Раздел I. Человек и общество. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел I. Человек и общество.

2017-10-11 554
Раздел I. Человек и общество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧТО ИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание -обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки -явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки -Личность, группа лиц, познающая объект.

 

Науки разделяются на три группы.

 

Науки:

Точные науки Естественные науки Общественные (гуманитарные)
Математика, информатика, логика и другие Химия, физика, биология, астрономия и другие Философии, экономика, социология и другие

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

 

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Отличие Общественные науки Гуманитарные науки
Главный объект изучения Общество Человек

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

 

 

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Науки изучают общество в узком и широком смыслах.

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Этап исторического развития человечества (тип социальной системы) Страна, государство (отдельный социальный организм) Объединение людей по интересам и целям Группа людей, объединённых происхождением, ценностями
Древневосточное общество, буржуазное общество Всероссийское общество, американское общество Спортивное общество, общество защиты животных Крестьянское общество, дворянское общество

Общество в широком смысле -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

По способу социальной дифференциации (или расслоению)
Простые – нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования) Сложные - несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность

Человек

Признаки (критерии) человека:

Прямохождение
Мышление (развитие мозга)
Речь
Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в производстве
Развитие руки с растопыренным большим пальцем
Теории происхождения человека
Теологическая(божественная) теория Космическая теория Эволюционная теория (Ч.Дарвин) Марксистская теория
Бог создал человека Ч Человек из космоса Человек произошёл от обезьяны Труд сделал человека
       
Человек
Биологическое существо Социальное существо
ü Человек часть живой природы; ü Тело и мозг результат деятельности природы; ü Наличие инстинктов; ü Анатомия и физиология, биологические потребности. ü Подавление и регулирование инстинктов; ü Формируется в обществе: речь, мышление, навыки; ü Не мыслит себя все общества.
           

Человек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле.

Человек Индивид Индивидуальность Личность
Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры это отдельный человек в среде других людей (единичный представитель человеческого рода и как член какой-то социальной группы) Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные) Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности

 

Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

 

Человек Животное
Изменяет, преобразует природу, не только физические, но и духовные, культурные потребности, обладает сознанием, речью, деятельность, целеполагание. Приспосабливается к природе, существует инстинктами, изменяется по потребностям своего вида.
Индивидуальность
Биологические отличия Психологические отличия Социальные отличия
ü цвет кожи; ü антропометрия; ü группа крови. ü темперамент; ü характер; ü интеллект; ü потребности; ü способности; ü интересы. ü отношение ксобственности; ü место в социально-классовой структуре.
Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.

Факторы формирования личности
Наследственные факторы: ü Особенности физиологии высшей нервной деятельности; ü Анатомо-физиологические особенности; Социальные факторы: ü Образование; ü Семья; ü Воспитание; ü Общение; ü Труд. Природно-географическая среда: ü Климат; ü Географическое положение.

Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.

Окончательные границы формирования личности нет.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.

Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель.

Что такое деятельность?

Развитие общества – результат деятельности людей.

Деятельность – это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Отличия деятельности человека от поведения животных:

  Животное Человек
Взаимодействие с окружающей средой Приспособление к окружающей среде Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель Задаётся инстинктом Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
Поведение Целесообразное, т.е. сообразующееся с целью Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)

 

Структура деятельности
Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Цель– это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность Средство– это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы Действия– это проявление волеизъявления людей Результат– это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество

в целом;

Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

ü Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.

ü Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

ü Если результат совпал с целью, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).

ü Для достижения цели любые средства хороши.

ü Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.

Мотивы деятельности
Потребности – этоиспытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития Социальные установки – это ориентация человека на что-либо. Убеждения – это эмоционально- ценностные отношения к действительности Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
Природы Общества Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально- производственная деятельность Это социально- преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
    Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Деятельность по результатам:

Созидательная Разрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура) Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность - благо Деятельность - зло

Рекреационная деятельность – это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность – направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

 

Игровая деятельность

Игра – это форма деятельности в условиях ситуации

В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством

Особенность: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры

Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)

Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности

Трудовая деятельность

Труд – это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность

Особенность: направлена на достижение практически полезного результата

Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека

Осуществляется под влиянием необходимости

Преобразует и совершенствует самого человека

Учебная деятельность

Учение – это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность

Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей

Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни

Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач

Общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности Общение не равно деятельности, т. к. общение – условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение самостоятельный вид активности

 

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизни Иллюзорный, т. е. тот, накого переносят свойства реального субъекта Воображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель,знакомый Животное, игрушка Бог, внутренний голос

 

Цель общения – это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные)   Невербальные (несловесные)
  Речь (язык) Это все средства общения, кроме речи
Внутренняя Внешняя Знаковые системы Сигналы Облик человека
Мысли   Устная, Письменная Рисунки, чертежи   Горн, свисток, светофор Мимика, жесты, тембр голоса

 

 

Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние

Цели и функции общения

Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)

Общение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством

Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сущность Обмен информацией(взаимная передача) Односторонняя передача  
Участники Субъект – объект, активновзаимодействующие Субъект – объект,обособление
Действия Равнозначные Односторонние
Обратная связь Активная, обогащаетинформацию Отсутствует или формальна
Информация Обогащается, дополняется,видоизменяется, уточняется Воспринимается спотерями или без них

Межличностные отношения – отношения между различными индивидами по различным основаниям.

Межличностные отношения

Официальные Неофициальные
Регламентированы, обезличены, стандартизированы, ограничена возможность выбора. Личностны, возможность выбора, не закреплены нормами.

Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.

Мировоззрение:

обыденное, религиозное, мифологическое,научное, философское, гуманистическое.

 

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности: биологические, социальные, идеальные.

Потребности по А. Маслоу:

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные, 3. Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Духовная сфера.

