Российское государство при Иване Грозном — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Российское государство при Иване Грозном

2017-10-11 231
Российское государство при Иване Грозном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Образование Киевского государства

1. Причины образования государства у восточных славян. Норманская теория образования государства у восточных славян.

2. Зарождение феодальных отношений: хозяйство и правовое положение зависимого населения Древнерусского государства.

3. Города и горожане.

4. Крещение Руси.

5. Роль православной церкви в жизни Киевского государства.

Сообщение: «Культура Киевской Руси». Его содержание:

Формирование древнерусской культуры. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. Образование в Киевской Руси. Зодчество. Живопись. Быт различных слоев населения.

 

ЛИТЕРАТУРА

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX–нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зезина М. Р. История русской культуры. М., 1990.

История русской культуры IX–XX вв.// Под ред. Кошман Л. В., Шульгин В. С., Сысоев Е. К., Зезина М. Р.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. (Любое издание).

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3-х т. Ростов. 1998. Т. 1.

Мезин С. А. История русской культуры X–XVIII веков. М., 2000.

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. (Любое издание).

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: рассказы о русской культуре. М., 1995.

Методические указания

Необходимо рассмотреть предпосылки образования государства: появление имущественного неравенства и знати (князь и дружина). Племенные союзы. Обратить внимание на “Повесть временных лет” - главный источник по истории Древней Руси. Роль варягов в формировании восточнославянской государственности. “Норманская теория”. Рассмотреть экономические и социальные процессы: зарождение раннефеодальных отношений и их своеобразие, многоукладность экономики, формирование крупной земельной собственности княжеских и боярских вотчин. Внутренняя и внешняя торговля. Древнерусские города и их роль. Далее следует сказать о принятии христианства на Руси: как происходил процесс, какое влияние оказало принятие христианства на экономическое, социальное и культурное развитие Киевской Руси.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Образование единого Российского государства

1. Предпосылки объединения русских земель и причины возвышения Москвы.

2. Политический строй.

3. Борьба с Литвой и Ордой.

4. Особенности образования Российского государства.

5. Историческое значение образования единого Российского государства.

Сообщение: «Подъем русской культуры после Куликовской битвы». Его содержание:

Москва - центр складывания великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. «Сказание о князьях Владимирских». Житийная литература «Хождение» Афанасия Никитина. Строительство Московского Кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

ЛИТЕРАТУРА

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX–нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века // Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. (Любое издание).

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 1.

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. (Любое издание).

Рябцев Ю. С. История русской культуры XI–XVII в. М., 1997.

Методические указания

Прежде всего необходимо раскрыть предпосылки объединения русских земель (приток населения в междуречье Оки и Волги, хозяйственное развитие, постепенное возрождение экономики, развитие городов и товарно-денежных отношений, роль церкви и внешнего фактора). Причины возвышения Москвы (географическое положение, внешняя и внутренняя политика первых московских князей и т. д.). Обратить внимание на внутриполитическую борьбу. Церковь и государство. Усиление власти московских князей. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Местничество. Далее рассмотреть взаимоотношения русских княжеств с их соседями. Куликовская битва. Разгром Тимуром Золотой Орды и его поход на Русь. И, наконец, определить историческое значение образования единого Российского государства.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997.

Дополнительная литература

Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. М., 1988.

Зимин А. А., Хорошевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. (Любое издание).

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 1.

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. (Любое издание).

Рябцев Ю. С. История русской культуры XI–XVII в. М., 1997.

Методические указания

Необходимо показать влияние боярского воспитания на личность Ивана IV. Время правления Ивана Грозного ознаменовалось новыми явлениями политико-государственной жизни: форма единого централизованного государства из монархии с Боярской Думой меняется в сторону сословно-представительной монархии. Проследить этот процесс. Ок. 1549 г. сложился правительственный кружок, который вошел в историю под названием Избранной рады. Кто вошел в Избранную раду? Избранная рада в середине XVI в. провела серию серьезных реформ, направленных на централизацию государства. Расскажите подробнее об этих реформах, их значении. Падение Избранной Рады послужило прологом к одному из мрачных периодов нашей истории – опричнине. Раскройте цели, сущность опричнины (террор, разделение страны, опричное войско, казни, ссылки и т. д.). Основные направления во внешней политике: Восток и Запад. Завоевание Поволжья и Западной Сибири (Ермак). Походы на Казань и Астрахань. Ливонская война: причины, повод, важнейшие события, итоги.

 

 

Семинарское занятие №4

Реформы Петра Великого

1. Личность Петра I. Предпосылки преобразований.

