Занятие 9. Техническое творчество. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Занятие 9. Техническое творчество.

2017-10-07 262
Занятие 9. Техническое творчество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Особенности технического и научного творчества. Понятие инженерно-технической рациональности.Цель и структура научно-технического творчества.

2. Понятие технической проблемы, ее обусловленность потребностями общества. Постановка технической проблемы и поиск подходов к ее решению.

3. Феномен изобретения и открытия. Соотношение субъективного и объективного, новаторства и традиции в техническом творчестве.

4. Методика организации творческой стратегии инженера-изобретателя. П.К. Энгельмейер о творчестве в технике, изобретательском поиске и его особенностях. Теория решения изобретательских задач Г.С. Альшуллера.

Литература

 

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Мн.: Беларусь, 1994. – 479 с.

3. Буш, Г.Я. Рождение изобретательских идей /Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 2007.–126 с.

4. Морозов, А.П. Методы научно-технического творчества: Учебное пособие / А.П. Морозов, А.П. Коптев. - Магнитогорск: Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова, 1999.- 240 с.

5. Мюллер, И. Эвристические методы в инженерных разработках / И. Мюллер. – М.: Радио и связь, 2008. – 144 с.

6. Френкель, В.Я. Эйнштейн – изобретатель / В.Я. Френкель, Б.Е. Явелов. – М.: Наука, 1982. – 160 с.

7. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. –М.: Либроком,2010.-. 208 с.

 

Занятие 10. Проблемы научно-технического прогресса.

1. Научно-техническая политика современных государств и проблема управления научно-техническим прогрессом. Инновационное развитие и высокие технологии.

2. Возможности прогнозирования социальных, экономических и экологических последствий технического развития. Комплексный характер социальной оценки техники и технических проектов.

3. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития как методологическое основание разработки технических проектов. Необходимость гуманизации и экологизации современной техники.

Литература

 

1. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 416 с.

2. Корнилов, И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство / И.К. Корнилов. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996. – 159 с.

3. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

4. Мирский, Э.М. Научная политика XXIвека: тенденции, ориентиры и механизмы /Э.М. Мирский, П.М. Барботько, В.В. Борисов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.pandia.ru/803205/

5. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность /В.П. Старжинский, В.В. Цепкало. – Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.- 327 с.

6. Тодосийчук, А.В. Наука как фактор социального прогресса и экономического роста/А.В. Тодосийчук.– М.: НИИЭНиО, 2005.–428 с.

7. Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» № 899 от 7 июля 2011г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www. kremlin.ru/news/11861/

Самостоятельная работа студентов

В соответствии с программой курса предусмотрен большой объем самостоятельной работы по изучению материала. Основные формы самостоятельной работы студентов:

1. Изучение источников в ходе подготовки к семинарским занятиям и анализ вопросов плана обсуждения темы.

2. Самоподготовка студентов к промежуточном и итоговому контролю знаний.

3. Выполнение исследовательской работы в форме доклада, статьи или реферата по одной из тем. В работе необходимо раскрыть суть проблемы, показать актуальность ее решения. Важно проанализировать не только теоретические материалы, но и практические аспекты проблемы, постараться привести свои примеры.

Примерные темы исследовательских работ

(доклад, статья, реферат)

1. Наука и вненаучные формы знания.

2. Научное знание и заблуждение.

3. Понятие научной картины мира.

4. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания (на примере отдельных направлений).

5. Продуктивность и эффективность научной деятельности, способы их измерения и оптимизации.

6. Наука как основа инновационной системы современного общества.

7. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

8. Главные изменения в подходе к научной политике в XXI в.

9. Мотивация деятельности ученого.

10. Проблемные ситуации в науке. Постановка проблемы, подходы к ее решению.

11. Роль гипотезы в научном поиске.

12. Метод моделирования в научно-техническом исследовании.

13. Природа и технология в современной научно-технической кар­тине мира.

14. Основные закономерности развития техники.

15. Границы преобразования природы посредством техники, пре­делы расширения техносферы.

16. Техни­ческое знание в системе культуры.

17. Специфика методов научно-технического исследования (на примере отдельных технических дисциплин).

18. Возникновение проблемных ситуаций в технических науках.

19. Фундаментальные и прикладные исследования в структуре научно-технического знания.

20. Инновационный потенциал технических наук и социально-экономические проблемы его реализации.

21. Роль интуиции и воображения в научно-техническом творчестве.

22. Роль и место эвристики в научно-техническом творчестве.

