Роль науки как фактор социально-экономического развития государства. Взаимосвязь науки и инноваций. Условия и побудительные мотивы инновационной деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Роль науки как фактор социально-экономического развития государства. Взаимосвязь науки и инноваций. Условия и побудительные мотивы инновационной деятельности

2017-10-07 314
Роль науки как фактор социально-экономического развития государства. Взаимосвязь науки и инноваций. Условия и побудительные мотивы инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль науки как фактор социально-экономического развития государства. Взаимосвязь науки и инноваций. Условия и побудительные мотивы инновационной деятельности

Если у общества появился потребитель, то оно продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Наиболее велика роль ученых в проведении фундаментальных исследований. В то же время превращение достижений фундаментальной науки в осязаемое достижение отдельного государства или прибыли конкретного предприятия требует больших затрат и связано с большим риском. При этом следует иметь ввиду, что результаты фундаментальных исследований доводятся до сведений научной общественности и доступны всему миру. Ими может воспользоваться любой, но преимущество получит тот, кто располагает большими возможностями для реализации новых знаний. Поэтому не следует преувеличивать роль фундаментальных исследований в экономике малых государств, к которым и относится РБ,

Боле полезно обращать результаты чужих исследований в собственное благо, чем и занимаются многие крупные западные компании.

Только прикладные исследования, направленные на решение простых задач развития техники, технологии при определенных условиях могут привести к значительному социально-экономическому процессу.

Факторы, негативно влияющие на инновационную политику государства:

- преувеличение роли науки и тем более фундаментальной

- преувеличение роли техники

Достижение политических целей государством может оказать как положительное (атомная энергетика, ракетно-космическая техника, компьютерная техника), так и отрицательное влияние на развитие науки (препятствие развития астрономии в средние века и кибернетики в СССР)

В современный период человечество характеризуется все более широким использованием достижений науки для решения экономических проблем.


Технологические уклады: понятие, характеристика, влияние на экономический рост

В результате систематизации исторических вех развития техники и технологии ученые выявили периоды продолжительностью примерно пол века, характеризующиеся совокупностью определенной техники и технологии.

Период Наиболее характерный признак периоду Ведущие особенности образования и науки Важнейшие типы коммуникации Типичные источники энергии Характерный продукт
1) 1780-1840 Фабричное производство текстиля Обучение на рабочем месте, университетское научное сообщество Каналы, грунтовые дороги вода Хлопок
2) 1840-1890 Паровой период Массовое начальное образование, начальное инженерное образование Железные дороги, телеграф пар Уголь, железо
3) 1890-1940 Электрический привод Начальное исследование на предприятиях, начало стандартизации Железные дороги, телефон электричество сталь
4) 1940-1990 Двигатели внутреннего сгорания, синтетические материалы Массовое высшее образование, широкое развитие исследований на предприятии Авто- и авиасообщения, радио и телевидение нефть Нефть, полимеры
5) 1990- настоящее время Компьютеры, гибкое производство Интеграция образования, глобальные сети Информационные сети, интернет Газ, нефть Микроэлектроника

Эти периоды называются длинными волнами или технологическими укладами. Каждому периоду присуще специфическая инновационная система, характеризующаяся источниками, направлениями и путями развития инновации.

Современный период характеризуется признаками:

- доминирование электроники, информатики, телекоммуникаций

- повышение гибкости производства, снижение материало- и энергоемкости производства, экологические нагрузки предприятия

- интеграция образования, исследований на международном уровне с использованием информационных технологий

- повышение роли государства в инновационном процессе

Классификация инноваций

1. Классификация по объектам иннов., месту расположения и степени новизны. В зависимости от вида обьекта:

ü Предметная инновация (новые матер. ресурсы, сырье)

ü процессная инновация (новые услуги, произв. процессы)

По месту в системе п/п:

ü инновации на входе (новые материальные ресурсы, информация)

ü иннов. внутри системы (новые полуфабрикаты, технол. процессы)

ü иннов. на выходе (новые продукты, услуги, процессы)

В зависимости от степени новизны:

ü радикальные(баз) — новый продукт на основе изобретения-пионера;

ü улучшающие — на основе изобретения улучшающего изоб. пионера;

ü модификационные – новый продукт на основе рацпредложения.