2. Внутренняя политика Петра I (военная реформа, создание флота, реформы в управлении государством, преобразования в экономике страны)

3. Внешняя политика Петра I.

4. Историческое значение реформ Петра Великого.

 

Сообщение «Культура Петровского времени». Его содержание:

Преобразование в области культуры и быта. Светский характер новой культуры. Школа. Академия наук. Наука и техника. Регулярная планировка городов. Создание научных, культурных, музейных, библиотечных учреждений. Литература. Живопись. Скульптура.

 

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Дополнительная литература

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 2.

Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987.

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990.

Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1984.

Методические указания

В первой четверти XVIII в. Московское государство превращается в Российскую империю. Начало этого процесса относится к предшествующему периоду развития страны. Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Расскажите о юности Петра I (жизни в подмосковных потешных селах, строительстве “потешной “ крепости, “преображенских конюхах”, “потехах Марсовых и Нептуновых”). Каковы предпосылки петровских преобразований? Общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, роста промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Расскажите о социально-экономическом развитии страны: создание армии и флота, суде и налогообложении, государственном управлении, казне, железоделательных заводах. Дайте характеристику торгово-промышленной политики (меркантилизму, развитию мануфактур и торговли). Крепостной характер русской экономики. Далее следует раскрыть внешнеполитические задачи, стоявшие перед Российским государством на рубеже столетий. Северная война – основные этапы (Полтавская битва 1709 г., Гренгамское 1714 г. и Гангутское 1720 г. сражения). Изложите условия Ништадского мира, превратившего Россию в великую державу – Российскую империю. И, наконец, проанализируйте значение и последствия реформ Петра Великого для развития страны.

 

 

Семинарское занятие №5

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Дополнительная литература

Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 3.

Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987.

Методические указания

Царствование императрицы Екатерины II было одним из самых замечательных в русской истории. Расскажите, как вступила на престол Екатерина II (переворот 28 июня 1762 г). Первые годы царствования императрица посвятила изучению своего государства и порядка управления. Расскажите об этом периоде ее правления: Уложенная комиссия 1767–1768 гг., преобразование губернского управления (1775 г), новое сословное устройство (1785 г.) и т.д. Как решался крестьянский вопрос? Крестьянская война под предводительстом Е. Пугачева (предпосылки, особенности этапы, значение). Во внешней политике правительства при Екатерине II прослеживаются два этапа. Гранью между ними является Французская революция. Расскажите об этих этапах с указанием основных событий. Дайте характеристику личности Екатерины II. Какова ее роль в истории России?

 

Семинарское занятие №6

Россия при Александре I

1. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I.

2. Попытка реформирования страны в первый период царствования Александра I (1801–1815 гг.).

3. Положение в стране в 1816–1825 гг.

4. Внешняя политика

 

Сообщение «Русская культура в первой половине XIX в.». Его содержание:

Литература и искусство: направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада и ее самобытность. Русские путешественники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Н. М. Карамзин. Русская журналистика. «Московский телеграф». «Телескоп». «Северная пчела». Бытовая культура различных сословий. Место религии в духовной жизни народов России.

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Дополнительная литература

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 3.

Троицкий Н. А. Лекции по русской истории XIX века. Краткий курс. Саратов, 1994.

Русский самодержавцы–1917. М., 1993.

Методические указания

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1801 г.). Расскажите об Александре I как личности и государственном деятеле (противоречивость натуры – от якобинских увлечений до монархизма). Расскажите о дворцовом перевороте 1801 г. Как происходило восшествие на престол Александра I? В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и даже преобразований. Проанализируйте основные тенденция экономического развития (углубление хозяйственной специализации основных регионов страны, увеличение производства на внутренний и внешний рынок и т. д.).

Семинарское занятие №7

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

Чернышевский Д. В. Александр II и его реформы. Саратов, 1993.

Дополнительная литература

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 3.

Троицкий Н. А. Лекции по русской истории XIX века. Краткий курс. Саратов, 1994.

Великие реформы в России, 1856–1874. М., 1992.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1988.

Методические указания

В середине XIX в. кризис феодализма в России принял всеобъемлющий характер, что и поставило русское самодержавие перед необходимостью реформ. Раскройте причины падения крепостного права (стремление обновить империю, давление общественного мнения, крестьянские недовольство и движения). Расскажите о подготовке реформ (гласность, проекты реформ, редакционные комиссии). Борьба вокруг проекта. Раскройте содержание реформы 1861 г. Подчеркните, что крестьяне получили личную свободу и были освобождены с землей. Как определялись нормы надела и возникли отрезки? Что такое чересполосица? Охарактеризуйте правовое положение крестьян и крестьянские учреждения после реформы 1861 г. Проанализируйте буржуазные и крепостнические черты реформы. Почему она не разрешила всех социально-экономических противоречий в развитии страны? Каково историческое значение отмены крепостного права для дальнейшего развития России?

