Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-07 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(Ин.6:22-71; Капернаум, апрель 29 г.)
Апостол Иоанн ничего не сообщает о посещении Господом земли Геннисаретской, соединяя по смыслу чудо насыщения 5 тысяч с беседой о Хлебе Небесном. Поэтому его начало беседы «на другой день» (τh/| evpau,rio, 6:22) говорит не о буквальном наступлении следующего дня, а о начале нового смыслового раздела, нового исторического этапа (ср.Ин.1:29, 36, 43; 6:22; 12:12).
Беседу о «Хлебе жизни» Господь начал с упрека евреям: «Ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26). Хотя неоднократно иудеи искали от Христа чудес и знамений, здесь же они и этого не ищут: они идут за Христом потому что Он утолил их телесный голод. Возводя их мысль к тому, что существует особо благодатная пища от Бога, Спаситель говорит о манне, которую ели израильтяне в пустыне.
Иудеи просят конкретных наставлений: «что нам делать», чтобы получать пищу не подвергающуюся тлению. Но все дела Божии, в ответе Спасителя, коренятся в вере «в Того, Кого послал Он [Отец]» (6:29). Не понимая, что речь идет о Личности Христа, слушатели реагируют как и самарянка, прося о пище не портящейся: «подавай нам всегда такой хлеб» (Ин.6:34, см. Ин.4:15). Но Христос, продолжая речь об ангельской[233] манне, начинает противопоставлять Себя ей (Ин.6:49-50). Он также отделяет Себя от «отцов» древности («ваши отцы», oi` pate,rej u`mw/n в Ин 6:49). Вкушение манны не дало отцам бессмертия. Бессмертие дает Хлеб жизни, сходящий с небес. Этот хлеб — Христос.
Если бы под «пищей» Господь подразумевал «веру», это позволило бы «вкушение хлеба жизни» понимать в переносном смысле. Но в этом контексте «Хлеб жизни» - не может быть понимаем в переносном смысле. Господь сознательно исключает возможность символического толкования. Его слова «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (ст. 55) надо понимать буквально. В греческом тексте выражения «Я есмь хлеб жизни» при слове «хлеб» стоит артикль (o` a;rtoj, Ин 6:35), сообщающий значение единственности. Хлеб же, который дает Христос, есть Его плоть (Ин 6:51). Такого же буквального понимания требует и глагол «есть». Греческое слово trw,gw ( причастие trw,gwn, по-русски: «ядущий») передает буквальный оттенок вкушения[234]:«ядущий Меня жить будет Мною (o` trw,gwn me(kavkei/noj zh,setai diV evme,)» (Ин.6: 54, 56, 57).
|
С глубокой древности под Плотью и Кровью многие святые понимали Евхаристию (свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, свт. Киприан Карфагенский, свт. Иларий Пиктавийский). В качестве основания для такого толкования говорят, прежде всего, подробности 6-й главы Евангелия от Иоанна:
· в повествовании о насыщении пяти тысяч есть указание на близость Пасхи (Ин.6:4) и забота Иисуса, «чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12);
· употребление глагола euvcariste,w, который является литургическим термином: «благодарить», «воздавать благодарение» (Ин 6:11, Ин 6:23);
· употребление Иоанном слова sa,rx(«плоть», Ин 6:51-56,63)вместо синоптического sw/ma(«тело», Мф.26:26, Мк.14:22, Лк.22:19). Мы встречаем sa,rxв евхаристическом контексте у Игнатия Богоносца[235] и Иустина Философа[236]. В четвертом Евангелии термин sa,rxестественно направляет мысль читателей к учению Пролога о воплощении Слова: «o` lo,goj sa.rx evge,neto» («Слово стало плотию», 1:14).
· евхаристическая символика присутствует в рассказе о чуде в Кане Галилейской (Ин. 2 гл.), а также – в повествовании об истечении крови и воды из прободенного ребра Христова (Ин 19:33-37), и в словах из 1-го Послания Иоанна: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию» (5:6).
