Философские идеи развития. Диалектика. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Философские идеи развития. Диалектика.

2017-10-11 682
Философские идеи развития. Диалектика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философское учение о бытии

1. Категория «бытие» и ее роль в философии.

2. Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной.

Религиозная картина мира.

3. Фундаментальный характер философской категории «материя». Материя: ее атрибуты, уровни организации и виды.

4. Философские идеи развития. Диалектика.

5. Законы и категории диалектики, их действие в природе и обществе.

 

Бытие - одни из важнейших категорий философии. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но если понимать бытие только в этом узком значении слова, то нельзя ответить на вопросы: что значит быть? что гарантирует бытие? В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие».

1. Это объективный мир, существующий независимо от сознания.

2. Это все существующее независимо от сознания, не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Итак, если бытие - это все, что существует, т.е. противоположное понятие - небытие, все чего нет. Как соотносятся друг с другом бытие и небытие – это философский вопрос. Он то исчезает из поля зрения философов, то вновь возникает. Наука о бытии называется онтология. Вот основные вехи изучения проблемы бытия.

Впервые термин «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид (V — IV вв. до н.э.). Главный тезис Парменида «Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает».

Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов, мифология стала рассматриваться как вымысел. Мир уже не казался таким прочным и надежным. Людям необходима была вера в новую силу. Парменид вводит понятие бытия как силы, которая защитит мир от разрушения и хаоса. Бытие — это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль, но не обычная мысль, а Абсолютная мысль, Логос - космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Не человек открывает истину, а истина открывается человеку. Человеческое понимание не может оценить истинность знания.

Одним из критиков Парменида был Сократ. Он считал, что Парменид чересчур умоляет субъективный разум, мысль и возвеличивает притязание философов на статус представителей Божественного бытия. Сократ объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.

Материалисты — Демокрит, Левкипп считали, что мир — это атомы (бытие) и пустота (небытие).

Решение проблемы бытия Парменидом открыло путь развития метафизике - учению о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества. Учение об абсолютном духе, духовных сущностях, Боге в философии относят к метафизическим.

Аристотель построил модель (а за ним и Фома Аквинский) иерархического упорядочения мира. Мертвая материя в самом низу, затем растения, животные, человек, а на вершине Бог, абсолютно свободный от материи, поэтому совершеннейший. У Ф. Аквинского все уровни иерархии имеют самостоятельность, все они причастны только одному Богу.

Философия Нового времени утратило! прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного гаранта всего происходящего в мире.

· И.Кант утверждает, бытие независимое от познания.

· Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования.

· Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.

· Экзистенционализм заявляет, что человек - только он один есть предельное бытие.

· Марксизм (Ф.Энгельс) утверждает, что бытие «есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения».

Мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и её высшую форму - сознания.

Русские религиозные философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определенной культуры. Они утверждали, что специфика русского мировоззрения базируется на ином, по сравнению с западным, мироощущении. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Человек укоренен в бытии, что делает возможным его сознание. Знание - это самораскрытие бытия.

В XX в. делается поворот к утверждению онтологии как центральной части философии.

Философы выделяют условно 4 уровня бытия:

1. бытие тел, вещей, процессов; (существование природных явлений).

2. бытие человека; (существование в человеке биологического, социального и психологического начала).

3. бытие идеального и духовного; (существование сознания и его продуктов).

4. Бытие социального (общества у реальный процесс жизнедеятельности людей).

 

Категория бытия тесно связана с категорией материи. Существование материи признают и материалисты и идеалисты. Идеалисты признают существование материи, но рассматривают её как низкий род бытия, вторичную от творческого начала – сознания. Для материалистов материя – это основа всего существующего.

Наиболее полное учение о материи дано в рамках диалектико-материалистического учения.

Наиболее общепризнанным в философском материализме является определение, данное В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Из этого определения следуют 3 вывода:

1. Главное свойство материи - быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

2. Материя неисчерпаема, она существует в многообразии конкретных объектов. Ни один конкретный объект не имеет права претендовать на свое исключительное право быть материей.