Семинарское занятие №8

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России. XX век. / Сост. А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитриенко и др. М., 1996.

Дополнительная литература

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992.

Кавторин В. Первый шаг к катастрофе: 9 января 1905 года. М., 1992.

Методические указания

Необходимо выявить основные предпосылки революции 1905 – 1907 гг. Резкое обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX века было связано с целым комплексом проблем: экономическим кризисом 1900 – 1903 гг.; безысходным положением российской деревни; неудачным для России ходом войны с Японией; деградацией центральной власти и др. Начало революции – события 9 января 1905 г. в Петербурге. Нарастание революционного движения весной и летом 1905 г. Затем рассматриваем вопрос активизации крестьянского движения. Образование Крестьянского союза. Участие в революции российского пролетариата; массовый характер политических и экономических забастовок. Волнения и открытые вооруженные выступления в армии и на флоте. Обратим особое внимание на период наивысшего подъема революционного движения: Всероссийская Октябрьская политическая стачка; Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Подробно рассмотрим тактику революционных партий в октябре – декабре 1905 г. Откат революционной волны в 1906 – 1907 гг. В третьем вопросе изучаются ответные действия царского правительства, борьба с революционным движением. Тактика маневрирования и уступок. Манифест о созыве Государственной Думы. Царский Манифест 17 октября 1905 г., его роль в расколе революционного движения. Изменения стратегии и тактики российских либералов. Активизация реакционных монархических сил; черносотенные погромы. Кабинет С.Ю. Витте. Начало работы и роспуск I Государственной Думы. Деятельность П. А. Столыпина. В завершении этого вопроса рассматриваем деятельность II Гос. Думы и ее роспуск. “Третьеиюньский” государственный переворот следует рассматривать как окончание первой русской революции. Последний вопрос семинарского занятия – итоги, причины поражения, историческое значение революции 1905 – 1907 гг. Среди прочего важно отметить, что после революции 1905 – 1907 гг. Россия совершила несколько шагов в сторону конституционной монархии, однако по существу продолжала оставаться “буржуазной монархией”.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Образование Киевского государства

1. Причины образования государства у восточных славян. Норманская теория образования государства у восточных славян.

2. Зарождение феодальных отношений: хозяйство и правовое положение зависимого населения Древнерусского государства.

3. Города и горожане.

4. Крещение Руси.

5. Роль православной церкви в жизни Киевского государства.

Сообщение: «Культура Киевской Руси». Его содержание:

Формирование древнерусской культуры. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. Образование в Киевской Руси. Зодчество. Живопись. Быт различных слоев населения.

 

ЛИТЕРАТУРА

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX–нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зезина М. Р. История русской культуры. М., 1990.

История русской культуры IX–XX вв.// Под ред. Кошман Л. В., Шульгин В. С., Сысоев Е. К., Зезина М. Р.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. (Любое издание).

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3-х т. Ростов. 1998. Т. 1.

Мезин С. А. История русской культуры X–XVIII веков. М., 2000.

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. (Любое издание).

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь: рассказы о русской культуре. М., 1995.

Методические указания

Необходимо рассмотреть предпосылки образования государства: появление имущественного неравенства и знати (князь и дружина). Племенные союзы. Обратить внимание на “Повесть временных лет” - главный источник по истории Древней Руси. Роль варягов в формировании восточнославянской государственности. “Норманская теория”. Рассмотреть экономические и социальные процессы: зарождение раннефеодальных отношений и их своеобразие, многоукладность экономики, формирование крупной земельной собственности княжеских и боярских вотчин. Внутренняя и внешняя торговля. Древнерусские города и их роль. Далее следует сказать о принятии христианства на Руси: как происходил процесс, какое влияние оказало принятие христианства на экономическое, социальное и культурное развитие Киевской Руси.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Образование единого Российского государства

1. Предпосылки объединения русских земель и причины возвышения Москвы.

2. Политический строй.

3. Борьба с Литвой и Ордой.

4. Особенности образования Российского государства.

5. Историческое значение образования единого Российского государства.

Сообщение: «Подъем русской культуры после Куликовской битвы». Его содержание:

Москва - центр складывания великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. «Сказание о князьях Владимирских». Житийная литература «Хождение» Афанасия Никитина. Строительство Московского Кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

ЛИТЕРАТУРА

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX–нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века // Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. (Любое издание).

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 1.

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. (Любое издание).

Рябцев Ю. С. История русской культуры XI–XVII в. М., 1997.

