Категория числа имен существительных. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Категория числа имен существительных.

2017-10-11 382
Категория числа имен существительных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа: Школа России

Учебник, автор: Русский язык ч.2, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Класс: 2

Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока:

А) предметные – сформировать умение определять число имен существительных; употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных; изменять имена существительные по числам;

Б) метапредметные – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся; развивать речь, умение работать со словарём

В) личностные – воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний

Оборудование:

1. В.П. Канакина., В.ГГорецкий. «Русский язык», 2класс.,

2. Орфографический словарь,

3. Изображение «Вороны»,

4. Запись слова ворона с окошком

Технологическая карта.

Этап урока Деятельность учителя и ученика УУД
1. Организационный момент. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Мое внимание растет, Память моя крепка, Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю. - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)     Личностные УУД (правильная посадка за партой)
2. Минутка чистописания -Начнём урок с минутки чистописания. - Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах: Ворона, вода, слово, ворота. (Звук) -Правильно ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы в. - Откройте ваши тетради. Запишите в строчку цепочку букв, соблюдая соединения. Пропишите цепочки до конца строчки, продолжив закономерность. - Прочитайте предложение. Во дворе трава, на траве дрова. -Ребята, как назвается такое предложение? (скороговорка) -Попробуйте произнести ее быстро. -Спишите это предложение, соблюдая соединения. Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)  
3. Словарная работа а) Предъявление нового слова учащимся Работа над слуховым образом словарного сова Запись слова с окошком Работа над зрительным образом словарного слова Орфографическое проговаривание. Запись однокоренных слов или многократная запись слов с выделением орфограммы. Введение нового слова в активный словарь детей -Ребята, отгадайте загадку: Серо-чёрная та птица, Говорят, никак, певица. Мол, как каркать прекращает, Птицам певчим подражает     (Ворона)     -Верно ребята. Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе. (Дети проговаривают вместе с учителем слово ворона) -Давайте произнесем это слово с ударением (Ворооона) -Ребята, как вы думаете, где в этом слове ошибкоопасное место? Почему вы так решили? (В первом слоге. Так как гласная в этом слоге находится в слабой позиции, она безударная)   -Ребята, посмотрите на экран. Спишите это слово к себе в тетрадь. (Дети списывают слово с окошком в тетрадь)   в р о н а   -Ребята, а теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «ворона». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове? (Букву о)   -Ребята, давайте напишем это слово, проговаривая его по слогам вслух. (Во (пишу букву о) – ро (пишу букву о) – на (пишу буква а)) -Пропишите строчку в тетради слова «ворона», выделяя ошибкоопасное место. (Дети прописывают строчку и выделяют орфограмму.)     -Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «ворона» (Ворон, вороненок, вороний, воронье, вороньё, проворонить) -Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «ворона». (Дети составляют предложения, например: Саша считал ворон.Ворона села на ветку и каркнула.) -А теперь попробуйте составить мини-рассказ про ворону. (Дети составляют мини-рассказ, например: В нашем дворе живет старая ворона. Я часто выхожу на улицу и беру с собой хлеб. Я люблю кормить ворону.) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)   Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)     Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации)     Познавательные УУД (умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)   Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)  
4. Работа над правилом Мотивация   Самостоятельная формулировка правила   Работа с формулировкой правила     Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле   Упражнения на этапе первичного закрепления. Мотивация     Самостоятельная формулировка правила   Работа с формулировкой правила   Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле     Упражнения на этапе первичного закрепления -Ребята прочитайте слова.
конфета книга альбом конфеты книги альбомы

-Что общего между этими словами? (Эти слова имена существительные, неодушевленные, являются формой одного слова)

-Ребята, а в чем различие между этими словами? Что означает каждое слово? (конфета – одна, конфеты – много)

-Что обозначают слова в первом столбике? (слова означают один предмет)

-Что обозначают слова во втором столбике? (слова означают предметы)

-Давайте сделаем вывод: что мы можем сказать о числе предметов? (Может обозначать один предмет и несколько предметов)

 

 

-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 61 (Чтение правила учащимися)

-Давайте теперь разделим правило на части. (Деление правила на части учащимися:

1. Единственное и множественное число

2. Имена существительные в единственном числе

3.Имена существительные во множественном числе

-Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы:

1.В каких числах может употребляться имя существительное? (В единственном или во множественном числе)

2.Что обозначают имена существительные в единственном числе? Приведите свои примеры? (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет; книга, ива)

3.Что обозначают имена существительные во множественном числе? Приведите свои примеры. (Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; книги, ивы)

-Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте.