Удивительно, что у Иоанна Богослова в повествовании о Великом Четверге нет установления Евхаристии в отрывке, посвященном последней трапезе Иисуса с учениками (ср. гл. 13 и сл.). Но «евхаристическое» толкование гл. 6 устраняет этот пробел. Догматическая устремленность евангелиста направляет внимание не к факту, уже известному из первых трех Евангелий, а к его осмыслению в общей связи. Это понимание является тем более оправданным, что Евангелие от Иоанна было составлено около 100 г., когда таинство Евхаристии было уже прочно укорененным институтом. Поэтому вышеизложенная беседа о хлебе жизни ставит за цель только «евхаристическое» толкование таинства, которое знают и практикуют христиане-читатели.
|
Вера и Причастие в 6-й главе Евангелия от Иоанна. После преамбулы, беседа о «хлебе жизни» распадается на две части: в ст. 27-47 - ударение на вере; в ст. 48-58 — на вкушении Плоти и Крови Сына Человеческого. Между обеими частями обнаруживается параллелизм. Как вера, так и приобщение Плоти и Крови Сына Человеческого есть условие «жизни вечной». И в обоих случаях «жизнь вечная», которую человек получает уже в настоящем, окончательно реализуется в эсхатологический «последний день»: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ср. ст. 40 и 54).
Параллелизм становится понятен, если вера и евхаристическое общение взаимно связаны. Как понимать эту связь?
В вере неразрывно слиты момент субъективный и момент объективный. Субъективно вера - это стремление верующего к единению с тем, в Кого он верит. Объективное в вере — не только ее догматическое содержание, но и та высшая реальность, с которой верующий в акте веры входит в общение. В Евангелии от Иоанна - вера есть вера в Сына Божия, находящегося в единении с Отцом и по воле Отца сошедшего с небес для спасения мира. Но спасение совершается через страдание и крестную смерть Сына Человеческого. Когда Единородный Сын возносится на древо (ср. 3:14-17), вера исполняется, приобретает содержательную реализацию: взирая на Крест, человек приобщается к страстям Господа, участвуя в Евхаристической трапезе.
Иудеи, поняв слова Господа буквально, пришли в недоумение и начали спорить между собой по поводу этих слов: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (ст. 52). Естественное недоумение иудеев вызывает дальнейшую конкретизацию со стороны Спасителя (ст. 53-58): принятие в снедь Плоти и Крови Сына Человеческого есть непременное условие жизни во Христе. По представлению иудеев, кровь - есть седалище жизни: жизнь - в крови живого существа. Слыша «странные» слова Спасителя иудеи вспоминали запрещение вкушать кровь (Лев.17:10-11; Втор. 12:23) и поэтому речь о вкушении Плоти Сына Человеческого вызывала естественное внутреннее противление. На пасхальной еврейской вечере кровь агнца не вкушали, но к столу всегда подавали вино. Требование есть человеческую плоть, понимаемое буквально, естественно вызывало недоумение. Тем более, что для вкушения плоти человека, надо чтобы он был мертв.
|
Слова Спасителя становятся понятны со временем. Он отдает «Плоть… за жизнь мира» (6:51). Предлог «за» указывает на заместительный характер предстоящей смерти. Но сказанное в прошлом только со временем исполнится в будущем: Тело Христово – еще не стало, но станет жертвой для искупления мира, для избавления от смерти. В непреложность слов Спасителя надо верить, потому что в Нем воля Пославшего Отца.
По мысли еп. Кассиана (Безобразова) «отдельное упоминание Плоти и Крови недвусмысленно говорит о предстоящей смерти. Но, обещая «жизнь вечную», Господь обещает и грядущее воскресение (Ин. 6:54)». Свт. Кирилл Александрийский замечает, что и ранее Господь совершал воскрешения через Свою Плоть (прикосновением к одру сына Наинской вдовы, прикосновением к руке двенадцатилетней дочери Иаира), то тем более сподобит воскресения тех, кто будет вкушать Его Плоть, ибо Тело Христово – источник жизни, семя бессмертия, уничтожающее тление[237]. Поэтому, носителем жизни «в себе» (evn e`autoi/j, Ин 6:53) может стать только вкушающий Плоть и Кровь.