Изобретение — новое или облад. существенными отличиями техническое решение практ. з-чи в люб. обл. хозяйствования. Изобретение пионер — выдающееся изобретение, кот. предшествовали протатипы. Открытие — установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей. Рациональное предложение — техн. решение, обладающее относ. новизной. Наиболее эффект. явл. радикальные инновации, частота их появл —1-2 в 40-50 лет.

2. Классификация с учетом сфер деят. п/п:

· производственные (новые технологии, институты образования)

· торговые (новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара)

· соц-ые (новый способ разрешения соц. конфликтов)

· управленческие (новые с-мы управления, способы планирования)

3. Классификация в зависимости от характера использования:

§ потребительские инновации (для уд. личных потребностей)

§ производственные (направлены на увеличение эк. эффекта)

4. Классификация по иерархическим уровням организации:

o инновации в ВЭД

o для внутрифирменного уровня — инновации в производственных процессах, структуре организации

o для персонального управления — инновации в технике личного труда, методах построения деловой карьеры

Класс. по типу эфф-а использования: обеспеч. научно-технический эффект, эк. эффект, экологический, интегральный, соц.

5. класс. по форме представления идейной сути: открытия, изобретения, ПМ, промышленные образцы, ноу-хау, техн. документация

Псевдоинновации — незнач. видоизменение продукта и технолог. производств не оказывающих существенное влияние на их свойства и параметры.


Рынок инноваций

Рынок инноваций – собственно рынок товаров и услуг.

Для победы в конкурентной борьбе на рынке инноваций большое значение имеют 3 фактора:

1) Активная инновац. стратегия;

2) Привлечение достаточного объема инвестиций;

3) Эф-ная маркетинг. дея-ть;

Сущ-ют 2 стратегии «вторжения» нового продукта на потребител. рынок:

· Программируемое внедрение, когда потребитель приспосабливается к новшеству;

· Адаптивное внедрение, когда в инновацию вносятся изменения, чтобы она б. принята потребителем.

 

 

Гос. инновац. инвестир-е.

Методы реализ. финн. мех-ов гос.:

1)сист-ма администрат-но- ведомственных методов(финансир-е осущ-ся не единым госуд. центром, а мн-ом ведомств).

2) сист-ма прогр.-целевых методов(финанс-ю подлежит конкр. инновац. прогр и проекты, значит. доля кот-х вып-ся частными научно-исследов. учреждениями и промыщл. фирмами. Финансир. таких прогр. и проектов м. осущ-ся со стор госуд и не госуд. стр-р).

Вар-ты прогр-целев. систем:сист субсидий; Сист. институциональных прогр-м; сист. кооперативных внедренческих прогр.

Виды сист. субсидий: 1) исследоват-кие- для провед-я фундаментальных исследований, носят краткосрочн. хар-ер (не > 2-х лет) или сравнит. небольшой размер. 2)вспомагат-е – выдел. с целью ускорить фунд. исследов-я и повысить их эфф-ть (субс. на научное оборуд-е, на повыш-е квалифмкац. спец-ов, на институциональное исследов-е, на образов-е в нов. областях науки и техники, где отсутств. спец-ты соотв. профилей).

3)внедренческие(выдел. для пром-го освоения и комм. реализации практич-ки важн. рез-ов, получ. в ходе вып-я фундаментальн. исследований, в рамках инновац. программ и проектов). Они дел-ся на: стартовые субсидии; подготовит-е субс; пусковые субс.

Инновац прогр. и проекты превращ. в субъекты финансир-я, т.е. сами стан-ся владельцами распорядителями финн. средств и выступ в роли финансирующих инстанций.

Инстит. прогр-предст. особ. рода учреждения/институты (В отлич. от научн. орг-ции не имеет штатного НИ персонала и собств. матер-техн. базы; облад. собств. ден. фондом и грганизационно-управленч. аппаратом).