3. Мир познаваем. Мышление - продукт человеческого мозга, т.е. материи. Т.к. человек продукт природы.

Понятие «материя» выступает гарантом существования мира. Материи приписываются такие же характеристики, как и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность.

Наука и философский материализм сходны в понимании бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые воспроизводит человек.

Но философия пытается представить общую картину мира, а наука изучает конкретные формы и уровни материи. Современная наука в к. XX в. давала следующую картину мира:

I ур. – неживая природа:

· элементарные частицы, вакуум;

· атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики;

· системы галактик, метагалактики.

II ур. – живая природа:

Биологическая жизнь:

· ДНК, РНК;

· белки;

· клетки и одноклеточные организмы;

· растения и животные;

· популяции (стаи волков, рыб - воспроизводящие себя в потомстве);

· биоценозы (совокупность популяций);

· биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов).

III ур. – социальный уровень материи:

· семья;

· классы;

· расы;

· нации и т.п.

Материальный мир (по мнению материалистов) един в своем многообразии. Основой мира является материя, а уровни и формы её многообразны.

 

Материя обладает многочисленными свойствами: неуничтожимость, неисчерпаемость, познаваемость, вечность. Есть свойства, которые называются атрибутами материи: это движение, пространство, время.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего мира находятся в постоянном движении и изменении. Если вещь не изменяет свой «внешний вид», свое местоположение, то внутри у неё происходит движение элементарных частиц. А внешне вещь остается в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета. Если изменяется качественное состояние предметов, то здесь возможны 2 результата: распад предмета и образование более сложного предмета.

Развитие изменение, сопровождающееся появлением новых

качественных состояний, которые представляют собой возможности, скрытые в предшествующих состояниях (яйцо - курица).

Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» дал характеристику формам движения материи.

1. Механическая - движение тел относительно друг друга (перемещение).

2. Физическая — тепловые, электрические, магнитные процессы в твердых, жидких, газообразных телах.

3. Химическая - соединение и распад молекул.

4. Биологическая — жизнедеятельность живых организмов.

5. Общественная или социальная - становление и развитие человеческого общества.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной.

Два других атрибута материи — пространство и время.

Пространство - форма существования материи, выражающая протяженность тел и объектов, их размеры и расположение среди других предметов мира.

Время - формы существования материи, выражающая длительность протекающих процессов, их темп, режим, последовательность.

Идеалисты считают пространство и время порождения сознания, абсолютной идеи.

Пространство и время, по мнению материалистов, являются вечными, несотворимыми, бесконечными и безграничными, т.к. они являются атрибутами материи.

Философские теории пространства и времени можно разделить на субстанциональные и реляционные.

Субстанциональные теории рассматривают пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они представляют собой арену, на которой развертываются материальные процессы и существуют материальные объекты.

Реляционная концепция пространства и времени заключается в том, что они представляются как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Это теория утверждает связь пространства и времени друг с другом и с движущейся материей.

В начале XX физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Появился даже новый термин пространство-время. Они предполагают, что наш мир измеряется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

Современная наука полагает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными характеристиками. Ученные предполагают, что при рождении нашей метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (3+1) стали формами бытия на макроскопическом уровне, а шесть определяли структуру микромира.

Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Особенности биологического пространства-времени проявляются на уровне белковых молекул в форме асимметрии «левого» и «правого» в группировках атомов. В неживой природе нет различия между «левым» и «правым». Живые центры образуются только из тех молекул, в которых имеется «левосторонняя группировка». Имеют свою специфику и временная организация живого. Растения, животные, люди имеют свои биологические часы - длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т.д.

Специфику имеет пространство и время жизни общества. Человечество имеет свою территорию обитания - пространство, где человек живет, строит жилище, обрабатывает землю. Рядом с неосвоенной природой появилась «очеловеченная» природа. Это производство характеризуется не только связью предметов и объектов, но и отношением человека к предметам и месту своего обитания. Ностальгия - тоска человека по Родине, если он вынужден жить в каком-либо другом месте.

