Отрасли науки и основные научные направления — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Отрасли науки и основные научные направления

2017-10-07 311
Отрасли науки и основные научные направления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в институте в течение 2015 г. проводилось по следующим областям знаний, соответствующим образовательным программам, реализуемым в рамках УГН: Искусство и культура, Образование и педагогические науки, Науки об обществе, Инженерное дело, технологии и технические науки, Гуманитарные науки.

Творческая специфика вуза определила отрасли науки, которые стали базовыми для осуществления прикладных и фундаментальных исследований в сфере педагогической теории, педагогики досуга, культуры и искусства:

13.00.00 Педагогические науки;

17.00.00 Искусствоведение.

В рамках каждой отрасли наук в означенный период сложились научные направления, на основе которых сформировались научные и творческие школы (Таблица 2).

 

Таблица 2

Соответствие научных направлений отраслям наук, соответствующим образовательным программам, реализуемым в рамках УГН

    Научные направления Отрасли науки (по номенклатуре специальностей научных работников), соответствующие образовательным программам, реализуемым в рамках УГН. Научные школы  
13.00.00 Научное направление: Развитие социокультурных процессов в трансграничной области Большого Алтая и Сибири: история, теория, технологии, практика* Педагогические науки Научная школа: Поликультурный подход в образовании и культурной сфере
Научная школа: Педагогические аспекты проектно-технологического комплекса социально-культурной деятельности
Творческая школа: Профессиональная подготовка хореографа: методы и инновационные технологии
17.00.00 Научное направление: Художественная культура, искусство и художественное образование народов Сибири и трансграничного региона Большого Алтая* Искусствоведение Творческая школа:Выявление и развитие творческой индивидуальности студента

 

Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в институте в 2015 г. велось на базе научных и творческих школ, а также 15 выпускающих кафедр, научные темы которых входят как составляющие в два общие научные направления вуза. Осуществление модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности вуза в 2015 г. было связано с изучением развития культуры Сибирского региона и трансграничных территорий, пропагандой художественного наследия этнокультур, а также с проблемами развития художественного образования и направлено на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов по образовательным программам, реализуемым в рамках УГН(C).

Научные и творческие школы АГИК интегрировали область основных научных изысканий преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов вуза с учетом федеральных, региональных и муниципальных социально-культурных приоритетов и особенностей подготовки специалистов по программам высшего образования для сферы культуры и искусства.

Научные и творческие школы вуза являются действенными механизмами претворения в жизнь программного для Российской Федерации документа – Основ государственной культурной политики (Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г), а также на практике способствуют устранению проблем, решение которых легло в основу государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (постановление Правительства РФ № 1493 от 30 12 2015 г.).

Работа научных школ в 2015 году была направлена на создание системы подготовки научных кадров, а также сбор и обоснование информационных, научно-методических и других специальных ресурсов с целью максимально эффективного осуществления образовательной, научно-методической, воспитательной деятельности в вузе. Необходимо отметить отчетливую ориентацию научных исследований и творческих проектов школ на социальный заказ, тесную связь с экономической и социокультурной жизнью региона, о чем свидетельствует анализ деятельности научных и творческих школ АГИК за 2015 г.

Научная школа «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» (руководитель – В.И. Матис, д.п.н., профессор) объединила в своем составе 3 доктора наук из АГИК, 6 кандидатов наук, доцентов, 5 аспирантов и соискателей, магистров и студентов различных факультетов, а также ученых других вузов региона и ближайшего зарубежья. Усилия представителей школы были направлены на консолидацию труда ученых для решения проблем поликультурного образования, воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения, подготовки молодежи к интеграции в многонациональное общество.