Сист-ма корпорат-но внедренческих прогр. формир-ся на основе партнёрств, созд-ых корпорац. для реш-я крупных и важных непроизводственных проблем. Возн. как-прав. на стыке разных НТ напрвл-й, когда треб-ся взаимод-е разн. пром. областей.

Орг-ные формы иннов-й деят-ти (ИД)

1. Научно-исслед-е институты (НИИ).

Подраздел-ся по пр-ку ведомственной принадлеж-ти: академические, университетские, отраслевые, межотраслевые, международные

НИИ имеют исслед-кую и проектную напр-ть. Наиб. под-ка НИОКР в универах США, в то вр. как в Европе они рассм-ся только как учебная орг-ция.

2. Произв-ная орг-ция – предпр-е, заним-ся разраб-й и пр-вом иннов. пр-ции. Выдел.: научно-техн. фирмы и консультационно-экспортные.

Их задачи: технич-е и технол-е проектир-е, реклама, переводные услуги, обучение и подбор спец-тов, прогн-е рынков, оценка и техн. обосн-е.

3. Лизинговая фирма.

Осущ-т оперативный (3-5 лет) и фин-й (10-15 лет) лизинг.

4. Венчурная фирма.

5. Инновац-е бизнес инкубаторы.

6. Научно-техннол. парки (технопарки) – объед-я наукоемких фирм или их подраздел-й, кот. групп-ся вокруг крупных научных центров (НИИ).

Задача: обеспечить связь фундамент-х и прикладных исслед-й, моб-ция труд. и мат-ных рес-ов, продвиж-е наукоемких тов-в на экспорт.

Технопарки требуют больших объемов инв-ций: в землю, здания, операт-е упр-е и маркетинг. Ист-ки финн-я: доходы от собств-й деят-ти, бюджетные ср-ва, взносы учредит-лей, кредиты банков.

7. Технополис – спец-й террит-но замкнутый научно-произв. Комплекс, в кот. объед-ся научно-исслед-я деят-ть, наукоемкое пр-во, подготовка кадров, необход-х для ф-цион. данного комплекса.

8. Центры транспорта технологий.

Созд-ся для ускор-я пр-са передачи технологий из сферы разраб-ки в сферу практ. исп-я, идентиф-я обмен м/д науч. Орг-циями и пром-мы предпр-ми. Данные центры м.б. как самост-й орг-цией, так и м. входить в состав технопарков.


Источники финансирования ИД

Определяются льготы по НДС, Pr и обязательным платежам в республиканские и местные бюджеты, действуют для научных организаций, функционирующих на территории РБ.

В то же время специфика налогообложения в РБ такова, что обсалютные отчисления в бюджет доходов от научных организаций даже выше, чем в промышленном секторе.


52. Налогообложение в инновационной деятельности: национальная практика и зарубежный опыт.

Для научных орг-ций, функционир-х на тер. РБ, действуют опр-ные льготы по НДС, нал.на приб.и обязательным платежам в респ.бюджет. Спец-ка налогооблож.в РБ такова, что абсолютные отчисления в бюджет доходов от науч.орг-ций даже выше чем от пром.сектора.(дальше с интернета).

Основной составляющей расходов научных и инновационных организаций, достигающей 70% и более, являются расходы на оплату труда, обусловливающие соответствующий размер социального налога. Деятельность научных учреждений предполагает создание добавленной стоимости и начисление соответствующего налога. Наличие у научных организаций дорогостоящего наукоемкого оборудования обусловливает значительную долю в совокупных налоговых выплатах налога на имущество. Однако в современной практике налогообложения научно-инновационной деятельности в Беларуси пока преобладает фискальная направленность и не учитывается специфика научно-технических организаций и инновационных фирм.

В рамках реализации налоговой составляющей инновационной политики важнейшую роль должны играть налоговые льготы, большая часть которых в ведущих в экономическом отношении государствах мира ориентирована на содействие реализации достижений научно-технического прогресса. При этом концепция соответствующего налогового стимулирования связывается с активизацией частной инициативы и предпринимательства через рыночные регуляторы.

Налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности. Налоговое стимулирование реализуется через использование определенных методов налогового регулирования. Ими следует считать меры по предоставлению субъектам экономических отношений имущественных или иных преимуществ при выплате ими налогов.