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Чем ближе к сегодняшнему дню, тем более они ускоряются. Родоплеменное общество просуществовало несколько десятков тысяч лет, средневековое - около 1400 лет, капиталистическое - около 300 лет. Именно при капитализме произошло «социальное ускорение» - погоня за прибылью. Произошли интенсификация труда, уплотнение событий. Недаром именно тогда была изобретена секундная стрелка. Социальное время многоуровневое - смена возраста человека, смена исторических эпох, в каждом свой ритм и свои ценности.

Это материалистическое учение, основанное на ленинском определении. В последнее время некоторые философы утверждают, что оно содержит 2 взаимоисключающих суждения:

1. Материя независима от нашего сознания.

2. Материя есть объективная реальность.

Одно опровергает другое. Первое суждение невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

 

Вывод:

Проблема бытия в философии является одной из более насущных т.к. касается, прежде всего, существования человека и его окружения. В различные периоды истории философы рассматривали бытие как сотворенное Богом, как независимое существование Бога, как предельное человеческое бытие. Основными видами бытия являются материя и сознание, которые существуют в различных формах. В 20 веке философы условно выделили 4 уровня бытия, которые в конечном счете, представляют собой бытие как таковое.

Принципы диалектики.

1. Принцип всеобщей взаимной связи.

2. Принцип развития через противоречия.

Метод познания мира в философии связан либо с признанием, либо с непризнанием развития и взаимосвязи явлений. Диалектика рассматривает предметы и явления во взаимосвязи и развитии.

Принципы развития

Следует рассматривать в соответствии с принципом движения. Но движение – это изменение вообще, т.е. любое изменение.

Развитие - это особый вид изменения, в результате которого происходит изменение качества предмета и его структуры, т.е. появляются что-либо новое. Однако если взять "новое", как принцип развития, но следует отметить, что новое бывает как прогрессивным, так и регрессивным.

Развитие к более высокой организации выражается понятием прогресс, изменение в противоположном направлении - регресс. В развитии прогрессивные и регрессивные изменения взаимосвязаны (история препарата "толидамид").

Принцип всеобщей связи означает, что развитие предметов и явлений осуществляется посредством взаимосвязи между собой. Каждый предмет является определенной системой элементов, которые связанны друг с другом, и нарушения этой связи привести к необратимым последствиям (нарушение обмена веществ в организме человека). Предметы и явления, образуют системы предметов и явлений, которые в свою очередь являются частью еще более сложной системы и т.о. из принципа всеобщей связи возникает Принцип детерминизма, который означает, что каждый предмет и явление имеет свою причину, т.е. их порождают другие предметы и явления.

Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий и категорий.

Категории - наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки.

Все категории - это понятия, но не все понятия категории. Отношение к миру в целом, человек выражает категориями. Каждая группа имеет свои категории – "болезнь", "патология" и т.п. использует медицина, "организм", "наследственность" биология.

Философские категории отражают общее во всех причинных связях, т.е. отражают закономерности развития. Философские категории являются парными.

Часть, целое, система

Система - совокупность элементов, которые связанны друг с другом в единое целое.

Элемент - это единица в составе целого.

Любая система представляет собой единство частей. Система, может быть, простой и сложной. Сложная система - это система, элементы которой сами рассматриваются как системы.

Любая система есть нечто целое, представляющее единство частей. Какую бы малую частицу мы не взяли (атом), она представляет собой нечто целое и вместе с ним часть другого целого (молекулы). Это другое целое, есть, в свою очередь, часть большего целого (организм человека). Та или иная система может быть понятна как целое лишь в результате уяснения природы ее частей. Любой единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда он анализируется не в отрыве от системы, а в связи с ней. Знание организма человека как единой системы невозможно без знания частей - органов человека.

Содержание и форма

Содержание - это единство составных элементов, свойств, процессов.

Форма - это организация содержания, способ его существования (таблетка - форма, анальгин - содержание).

Каждый предмет представляет собой единство формы и содержания. Не может быть бесформенного содержания и бессодержательной формы. Ведущей стороной, как правило, является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение, как правило, начинается с содержания.