В рамках школы в отчетном 2015 году защищено три кандидатских диссертации сотрудниками других образовательных организаций: Д.П. Ананиным (Барнаул, Россия), Я.В. Измеровой (Барнаул, Россия), С.Т. Ускенбаевой (Караганда, Казахстан). С целью развития научного потенциала АГИК В.И. Матисом осуществлялось научное руководство работой аспирантов, в результате которого планируется защита кандидатской диссертации Е.В. Багировой летом 2016 года, предзащита А.Н. Сингача и Т.С. Костиной – осенью 2016.

В рамках школы осуществляется научное сотрудничество с вузами (АлтГУ, АлтГПУ, АлтГТУ, а также вузами Белоруссии, Казахстана, Монголии, Кыргызстана и др.) на основе участия в работе диссертационных советов в разнообразных формах: участие в составах диссертационных советов (на постоянной и разовой основах) – 3 чел. (В.И. Матис, Б.А. Федулов, Н.С. Серегин); оппонирование кандидатских и докторских диссертаций – 5 дисс.; выполнение функций ведущей организации – 3 дисс.; представление внешних отзывов – 10 отзывов.

Эффективность исследований и признание коллектива научной школы на региональном, российском и международном уровнях, подтверждаются следующими показателями:

а) коллектив школы участвовал в организации и проведении 6 международныхи и всероссийских и 3-х региональных научных форумов и конференций;

б) участниками научной школы за 2015 учебный год опубликовано 14 научных статей в журналах, включенных в перечень ВАК РФ;

г) по направлению научной школы коллективом издано 4 монографии и учебных пособия, одно из которых «Культура межнационального общения» получило диплом на выставке «Университетская книга – 2015»;

д) сторонники школы выступали в качестве экспертов и рецензентов в научных журналах, фондах, программах, оппонировании диссертаций: подготовлено и отправлено 15 рецензий, экспертных оценок на различные проекты и гранты.

е) наши коллеги являются членами редакционных коллегий и редакционных советов научных журналов: «Сибирский педагогический журнал», «Мир науки, культуры и образования» и др.

ж) коллективом подано 15 заявок на участие в конкурсах, финансируемых программах и грантах.

Одно из направлений работы научной школы под руководством Матиса В.И. в 2015 г. было связано с изучением проблем межкультурной коммуникации в Сибирском регионе и трансграничном регионе Большого Алтая, ориентировано на исследование особенностей функционирования социокультурной деятельности этноколлективов в поликультурном обществе.

Так, в 2015 г. при использовании научных разработок научной школы Алтайский государственный институт культуры реализовал научные и творческие проекты, направленные на формирование межкультурного взаимодействия, совместно с краевыми, муниципальными образованиями, общественными организациями: Международный научно-практический семинар «Межкультурное взаимодействие: проблемы, опыт, перспективы», Краевой фестиваль национальных культур «Палитра дружбы» и др.). Совместно с Администрацией Алтайского края, Советом по этнокультурному развитию Алтайского края осуществлен научно-творческий проект «День России на Бирюзовой Катуни» (Всероссийский фестиваль традиционной культуры). В рамках фестиваля прошла Межрегиональная научно-практическая конференция, выставки-презентации этнокультурных объединений, мастер-классы, концерты.

На базе школы в 2015 году состоялось открытие Центра межкультурных коммуникаций (ЦМК), руководитель – О.С. Щербакова, к.п.н., доцент. Задачами работы центра стали проведение научных исследований по вопросам изучения, сохранения и развития этнокультурного наследия многонационального региона, оказание конкретной организационно-методической помощи этнокультурным коллективам Алтайского края, а также взаимодействие с органами краевой и муниципальной власти по вышеозначенным вопросам. Сотрудники центра, преподаватели и студенты АГИК поддерживают и организуют проведение национальных праздников в районах Алтайского края, что дает возможность более качественно и плодотворно использовать накопленный методический и исследовательский материал по воспитанию культуры межнационального общения и проводить данные мероприятия на более высоком уровне.

