Установление Таинства Евхаристии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Установление Таинства Евхаристии

2017-10-07 214
Установление Таинства Евхаристии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Мф.26-26-29; Мк.14:22-25; Лк.22:19-20)

 

Судя по ап. Луке Господь воздал благодарение над несколькими чашами (Лк.22:17, 22:20). Видимо, Лука упоминает о первой – в начале вечери, и о последней – «после вечери» (вероятно, это уже была 4-я чаша). К последней чаше ветхозаветная пасха уже была совершена и трапеза подходила к концу.

Хлеб и вино взяты из образа Синайского заключения завета[428]. Ветхий Завет был заключен не без крови (Исх.24:6-8, ср. Евр.9:16). Новый Завет заключается – в крови Иисуса Христа (Лк.22:20; Мф.26:28; Мк.14:24). Слово « завет » тождественно слову «завещание». Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетований, в данном случае – соблюдение заповедей Христовых. Если завет Хриcтов - «завещание», то он может вступить в силу только со смертью Завещателя, что и наступило днем позже.

Слова Луки о Теле: «сие творите в Мое воспоминание» сходны с ап.Павлом (1Кор.11:23-25). По ап. Луке Тело «за вас предается» и Кровь «за вас проливается». По Матфею и Марку Кровь изливается не только «за вас», но «за многих». Как считает Боголепов, в момент заключения Нового Завета апостолы могли мыслиться представителями всего человечества[429]. Апостол Павел в Рим.5:15-19 употребляет «все» и «многие» как взаимозаменяемые выражения.

Хлеб и вино за этой Тайной вечерей, по мысли свт. Иоанна Златоуста, стали Телом и Кровью Христовой. Христос «Сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услышав это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть?.. Он Сам первый совершил это, побуждая их приступать к Приобщению Таин без смущения. С этой-то целью Он и пил Сам собственную Кровь»[430].

В выражениях «Сие есть Тело Мое» (tou/to, evstin to. sw/ma, mou), «сие есть Кровь Моя» (tou/to evstin to. ai-ma, mou) слово «сие» (tou/to,) указывает на Тело и Кровь. Греческий глагол evstinесть» - от eivmi, - быть, находиться) не означает однократности. За каждой Евхаристией хлеб и вино становятся Телом и Кровью. В беседе о Хлебе небесном Христос с настойчивостью утверждает, что вкушение Его «плоти и крови» – необходимое условие для жизни вечной: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Буквально, а не символически, воспринимает эти Святые Дары ап.Павел обращаясь к Коринфянам: «чаша благословения… не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16). Павел при этом предполагает, что истинность «плоти и крови» - для читателей факт несомненный (1Кор.10:15). Когда же он обличает неблагопристойное поведение христиан на «вечерях любви», то после рассказа об истории установления Таинства, делает прибавление: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27). Недостойным причастникам оттого приходит немощь и немало умирает, что это уже - не хлеб и вино, а – реальные Плоть и Кровь.

В греческом тексте Евангелий в повествовании об установлении Евхаристии слово «хлеб» передается существительным a;rtoj. Евангелисты отличают a;rtoj (хлеб поднявшийся, вскисший на дрожжах) от a;zumoj (хлеб пресный, опреснок) (см.Мк.14:12 и 14:22; Лк.22:7 и 22:19). Хлеб с закваской – притчевый образ Царства Небесного (Мф.13:33; Лк.13:21).

Дополнительные слова Матфея о Крови - «пейте из нее все» (Мф.27:27), которых нет при указании на тело, дает по мнению Боголепова, основание для причащения Кровью всех возрастов, «тело же Христово, как твердая пища, неудобоприемлемо для младенцев»[431].

Выражение «взяв… и благодарив, преломил, подал…» видимо быстро стали литургической формулой при совершении «вечери любви» (см.1Кор.11:23-24). От слова «благодарить» (euvcariste,w) произошло название Таинства Евхаристии, службы Благодарения. В центре литургии св.Василия Великого, в евхаристической молитве говорится, что Христос, «взяв хлеб и показав Богу Отцу, благодарив, благословив, освятив и преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам».

«Не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Под Царством здесь можно понимать воскресение Иисуса. Для того Он и пьет по Своем воскресении, чтобы окружающие люди не подумали, что перед ними – призрак. Новое вино, по Златоусту, - образ обновленного Тела Иисуса, которое уже не подвержено страданию и не нуждается в пище[432]. После воскресения Христос ест и пьет не в силу голода или необходимости, а для удостоверения окружающих в реальности воскресения. Пьет вино, а не воду, чтобы утвердить таинство Евхаристии на вине, а не на воде[433].


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.