В ходе развития наступает момент, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его развитие. Тогда происходит ломка устаревшей формы. Одно и тоже содержание может облекаться в различные формы (анальгин - таблетка, порошок, раствор для инъекций, мазь).

 

Сущность и явление

Сущность - это главная, основная определяющая сторона, вещи или предмета.

Явление - форма проявления сущности. Сущность скрыта от взора человека.

Явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без сущности (болезнь - сущность, симптом - явление).

Сущность, каким либо образом, проявляется. Но явления богаче, красочнее сущности. Сущность может проявляться и в массе явлений и в единичном явлении.

В одних явлениях сущность может выступать полно и прозрачно, а в других наоборот, искажать сущность (иррадиирующая боль).

Причина - это явление, которое вызывает к жизни другое явление.

Следствие – результат действия причины. Беспричинных явлений не бывает. Цепь причинно - следственных связей необходима и универсальна (причина - вирус, следствие - ОРВИ)

Причина всегда предшествует следствию во времени. Но это не значит, что все предшествующие явления находятся, а причинной связи с последующими. Ночь следует за днем, а день за ночью, однако день не есть причина ночи, а ночь не есть причина дня. Причина их смены - вращение Земли вокруг своей оси. Следует отличать причину от повода и условий.

Повод - внешний толчок, способствующий появлению причины (контакт с больным - повод к действию причины - проникновению вируса в организм человека.)

Условия - это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Но без условий причина бессильна. Гален говорил, что ни одна причина не мажет вызвать заболевания, если нет восприимчивого организма.

Существует философский детерминизм - причины, согласно которому все явления связаны друг с другом причинной связью и обуславливают Друг - друга. Следствие от действия одной причины может стать причиной другого следствия (вирус ОРВИ, осложнение - бронхит).

Необходимость и случайность

Необходимость - это то, что закономерно должно произойти.

Случайность - это то, что в данных условиях может быть и не быть, может произойти так, а может иначе, (необходимость - подняться по лестнице, случайность подвернуть ногу).

В окружающем мире совершаются и необходимые и случайные события. В каждой случайности есть доля необходимости, т.к. случайные явления причинно обусловлены. Случайность выступает как форма дополнения необходимости.

Необходимые явления проявляются в виде случайных. Немало научных изобретений и открытий осуществлено в силу случайных обстоятельств.

Случайность надо отличать от вероятности.

Вероятность - это мера возможности реализации данного события в данных условиях (выигрыш лотерейного билета - вероятность)

Законы диалектики.

Всеобщность связей развития характеризуют законы диалектики. Познание мира убеждает нас в том, что в мире повсюду есть порядок, происходит смена времен года, старое сменяется новым, одно умирает, другое нарождается. Все в мире взаимосвязано, есть связи случайные, а есть связи закономерные.

Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, он указывает на определенный порядок, тенденцию развития явлений. Законы могут быть, частными (отражающими зависимость между группой предметов) и более общими. Например, к первой группе можно отнести законы - теоремы в математике, а ко второй всемирного тяготения.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего.

В диалектике традиционно выделяют три основных группы закономерностей.

Первая - единство и борьба противоположностей.

Противоположности - это свойства, стороны, силы предмета, которые с одной стороны не существуют друг без друга, а с другой стороны взаимоисключают друг - друга. Эти стороны составляют диалектическое противоречие. Диалектическое противоречие отражает единство противоположностей и их борьбу. В мире нет ни одного предмета или явления, которые не имели бы альтернативных свойств (например, магнит -"+" и "-"; атом - положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны, процессы ассимиляции и диссимиляции в организме человека и т.п.). Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое. Причем в этом целом одно явление так же необходимо, как и другое. Следовательно, наличие в предмете противоположных сторон - это необходимость и составляет жизнь целого.

Таким образом, развитие предметов - это процесс раздвоения единого на противоположности, "борьба" между ними и разрешение противоречий. Единство противоположностей - временно, оно является условием для борьбы.

Противоречия неодинаковы.

Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и не основные противоречия. Решающими в развитии, в конечном счете, являются внутренние противоречия.

 

 

Вывод: Развитие предметов есть раздвоение единого на противоположности, "борьба" между ними и разрешение противоречий.