 

-Давайте закрепим изученное правило. На доске написаны слова, разделите слова на две группы: в первую группу относим слова, которые обозначают единственное число, во вторую – множественное число). Объясните, почему вы так распределили слова.

Палец, книга, тетради, дети, учитель, доска, цветы.

(Дети объясняют, как они распределяют слова, опираясь на правило: обозначает один предмет – единственное число; обозначают два или несколько предметов – множественное число.)

 

-Откройте учебник на странице 61 упражнение № 105. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Учащиеся выполняют задание)

-Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? (Нужно узнать что они обозначают: один предмет или несколько предметов)

-Выпишите сначала имена существительные, которые стоят в единственном числе. Прочитайте их. (Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва)

- А теперь на новой строчке выпишите имена существительные, которые стоят во множественном числе. Прочитайте их. (друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята)

- Ребята, а в какие еще группы можно объединить слова? (Ответы детей: имена собственные, нарицательные)

 

-Выполняем следующее упражнение № 106 на странице 62. Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.

-Ребята, давайте выполним первую строчку вместе. (Туфля – туфли, ягода – ягоды, море – моря, облако – облака.)

- Запишите эти пары слов. Над каждым словом укажите его число. Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

-Выполните вторую строчку самостоятельно. Давайте с вами проверим. (Простыни – простыня, улицы – улица, блюдца – блюдце, одеяла – одеяло)

-Ребята, что вы заметили? Что изменилось в словах? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма)

 

 

-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 62 (Чтение правила учащимися)

-Давайте теперь разделим правило на части. (Деление правила на части учащимися)

1. Изменение имен существительных. Примеры.

2. При изменении имени существительного меняется его форма.

-Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы:

1.Как изменяются имена существительные? (Изменяются по числам) Докажите мне это? (книга – обозначает один предмет, книги – несколько предметов)

2.Что меняется при изменении по числам в именах существительных? (Меняется его форма: книг а - книг и)

-Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте.

 

-Давайте закрепим изученное правило. На доске написаны слова. Докажите, что данные слова изменяются по числам, измените их. Выделите измененную форму имени существительного.

Цветок - … (цвет ы)

Стул - … (стуль я)

Дом - … (дом а)

(Дети объясняют изменение слов, опираясь на правило.)

 

-1) -Откройте учебник на странице 62 упражнение № 107. Прочитайте. (Учащиеся выполняют задание)

-Измените число имён существительных. (1. Воробей – воробьи, дерево – деревья, крыло – крылья, стул – стулья, ручей – ручьи; 2. Чиж – чижи, малыш – малыши, ерш – ерши, стриж - стрижи) Запишите эти пары слов. Над каждым словом укажите число.

-Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова? (Правильное написание словарных слов, правописание безударных гласных в корне слова, правописание разделительного мягкого знака)

- Подчеркните орфограммы на эти правила. (Учащиеся выполняют задание)

 

Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)   Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)   Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)     Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)     Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)   Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)   Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)   Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
5. Обобщающая беседа - О каком признаке имени существительного вы узнали? (Имена существительные бывают единственного и множественного числа) -Что обозначают имена существительные в единственном числе? Приведите свои примеры? (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет; книга, ива) -Что обозначают имена существительные во множественном числе? Приведите свои примеры. (Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; книги, ивы) -Что меняется при изменении по числам в именах существительных? (Меняется его форма: книга - книги) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
6. Рефлексия - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Сейчас я буду говорить вам слова, если будет встречаться имя существительное в ед.ч., то хлопаем один раз в ладоши, а если мн.ч - два хлопка. (Дождь, воробьи, цветок, лопата, зеркало, парты, ученики, рыбка, аквариум) - Молодцы! А теперь оцените свою работу с помощью светофора! (красный - справился с работой, жёлтый – работал хорошо, но не в полную силу, зелёный – были сложности) Спасибо за работу! -На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения)

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003

2. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009

3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/С.П.Казачкова, М.С.Умнова. - М.: Планета, 2013

4. Организация практики пробных уроков: Методические рекомендации / сост. Грек С.В., Питкевич С.Г. – Анжеро-Судженск: ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж», 2010

5. Педагогическая практика в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010

7. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам"). - М.: Просвещение, 2012

 

 

Для заметок

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.