Результатом работы ЦМК в 2015 г стало осуществление проектов «Мы – россияне» (совместно с Союзом армян Алтайского края), «Традиции и наследство» (совместно с Украинским землячеством на Алтае); по итогам этнографической экспедиции также совместно с Украинским землячеством на Алтае был подготовлен аудиоальбом «В саду гуляла» (исполнение народных песен украинских переселенцев ансамблем «Узорье» 24 июня 2015 г.– рук. О.С. Щербакова).

Опыт работы центра показывает, что проведение фестивалей национальных культур способствует решению проблем национального и этнокультурного развития, социальной стабильности региона, формированию гражданской, национальной и этнической идентичности, этнокультурному воспитанию молодежи. Это обусловливает решение задач по повышению статуса подобных мероприятий и распространению удачного регионального опыта на федеральном и международном уровнях.

Еще одним вектором педагогических исследований в 2015 г. для ученых АГИК стала работа по изучению проблемы воспитания современной молодежи Алтая. Под руководством молодого ученого школы Е.В. Багировой, членом научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере», было проведено научное исследование прикладного характера на средства Гранта администрации г. Барнаула в области науки для молодежи «Тенденции духовно-нравственного развития и патриотического воспитания современной молодежи города Барнаула». Результаты исследования были опубликованы в изданиях, включенных в перечень ВАК, стали основой научной монографии «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи» и методических рекомендаций «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: теория и практика»

Научная школа «Педагогические аспекты проектно-технологического комплекса социально-культурной деятельности» под руководством д.п.н., профессора Г.В. Олениной состоит из представителей АГИК и насчитывает 1 доктора педагогических наук, 2 кандидатов педагогических наук, 3 аспирантов, 3 магистрантов.

В связи с этим в задачи школы в 2015 г. входило не только исследование актуальных проблем современной социокультурной действительности и внедрение научных разработок в социокультурную практику региона, но и активное наращивание своего научного потенциала, подготовка новых научно-педагогических кадров, за счет которых будет расширен состав школы. Для реализации этих задач участниками школы Г.В. Олениной в 2015 г. были опубликованы 33 научных статьи, из них в изданиях РИНЦ – 7 статей, в журналах, включенных в перечень ВАК, – 5 статей, в материалах международных и всероссийских конференций – 13 статей, в зарубежной издании (на иностранном языке) –1 статья.

Под руководством Г.В. Олениной подготовлены к предзащите в 2016 г. 2 диссертационных исследования (А.С. Фроловой и Н.П. Гекман). В качестве руководителя магистерской программы по направлению «Социально-культурная деятельность» Г.В. Оленина осуществляла научное руководство и кураторство работы 11 магистрантов.

Молодым ученым школы Н.А. Гекман был выигран и реализован грантовый проект «Этноярмарка «Возвращение к истокам». По результатам Конкурса среди научных и научно-педагогических кадров АГИК Н.А. Гекман получила звание «Молодой ученый года».

Творческая школа «Профессиональная подготовка хореографа: методы и инновационные технологии» (руководитель – Г.В. Бурцева, к.п.н., доцент) в 2015 г. была направлена на внедрение инновационных технологий научных достижений в современную хореографическую практику региона. В рамках школы были проведены семинары и курсы повышения квалификации по теме «Подготовка педагога-хореографа в контексте современных образовательных технологий», «Работа над художественным образом средствами современного танца»; подготовлено к публикации 3 учебных и учебно-методических пособия по направлению работы школы. Под научным руководством Г.В. Бурцевой студент А. Каратаев стал победителем регионального этапа V Всероссийского фестиваля науки.

Наиболее значимым проектом, реализованным в рамках школы в 2015 г. стала разработка концепции и проведение I конкурса балетмейстерских работ «Образ». Данное мероприятие, как своеобразную визитную карточку школы и вуза, планируется сделать традиционным и вывести на более высокий уровень проведения.