Исходя из этого, можно выделить следующие методы налогового стимулирования: уменьшение налоговых ставок или полное освобождение субъектов от уплаты налогов; установление «налоговых каникул» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; применение льготных режимов налогообложения; установление упрощенной системы налогообложения; использование вычетов определенных затрат из налогооблагаемой базы; применение изъятий отдельных объектов из числа налогооблагаемых; разрешение переноса убытков организации на будущие периоды; применение ускоренной амортизации; предоставление инвестиционного налогового кредита; использование моратория на изменение условий налогообложения.


53. Финансирование инноваций в Республике Беларусь. (с интернета)

Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности.

Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует чётко выделить направления финансирования из бюджетных средств. Учитывая сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы и инновационные проекты. Кроме того, государство должно финансировать программы по созданию в республике элементов инновационной инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для инновационной деятельности, участии белорусских предприятий в выставках, ярмарках. Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

Вложение средств в инновационные проекты является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого вопроса, это - создание венчурных либо страховых фондов.

Венчурные фонды могут формироваться за счёт средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.

Страховые фонды должны создаваться для снижения рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При этом средства фондов могут формироваться за счёт средств, включаемых в себестоимость продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться в повышенном размере.


ОИС в составе НМА

НМА – это группа активов предпр, не имеющих матер-веществ. содержания и хар-ющихся долговрем.исп-нием в хоз. обороте предпр, спос-тью приносить доход.

НМА – права,возникающие из:

´ патентов на изобретение, полезные модели;

´ свид-в на тов.знак, фирм.наимен;

´ прав на ноу-хау, прогр-м для ЭВМ;

´лиценз.договоров на исп-ние указ-х объектов ИС и из договоров на покупку прав;

´ договоров на произв-ния науки, литер-ры;

´ права польз-ния прир.ресурсами.

Вкл-ние ОИС в состав НМА предпр. влияет на:

∙оценку баланс., страх., ликвид-ной и др.форм ст-ти;

∙возможность перераспред-ния ст-ти отд-х видов активов, т.е. позволяет изменить стр-ру пр-го капитала за счет у↑-ния доли НМА, ст-ти прод.

Процесс коммерц-ции ОИС вкл-т:

- предварит оценку ст-ти;

- постановка на бух.учет и вкл-ние в состав имущ-ва предпр;

- налаживание собств-го пр-ва и выход на рынок.

ОИС,как НМА,м.б. получены путем:

А) созд-я в рез-те вып-ния НИОКР;

Б) приобретения у правообладателей;

В) безвозмездной передачи;

Г) внесения в уставной фонд вновь создаваемых субъектов хоз-ния при слиянии или поглощении.

 


Роль науки как фактор социально-экономического развития государства. Взаимосвязь науки и инноваций. Условия и побудительные мотивы инновационной деятельности

Если у общества появился потребитель, то оно продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Наиболее велика роль ученых в проведении фундаментальных исследований. В то же время превращение достижений фундаментальной науки в осязаемое достижение отдельного государства или прибыли конкретного предприятия требует больших затрат и связано с большим риском. При этом следует иметь ввиду, что результаты фундаментальных исследований доводятся до сведений научной общественности и доступны всему миру. Ими может воспользоваться любой, но преимущество получит тот, кто располагает большими возможностями для реализации новых знаний. Поэтому не следует преувеличивать роль фундаментальных исследований в экономике малых государств, к которым и относится РБ,

Боле полезно обращать результаты чужих исследований в собственное благо, чем и занимаются многие крупные западные компании.

Только прикладные исследования, направленные на решение простых задач развития техники, технологии при определенных условиях могут привести к значительному социально-экономическому процессу.

Факторы, негативно влияющие на инновационную политику государства:

- преувеличение роли науки и тем более фундаментальной

- преувеличение роли техники

Достижение политических целей государством может оказать как положительное (атомная энергетика, ракетно-космическая техника, компьютерная техника), так и отрицательное влияние на развитие науки (препятствие развития астрономии в средние века и кибернетики в СССР)

В современный период человечество характеризуется все более широким использованием достижений науки для решения экономических проблем.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.