Глоссарий

Бытие - это все, что существует.

Онтология – наука о бытии.

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».(В.И. Ленин)

Движение - изменение вообще

Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета.

Развитие – изменение, сопровождающееся появлением новых

качественных состояний, которые представляют собой возможности, скрытые в предшествующих состояниях.

Пространство - форма существования материи, выражающая протяженность тел и объектов, их размеры и расположение среди других предметов мира.

Время - формы существования материи, выражающая длительность протекающих процессов, их темп, режим, последовательность.

Объективная диалектика - это диалектика природы и материальных отношений.

Субъективная диалектика - это диалектика процесса познания и мышления людей.

Категории - наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки.

Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, он указывает на определенный порядок, тенденцию развития явлений.

Противоположности - это свойства, стороны, силы предмета, которые с одной стороны не существуют друг без друга, а с другой стороны взаимоисключающие друг друга.

Качество - это целостная характеристика предмета, которая определяет его сходство или различие с другими предметами.

Количество - это характеристика степени проявления того или иного свойства предмета.

Мера - единство количества и качества, граница, в рамках которой предмет остается самим собой.

Скачок - процесс коренного изменения данного качества, появление нового в развитии

Отрицание - это процесс, в результате которого отмирает старое и появляется новое в развитии

Преемственность - из старого удерживается то, без чего дальнейшее развитие невозможно.

Эклектика (греч. – выбираю) - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т.п. Бессистемный сбор и сочетание различных сведений и знаний.

Софистика -сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, т.н. софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью, вырывание событий из их связи с другими.

 

 

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Что такое бытие?

2.«Кто является творцом мира и человека согласно религии»?

3. Чем прогресс отличается от регресса?

 

 

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1.Что изучает онтология?

2.Какие формы бытия выделила современная наука?

3. В чем различие философской и естественнонаучной картины мира?

4.Кто из философов впервые сказал: «Все течет, все изменяется»?

5. Чем категории диалектики отличаются от понятий других наук?

6. Как характеризуют развитие законы диалектики?

7. Что такое софистика иэклектика?

 

 

 

Философское учение о бытии

1. Категория «бытие» и ее роль в философии.

2. Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной.

Религиозная картина мира.

3. Фундаментальный характер философской категории «материя». Материя: ее атрибуты, уровни организации и виды.

4. Философские идеи развития. Диалектика.

5. Законы и категории диалектики, их действие в природе и обществе.

 

Бытие - одни из важнейших категорий философии. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но если понимать бытие только в этом узком значении слова, то нельзя ответить на вопросы: что значит быть? что гарантирует бытие? В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие».

1. Это объективный мир, существующий независимо от сознания.

2. Это все существующее независимо от сознания, не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Итак, если бытие - это все, что существует, т.е. противоположное понятие - небытие, все чего нет. Как соотносятся друг с другом бытие и небытие – это философский вопрос. Он то исчезает из поля зрения философов, то вновь возникает. Наука о бытии называется онтология. Вот основные вехи изучения проблемы бытия.

Впервые термин «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид (V — IV вв. до н.э.). Главный тезис Парменида «Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает».

Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов, мифология стала рассматриваться как вымысел. Мир уже не казался таким прочным и надежным. Людям необходима была вера в новую силу. Парменид вводит понятие бытия как силы, которая защитит мир от разрушения и хаоса. Бытие — это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль, но не обычная мысль, а Абсолютная мысль, Логос - космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Не человек открывает истину, а истина открывается человеку. Человеческое понимание не может оценить истинность знания.

Одним из критиков Парменида был Сократ. Он считал, что Парменид чересчур умоляет субъективный разум, мысль и возвеличивает притязание философов на статус представителей Божественного бытия. Сократ объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.

Материалисты — Демокрит, Левкипп считали, что мир — это атомы (бытие) и пустота (небытие).

Решение проблемы бытия Парменидом открыло путь развития метафизике - учению о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества. Учение об абсолютном духе, духовных сущностях, Боге в философии относят к метафизическим.