Творческая школа «Выявление и развитие творческой индивидуальности студента» (руководитель – Е.Ф. Шангина, к. искусствоведения, профессор, Заслуженный работник культуры РФ) в 2015 г. осуществляла научно-исследовательскую и творческую работу по следующим направлениям: «Воспитание театром с раннего возраста», «Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей абитуриента – студента – выпускника», «Мастерство театрального педагога в развитии творческого мышления и выявлении художественного дарования студента». Все данные направления реализуются в рамках концепции развития вуза как многоуровневого научно-образовательного центра подготовки специалистов культуры и искусства.

По итогам 2015 г. педагогами и студентами кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства, составляющими основу творческой школы, организовано и проведено 12 межрегиональных и региональных театральных фестивалей и проектов, посвященных 70-летию победы в ВОВ и 40-летию вуза; 8 мастер-классов для профессиональных и любительских театральных коллективов города, курсы повышения квалификации по темам «специфика работы с детским театральным коллективом», «Режиссура и актерское мастерство».

В 2015 г. в рамках школы издано 4 учебных и учебно-методических пособия, 2 буклета, посвященных 40-летию кафедры, кафедральный научно-методический сборник статей «Сценическая педагогика. Выпуск 6». Наиболее значимым в научном плане мероприятием школы стало проведение краевой научно-практической конференции, посвященной Алтайской театральной школе и развитию любительского театрального движения на Алтае в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность развития художественно-творческих способностей детей и молодежи: региональные аспекты».

Научные результаты интеллектуальной деятельности за 2015 год по основным научным направлениям показывают, что в течение означенного периода научно-исследовательская работа в АГИК являлась неотъемлемым компонентом образовательного процесса, определяющим фактором аккумуляции научного, интеллектуального, художественно-творческого опыта и его интеграции в образовательный процесс вуза в соответствии с УГН(С).

Результаты деятельности научных направлений (научных и творческих школ) представлены комплексом научных и научно-творческих видов деятельности: издание научных и творческих монографий; учебных пособий; научных публикаций в журналах, включенных в перечень ВАК; статей в реферируемых изданиях, проведение научно-практических семинаров, конференций и форумов, фестивалей международного, всероссийского и регионального уровней.

13.00.00 Развитие социокультурных процессов в трансграничной области Большого Алтая и Сибири: история, теория, технологии, практика.

Традиционно научно-исследовательская деятельность в рамках данного направления была ориентирована на проведение научных исследований и разработку научных тем в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности; изучение развития социокультурных процессов.

Педагогические аспекты проектно-технологического комплекса социально-культурной деятельности рассматривались как самостоятельные направления в данной отрасли. Особое внимание уделялось разработке методов инновационных технологий в специализированной педагогической подготовке (педагог-хореограф), а также изучению социальных процессов в современном информационном пространстве.

Ведущие ученые в данной области – д.п.н., профессор, проректор по научной работе и международным связям В.И. Матис; д.п.н., профессор Г.В. Оленина; д.с.н., профессор Л.Г. Гуслякова; к.п.н., доцент, Г.В. Бурцева. В течение 2015 года по данному научному направлению АГИК опубликовано штатными преподавателями научных и творческих монографий (в том числе в соавторстве) – 8, из них 1 – за рубежом (Мариуполь, Украина); статей в журналах, рекомендованных ВАК, – 19; статей в зарубежных изданиях – 6.

17.00.00 Художественная культура, искусство и художественное образование народов Сибири и трансграничного региона Большого Алтая. В рамках данного направления научно-исследовательская деятельность также традиционно была ориентирована на изучение проблем сохранения и развития художественной культуры народов Сибири и региона Большого Алтая. Предметом научных исследований по данной отрасли являлись закономерности развития музыкального, хореографического и театрального искусства; художественного образования в регионе, в том числе специфике функционирования многоуровневой системы художественного образования в трансграничных условиях Большого Алтая. Особое внимание уделялось изучению теоретических и прикладных аспектов интеграции историко-культурного наследия в развитие туристической сферы региона, формированию новой туристической дестинаци «Большой Алтай», а также разработке проблемы развития межкультурной коммуникации средствами искусства. Ведущие ученые в данной области – к. искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ Е.Ф. Шангина; профессор Е.В. Пляскина; д.п.н., профессор, заслуженный работник культуры РФ Н.В. Серегин; к.г.н., доцент С.В. Харламов; профессор, Заслуженный работник культуры РФ Н.В. Крючкова. За 2015 год по данной отрасли наук опубликовано штатными преподавателями научных и творческих монографий – 14; статей в журналах, рекомендованных ВАК, – 9; статей в зарубежных изданиях – 2.