Господь Сам поясняет, как правильно нужно понимать Его слова: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые сказал [238] Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63). В человеке начало жизни есть дух, который в этом смысле и противополагается плоти. Ап. Павел противополагает телу душевному тело духовное (1Кор. 15:44 и сл.). Слова Христа – это «дух и жизнь», значит его речь надо понимать духовно, а не чувственно-грубо, будто Он предлагает Свою Плоть для утоления чувственного голода.
Часть беседы о хлебе жизни – разговор о Святом Духе. По учению Господа в беседе с Никодимом, стяжание Царства обусловлено рождением от воды и Духа (3:5). Параллелизм, который наблюдается между первыми словами беседы «о Хлебе жизни» (6:27) и тем, что Господь говорил самарянке (4:13-15), заставляет предполагать, что сердцевина 6 главы – это продолжение догматического учения начатого с самарянкой. Служение Богу в Духе и истине (4:22-24) обращает нашу мысль к области духовного, в которой действует Дух Святой. «Вода живая» прямо связана с Духом Святым: «... кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7:37-39).
|
Заслуживает внимания указание места беседы: синагога в Капернауме (ст. 59). Синагога была местом толкования Закона. Указание на синагогу в контексте Евангелия от Иоанна можно понимать как намек на костнение в законе, которое мешало, даже ученикам, понять учение Христово. На их соблазн Иисус отвечает вопросом: «Это вас соблазняет? А если вы увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где Он был прежде?» (Ин 6: 62). Мысль не договорена, но может подразумеваться следующее: что вы скажете, если будете свидетелями более поразительного — восхождения Сына Человеческого обратно на небо?
Ссылка на предстоящее Вознесение заставляет думать, что между Вознесением и принятием в снедь Плоти и крови Сына Человеческого существует некий внутренний параллелизм. Вознесение – это слава Господа, венчающая подвиг Креста. Не случайно, говоря о Вознесении, Господь называет Себя Сыном Человеческим, т. е. употребляет титул, с которым мы встречаемся в учении о страстях и о славе. Предполагаемый параллелизм позволяет толковать приобщение верующего человека - Плоти и Крови Сына Человеческого - как путь к славе, имеющий свое начало в страстях. Через евхаристическое общение верующий становится причастником славы Сына Человеческого, сидящего одесную Отца. Это — путь обожения.
Однако, слыша слова Господа, многие не только из иудеев, но и из среды учеников отошли от Него. Испытывая веру ближайших двенадцати апостолов, Он спросил[239], не хотят ли и они отойти от Него? Симон Петр в ответ произнес: «к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6:68). В его словах звучит уверенное мессианское исповедание: «мы уверовали и познали (pepisteu,kamen kai. evgnw,kamen), что Ты Христос, Сын Бога живаго» (6:69).
Перфектные формы в исповедании Петра говорят о вере как прочном достижении апостолов. Но, следует отметить, что русский перевод выражения: «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин 6:69) не соответствует тексту многих древних рукописей. В греческих рукописях В, L, W и в основной рукописи Синайского кодекса стоит не «Христос, Сын Бога живого», а «Святый Божий» (o` Α[gioj tou/ qeou/). Такое прочтение встречается в Мк. 1:24 и полагает ударение не столько на царственном достоинстве Мессии как Помазанника Божия, сколько на Его святости. Смысловой центр, соответственно общему характеру Евангелия от Иоанна, перемещается вовнутрь. Царство Божие — это «жизнь вечная» или просто «жизнь».
|
Указание на Отца как на начало спасения («никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца», Ин.6:64-65) возвращает нас к первой части беседы: «что дает Мне Отец, ко Мне придет» (6:37), «воля… Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить» (39), «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (6:44).
Беседа заканчивается противоположением: «Но есть из вас некоторые неверующие». Противоположение — по признаку веры: Отцу противополагается предатель (6:64), о котором будет сказано через несколько стихов, что он — диавол (6:70). Это говорил Господь об Иуде Симонове Искариоте, зная, что тот хотел предать Его, будучи один из двенадцати. Евангелист Иоанн в конце беседы ставит нас перед фактом разделения в среде учеников.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!