Аристотель построил модель (а за ним и Фома Аквинский) иерархического упорядочения мира. Мертвая материя в самом низу, затем растения, животные, человек, а на вершине Бог, абсолютно свободный от материи, поэтому совершеннейший. У Ф. Аквинского все уровни иерархии имеют самостоятельность, все они причастны только одному Богу.

Философия Нового времени утратило! прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного гаранта всего происходящего в мире.

· И.Кант утверждает, бытие независимое от познания.

· Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования.

· Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.

· Экзистенционализм заявляет, что человек - только он один есть предельное бытие.

· Марксизм (Ф.Энгельс) утверждает, что бытие «есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения».

Мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и её высшую форму - сознания.

Русские религиозные философы связывали то или иное решение проблемы бытия со спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определенной культуры. Они утверждали, что специфика русского мировоззрения базируется на ином, по сравнению с западным, мироощущении. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Человек укоренен в бытии, что делает возможным его сознание. Знание - это самораскрытие бытия.

В XX в. делается поворот к утверждению онтологии как центральной части философии.

Философы выделяют условно 4 уровня бытия:

1. бытие тел, вещей, процессов; (существование природных явлений).

2. бытие человека; (существование в человеке биологического, социального и психологического начала).

3. бытие идеального и духовного; (существование сознания и его продуктов).

4. Бытие социального (общества у реальный процесс жизнедеятельности людей).

 

Категория бытия тесно связана с категорией материи. Существование материи признают и материалисты и идеалисты. Идеалисты признают существование материи, но рассматривают её как низкий род бытия, вторичную от творческого начала – сознания. Для материалистов материя – это основа всего существующего.

Наиболее полное учение о материи дано в рамках диалектико-материалистического учения.

Наиболее общепризнанным в философском материализме является определение, данное В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Из этого определения следуют 3 вывода:

1. Главное свойство материи - быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

2. Материя неисчерпаема, она существует в многообразии конкретных объектов. Ни один конкретный объект не имеет права претендовать на свое исключительное право быть материей.

3. Мир познаваем. Мышление - продукт человеческого мозга, т.е. материи. Т.к. человек продукт природы.

Понятие «материя» выступает гарантом существования мира. Материи приписываются такие же характеристики, как и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность.

Наука и философский материализм сходны в понимании бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые воспроизводит человек.

Но философия пытается представить общую картину мира, а наука изучает конкретные формы и уровни материи. Современная наука в к. XX в. давала следующую картину мира:

I ур. – неживая природа:

· элементарные частицы, вакуум;

· атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики;

· системы галактик, метагалактики.

II ур. – живая природа:

Биологическая жизнь:

· ДНК, РНК;

· белки;

· клетки и одноклеточные организмы;

· растения и животные;

· популяции (стаи волков, рыб - воспроизводящие себя в потомстве);

· биоценозы (совокупность популяций);

· биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов).

III ур. – социальный уровень материи:

· семья;

· классы;

· расы;

· нации и т.п.

Материальный мир (по мнению материалистов) един в своем многообразии. Основой мира является материя, а уровни и формы её многообразны.

 

Материя обладает многочисленными свойствами: неуничтожимость, неисчерпаемость, познаваемость, вечность. Есть свойства, которые называются атрибутами материи: это движение, пространство, время.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего мира находятся в постоянном движении и изменении. Если вещь не изменяет свой «внешний вид», свое местоположение, то внутри у неё происходит движение элементарных частиц. А внешне вещь остается в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета. Если изменяется качественное состояние предметов, то здесь возможны 2 результата: распад предмета и образование более сложного предмета.

Развитие изменение, сопровождающееся появлением новых

качественных состояний, которые представляют собой возможности, скрытые в предшествующих состояниях (яйцо - курица).

Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» дал характеристику формам движения материи.

1. Механическая - движение тел относительно друг друга (перемещение).

2. Физическая — тепловые, электрические, магнитные процессы в твердых, жидких, газообразных телах.

3. Химическая - соединение и распад молекул.

4. Биологическая — жизнедеятельность живых организмов.

5. Общественная или социальная - становление и развитие человеческого общества.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной.<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.052 с.