За 2015 год в расчете на 100 человек научно-педагогического состава опубликовано и принято к публикации 22,4 научных статьи в журналах, включенных в перечень ВАК РФ, опубликовано статей в рецензируемых изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования – 137. Научно-педагогические работники АГИК имеют 206 цитирований в рецензируемых изданиях, включенных в РИНЦ.

По сравнению с 2014 годом в научно-исследовательской деятельности НПР АГИК в 2015 году наблюдались следующие тенденции: при уменьшении общего количества научно-педагогических работников коллективу вуза удалось сохранить стабильные результаты по количеству научных и творческих монографий (2014 г – 23 монографии, 2015 г – 22 монографии); существенно увеличилось число публикаций в РИНЦ (2014 г – 61 публикация, 2015 г – 137 публикаций), в два раза увеличилось количество публикаций в зарубежных изданиях, однако при этом уменьшилось количество публикаций НПР в журналах, включенных в перечень ВАК РФ (на 100 человек научно-педагогического состава в 2014 г. опубликовано 26,6 статей, в 2015 – 22,4 статьи). Последний факт обусловливает необходимость разработки программы по повышению и регулированию качества публикационной активности ученых АГИК со стороны структур, обеспечивающих организацию НИР в вузе.

К таковым относится, в первую очередь, отдел организации научно-исследовательской работы, а также 2 центра, 2 лаборатории и 1 научно-методический кабинет, осуществляющие программы научно-исследовательской, научно-творческой и инновационной деятельности в русле действующих в вузе научно-исследовательских направлений и тем, научных и творческих школ.

Помимо упоминаемого ранее научно-образовательного Центра межкультурных коммуникаций АГИК, это Инновационный учебно-методический концертно-продюсерский центр (ИУМ КПЦ), обеспечивающий внедрение и реализацию на практике научных и творческих разработок АГИК. Так, при непосредственном участии ИУМ КПЦ и студенческого профкома вуза был реализован региональный проект «Образовательная площадка «Проблемы освещения деятельности молодежных организаций в СМИ и способы их решения», участником которого стали более 100 представителей молодежных организаций Алтайского края.

Деятельность научно-исследовательской лаборатории «Культурное наследие Алтая», организованной в 2014 г., была направлена в 2015 г. на поддержку исследований молодых ученых в области музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия региона.

Лабораторией организована и проведена Межрегиональная научно-практическая интернет-конференция «Информационные ресурсы и историко-культурное наследие регионов». В ней приняли участие более 30 молодых ученых из Алтайского края, Кемеровской области, Республики Якутия, Республики Алтай, г. Ярославля, г. Казани. В рамках работы конференции участниками были обсуждены актуальные вопросы сохранения и презентации историко-культурного наследия России. Итогом проведения конференции стала подготовка сборника материалов конференции «Информационные ресурсы и историко-культурное наследие регионов».

На базе лаборатории в 2015 г. был организован и проведен «Круглый стол: Школьные музеи и вузы: перспективы и формы сотрудничества» под руководством НПР кафедры музеологии и документоведения (Витовтова Г.И., к.и.н., доцент, Шорина Д.Е., к.культурологии, доцент кафедры, Чернова А.А., преподаватель кафедры). Участниками Круглого стола стали руководители ведущих школьных музеев г. Барнаула. В рамках «Круглого стола» были выявлены проблемы в работе школьных музеев и определены перспективы сотрудничества Лаборатории, кафедры музеологии и документоведения с руководителями музейных учреждений Алтайского края в сфере изучения наследия края, оказание методических консультаций для заведующих и сотрудников муниципальных, отраслевых музеев региона.