Методические указания

Прежде всего необходимо раскрыть предпосылки объединения русских земель (приток населения в междуречье Оки и Волги, хозяйственное развитие, постепенное возрождение экономики, развитие городов и товарно-денежных отношений, роль церкви и внешнего фактора). Причины возвышения Москвы (географическое положение, внешняя и внутренняя политика первых московских князей и т. д.). Обратить внимание на внутриполитическую борьбу. Церковь и государство. Усиление власти московских князей. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Местничество. Далее рассмотреть взаимоотношения русских княжеств с их соседями. Куликовская битва. Разгром Тимуром Золотой Орды и его поход на Русь. И, наконец, определить историческое значение образования единого Российского государства.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Российское государство при Иване Грозном

1. Личность Ивана IV (условия формирования и главные черты).

2. Внутренняя политика Ивана Грозного: реформы, опричнина.

3. Внешняя политика Ивана Грозного.

 

Сообщение: «Культура XVI в. и формирование идеологии централизованного государства». Его содержание

Ереси и религиозные споры. Крупнейшие летописные своды. Публицистика. Иван Пересветов. «Четьи-Минеи» митрополита Макария. Исторические повести. Житийная литература. Иван Федоров и начало книгопечатания. Архитектура. Живопись. Быт и нравы. «Домострой».

 

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997.

Дополнительная литература

Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. М., 1988.

Зимин А. А., Хорошевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. (Любое издание).

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 1.

Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. (Любое издание).

Рябцев Ю. С. История русской культуры XI–XVII в. М., 1997.

Методические указания

Необходимо показать влияние боярского воспитания на личность Ивана IV. Время правления Ивана Грозного ознаменовалось новыми явлениями политико-государственной жизни: форма единого централизованного государства из монархии с Боярской Думой меняется в сторону сословно-представительной монархии. Проследить этот процесс. Ок. 1549 г. сложился правительственный кружок, который вошел в историю под названием Избранной рады. Кто вошел в Избранную раду? Избранная рада в середине XVI в. провела серию серьезных реформ, направленных на централизацию государства. Расскажите подробнее об этих реформах, их значении. Падение Избранной Рады послужило прологом к одному из мрачных периодов нашей истории – опричнине. Раскройте цели, сущность опричнины (террор, разделение страны, опричное войско, казни, ссылки и т. д.). Основные направления во внешней политике: Восток и Запад. Завоевание Поволжья и Западной Сибири (Ермак). Походы на Казань и Астрахань. Ливонская война: причины, повод, важнейшие события, итоги.

 

 

Семинарское занятие №4

Реформы Петра Великого

1. Личность Петра I. Предпосылки преобразований.

2. Внутренняя политика Петра I (военная реформа, создание флота, реформы в управлении государством, преобразования в экономике страны)

3. Внешняя политика Петра I.

4. Историческое значение реформ Петра Великого.

 

Сообщение «Культура Петровского времени». Его содержание:

Преобразование в области культуры и быта. Светский характер новой культуры. Школа. Академия наук. Наука и техника. Регулярная планировка городов. Создание научных, культурных, музейных, библиотечных учреждений. Литература. Живопись. Скульптура.

 

Литература

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-нач. XX в./ Сост. С. В. Мироненко. М., 1991.

История России с древнейших времен до 1861 года // Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Платонов С. Ф. Учебник русской истории. (Любое издание).

Дополнительная литература

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций // Соч.: В 3 т. Ростов. 1998. Т. 2.

Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987.

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990.

Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1984.

Методические указания

В первой четверти XVIII в. Московское государство превращается в Российскую империю. Начало этого процесса относится к предшествующему периоду развития страны. Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России в конце XVII в. Расскажите о юности Петра I (жизни в подмосковных потешных селах, строительстве “потешной “ крепости, “преображенских конюхах”, “потехах Марсовых и Нептуновых”). Каковы предпосылки петровских преобразований? Общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, роста промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Расскажите о социально-экономическом развитии страны: создание армии и флота, суде и налогообложении, государственном управлении, казне, железоделательных заводах. Дайте характеристику торгово-промышленной политики (меркантилизму, развитию мануфактур и торговли). Крепостной характер русской экономики. Далее следует раскрыть внешнеполитические задачи, стоявшие перед Российским государством на рубеже столетий. Северная война – основные этапы (Полтавская битва 1709 г., Гренгамское 1714 г. и Гангутское 1720 г. сражения). Изложите условия Ништадского мира, превратившего Россию в великую державу – Российскую империю. И, наконец, проанализируйте значение и последствия реформ Петра Великого для развития страны.

 

 

Семинарское занятие №5


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.