23. Этические вопросы научно-технического творчества.

24. Техническая задача и ее реше­ние как форма творчества (анализ примеров из отдельных технических дисциплин).

25. Особенности творческого мышления инженера в процессе создания новой техники.

26. Теория решения изобретательских задач Г.С. Альшуллера.

27. Теория технического творчества П.К. Энгельмейера.

28. Экологизация техники и развитие экологических технологий.

29. Гуманизация техники и технологии.

30. Культурно-исторические особенности становления инженерии в России.

31. Особенности инженерного проектирования в строительстве.

32. Специфика инженерно-строительного образования в XXI в.

33. Инженерная этика. Этические кодексы профессиональных инженерных сообществ.

34. Архитектура и строительство как форма технического творчества.

35. Социально-экологическая экспертиза инженерных проектов.

36. Проблема комплексной оценки технических проектов.

37. Критерии научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.

38. Технические эксперты и общественность в оценке научно-технических и хозяйственных проектов: проблемы коммуникации.

Вопросы к итоговому контролю знаний

1. Наука в системе культуры. Оценка роли науки в современном мире: сциентизм и антисциентизм.

2. Понятие науки. Наука и другие формы познавательной деятельности (мифология, искусство, религия, обыденное познание).

3. Философия и наука. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.

4. Особенности научного познания. Основные критерии научности знания.

5. Становление и развитие науки: основные исторические этапы.

6. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки. Смена типов научной рациональности.

7. Проблема систематизации и классификации наук. Специфика естественнонаучного, социогуманитарного и научно-технического знания.

8. Структура и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

9. Динамика научного знания (модели развития науки: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд). Традиции и революции в науке.

10. Проблема классификации наук. Взаимосвязь естественных, социогуманитарных и технических дисциплин в системе научного знания.

11. Философия техники как особая область философского знания.

12. Понятие техники. Сущностные характеристики техники.

13. Исторические этапы и закономерности развития техники. Обусловленность технического развития природными и социальными факторами.

14. Специфика технического знания и технических наук. Объект и предмет технических наук.

15. Структура научно-технического знания. Эмпирические и теоретические исследования в технических науках.

16. Техническая и инженерная деятельность. Основные виды и формы инженерной деятельности.

17. Становление и развитие инженерной деятельности. Связь инженерии и науки. Отличие научного и инженерного стиля мышления.

18. Инженерная этика. Проблема социальной ответственности инженера в современном мире.

19. Особенности технического и научного творчества.Цель и структура научно-технического творчества.

20. Феномен изобретения и открытия. Соотношение субъективного и объективного, новаторства и традиции в техническом творчестве.

21. Место и роль техники в системе в системе производительных сил общества.

22. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.

23. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.

24. Доминанта техногенного фактора в современном обществе. Техницизм и технофобия в футурологических проектах будущего человечества.

Список основной литературы для самоподготовки

1. Барышев, М.А. Философия техники: учеб. пособие /М. А. Барышев, В.П. Каширин, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007.- 156 с.

2. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 416 с.

3. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учеб. для вузов/ В.Г. Горохов. – М.:Гардарики, 2009. - 336 с.

4. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учеб пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.

5. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

6. Митчем, К. Что такое философия техники?/К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 149 с.

7. Негодаев, И.А. Философия техники: Учебное пособие /И.А. Негодаев. – Ростов н/Д: «Центр ДГТУ», 1997. – 562 с.

8. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

9. Основы философии науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.

10. Розин, В.М. Философия техники /В.М. Розин.- М.:Изд-во Эксмо, 2001.- 512 с.

11. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность /В.П. Старжинский, В.В. Цепкало. – Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.- 327 с.

12. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

13. Черникова, И.В. Философия и история науки: Учебное пособие/ И.В. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 352 с.

14. Черняк, В.З. История и философия техники/В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2014. – 572 с.

15. Чешев, В.В. Техническое знание/ В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 267 с.

16. http://www.philosophy2.ru/iphras/library/filtech.html

17. www.bibl.nngasu.ru/.../ philosophy /4581_ Gryaznova _Fil_voprosy_teh.p...

 

Содержание

Ведение……………………………………………………….3

Тематическая программа курса………………………….4

Планы семинарских занятий……………………………..8

Самостоятельная работа студентов…………………….16

Примерные темы исследовательских работ

(доклад, статья, реферат)……………………………….16

Вопросы к итоговому контролю знаний………………18

Список основной литературы для самоподготовки…20

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.