Данное мероприятие проведено в рамках реализации проекта «Педагогический образовательный семинар «Школы, музеи, вузы. Музеи образовательных учреждений в современном информационно-культурном пространстве» (с 2013 г. по 2017 г.).

В 2015 году И.В. Куприяновой было подготовлено учебное пособие «Краеведение», в котором также обобщены данные исследования в сфере сохранения и презентаций историко-культурного наследия.

Деятельность лаборатории направлена на проведение совместных исследований с другими кафедрами. С кафедрой информатики (Л.А. Гриневич, к.п.н., доцент кафедры) подготовлена и подана заявка на грант «Православная инициатива».

Научная деятельность лаборатории в 2015 г. направлена на привлечение студентов, обучающихся по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», к систематической научно-исследовательской работе. Исследовательская деятельность студентов находит отражение в докладах, подготовленных для выступления на научно-практических конференциях (городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь-Барнаулу», международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Инновационные технологии в гуманитарной сфере», 26 февраля 2015 года). Такая работа способствует накоплению теоретического, методологического, эмпирического опыта обучающимися в проведении исследований.

Деятельность научно-практической лаборатории кафедры социально-культурного сервиса и туризма в 2015 г. была ориентирована на практическую реализацию и апробацию результатов фундаментального научного исследования 2014 г. «Научные основы интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма. На примере Алтайского края». С этой были разработаны и проведены конкурс научных работ обучающихся общеобразовательных учреждений «Краеведение и туризм» (72 участника), а также совместно с Алтайской региональной ассоциацией туризма (АРАТ) II -ой Сибирский съезд экскурсоводов (87 частников). Педагоги и студенты кафедры представили свои научно-практические наработки на следующих мероприятиях: XVII Конгресс Европейской Федерации туристических гидов (Москва, ноябрь 2015 г.), Расширенное заседание «Проблемы и перспективы создания единого туристического пространства стран ШОС и СНГ» в Торгово-промышленной палате РФ (г. Барнаул, 28 апреля 2015 г.), Конференция-семинар с международным участием в рамках программы «Сеть региональных центров по туризму» - «Развитие туристской дестинации: механизмы, проблемы и перспективы» (Барнаул, 14-16 мая), Международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ-2015» (Москва, март 2015 г.), Международный туристский форум «VISIT ALTAI» (Белокуриха, апрель 2015 г.), V Региональная молодежная научно-практическая конференция (с международным участием) «Туризм на Алтае глазами молодых исследователей» (29 апреля 2015г.) и др.

В 2015 г. зав. кафедрой социально-культурного сервиса и туризма к.г.н., доцент кафедры С.В. Харламовым подготовлено учебное пособие «Туристское регионоведение. Алтайский край», значимость которого признание только педагогическим, но и профессиональным сообществом. По результатам участия в конкурсе «Лидеры туриндустрии Алтайского края-2015» С.В. Харламов занял второе место в номинации конкурса «За личный вклад в развитие внутреннего и въездного туризма и активное продвижение туристского продукта Алтайского края: персона года».

В рамках деятельности научных школ АГИК «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» и «Педагогический потенциал проектно-технологического комплекса СКД», а также в рамках научно-образовательного процесса АГИК научно-методический кабинет кафедры социально-культурной деятельности в 2015 г. обеспечивал изучение и анализ теоретико-методологических подходов в социально-культурной деятельности; анализ научной, научно-методической литературы для ППС в контексте научного направления кафедры и школ; проведение методологических и методических консультаций студентов для работы над магистерскими диссертационными исследованиями, анализ и обобщение научного материала с целью стимулирования разработки оригинальных научных предложений и научных идей, инновационных творческих и научных проектов.