Структура духовной сферы:

1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

1. Познавательная - научная, религиозная, художественная

2. Ценностно-ориентировочная - отношение к явлениям действительности

3. Прогностическая - предвидение и планирование изменений действительности

3. Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства:произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Искусство

Искусство
Узкое значение Широкое значение
Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта

Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении деятельности.

 

Функции искусства
Повествовательная, познавательно- эвристическая Это знание и просвещение
Информационно-коммуникативная Это общение, обобщение, сообщение
Концептуально-рефлекторная Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира
Прогностическая, футурологическая Это предвосхищение, предсказание
Общественно-преобразующая Это духовно-практическая деятельность
Интеллектуально-нравственная Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров
Эстетическая Это развитие способностей художественноговосприятие и творчества
Гедонистическая Это наслаждение
Психологическое воздействие на подсознание человека Это воображение, внушение, гипноз

 

Черты искусства: является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.

Виды познания.

I.Ненаучное познание:

-Обыденное (житейское)

- Практическое (народная мудрость)

- Религиозное

-Мифологическое

- Художественное (средствами искусства).

II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

Общее у морали и права

Регулируют общественные отношения (поведение людей)

Ориентируется на справедливость

Чтобы правовые нормы работали, они по крайне мере не должны противоречить правилам морали

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4 Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I. Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными).

Социальные связи:

1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку. (Т. Гоббс).

Признаки:

численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий: горожане, жители деревни

конфессиональный: католики, православные, мусульмане

по этническому, по профессиональному и т. д.

III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).

Критерии дифференциации: доход (экономическая), объем власти (политическая), образование (род деятельности.), выделяют также престиж -оценка общества социальной значимости статуса личности. Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.

Социальные слои:

Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

Статус

Социальный статус – это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими идругими специфическими для данной системы признаками (пол, образование, профессия, доход).

Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

Социальный статус – положение личности в социальной группе.

Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

Социальный статус
Предписанный Достигаемый Личный
Связан с рождением человека (пол, национальность) Приобретен уже в обществе (образование, профессия) Связан с признанием качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе)

Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.

Социальная мобильность

Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

Социальная мобильность: горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.

Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой: образование, армия, школы, семья, собственность, церковь.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение

Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

Две тенденции в современном мире:

1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).

Социальная политика: активная - непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная - опосредована экономическими факторами

Ст. 54, п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признаётся лицо, не достигшее

возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»

Периодизация социальной стадии
Отрождения до 1 года Младенчество Период первоначального приспособления и приведения в готовность существенных сил к первоначальной адаптации
От 1 до 6 лет Детство Период интенсивного накопления социального значимого опыта и ориентации в социальном пространстве
От 6 до 11 лет Отрочество Период завершения первоначального созревания физических и психологических структур головного мозга
От 11 до 14 лет Подросток Это новый качественный период в становлении человека: половое созревание, сознательное проявление индивидуальности
От 14 до 18 лет Юность Период завершения созревания и социальной готовности

Молодежь – это социально-демографическая группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.

Виды власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2. Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теория - Аристотель 2. Религиозная теорияФома Аквинский 3. Договорная теорияД. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теорияГ. Спенсер 5. Классовая теорияК. Маркс

Теории происхождения государства
Патриархальная Государство выросло из большой патриархальной семья как естественно возникшая форма общения. Власть главы семья (отец) постепенно перерастает во власть монарха
Теократическая Бог создал государство и право
Теория насилия Государство создано как результат насилия, завоевание одних племён другими
Теория «общественного договора» Государство возникло на основе договора общества о добровольном объединении людей на определённых условиях
Социально- экономическая Государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений
Биологическая Государство есть продукт органической эволюции
Психологическая Психике индивида изначально присуща потребность к повиновению

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

4. Налоги

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства –основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объект у: внутренние и внешние

2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Формы правления:

1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству.

2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.

Форма правления
Монархия– власть по наследству Дуалистическая Иордания, Марокко
Парламентская Швеция, Дания, Великобритания, Бельгия, Япония
Абсолютная Саудовская Аравия, Бруней, Оман, ОАЭ, Катар
Республика– выборная власть Президентская США, Польша, Бразилия, Финляндия, Аргентина
Парламентская ФРГ, Италия, Индия, Венгрия
Смешанная Франция, Греция, Россия, Австрия

 

 

Различия республик:

Президентская Парламентская Смешанная
Глава государства – президент Глава государства – президент (символично) Глава государства - президент
Глава правительства – президент Глава правительства – премьер-министр (глава) Глава правительства – премьер-министр
Правительство назначается президентом Правительство формируется парламентом Правительство назначается президентом
Правительство несёт ответственность перед президентом Правительство несёт ответственность перед парламентом Правительство несёт ответственность перед обоими

2. Форма государственного устройства – способ национального и административно-территориального устройства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

Государственное устройство
Федерация – это форма государственного устройства, при котором территориальные единицы обладают самостоятельностью США, Мексика, ФРГ, Индия, Канада, Россия, Бразилия
Конфедерация – это союз государств СНГ, ЕС
Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью Финляндия, Франция, Япония, КНР, Афганистан, Пакистан, Египет, Италия, Венгрия, Великобритания

3. Политико-правовой режим – совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный)

Политические режимы
Демократия– властьнарода 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4.разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления.   Гласность для всего общества     Авторитаризм– власть одной силы (личность, семья, партия) Ограниченный и контролируемый плюрализмДоминирование управляемых над управляющими Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила   Тоталитаризм– полный контроль над обществом Плановая экономика Растворение индивида в массе (народе, классе, нации) Господство одной партии

Демократия – признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Местное самоуправление

РАЗДЕЛ VI. ПРАВО

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма прав


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.