют задуматься, какой замысел Бога, какое Его стремление лежит в основе той или иной заповеди, чтобы в послушании изначальной воле Божией, не оста­навливаться на ее букве.

Так, Христос утверждает, что заповедь Божия «не убивай» не должна пониматься только буквально. Следуя глубинному смыслу заповеди, надо отка­заться и от гнева на ближнего, и от оскорбления его. Тот, кто этого не понимает и не чувствует, не войдет «в Царство Небесное» (Мф 5:20). Тот, кто не готов к такой «большей праведности», не может пребывать в согласии с Богом. И хотя иудей­ские учителя говорили о том, что человек нарушает волю Бога даже тогда, когда унижает другого, но все же это были только эле­ментарные нравственные поучения. Ветхозаветной этике любви к ближ­нему и ненависти к врагам Иисус Христос противопоставил учение о безграничной любви, вплоть до люб­ви к врагам: «а Я говорю вам: лю­бите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите не­навидящим вас и молитесь за оби­жающих вас и гонящих вас, да буде­те сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:44-45). Для Спасителя нормативно не то, что было вчера, не то, о чем возве­щали в прошлом, но то, что делает Бог сейчас и всегда. К этой очевид­ной доброте призываются ученики Иисуса Христа, если они действи­тельно желают стать сынами Отца Небесного. Именно в этом состоит «лучшая праведность», и только тот, кто к ней готов, может уже здесь, на земле, приобщиться к Царствию Не­бесному, т. е. находиться в совершен­ном общении с Богом.

Со­отношение авторитетов Закона Моисеева и Иисуса Христа

 

В иудаизме конца Второго храма, и в первую очередь среди фарисеев, наметилась тен­денция к абсолютизации Св. Писания вплоть до признания его предвеч­ного существования. Считалось, что отношением к Торе определялось отношение к Богу и иудейству в целом. Постоянное изучение и чтение Закона[559] рассматри­вались как путь к достижению со­вершенства и богопознания.

Содержание Торы и ее предписа­ний в иудейских направлениях по­нималось по-разному. Фарисейский раввинизм, который доминировал в синагоге времени Иисуса Христа, усматривал содержание Торы в сум­ме практических заповедей и запре­тов. При этом не делалось никакого различия между нравственными и обрядовыми заповедями. Всего на­считывали 613 отдельных предписа­ний (галахот), каждое из которых было окружено множеством казуистических частных толкований и определений (Талмуд. Пиркей Авот 3.13). Критика Иисусом Христом иудейского представления о Законе начинается с того, что Он толкует закон не по галахе т. е. не в рамках признанной тра­диции толкования, что неизбежно приводит к конфликту с книжника­ми и фарисеями. Иисус Христос толковал Закон (Тору) радикально.

Различие между Законом Моисея и галахой прежде всего выявляется из спора «об омывании рук» (Мк. 7:1-8) и следующей за ним речи «о корване» (жертвенный дар) (Мк. 7:9-13). В Евангелии от Матфея (15:1-9) эти предметы сведены воедино, в Евангелии от Луки они отсутству­ют, ибо в них обсуждаются вопросы, незнакомые христианам из язычни­ков, для кот. предназначалось это Евангелие. То, что простолюдины не соблюдали фарисейского обычая умывания рук, было повседневным явлением. Но когда Иисус Христос, Которого почитали «Учителем и Пророком», намеренно преступает обычай, это вызывает негодование фарисеев: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк. 7:5).

«Предание старцев» — это га­лаха. «Старцы» (οί πρεσβύτεροι) — уважаемые учителя прошлого, которых называли также «отцами». Согласно галахе, как разъясняется для неиудейских чи­тателей в Мк. 7:3, каждый должен умывать руки перед трапезой или по меньшей мере смочить их водой. В ответ, цитируя Ис. 29:13, Христос называет галаху об умывании рук «заповедью человеческой» (Мк. 7. 6-7) или «преданием человеческим» (Мк. 7:8), т. о., это предписание идет от людей, а не от Бога.

В Мк. 7:9-13 Иисус Хрис­тос показывает, что галаха может противоречить заповедям Божиим. Если, согласно галахе, сын в присут­ствии родителей дает обет: «Корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», то родите­лям запрещалось пользоваться иму­ществом сына, но при этом от сына не требовалось отказаться от иму­щества в пользу храма (Мк 7:11-12; Мф 15:4-6). Так сын с помощью га­лахи имел возможность пренебречь обязанностью поддержать родите­лей. Этот пример, по словам Иисуса Христа, обличает состояние всей фарисейской системы галахи, по­скольку она включала такие предписания, которые могли бы оправдывать преступление заповеди Божией.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.