Данные структуры в течение 2015 года представляли собой значимые творческо-экспериментальные базы для развертывания научных исследований; развития концертно-исполнительской, художественно-творческой деятельности; способствовали реализации компетентностной модели образования на базе АГИК, интеграции научных наработок в социокультурное пространство региона.

Важнейшими факторами обеспечения качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности НПР АГИК в 2015 г. стала работа издательства и научной библиотеки (НБ) вуза. Так, сотрудники последней обеспечивали информационное сопровождение исследовательской деятельности, в том числе была продолжена традиция создания биобиблиографических указателей, посвященных деятельности крупных ученых АГИК и подготовлена работа, посвященная д.п.н, профессору В.И. Матису. Для обеспечения эффективного функционирования информационной среды вуза сотрудниками НБ АГИК был разработан ряд проектов для ФЦП «Культура России»: «Региональная (с международным участием) научно-практическая конференция «Библиотека в социокультурном пространстве региона», «Создание электронного полнотекстового ресурса «Имя в культуре Алтайского края: галерея портретов выпускников и преподавателей Алтайского государственного института культуры» (пресс-клиппинг)», «Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования», «Пополнение электронной библиотеки электронными изданиями по направлению «Культура и искусство», организация доступа к Национальной электронной библиотеке, организация доступа к электронным библиотечным системам».

Издательская деятельность АГИК в 2015 г., юбилейном для вуза, была отмечена достаточно высокой активностью и плодотворностью. В рамках осуществления научно-исследовательской и научно-творческой деятельности педагогами и сотрудниками вуза, а также в рамках взаимодействия АГИК с партнерами различного уровня и выполнения госзадания по разделам «Работа по созданию кино-, фото-, аудио-, мультимедийной, печатной, в том числе учебной, нотной продукции в результате образовательного процесса для последующего использования в образовательной деятельности», «Методическая работа в установленной сфере деятельности: подготовка и выпуск социально-значимых изданий, разработка программ, методик, переиздание книг, имеющих воспитательное и просветительское значение», в 2015 г. созданы 22 научные и творческие монографии (из них 8 научных и 14 творческих), 28 учебных и учебно-методических пособия (в 2014 г. – 27 пособий). Также был подготовлен ряд юбилейных изданий, посвященных 40-летней научной и творческой деятельности вуза в целом и отдельных его подразделений.

Результаты научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава АГИК регулярно отражаются в кафедральных сборниках. В 2015 году было выпущено 4 сборника научных работ кафедр и подготовлен к изданию очередной номер «Ученых записок» (за 2015 г.). В 2015 году был получен международный номер периодических изданий ISSN для «Ученых записок», что позволило начать работу по переводу издания в статус научного журнала.

Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования» (свидетельство о регистрации № ПИ 77-14649 в международном издательском центре Centre International de TISSN 20 ruc Bashaumont 75002 Paris France, 6 выпусков в год) также явился постоянным печатным органом для педагогов и сотрудников института. С 2007 года издание включено в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК для опубликования основных научных результатов диссертационных исследований по направлениям: педагогика, психология, филология. Журнал представляет собой межвузовский проект, разработанный совместно ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», Институтом водных и экологических проблем СО РАН, которые явились соучредителями данного издания. Наличие научного журнала данного статуса предоставило вузу возможность для развертывания результатов комплексных научных исследований как на федеральном, так и на международном уровнях.

Деятельность отдела организации научно-исследовательской работы АГИК в 2015 г. была ориентирована на развитие проектно-инновационной и грантовой деятельности вуза; стимулирование публикационной активности НПР; реформирование научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых; менеджмент исследований АГИК в научно-профессиональной среде через реализацию совместных, в том числе международных, научных и творческих проектов; развитие кадрового потенциала НПР АГИК. Для реализации этих задач был проведен ряд мероприятий, в том числе следующие конкурсы:

– среди научных и научно-педагогических кадров - приняли участие 9 человек, проведен в декабре в соответствии с Приказом ректора № 11-п от 29.01.15 г.,

– на лучшую научную и научно-методическую работу в соответствии с Положением о конкурсе 3.1.6-24-14 и приказом ректора № 138-п от 02.10.2015 – приняли участие 16 человек,

– на лучшую научную и научно-методическую работу в соответствии с Положением о конкурсе 3.1.6-24-14 и приказом ректора № 12-п от 30.01.2015 – приняли участие 12 человек.

С целью содействия подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышению научной квалификации профессорско-преподавательских кадров в АГИК в 2015 г. принята программа развития кадрового потенциала вуза с учетом формирования контингента молодых педагогов и повышения их научного статуса, получения ученых и почетных званий научно-педагогическими работниками АГИК. В течение 2015 г. ВАК РФ присвоено ученое звание профессора Г.В. Олениной – руководителю научной школы «Педагогические аспекты проектно-технологического комплекса социально-культурной деятельности», д.п.н, профессору кафедры социально-культурной деятельности.

По результатам конкурса среди научных и научно-педагогических кадров АГИК Г.В. Оленина была удостоена звания «Ученый года».

 

3.2. Проведение на базе института научно-практических конференций различного уровня, в том числе в рамках выполнения государственного задания

Научные мероприятия, организованные вузом в 2015 г., имели целью обмен итогами научной, научно-методической и научно-творческой работы; информирование международной и российской научной общественности, в том числе и в рамках профессионального научного сообщества о научно-творческих наработках школ АГИК; повышение эффективности научной и научно-методической деятельности, привлечение студенческой молодежи к научным исследованиям. Результаты научно-исследовательской, научно-творческой и художественно-творческой деятельности ведущих ученых, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов изложены и апробированы в научных докладах, мастер-классах, научных дискуссиях, научно-творческих лабораториях и других формах научно-практической, художественно-творческой деятельности в рамках международных, всероссийских региональных научно-практических конференций и художественно-творческих мероприятий.

Данная работа осуществлялась вузом как в рамках выполнения государственного задания по разделам «Работа по организации и проведению общественно значимых мероприятий в рамках образовательной деятельности (публичные лекции, презентации, мастер-классы и др.», «Организация и проведение общественно значимых мероприятий в рамках творческой деятельности (фестивали, конкурсы, олимпиады и др.)», «Методическая работа в установленной сфере деятельности: организация (проведение) коллективных форм научной и методической деятельности (конференций, семинаров, круглых столов)», так и в рамках взаимодействия АГИК с органами краевой и муниципальной исполнительной власти; региональными и городскими организациями и учреждениями образования, культуры и искусства; зарубежными партнерами и др.

В течение 2015 г. в АГИК проведены 8 научно-практических конференций различного уровня (7 из них – с изданием сборника трудов). При этом большая часть из них уже стали традиционными мероприятиями, на практике реализующими принцип преемственности научной деятельности в АГИК. Так, в рамках III Межрегиональная (с международным участием) научно-творческая студенческая конференция «Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика» (апрель 2015 г.) было организовано проведение 42 секций научной и творческой направленности, в которых приняли участие не только студенты АГИК, но обучающиеся профильных ссузов и других вузов России и ближнего зарубежья. Как составляющая данной конференции также была проведена конференция «Первые шаги в науку» для обучающихся общеобразовательных, представивших научные работы по направлению «Культурология».

III Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (февраль 2015 г.) представила возможность студентам старших курсов, магистрантам, аспирантам и молодым ученым представить свои научные наработки для обсуждения в рамках научно-профессионального сообщества.

В свою очередь, XV Всероссийская научно-методическая конференция (с международным участием) «Качество образования в сфере культуры и искусств в условиях ФГОС ВО» (апрель 2015 г.) стала пло<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.